Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

07.02.2017 15:49:15

Пожертвовать

Если вы желаете сделать пожертвование ...

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Как стать буддистом?

Когда мы становимся митрой, мы провозглашаем:

Во время ритуала, когда мы становимся митрой («другом» на санскрите), т.е. когда мы становимся другом Буддийского Ордена Триратна, мы провозглашаем:

 

     •    «Я считаю себя буддистом».

 

     •    «Я пытаюсь практиковать Пять наставлений».

 

     •    «Буддийская Община «Триратна» – основная среда, в которой я хочу практиковать, по крайней мере в обозримом будущем»

 

Цель первой части этого Базового курса – помочь нам исследовать первое из этих утверждений, обеспечивая нам лучшее понимание того, что значит стать буддистом.

 

Но как только мы спрашиваем, что значит стать буддистом, мы сталкиваемся с трудностью. В традиционном буддизме не существует эквивалента нашему слову «буддист». Для нас на Западе стать «истом» любого сорта означает, что мы приняли систему идей и верований. Но буддизм на самом деле не «изм» в этом смысле. Буддизм – не столько вера, сколько путь практики. Поэтому «стать буддистом» не значит, что мы подписались под  набором верований. Это скорее обозначает, что буддизм повлиял на то, как мы живем, означает, что мы преданы буддийским практикам, или что нам созвучны буддийские представления, или что мы чувствуем связь с другими буддистами, с которыми мы встречались.

 

Во времена Будды ближе всего к утверждению «я буддист» было сказать «я принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе». Но когда мы впервые встречаемся с этой фразой, она, возможно, ничего для нас не значит. Нам нужно расшифровать ее, нам нужно пробраться через странно звучащие слова к внутреннему опыту, символом которого они являются. Это опыт, которым вы уже должны в известной степени обладать, иначе бы вы не принимали участие в этом курсе.  Это опыт, который ведет к сдвигу в нашем мировоззрении, сдвигу в том, к чему обращено наше сердце, и сдвигу в нашем поведении.

 

Поэтому целью первой части данного курса является расшифровка этой фразы «Я обращаюсь к Прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе». Ее цель – помочь нам соотнести ее с нашим собственным опытом, частично обрести более ясное представление о том, что значит быть буддистом, и, что более важно, углубить и усилить опыт, к которому он отсылает. 

 

В следующем отрывке из своих бесед Сангхаракшита дает краткое введение в смысл Обращения к Прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе. Делая это, он остроумно использует слово «обращение». Для некоторых людей это слово будет иметь нежеланный «религиозный» отзвук, но нам нужно отбросить это и сосредоточиться на его истинном значении – «повороту», который ведет к сдвигу в наших жизненных приоритетах. В этом тексте Сангхаракшита говорит о «обращении к Прибежищу» в Будде, Дхарме и Сангхе как о сильном переживании, которое ведет к полной переориентации нашей жизни. Вы можете не переживать такого глубокого чувства преданности, но это не означает, что вы не «обращаетесь к Прибежищу» на определенном уровне или что вы не можете стать буддистом. Опыт обращения к Прибежищу может быть получен на многих уровнях, и менее сильная преданность – также действительный и ценный опыт. Но для вас может оказаться полезным услышать о том, на что похоже «обращение к Прибежищу» в его полноте, и поразмышлять над революционным, освобождающим воздействием, которым будет обладать подобное воззрение.  

 

Значение «Обращения к Прибежищу»

(Текст составлен на основе отрывков из лекций «Обращение к Прибежищу», «Преданность и духовное сообщество», «Измерения обращения к Прибежищу» и «Уровни обращения к Прибежищу» Сангхаракшиты).

 

«Обращение» в буддизм

«Обращение» в духовном смысле часто понимается как поворот от язычества к свету «истинной веры», но у него также есть более высокое и ценное значение. Общепринятое значение слова «обращение» довольно очевидно: любой словарь скажет нам, что оно означает просто «повернуться». И когда кто-то поворачивается, это подразумевает двойное движение: движение от чего-то и движение к чему-то. «Обращение» означает поворот от низшего к высшему образу жизни, от мирской жизни к духовной. Об обращении в этом смысле часто говорится как о перемене сердца.

