Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Духовная жизнь и Нирвана

Духовная жизнь

В то время как опыт Просветления мгновенен, приближение к нему всегда постепенно. Следовательно, в буддизме духовная жизнь заключается, по сути, в следовании пути, уровни и этапы которого тщательно расчерчены на карте традиции в соответствии с духовным опытом Будды и его учеников, непосредственных и более поздних. Поскольку людские темпераменты и методы практики отличаются, этот путь можно сформулировать различными способами, и число и порядок его составных частей определяется и описывается с различных точек зрения. Поэтому получается, что есть не только Благородный восьмеричный путь и Путь десяти совершенств или десяти уровней – две самые известные формулировки, – но и Путь, состоящий из семи этапов очищения, тринадцати «обителей» (вихар), пятидесяти двух ян и так далее, и этот список практически бесконечен. Однако то, что можно назвать архитектоникой Пути, остается неизменным, подобно тому, как различные виды мостов, построенные в соответствии с одними и теми же принципами механики и для одной и той же цели, отражают одну основную структуру. Эта архитектоника наиболее ясно отражена в формуле Трех Упражнений (тришикша), а именно, морали (шила), медитации (самадхи) и мудрости (праджня), которая, согласно одной традиции, была постоянной темой проповедей в последнем путешествии Будды, и, говоря о которой, он, как утверждают, заявил: «Великим становится плод, велики преимущества самадхи, когда оно основывается на шиле. Великим становится плод, велики преимущества праджни, когда она основывается на самадхи»1.

 

В первоначальном смысле шила означает «поведение», и это слово приобрело смысл «благое поведение». Любое поведение, хорошее или плохое – это отражение состояния ума. Несмотря на ужасающие списки наставлений, с которыми на практике впоследствии была отождествлена буддийская этика, шила, в конечном счете, определяется в чисто психологических терминах как те действия, которые ассоциируются с кармически благотворными состояния ума, в отличие от тех, что неблаготворны. Какое состояние ума считать благотворным, от яны к яне мнения расходятся, или, скорее, подчеркиваются разные стороны. Для Хинаяны благие действия – это действия, связанные с благотворными ментальными корнями отсутствия жадности (алобха), ненависти (адвеша) и заблуждения (амоха); для Махаяны и Ваджраяны это те действия, которые вдохновлены любовью (майтри) и состраданием (каруна) к живым существам. Телесные и словесные действия – это продолжение состояний ума, и эти состояния могут быть вызваны совершением этих действий, благих или неблагих, эгоистичных или альтруистичных, поскольку являются их естественным выражением. Этот факт приводит к важности шилы в качестве подготовки к самадхи.

 

Самадхи или медитация (этот перевод лишь приблизителен) заключается в упражнениях, посредством которых практик достигает сосредоточения ума до сверхсознательных состояний, а также в самих этих состояниях. Это сердце и суть буддийской духовной жизни. Выражаясь словами авторитетного современного ученого, важность самадхи заключается в том, что «это использование силы сосредоточения для исследования философской истины буддизма и превращения ее из абстрактной точки зрения в конкретную внутреннюю реализацию, посредством которой достигается освобождение от страданий и ложных воззрений, воплощается Нирвана и обретаются все функции избавления»2. В широком смысле слова, в Хинаяне слово самадхи обычно относится к практике упражнений в медитации, а в Махаяне – к духовным состояниям, обретаемым посредством такой практики. Перечисляются тридцать восемь или сорок упражнений в медитации, но на самом деле их больше. Среди самых популярных – сосредоточение на десяти этапах разложения тела, посредством которого разрушается цепляние (лобха), взращивание любящей доброты (майтри) ко всем живым существам, что разрушает ненависть (двеша), и осознанность по отношению к телесным движениям и дыхательным процессам, что ведет к разрушению омрачения (моха). Махаяна использует те же самые упражнения, но сочетает их с практикой шуньяты. В Ваджраяне медитация включает повторение мантр Будд и Бодхисаттв, а также визуализацию их форм, которые, будучи вызваны из пустоты, становятся объектами поклонения и медитации, а затем возвращаются в пустоту. Есть также различные упражнения, которые посредством манипуляции грубыми энергиями физического тела нацелены на развитие их тонких и запредельных эквивалентов. Каков бы ни был тип упражнений, цель их – достичь состояния чистоты и прозрачности ума, в котором может найти отражение Истина как таковая.

