Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Предисловие редакторов

Для буддистов то, как работает ум, всегда было, по сути, вопросом практики. Когда в первой же строке одного из древнейших текстов, «Дхаммапады», Будда говорит: «Состояния ума предваряются умом, руководятся умом и создаются из ума», – он не впадает в философские спекуляции, а выражает проникновение, которое может стать нам руководством и трансформировать всю нашу жизнь.

 

Со времен первых проповедей Будды о природе ума развивалась область буддийской мысли, называемая Абхидхармой, двухтысячелетней линией передачи проникновения, опыта и учености, начиная с первых абхидхармиков школы Йогачара, Гелуг и Нингма. На протяжении истории Абхидхармы отклонения в сторону схоластического абстрагирования поправлялись возвращением к сосредоточению на ключевых моментах. А западные буддисты – наследники традиции в целом.

 

Участниками семинара, на основе записей которого появилась эта книга, были практикующие западные буддисты, стремившиеся получить опыт и работать с тем влиянием, которые эти учения могли оказать на их духовную жизнь и практику. Терпеливо, а иногда и не слишком терпеливо, они участвовали в этой почти невообразимой деятельности, размышлениях об уме, стараясь прийти к пониманию своих собственных ментальных процессов, чтобы лучше направлять их. Этот семинар проводился Сангхаракшитой, и именно под его умелым руководством интеллектуальные гипотезы рано или поздно обретали связь с личными и нравственными выводами.

 

Наш ум (и снова эту мысль можно возвести к первым озарениям Будды) – не только наше личное дело. Сознательно или бессознательно, мысли быстро переходят в действия, а действия оказывают определенное влияние не только на тех, кто совершает их, но и на других людей и мир в целом. В наши дни мы понимаем это не только теоретически, но действовать с этим знанием все еще непросто. И отправная точка – обретение большей осознанности относительно того, как связаны внутренний и внешний миры. Знание собственного ума, далекое от потакания себе, – единственный путь к подлинному альтруизму.

 

Таким образом, буддийское понимание психологии – это не личное дело, а предмет изучения, который имеет далеко идущие этические последствия. Обсуждение ума в этой книге движется от рассмотрения того, чем является ум и как он работает, к детальному исследованию повседневных вопросов: позитивных состояний ума и их развития, а также негативных состояний ума и освобождения от них. Речь идет не только о том, как это сделать, но и о том, почему нам это нужно. Здесь раскрывается цель духовной жизни, ведь наше собственное счастье и счастье других тесно связано с пониманием нашего собственного ума.

 

В подготовке этого текста к публикации нам очень пригодилась щедрая помощь, которую нам благосклонно даровали другие люди. Мы благодарим Шилабхадру, который предоставил оригинальные расшифровки из его хранилища миллионов расшифрованных слов, а также Камалашилу, Сагарамати и Асангу, которые оказали нам большую помощь своими познаниями в данной области и сделали многочисленные важные исправления и предложения. Особая благодарность Асанге, который проверил санскритские и палийские термины и уделил время для того, чтобы помочь нам с труднодоступной информацией для примечаний в то время, когда ему приходилось упорно работать над окончанием собственной книги. Благодарим Шантавиру и Дхивати, замечательных корректоров «Виндхорс пабликейшнз», которые не оставили ни одной непонятной перекрестной ссылки и ни одной запутанной метафоры. Сангхаракшита уделил много времени проверке и обдумыванию текста на различных этапах. Как и всегда, он с величайшей щедростью позволил нам опубликовать письменную версию его устных учений – хотя стиль в итоге во многом отличается от преобладающей манеры его письма – и с величайшим терпением возвращал слишком растянутые обсуждения к их подлинным пропорциям.

 

Джинананда и Видьядеви,

проект «Произнесенное слово»,

июль 1998 г.