Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Запредельный восьмеричный путь

Тот факт, что в рамках спирального пути постоянное преображение начинается со «знания и видения вещей как они есть», предполагает, что обычно мы не видим вещи такими, какие они есть. Мы видим их только такими, какими они перед нами предстают, мы видим их неправильно, мы даже видим их перевернутыми с ног на голову. Будда выделял четыре «перевернутых воззрения» (випарьясы), которые описывают то, как мы обычно видим вещи84. Одно из этих воззрений – видеть болезненное как приятное, второе – видеть непостоянное как постоянное, третье – видеть подлинное самобытие там, где нет самобытия, и четвертое – видеть уродливое как прекрасное. И эти четыре перевернутые вверх дном, вывернутые наизнанку воззрения стоят между нами и реальностью.

 

Давайте, например, посмотрим внимательнее на непостоянство. В случае с вполне очевидными, осязаемыми вещами, такими, как машина или дом, мы можем привязаться к ним и начать вести себя так, как будто эта вещь – дом или машина – будет существовать всегда. Мы начинаем относиться к ним так, как будто они постоянны. И, конечно, это применимо также к нашим отношениям с людьми. Не то чтобы мы на самом деле думали, что наши машина или дом неизменны. Если бы нас об этом спросили, мы бы ответили: «Конечно, они непостоянны. Я очень хорошо это знаю». Но эмоционально мы относимся к ним так, как будто бы они постоянны. И именно эмоциональное отношение в первую очередь составляет наши вывернутые наизнанку воззрения. Когда мы лишаемся чего-то, к чему были привязаны и по отношению к чему привыкли вести себя так, как будто это всегда будет рядом, мы испытываем страдания, в большей или меньшей степени, и это подсказывает нам, что мы видели, по крайней мере, конкретную вещь или этого человека в неверном свете.

 

Подобным образом, мы видим то, что на самом деле невещественно, лишено самости или самобытия – и сюда во многом можно отнести наше видение самих себя – как обладающее самобытием, как нечто существенное, устойчивое среди изменчивых процессов жизни, как нечто стоящее за ними. И мы представляем, что то, что на самом деле не может принести нам удовлетворения, даст нам его – или, по крайней мере, воображаем, что оно принесет нам удовлетворение в будущем. Эти три «вывернутые наизнанку» воззрения, безусловно, связаны с тремя лакшанами, тремя характеристиками обусловленного существования.

 

Четвертая випарьяса – видеть то, что на самом деле уродливо, как прекрасное – требует несколько больше объяснений. В учении не говорится, что нам нужно относиться, например, к цветку, как к уродливому в своей сути. Скорее, в сравнении с красотами высшего уровня реальности красота, которую мы ощущаем внутри обусловленного существования, блекнет и становится несущественной.

 

Поэтому нам нужно развернуть наши воззрения на вещи в противоположную сторону, или, как говорится об этом в буддизме, взращивать «правильные воззрения» или даже «Совершенное видение». Если вы обладаете Совершенным видением, вы видите болезненное как болезненное, непостоянное как непостоянное и так далее. Вы также видите истинность Четырех благородных истин и взаимозависимого совозникновения. Другими словами, вы видите реальность, по крайней мере, до некоторой степени.

 

Совершенное видение – это первый шаг на Благородном восьмеричном пути Будды, который, так уж случилось, стал первым из существующих описаний пути к Просветлению. Мы увидели, как, решив учить Дхарме, он разыскал своих прежних спутников с намерением поделиться с ними своим великим открытием. Он изложил их им в терминах Четырех благородных истин – того, что жизнь не приносит удовлетворения, того, что причина этого кроется в нашем страстном желании, того, что возможно достичь состояния совершенного покоя и свободы от болезненных уз страстного желания того, чтобы вещи были не такими, какие они есть, и того, что этого состояния возможно достичь, следуя по пути – и в конце концов это привело к тому, что они постигли истину. В связи с этим Будда описал то, что стало известно как его «Благородный восьмеричный путь»85. Здесь я хочу вкратце ознакомить вас с данной формулировкой пути – возможно, самой известной в буддийском мире – а также с двумя менее известными описаниями – семью факторами Просветления и семью висуддхами или очищениями.