 

В целом праджня или мудрость трехчленна, поскольку основана на изучении (буквально «слышании»), независимом размышлении и обдумывании и медитации (бхаване, том, что развилось ментально или «приведено к появлению»). Здесь имеется в виду, собственно, третий вид мудрости. Ее можно описать как непосредственное, неконцептуальное восприятие запредельной Реальности. Для Хинаяны подобное постижение возникает, когда вещи и люди рассматриваются исключительно в рамках дхарм, окончательных элементов существования, для Махаяны – когда сами дхармы рассматриваются как шуньята. В любом случае результат – это устойчивое разрушение цепи омрачений, приводящее в первом случае к достижению состояния архата, а во втором – Наивысшего состояния Будды. То, что, не имея лучшей формулировки, мы вынуждены называть буддийской философией, – это, по сути, концептуальное выражение неконцептуального содержания мудрости Просветления. Если понимать их должным образом, Сарвастивада, Саутрантика, Йогачара или Виджнянавада и Мадхьямика – не враждующие системы мысли, одна из которых подлинна, а остальные ложны, а выражения на интеллектуальном плане все более продвинутых уровней духовного проникновения. Технически философия, принадлежащая к более высокому уровню проникновения, использует формулировки менее продвинутых уровней, чтобы поставить под вопрос их базовые допущения, таким образом, побуждая практика продвигаться ко все менее ограниченному опыту Реальности.

 

Нирвана

Хотя состояние совершенства, достигаемое путем следования Пути, как утверждают, невыразимо, его называют в писаниях невероятно большим количеством имен. Из этих терминов на Западе больше всего известно слово Нирвана, где ва корень слова, означающий «дуть», и нир приставка, означающая «за». Следовательно, традиционно Нирвана описывается как «задувание» огней жадности, ненависти и заблуждения и как состояние, в котором жажда чувственного опыта, продления существования и даже несуществования, совершенно отсутствует. Однако, несмотря на такую этимологию, цель буддизма далека от чисто негативного состояния, метафизического и психологического нуля, в котором индивидуальность исчезает, во что верили буддисты, по утверждению некоторых старых востоковедов. О том, чего на самом деле не существует, нельзя сказать, что оно прекращает существовать: все, что устраняется, – это ложное представление об индивидуальном существе, отдельном и отличном от психофизических процессов, из которых оно составлено. На самом деле, позитивные описания Нирваны не менее часто встречаются в писаниях, чем негативные, хотя в обоих случаях стоит помнить, что это не столько определения в логическом смысле, сколько понятийно-словесные указатели направления реализации, которая оставляет их далеко позади. Нет никакого постоянного соответствия между словом «апельсин» и названным им фруктом. Но тот, кому сказали, что это золотистый фрукт округлой формы, принадлежащий к роду цитрусовых, может с помощью этого описания определить его и ощутить его уникальный, неописуемый вкус самостоятельно. С психологической точки зрения Нирвана – это состояние абсолютного Просветления, абсолютного блаженства, бесконечной любви и сострадания, непоколебимой безмятежности и неограниченной духовной свободы. С онтологической точки зрения для Хинаяны это вечное, неизменное, сверхсознательное духовное бытие, совершенно не связанное с космическим процессом, а для Махаяны – Абсолютная Реальность, запредельная всем противоречиям, включая противоречие между нею самой и сансарой. В качестве высшего объекта духовного сознания или дхармакаи это воплощение Великой Мудрости и Великого Сострадания, охватывающее все возможные добродетели и совершенства. Это Бесконечный Свет (Амитабха), который сияет не извне, а изнутри живых существ, и Безграничная Жизнь (Амитаюс), которая не имеет ничего общего с личным бессмертием.

 

1 «Дигха-никая», ii, 81 и далее.

2 Ч. М. Чен, «Буддийская медитация, систематическая и практичная», Калимпонг, 1967, с. 40.