Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Что такое медитация?

Иногда, в ходе обучения я говорю людям, что никогда не встречал никого, кто, пусть даже немного занимаясь медитацией, сказал бы, что он может полностью описать свой опыт тому, кто никогда раньше не практиковал. (Я начал регулярно преподавать медитацию в 2002 году, практикуя к тому моменту уже 12 лет). С тех пор я преподал наверно свыше 1500 уроков. И ни разу мне никто не возразил, утверждая, что это возможно. Но даже если мы не в состоянии полностью выразить свой опыт медитации, можем ли мы, по крайней мере, сказать о ней что-нибудь?

Что такое медитация?

Даже это сложный вопрос, поскольку нет ни одной вещи, которую мы можем назвать «медитацией». Мы имеем дело с большим количеством медитационных практик, возникших в разных религиях, странах и культурах, которые существовали и развивались и на протяжение многих веков. Возможно, в России самые известные практики связаны с медитацией на «чакрах» или энергетических центрах. Она берет начало в индуистской традиции. По крайней мере, когда заходит разговор о медитации, большинство людей спрашивают именно об этом.

Какой из практик медитации я обучаю?

Это «Осознание дыхания» и «Развитие любящей доброты», обе эти медитации широко распространены в буддизме. Хотя их можно практиковать самостоятельно, и не обязательно при этом быть буддистом, они подходят для любого вероисповедания.

«Осознание дыхания»

В ходе этой медитации мы сидим удобно, с закрытыми глазами, выпрямившись и сосредоточившись, и просто следим за дыханием, за тем как естественно воздух входит и покидает наше тело. Практика состоит из четырех стадий и на каждом новом этапе нам требуется быть все более внимательными и сосредоточенными на нашей осознанности. Закрыв глаза, мы выходим за рамки обычного чувственного опыта, чтобы лучше осознавать богатство и сложность нашего внутреннего мира, в том числе того, что психологи называют «бессознательным».
 
Итак, каков был эффект от регулярной практики этой медитацией в течение последней четверти века? Опять же, на этот вопрос трудно ответить, отчасти потому, что за это время я занимался различными медитационными практиками и соблюдал этические предписания, причем все они имели свой эффект. Однако, на ум сразу приходят два качества.
 
Во-первых, это способность просто спокойно и удовлетворенно сидеть с расслабленным и осознанным состоянием ума, а также быть заинтересованным и очень чувствительным к тому, что происходит вокруг и внутри меня. Когда я делаю это публично, люди часто говорят мне: «не скучай!» Может быть, они чувствуют себя полностью вовлеченными и заинтересованными только в мимолетных моментах сильного возбуждения? Если бы они только знали это буйство чувств и впечатлений, которое я могу испытывать, просто тихо сидя.
 
Во-вторых, это способность глубоко мыслить. Это может удивить некоторых людей. В конце концов, многие, придя в классы медитации, говорят, что они хотели бы перестать думать, поскольку они слышали, что медитативные состояния — это состояния без мыслей. Это правда, в высших медитативных состояниях рациональный ум перестает функционировать, но чтобы достичь их мы не можем просто заставить себя перестать думать. Существуют медитативные состояния, в которых присутствует мышление и раздумья, и сосредоточение на наших мыслях — один из способов, которым мы можем их достичь. Я думаю, что говоря об обстановке мышления, большинство людей в действительности хочет остановить скрытые негативные ментальные состояния, которые сопровождают их мысли, такие как беспокойство и тревога, а мысли – это лишь их выражение.

Развитие «Любящей доброты»

В ходе медитации «Развитие любящей доброты» мы снова сидим выпрямившись, удобно, с закрытыми глазами, и сохраняем бдительность, но на этот раз мы обращаем внимание на других людей, избирательно переключаясь на них. «Избирательно» здесь не означает, что мы выбираем определенных людей за счет других, потому что на последнем этапе практики мы развиваем любящую доброту ко всем живым существам без исключения. Мы направляем наше внимание выборочно к определенным аспектам нашего опыта и сосредотачиваемся на них. Принцип практики основан на том, что «мы уделяем наше внимание росту положительних аспектах», поэтому мы сознательно решаем сосредоточиться на них, например, положительных качествах людей и наших хороших воспоминаниях о них, а не на плохом. Это не значит что мы становимся наивными и просто игнорируем плохие качества, а, скорее, позволяем позитивному выступить на первый план и сильнее влиять на нас, что в свою очередь помогает нам почувствовать себя более счастливыми и быть более позитивными в наших отношениях с другими людьми.
 
Я также понял, что практика помогла мне лучше постичь других людей во всей их глубине и сложности. В этом отношении я должен кое-что признать ... Всю свою жизнь я был скорее убежден в своей собственной особенности и уникальности, даже если другие этого никогда не видели. Благодаря этой медитации я узнал то, что все остальные люди, да, все, в глубине души были точно такими же. Они все считали себя особенными и уникальными и, как и я, ждали, что другие это также признают.
 
Практика научила меня многим другим вещам. Я научился интересоваться неинтересными для меня людьми, а также нравится теми, кто раньше мне не нравились. Также я узнал, что если я хочу быть по-настоящему добрым к другим людям, мне надо быть добрым также и к себе. Это не случайно, что практика медитации начинается с развития любящей доброты по отношению к самому себе.
 
Из двух медитационных практик «Развитие любящей доброты» было меньше привлекательной для меня, возможно, неудивительно, что упорство в этом направлении стало для меня более полезным. Итак, после стольких лет практики какой совет я бы дал тем, кто хочет начать медитировать? Продолжайте двигаться вперед и не спешите менять методы.

Продолжайте!

Может быть, поначалу у вас будут хорошие медитации, а может быть и нет. Но если вы действительно пытаетесь медитировать, у вас совершенно точно будет много дней, когда практика будет трудной, вы будете чувствовать, что ничего не происходит, вы вернулись к исходной точке или даже все стало еще хуже, чем когда вы начали. Не отчаивайтесь! Выполняя «Осознание дыхания», возможно, вы увидите, насколько сильно вы отвлекаетесь на самом деле, а в ходе «Развития любящей доброты», возможно, вы поймете, как вы раздражены, ненавидите и избегаете людей. Вы никогда не замечали этого раньше, потому что вы не были достаточно осознанно. Не переживаете! Это часть процесса, подобное происходит со всеми.

Не торопитесь менять практику!

Многие, кто приходит на мои занятия, изучают две медитации, а затем говорят: «Хорошо, я понял, что дальше?». Слишком легко обойти разных учителей, собирая многочисленные практики. Вскоре вы сможете произвести впечатление на всех своих друзей, рассказывая обо всех интересных вещах, которые вы узнали... Но если вы хотите найти подземный источник, вам нужно выкопать глубокий колодец в одном месте, а не серию мелких отверстий в разных местах . И то же самое касается поиска сокровищ, которые могут раскрыться медитацией, даже если есть вода во многих местах.
 
Счастливого поиска сокровищ!

 

Суваннавира.