 

Один из наиболее примечательных примеров внезапного «поворота» – случай с разбойником Ангулималой, который изменился в течение нескольких дней, превратившись из грабителя и убийцы в освобожденное существо. Но, хотя у некоторых людей и бывает такое мгновенное переживание, обращение может происходить и более постепенным путем. Может быть «мгновение обращения», опыт может быть внезапным, даже катастрофичным, но потом вам становится ясно, что на самом деле всю свою жизнь, на протяжении многих лет, вы постепенно готовились к этому моменту.   

 

Но как бы он ни приходил к нам, на протяжении нескольких лет или за несколько секунд, опыт обращения – самый важный из всех возможных, потому что он отмечает начало нашей духовной жизни.  Поэтому значение обращения заслуживает нашего самого пристального внимания.

 

«Обращение к Прибежищу»

«Обращение к Прибежищу» – самый простой аспект обращения в буддизме. Так что же такое обращение к Прибежищу? Хотя этот термин широко употребляется, он может быть для вас чем-то таинственным, когда вы впервые сталкиваетесь с ним. Что имеют в виду под «Прибежищем»? И в чем или в ком происходит «обращение к Прибежищу»? Краткий ответ заключается в том, что как практикующий буддизм человек обращается к Прибежищу в Будде, просветленном учителе, к Дхарме, или его учению о пути, ведущем к Просветлению, и к Сангхе, общине тех, кто движется по этому пути по направлению к Просветлению. Эти три объекта Прибежища широко известны как Три Драгоценности, «Триратна» на санскрите или «Тиратана» на пали.

 

Значение «прибежища»

Для начала, что имеется в виду под «прибежищем»? Прибежище от чего? Традиционное объяснение этого довольно очевидное: Три Драгоценности – это прибежище от страдания. Именно существование Будды, Дхармы и Сангхи делает для нас возможным спасение от неудовлетворенности, непостоянства, обусловленности и «нереальности» мира, когда мы переживаем их.  

 

Будда, Дхарма и Сангха называются Тремя Драгоценностями, потому что они представляют собой мир высших духовных ценностей. Тот факт, что эти ценности существуют, дает нам возможность развития, эволюции и продвижения далеко за пределы нашего настоящего, относительного низкого уровня. Рассматриваемые в качестве прибежища, Три Драгоценности символизируют возможность полного освобождения от страданий.

 

То, что мы говорим «обращаться к прибежищу», не лингвистическое совпадение. Вы не просто принимаете Три Прибежища, вы обращаетесь к прибежищу. Это действие – полная, безусловная переориентация вашей жизни, вашего существования, ваших стремлений в направлении Трех Драгоценностей. Когда вы говорите «Я обращаюсь к Прибежищу», вы не только признаете, что Три Драгоценности – высшая ценность из всего существующего, вы также действуете согласно этому. Вы видите, что Три Драгоценности обеспечивают возможность выбраться в высшее духовное измерение, и вы делаете это – вы полностью меняете направление и реорганизуете вашу жизнь в свете этого понимания.

 

«Обращение к Прибежищу» во времена Будды

Иногда, когда мы читаем буддийские писания, в нас возникает впечатление, что Дхарма – это список предписаний. Но, несомненно, вначале это было не так. Все это было ново, оригинально, остроумно. Будда говорил из глубины своего духовного опыта. Он объяснял Истину. Он показывал Путь, ведущий к Просветлению, и человек, к которому он обращался, обычно исполнялся изумления и потрясения. В некоторых случаях люди теряли дар речи или могли лишь произнести, запинаясь, несколько бессвязных слов. Им что-то открывалось. Внезапно они обнаруживали что-то, что выходило далеко за пределы их обычного понимания. Или они, например, по крайней мере ощущали проблеск Истины, и этот опыт ставил в их тупик. Снова и снова в подобных случаях писания говорят нам, что такой человек восклицал:

 

«Превосходно, Владыка, превосходно! Как если бы кто-то поднял низверженное, или обнажил скрытое, или указал путь заблудшему, или внес лампу в темноту, говоря «Те, кто имеют глаза, да увидят!», так и Благородный проявляет Истину многими способами».

 

Это обычно глубоко воздействовало на человека, глубоко трогало его, глубоко потрясало, и иногда это имело внешние проявления. Его волосы могли встать дыбом, слезы изливались из глаз или они чувствовали сильный приступ дрожи. Их опыт был потрясающим, был опытом просветления. Они ощущали потрясающее чувство свободы, избавления, как будто с их спины сняли огромную ношу, или как будто их вдруг отпускали из тюрьмы, как будто они наконец находили дорогу. Вопрошающий, слушающий чувствовал духовное перерождение, чувствовал себя новым человеком.   

