Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Четвертое наставление – принцип правдивости

Утверждение: искренними словами я очищаю речь свою.
Отрицание: я обещаю воздерживаться от лживых речей.
Пали: мусавада верамани сиккхападам самадиями.


Важность речи

То, как мы говорим, создает мир, в котором мы живем. Наша речь оказывает на нас и других сильное влияние. Очевидно, что нам нужны некоторые этические правила, касающиеся нашей речи. Конечно, это должно выходить за пределы правдивости – например, члены Ордена принимают все четыре обета, касающихся речи – но эти дополнительные наставления могут рассматриваться как аспекты других этических принципов, таких, как доброта, которые содержатся в других наставлениях. В Пяти наставлениях – наиболее широко распространенной этической формуле в буддийском мире – необходимость правдивости является одним из аспектов речи, который обособляется и обсуждается отдельно.
 
Правдивая речь не элементарная практика для новичков. Как мы увидим, это трудная практика, которая бросает серьезный вызов нашему обычному эгоцентрическому подходу к жизни. 


Принцип правдивости

Мы можем определить правдивость как бесстрашное уважение к реальности, даже тогда, когда признание истины и встреча с ней лицом к лицу противоречит тому, что мы рассматриваем как свои эгоцентрические цели, или когда это может причинить нам неудобство.  

Поэтому практика этого наставления заключается в развитии качеств прямоты и честности. Это означает не избегать правды и говорить ее, даже когда это противоречит тому, что хочет наше эго, и так разрушать нашу склонность отдавать приоритет нашим эгоцентричным желаниям перед реальностью. Это поднимает важный побочный вопрос – что наставление заключается в том, что мы говорим правду, когда это неудобно для нас, а не когда это неудобно для других. Люди часто возражают против этого наставления на том основании, что говорить правду может быть отсутствием доброты, как если бы наша неправдивость обычно заключалась в том, чтобы щадить чувства других людей. На самом деле у большинства из нас неправдивость в основном касается нашей собственной эгоистичности, и именно над этим мы пытаемся работать. Когда дело заходит о том, чтобы говорить правду другим, нам нужно отдавать предпочтение доброте, которая подразумевает такт и предупредительность, хотя также это обычно будет включать и правдивость, в нужное время. (Иногда мы говорим себе, что лжем, чтобы поберечь чужие чувства, в то время как нас самом деле мы пытаемся избежать дискомфорта, который почувствовали бы, если бы сказали правду).


Угрозы неправдивости 

Если мы искажаем истину в нашей речи, мы наносим прямой вред себе, мы отсекаем себя от других, мы отсекаем себя от духовного сообщества. 


Неправдивость вредит нам 

Мы вредим себе, потому что каждый раз, когда мы искажаем правду, нам становится все труднее быть правдивыми с другими – смело смотреть в лицо реальности и видеть себя такими, какими мы в действительности являемся – что подрывает основы нашей духовной практики в целом. Мы подрываем нашу честность и чувство целостности, отделяем себя от того, что является нашей лучшей частью и отчуждаем себя от нашей высшей природы, которую некоторые традиции называют Природой Будды. 


Неправдивость отделяет нас от других

Искажение правды также часто отделяет нас от других. Мы не можем общаться с другими, если мы не говорим правды. Если мы неправдивы, тогда то, что мы сообщаем, не истинно, поэтому не может быть истинного общения. Одна из важных целей этики – помочь нам вести себя так, чтобы это отражало и увеличивало наше чувство связи с другими. Общение – это мощный способ усилить эту взаимосвязанность и разрушить барьеры между нами и другими. Отсекая нас от правдивого общения, ложная речь усиливает наше болезненное, омраченное ощущение себя как жесткого, напряженного, отдельного эго, отрезанного от других и находящегося в конфликте с остальным миром.


Неправдивость отрезает нас от духовного сообщества 

Создание духовного сообщества – важная часть нашей практики. Нам всем нужно духовное сообщество – Сангха – чтобы продвинуться в духовной жизни. Нам нужно быть частью сообщества людей, которые разделяют общие устремления и поддерживают друг друга в практике. Нам нужны дружеские отношения, в которых мы можем быть открытыми и честными, не боясь, что то, что мы скажем, будет использовано против нас. Такое духовное сообщество может существовать, только когда люди доверяют друг другу, а доверие возможно лишь тогда, когда люди говорят правду. Ложь и искажения неизбежно создают недоверие. Поэтому, когда мы лжем или искажаем истину в среде Сангхи, мы отрезаем себя от духовного сообщества, что несет разрушительные последствия для нашего собственного продвижения, и подрываем основы духовного сообщества для других.  