 

Первое, что нужно сказать о Восьмеричном пути – это то, что на самом деле их два: мирской Восьмеричный путь и запредельный Восьмеричный путь86. Вам может показаться, что Совершенное видение реальности – странная отправная точка для духовного пути, это скорее напоминает о дзенской фразе: «Если вы хотите взобраться на гору, начните с вершины». Но, строго говоря, когда мы говорим о Восьмеричном пути арьев («арьев» здесь означает «благородных» или «святых»), это запредельный путь, и он начинается с Совершенного видения. Мирской Восьмеричный путь – это Восьмеричный путь, но не Восьмеричный путь арьев. Большинство упоминаний в буддизме связаны лишь с мирским Восьмеричным путем, но они относятся к нему, как будто это на самом деле запредельный Восьмеричный путь, и это может стать причиной заблуждений. Здесь я хочу особо сосредоточиться на запредельном Восьмеричном пути.

 

Он состоит из двух больших разделов. Первый раздел включает только первый шаг – то есть Совершенное видение, в то время как второй раздел включает в себя все остальные шаги – Совершенные эмоции, Совершенную речь, Совершенное деяние, Совершенный образ жизни, Совершенное усилие, Совершенную внимательность и Совершенное самадхи. Эти два раздела также известны как два пути: Путь Видения или Путь Реальности и Путь Преображения. Путь Видения представляет собой наше первоначальное видение вещей такими, какие они есть – проблеск, которого достаточно, чтобы начать в нас процесс подлинной, радикальной трансформации, а Путь Преображения представляет собой постепенное преображение каждого аспекта нашего существования, каждого аспекта нашей жизни, в свете этого проблеска. В то же самое время, чем больше мы преображаемся, чем более преображается наша жизнь, тем ярче становится этот проблеск.

 

Давайте вкратце рассмотрим, как это работает детально. Как только сделан первый шаг, Совершенное видение, с Совершенных эмоций начинается – и здесь мой перевод основан на собственном толковании – Путь Преображения. Этот шаг представляет собой преображение в свете Совершенного видения всей нашей эмоциональной и волевой природы. Жадность преображается в щедрость, мы не хватаем и не цепляемся – мы отдаем. Отвращение преображается в любящую доброту, жестокость в сострадание и так далее.

 

Третий шаг на пути – это Совершенная речь. Слишком часто наша речь бывает неправдивой – и не только это, она часто груба, легкомысленна и сеет разногласия. Совершенная речь противоположна этому. Безусловно, она правдива, но также она приятна, полна любви, смысла и действительно приносит пользу. В Дхаммападе Будда говорит: «Лучше, чем тысяча бессмысленных слов, собранных вместе, одно слово, полное смысла, при звуках которого обретаешь покой»87. Совершенная речь также способствует гармонии в том смысле, что она объединяет людей, создавая между ними дружеские отношения, а не разделяя их.

 

Четвертый этап запредельного Восьмеричного пути – Совершенное деяние. Оно заключается в поведении, которое нравственно в любом отношении. Оно заключается в воздержании от жестокости, незаконного завладения чужим имуществом и распутства, а в более позитивном ключе заключается в действиях, являющихся выражением любви, щедрости и довольства. На мирском Восьмеричном пути это вопрос сознательной дисциплины. Но Совершенное деяние как фактор запредельного Восьмеричного пути естественно и спонтанно, это деяние, преображенное в свете Совершенного видения.

