Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Медитация: беспокойство и тревога

Развитие нужных состояний ума

Первое, что необходимо сделать, — по настоящему осознать, что вы охвачены беспокойством и/или тревогой. Чтобы вам было легче их распознать, рассмотрим эти состояния более подробно.

 

Два вида данного препятствия — беспокойство, уддхачча, и тревога, таккучча, могут возникать независимо друг от друга. Беспокойство — это, прежде всего, физическое беспокойство и волнение, или возбуждение, и чтобы его преодолеть, больше подходят противоядия, действующие на уровне тела. Тревога — это слишком активное ассоциативное мышление, которое по сути своей иррационально: многократно возвращаясь к одной и той же теме, мысль не исследует предмет до конца и даже уклоняется от этого.

 

Осознав присутствие беспокойства тревоги, можно напомнить себе, что это препятствие для медитации, а поскольку ваша истинная цель — именно медитация, необходимо потрудиться, чтобы противодействовать этому препятствию. Поскольку беспокойство тревога — это состояние ума, которое трудно преодолеть, следует постоянно быть бдительным, даже когда вы чувствуете, что окончательно его искоренили.

 

Одна из особенностей беспокойства тревоги состоит в том, что это препятствие отвлекает вас от объекта сосредоточения, поэтому иногда, чтобы ему противостоять, можно сосредото читься еще сильнее. При этом нужно особенно стараться недопускать чрезмерных усилий, избегать жесткости и принуждения. При работе с этим препятствием люди склонны излишне напрягаться, поэтому противоядие здесь необходимо применять в со вниманием и добротой по отношению к себе.

 

Чтобы успокоиться, следует сосредоточиться на состоянии удовлетворенности и постараться принять себя таким, какой вы есть в данный момент. Для этого можно использовать метта бхавану, а можно сосредоточиться на какой то ключевой фразе, например «расслабься, сними напряжение».

 

Полезно также перенести сосредоточенное внимание на тело (возможно, с помощью дыхания), подальше от хаоса, в котором пребывает ум. Пустите в ход воображение, поищите качество, которого вам так недостает, и предвкусите наслаждение от строгости сосредоточения в противоположность теперешнему сумбурному состоянию ума.

 

Еще одно хорошее противоядие — обратить особое внимание на позу, в которой вы медитируете. При этом важно осознавать любое напряжение тела, малейшее движение. Особенно полезно сидеть совершенно неподвижно. Для этого можно поставить себе задачу сидеть не двигаясь в течение всего занятия, сопротивляясь любому желанию пошевелиться (за исключением снятия внутренних напряжений и корректировки позы).

 

Если перед самым занятием медитацией вы энергично шли или занимались физическими упражнениями, ум и тело не могут успокоиться. Остаточное воздействие подобных нагрузок может длиться довольно долго: час или более после энергичных упражнений и даже значительно дольше после ходьбы. В таких обстоятельствах сразу сосредоточить ум почти невозможно, и это следует обязательно учитывать. Если вы приехали на практический семинар, чтобы интенсивно заниматься медитацией, необходимо выделить время, чтобы прийти в себя. Стоит также воздерживаться от тяжелой работы и больших физичес ких нагрузок.

 

Анализ

Вот о чем стоит задуматься прежде всего: когда присутствует это препятствие, вы не беспокоитесь о чем то конкретном. Это просто привычное состояние ума, который ищет некий объект, чтобы ухватиться и начать о нем беспокоиться. Поняв, что дело обстоит именно так, можно уверенно выйти за пределы этого состояния. Иногда достаточно просто увидеть эту привычку, чтобы от нее освободиться, а иногда, увидев ее, можно перейти к использованию другого противоядия.

 

Если есть конкретный предмет для беспокойства, помните, что во время медитации вы все равно с ним ничего сделать не сможете. Лучше всего отложить мысли о нем на время занятий, чтобы вернуться к ним позже.

 

Если беспокойство проявляется на физическом уровне и вас переполняет нервное напряжение, попытайтесь найти причину этого напряжения. Причин может быть множество: какая то мысль, которая вас тревожит, результат вашего поступка или какого то события. Обнаружив причину беспокойства, вы сможете противодействовать ей или сейчас, вне состояния медитации, или в обоих состояниях.

