Новости

11.04.2024 00:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Дхарма: космическая значимость идеала Бодхисаттвы

Бодхисаттва перемещается не только из мира в мир, из одной Вселенной в другую, но и с одного плана существования на другой. Это изображается в одной особой версии тибетского Колеса жизни. На некоторых изображениях Колеса Бодхисаттва Авалокитешвара появляется в каждом из уделов: измерении богов, титанов, животных, существ ада, голодных духов и человеческом измерении. Имя «Авалокитешвара» обозначает «владыка, взирающий вниз с состраданием», «тот, кто слышит стенания мира»; он является воплощением сострадания и появляется среди существ каждого плана, в каждом уделе в Будда-форме, соответствующей их особым нуждам.

 

Белый Будда

Среди богов он появляется в виде белого Будды, играющего на струнном инструменте – лютне или подобии гитары, если судить по иллюстрациям. Музыка, которую он исполняет, – это мелодия непостоянства. Жизнь богов очень длинна и полна счастья, поэтому они склонны забывать о том, что однажды она подойдет к концу, и они умрут. Им нужно напомнить о непостоянстве вещей, чтобы они начали думать о Дхарме и практиковать ее. Поэтому среди богов Авалокитешвара, Бодхисаттва Сострадания, появляется в виде белого Будды, играющего на гитаре, – нужно сказать, довольно необычный образ для Будды.

 

Зеленый Будда

Далее, среди титанов, этих огромных воинственных существ, которые непрерывно сражаются с богами за обладание деревом, исполняющим желания, Авалокитешвара проявляется как зеленый Будда, размахивающий пылающим мечом – мечом знания. Он, так сказать, говорит асурам, титанам: «Хорошо, вы пытаетесь победить богов, вы очень воинственны. Что же, вам не нужно прекращать борьбу, но почему бы вам не попытаться завоевать подлинную победу, а подлинная победа завоевывается только с помощью знания?»146 Поэтому он размахивает среди них пылающим мечом духовного знания, которое приносит духовную победу, как бы говоря всему этому многочисленному воинству, этим гигантам, даже, возможно, великим нациям современности, что победу нельзя завоевать, покоряя других. Победа обретается покорением себя – это подлинная духовная победа.

 

Синий Будда

Далее, среди животных Авалокитешвара проявляется как синий Будда и показывает животным книгу. Книга, несомненно, представляет собой знание, понимание, культуру, все, что отличает человека от животного, а животного от человека, и Авалокитешвара показывает ее не только животным, но и звероподобным человеческим существам, указывая им следующий этап, следующую ступень эволюции, которая приведет их на духовный путь.

 

Будда цвета дыма

В-четвертых, Авалокитешвара проявляется среди существ, пребывающих в состояниях страдания, состояниях мучения, как Будда цвета дыма и проливает на них дождь амброзии, который освежает их и облегчает их страдания. Когда люди страдают и мучатся, нет смысла читать им проповеди. То, что вы должны сделать, единственное, что вы можете сделать, – это попытаться облегчить их страдания.

 

Красный Будда

Подобно этому, когда Авалокитешвара проявляется среди голодных духов как красный Будда, он наделяет их пищей и едой, которые они на самом деле могут употребить. (Говорится, что голодные духи испытывают большие затруднения и мучения оттого, что постоянно испытывают голод, но рты у них не больше булавочной головки. Любая пища или вода, которые им удается проглотить, превращается в острые кинжалы в их желудках.) Свами Вивекананда однажды сказал: «Грешно проповедовать религию голодающему. Дайте ему сначала еды и питья, а затем даруйте ему Дхарму».

 

Желтый Будда

И наконец, Авалокитешвара проявляется среди человеческих существ как желтый Будда, несущий посох и чашу для подаяния, как подобает нищенствующему монаху. Это символизирует духовную жизнь, путь к Просветлению, которому во всей полноте могут следовать лишь человеческие существа. (Для того, чтобы продвигаться по духовному пути, существа других уделов или планов существования должны переродиться людьми.)

 

Авалокитешвара – не единственный архетипический Бодхисаттва, являющийся символом сострадания. Есть также, например, Бодхисаттва Кшитигарбха, один из наиболее почитаемых Бодхисаттв на Дальнем Востоке. Его имя означает «сокровищница земли», и он связан с глубинами, на самом деле, с адом. Забота Кшитигарбхи – освободить тех, что кажутся безвозвратно потерянными. Он спускается в глубины, на самое дно чувствующих существ, спускается непосредственно в глубины помешательства, отчаяния и мучения, для того, чтобы облегчить и даже преобразить эти условия. Образ Кшитигарбхи, этого великого Бодхисаттвы, который спускается в глубины ада, является символом преображающей силы влияния Будды, влияния Бодхисаттвы, которое проявляется даже в самых трудных и неблагоприятных обстоятельствах147.

 

Таким образом, идеал бодхисаттвы, отраженный в писаниях Махаяны, не ограничен ни временем, ни пространством. Бодхисаттва преодолевает все время, все пространство, пересекает все миры, поднимаясь на величайшую высоту и нисходя в самые глубины. Идеал бодхисаттвы в большей мере, чем какой-либо другой духовный идеал, является примером потенциала Просветления человечества, и этот пример выражен столь ясно, безошибочно и великолепно, насколько это возможно. И это еще не все. Идеал бодхисаттвы – это не просто человеческий идеал, не просто идеал человеческой жизни и поведения, хотя и это в него входит. Образ бодхисаттвы – это своего рода сила, действие которой не ограничено эти миром или уровнем существования, но проявляется через пространство, во всех мирах. Можно назвать это бодхичиттой, волей к Просветлению, можно назвать это как угодно. На самом деле, это можно назвать Дхармой, потому что именно этим она и является. Но, как бы мы ее ни называли, мы можем быть уверены, что она действует вечно и направляет не только этот мир, не только человеческую расу, но все существующее к все более высоким уровням существования. Это Необусловленное, действующее среди обусловленного, это свет, сияющий в сердце темноты.