 

Все эти этапы – Совершенные эмоции, Совершенная речь и Совершенное деяние – подразумевают отношение к другим людям, по крайней мере, до некоторой степени. Невозможно быть щедрым, если нет никого, кому можно было бы что-то отдать, невозможно говорить правду, если нет кого-то, кому ты это говоришь. Таким образом, буддийская этика принимает в расчет не только себя, но и других. На самом деле, мы в действительности не можем отделить себя от других в любом случае – и это особенно справедливо на следующем этапе пути, Совершенном образе жизни. Совершенный образ жизни заключается в том, чтобы зарабатывать деньги – для того, чтобы обеспечивать себя и свою семью, если у вас есть семья – таким образом, чтобы это не причиняло вреда ни одному живому существу. В современных терминах можно сказать, что Совершенный образ жизни – это образ жизни, который является здравым с точки зрения нравственности и экологии. В буддийской традиции приводится довольно большое количество примеров неправильного образа жизни: продажа алкоголя, производство оружия, создание ядов и так далее88. В наши дни этот список, безусловно, был бы намного длиннее, но принцип остается тем же.

 

Современная жизнь с точки зрения экономики стала чрезвычайно сложной. Наш образ жизни очень и очень часто зависит от образа жизни многих других людей, и иногда нам очень трудно быть нравственными, если они безнравственны. Поэтому недостаточно, чтобы лично мы придерживались нравственности: кроме этого, мы должны изменить общество, в котором мы живем, чтобы оно стало нравственным. Очень трудно полностью придерживаться нравственности в безнравственном обществе. По сути это означает, что буддистам нужно не только изменять себя. Нам нужно также до некоторой степени преобразить мир или, по крайней мере, общество, в котором нам довелось жить, в сотрудничестве с другими людьми, придерживающимися подобных взглядов.

 

Затем, в-шестых, есть Совершенное усилие. Это, по сути, усилие по устранению неискусных состояний ума и препятствованию им, а также развитию и зарождению искусных. Это чрезвычайно важный аспект духовной жизни. Хотя о нем говорят как о шестом этапе пути, на самом деле Совершенное усилие имеет место на каждой ступени. Действительно, о духовной жизни можно даже говорить почти исключительно как о жизни с Совершенным усилием, потому что в ней ничто и никогда не может быть пассивным.

 

Седьмой, предпоследний шаг – это Совершенная внимательность или памятование. Он заключается в знании того, что мы делаем, будь это на уровне ума, речи или физического тела, и знании того, почему мы так поступаем. Другими словами, этот шаг заключается в нашей осознанности – осознанном отношении к себе, другим людям, своему окружению и даже осознанности по отношению к реальности89.

 

И, наконец, восьмой и последний этап – это Совершенное самадхи. Я использую слово на сансрите (пали), потому что в контексте запредельного Восьмеричного пути слово «самадхи» на самом деле почти невозможно перевести. Обычно оно означает однонаправленность ума или сосредоточение, но здесь под ним понимается полное погружение субъективного существования человека в реальность.

 

Око Дхармы

Таков Путь Преображения. Сначала мы достигаем Пути Видения – мы обретаем проблеск реальности, хотя бы немного открываем око Дхармы90 и даже входим в поток – и тогда мы вступаем на Путь Преображения, преображая всю нашу жизнь и общество, в котором мы живем. Конечно, даже если мы не получили развития на Пути Видения в запредельном смысле, у нас есть, по крайней мере, проблеск проблеска реальности – иначе бы мы вообще не сделали и шага по пути. По крайней мере, мы можем развивать интеллектуальную составляющую Совершенного видения, известную как правильное воззрение. И мы все же можем работать, изменяя себя в свете того, что мы увидели. Мы все же можем следовать мирскому Восьмеричному пути. Однако нашей целью должно быть вступление на запредельный Восьмеричный путь и вхождение в поток, который в конце концов принесет нас к океану нирваны.

 

Запредельный восьмеричный путь

        Запредельный восьмеричный путь
        Семь факторов просветления
        Семь висуддх