 

Рассматривая данное препятствие с самой общей точки зрения, мы увидим, что беспокойство и тревога преходящи, — в конце концов они исчезнут. Их существование зависит от «пищи» — предшествующих действий, и если вы перестанете их подпитывать, для чего воспользуетесь, например, принципом «ум, подобный небу» в сочетании с этим рассуждением, то в конце концов препятствие исчезнет.

 

Можно, конечно, подумать о том, что это препятствие не может дать нам счастья. Хотя совершенно ясно, что беспокойство причиняет страдание, стоит поразмышлять о том, насколько это страдание всеобъемлюще: оно так же не способно дать нам счастье, как и другие обусловленные вещи. Можно подумать и о том, что только необусловленная реальность способна дать подлинное счастье, и таким образом создать более правильный и вдох новляющий подход для работы над этим препятствием.

 

Как и все обусловленное и изменчивое, беспокойство и тревога не имеют независимой сущности и не являются частью нас. Все эти рассуждения постепенно помогут вам освободиться от беспокойства и тревоги.

 

Ум, подобный небу

Если это препятствие очень сильно, то данный метод отлично подходит в работе с его психическим аспектом. Тревога обычно создает тесный, словно тюремная камера, мирок, состоящий исключительно из мыслей. Осознавая каждую возникающую мысль, каждое чувство, каждую эмоцию, не пытаясь за них хвататься и при этом внимательно наблюдая свои физическиеощущения, вы в конце концов научитесь полнее осознавать себя и выйдете за пределы темницы сознания.

 

Подавление

Иной раз можно преодолеть это препятствие исключительно силой воли. Однако при сильном беспокойстве сделать это довольно трудно.

 

Практика в повседневной жизни

Если преобладает данное препятствие, то это указывает на неуравновешенность, а может быть, и на отсутствие самодисциплины. Поэтому, чтобы противостоять ему, рекомендуется обратить особое внимание на регулярность практики. Например, можно попытаться ежедневно заниматься в одно и то же время и, желательно, в одном и том же месте.

 

Можно постараться упорядочить свой образ жизни в целом. Если каждый день делать самые простые вещи, например вставать и есть, в одно и то же время, это очень благотворно повлияет на медитацию. Сумбурный образ жизни чаще всего порождает беспокойство ума.

 

Если вы постоянно живете «на бегу», наверное, следует поразмыслить о том, что еще нужно сделать, чтобы стать более уравновешенным и основательным. Например, можно проводить больше времени с друзьями, для которых не характерно беспокойство, которые спокойны и сдержанны.

 

Что касается речи, то желательно избегать легкомысленных и пустых разговоров — говорите только в том случае, если вам действительно есть что сказать и если это уместно и полезно в данной ситуации. Вносить в жизнь столь большие перемены всегда нелегко, но даже малейший шаг вперед окажет существенное воздействие на состояние вашего ума и практику медитации. Работа с речью — это очень мощный метод.

 

Следующий шаг — развивать такие качества мышления, как спокойствие и уравновешенность. Беспокойный ум поверхностен и не способен на большее, чем интерес к тому, что лежит на поверхности. Поэтому наблюдение за собственными мыслями поможет вам успокоиться и перевести мышление на более глубокий уровень. Это потребует упорной и целенаправленной работы: полезно записывать свои мысли, возможно, стоит завести для этого особый дневник. Когда вы научитесь лучше осознавать свое мышление, можно попытаться меньше зависеть от собственных мыслей, меньше поддаваться их стихии.

 

Основное условие существования этого препятствия — сумбурность мышления, от которой все мы страдаем, в той или иной степени. Прекрасный способ преодолеть ее — изучать буддизм. Лучше всего заниматься регулярно, причем вместе с другими, чтобы иметь возможность проверять себя. Самое главное — ясно усвоить принципы этики. Если вы сумеете ясно понять взаимосвязь причины и следствия — своих действий и их результатов, ваше мышление станет менее сумбурным, вы станете счастливее и будете меньше поддаваться волнению и тревоге.