 

Затем из глубины своей благодарности такой человек пылко восклицал:

 

«Я прихожу в прибежищу у Будде!
Я прихожу в прибежищу в Дхарме!
Я прихожу в прибежищу в Сангхе!»

 

Теперь мы видим не только то, оттуда берет начало обращение к Прибежищу, но также то, что оно имеет огромное духовное значение. Это реакция из глубины сердца, из глубины всего существа, на столкновение с истиной, столкновение с реальностью. Человек вверяет себя истине, подчиняется истине, хочет посвятить истине всю свою жизнь. 

 

Обращение к Прибежищу представляет собой нашу позитивную эмоциональную реакцию – на самом деле, реакцию всего нашего существа – на духовный идеал, открывшийся нашему духовному взору. Как говорит Теннисон, «мы не можем не полюбить Высочайшее, когда видим его». Обращение за Прибежищем подобно этому. Вы увидели «Высочайшее», вам непременно нужно любить его, нужно отдать себя ему, ввериться ему. Это вверение себя «Высочайшему» и есть Обращение за Прибежищем. Человек вверял себя этому, потому что видение, открытое ему Буддой, видение истины, видение существования, было столь величественно, что все, что он мог сделать – полностью отдаться этому видению. Он хотел жить этим видением.

 

И именно так можно было узнать того, кто является буддистом, таков был критерий: буддистом был тот, для кого обращение к прибежищу было такой реакцией на Будду и его учение. Буддистом был тот, кто вверял себя, если хотите, отдавал себя Будде, Дхарме и Сангхе. Таков был критерий во времена Будды, две с половиной тысячи лет назад, и он остался тем же сегодня.

 

Итак, объект прибежища трехчастен. Человек обращается к прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе. Тогда что же обозначают эти три вещи? В общем смысле мы можем понимать это чувство вверения себя «Высочайшему», но что значит обращаться к прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе более конкретно?  

 

Будда

Будда – просветленное человеческое существо. Он не Бог, не Аватар и не посланник Бога. Он – человеческое существо, которое благодаря своим собственным усилиям достигло полноты человеческого совершенства. Он обрел невыразимое состояние, которое мы обозначаем словами Просветление, Нирвана или состояние Будды. Когда мы обращаемся к Прибежищу в Будде, мы обращаемся к Прибежищу в таком смысле. Мы не просто восхищаемся им на расстоянии. Сколь бы ни велика была пропасть между нами и Буддой, эту пропасть можно преодолеть. Мы можем преодолеть ее, следуя по пути, практикуя Дхарму. Мы тоже можем стать Буддой. Мы тоже можем достичь Просветления. В этом – великое послание буддизма. Любой человек без исключения, прилагающий усилия, может стать таким же, каким стал Будда.

 

Следовательно, когда мы обращаемся к Прибежищу в Будде, мы обращаемся к прибежищу в нем как в живом воплощении духовного идеала, которого мы на самом деле можем достигнуть. Когда мы обращаемся к прибежищу в Будде, мы как будто говорим: «Вот таким я хочу быть. Вот чего я хочу достичь. Я хочу быть просветленным. Я хочу развивать полноту мудрости, полноту сострадания». Обращение к Прибежищу в Будде означает, что мы принимаем Будду, принимаем состояние Будды в качестве нашего личного духовного идеала, чего-то, чего мы сами способны достичь.

 

Дхарма

Дхарма – это Дорога или Путь. Это путь того, что я иногда называю высшей эволюцией человека, ступенью чисто духовного развития, выходящего за пределы обычной биологической эволюции. Существует множество определений Дхармы как пути. Мы говорим о Трехчленном Пути этики, медитации и мудрости, а также о пути Шести Совершенств: даяния, нравственности, терпения и терпимости, устремленности, высшего сознания и мудрости – Пути Бодхисаттвы.

 

Есть много различных определений, но основной принцип пути – тот же. Путь – это, по сути, путь высшей эволюции. Это все, что способствует нашему развитию. Дхарма, или путь, не должен отождествляться с тем или этим конкретным учением. Согласно утверждению самого Будды, Дхарма – это все, что вносит вклад в духовное развитие личности. Когда мы обращаемся к Прибежищу в Дхарме, мы, следовательно, вверяем себя всему, что помогает нам развиваться духовно – всему, что помогает нам расти в направлении Просветления, состояния Будды.

 

Это ясное понимание необходимо, но недостаточно. Обращение к Прибежищу в Дхарме означает, что мы не просто понимаем учение теоретически, но также на деле практикуем Дхарму посредством соблюдения буддийской этики, медитации и взращивания запредельной мудрости.

 

Сангха

Сангха означает «духовное сообщество». Во-первых, это сообщество всех тех, кто духовно более продвинут, чем мы: великих Бодхисаттв, Архатов, Вошедших в Поток и т.д. В совокупности они образуют Арья-Сангху, или духовное сообщество в высшем смысле. Во-вторых, это сообщество всех буддистов, всех тех, кто обратился к Прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе. Если говорить об Арья-Сангхе, обращение к Прибежищу в Сангхе означает, что мы открываемся духовному влиянию совершенных существ, которые ее составляют. Это означает обучение у них, получение от них вдохновения, почитание их. В случае с Сангхой в более обычном смысле – сообщества всех буддистов – это означает наслаждение духовной дружбой и помощь друг другу на пути. Иногда вам не нужен высоко продвинутый Бодхисаттва, чтобы помочь вам. Вам просто нужен человек, немного более развитый духовно, чем вы, или просто несколько более чувствительный. Люди слишком часто блуждают в поисках великого гуру, но он им на самом деле не нужен, даже если бы такой человек оказался рядом. То, что им нужно – рука помощи здесь и сейчас, на данном отрезке пути, который они занимают в настоящий момент, и именно обычный друг-буддист может ее протянуть.    

 

Конечно, прибежище в Сангхе в действительности нельзя понять вне контекста Трех Драгоценностей. Те, кто обращаются к прибежищу в Сангхе, непременно обращаются к прибежищу в Будде и Дхарме. Прежде, чем вы действительно обратитесь к Прибежищу в Сангхе, вы и другие люди, образующие Сангху, должны обрести общий духовный идеал. Именно это соединяет их вместе.

 

Но объединения в некое религиозное братство еще недостаточно для формирования Сангхи. Мы можем согласиться по поводу всех вопросов вероучения и даже обладать одинаковыми медитативными переживаниями, но это не делает нас Сангхой. Сангха заключается в общении – общении на основании духовных идеалов. Если мы находим общение с людьми на работе и вечеринках несколько бессмысленным, это происходит потому, что мы не общаемся на основе духовных идеалов. Мы можем обозначить тот тип общения, которое происходит в Сангхе, как «сущностную взаимную восприимчивость на основе общего идеала и разделяемых всеми принципов». Это общение к контексте Обращения к Прибежищу – совместное исследование духовного мира в среде людей, между которыми существуют отношения полной честности и гармонии.

 

Наиболее общепринятый вариант такого общения – между духовным учителем и учеником, но оно не ограничивается этим. Это может также иметь место между теми, кто является просто друзьями, или кальяна-митрами – хорошими друзьями в духовном смысле. Обращение к Прибежищу в Сангхе имеет место, когда на основе общей преданности Будде и Дхарме люди вместе исследуют духовное измерение, которое никто из них не в состоянии исследовать самостоятельно. 

 

Примечания

1. В некоторых разновидностях буддизма, наиболее известная из которых – школа Тхеравада в Юго-Восточной Азии, слово Сангха употребляется исключительно по отношению к монахам и монахиням и не включает тех, кто живет в миру. По мнению Сангхаракшиты, такой подход уделяет слишком много внимания вопросу образа жизни и недостаточно – преданности, которая делает человека буддистом. Поэтому в Триратне мы используем слово «Сангха», чтобы обозначить всех серьезно практикующих членов буддийского сообщества, независимо от того, живут ли они жизнью монаха, домохозяина или отшельника.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Что означает «стать буддистом» для вас? Можете ли вы соотнести это с преданностью Будде, Дхарме или Сангхе, как это описывает Сангхаракшита?

 

2. Был ли процесс, приведший вас к буддизму, внезапным или постепенным? Какие шаги он включал? 

 

3. В чем «обращаются к прибежищу» ваши друзья, не являющиеся буддистами? В чем вы сами «обращаетесь к прибежищу», кроме Трех Драгоценностей?

 

4. С какой из Трех Драгоценностей вы чувствуете самую сильную связь? 

 

5. Как вы «перенаправили и реорганизовали свою жизнь», став буддистом? Если ли некоторые аспекты, в которых вы бы хотели перенаправить свою жизнь, но еще не осуществили своего намерения?