Рамки правдивой речи 

Прося нас принять правдивую речь как аспект нашей духовной тренировки, это наставление выходит за пределы того, что обычно называется ложью. Конечно, оно охватывает прямую ложь, но оно также просит нас приложить усилия, чтобы сделать нашу речь подлинным отражением реальности, избегая односторонних искажений, которым дают начало наши эгоцентричные желания. Это включает, например, отказ от преувеличения – чтобы заставить себя выглядеть хорошим, важным, интересным, несгибаемым, или сделать так, чтобы другие выглядели лучше, чем они есть. Это включает не поиск оправданий во избежание обвинений, а откровенное признание нашей собственной ответственности. Это включает передачу событий с двух сторон, а не только с нашей собственной. Это включает уход от всех опущений и ложных акцентов, которые дают ложную картину того, что случилось на самом деле, не переходя границы прямой лжи. Наставление просит нас быть открытыми и бесстрашными в своей честности, представляя это как духовную практику, не придерживаясь буквы каких-либо правил.
 

Преимущества практики правдивости

Правдивость – практика, требующая от нас многого. Очень часто мы ведем своего рода пресс-конференцию для самих себя посредством речи, постоянно пытаясь редактировать реальность, чтобы выглядеть так, какими бы хотели себя видеть в глазах других. Часто мы даже не осознаем, что делаем это: мы на самом деле верим в наши собственные искажения и можем отвечать гневом, если кто-то бросает им вызов. Сознательно начать изменять эти модели – трудная практика, но она вызывает мощный трансформирующий эффект. Она заставляет нас в большей мере осознавать наши бессознательные мотивы, улучшает наши отношения с другими, уменьшает уровень нашего беспокойства и в целом улучшает нашу практику нравственности, что отражается в общем улучшении состояния нашего ума.     


Развивая осознанность

Чтобы практиковать правдивую речь, нам нужно осознанно относиться к речи. Нам нужно быть внимательными тогда, когда это может быть труднее всего – когда мы взаимодействуем с другими людьми, со всеми эмоциями и реакциями, которые это подразумевает. Часто мы на самом деле не очень-то осознанно относимся к нашей речи или к волевым побуждениям, которые за ней стоят. Поэтому большую часть времени наша нечестность проходит незамеченной, и однажды, с течением времени, мы начинаем верить в нашу собственную ложь. Но если мы сознательно решаем говорить правду, нам придется наблюдать себя, придется спрашивать себя, когда мы говорим: «Это правда?» Это делает нас более осознанными в наших умственных процессах и понуждает нас исследовать истории, которые мы себе рассказываем. Если мы не примем правило упражнения в правдивости как сознательную практику, мы подвергаемся риску оставаться в тумане, так и не осознав способы, с помощью которых мы искажаем истину, чтобы она удовлетворяла нашим собственным целям. В таком случае нам будет очень трудно сколько-нибудь продвинуться по духовному пути.      
 

Восемь мирских ветров

Большую часть времени мы искажаем истину, чтобы так или иначе получить то, что мы хотим. Одна из полезных точек отсчета для рассмотрения того, как мы это делаем, – «Восемь мирских ветров». Это четыре пары позитивных и негативных качеств, которые склонны управлять нашими эгоцентрическими реакциями на мир: мы постоянно пытаемся получить как можно больше от «позитивной» стороны каждой пары и избегать негативной. 


Восемь мирских ветров таковы:

1. Обретение (денег и имущества) в сравнении с потерей
2. Похвала или одобрение в сравнении с порицанием
3. Удовольствие или комфорт в сравнении с болью или дискомфортом
4. Слава или высокое положение в сравнении с потерей славы или положения
 
Мирские ветры – это счетные карточки эго, которые определяют, успешно оно или нет в этих играх. Обычно мы искажаем истину для того, чтобы выиграть в одной из этих игр. Мы хотим получить деньги или вещи и избежать потери. Мы хотим, чтобы нас любили или хвалили, и избегаем порицания. Мы хотим жить в удовольствиях и комфорте и избегать дискомфорта. Мы хотим увеличить нашу важность в глазах других людей.  

Поскольку наша склонность искажать истину так прямо связана с нашей эгоцентрической мотивацией, практика правдивой речи помогает нам распознать наши эгоистические модели и выйти за их пределы. Если мы сознательно практикуем это наставление, снова и снова в наших каждодневных взаимодействиях мы будем сталкиваться с фактом, что мы очень хотим искажать истину по каким-то причинам самозацикленности, но наши этические правила предостерегают нас от этого. Обычно мотив неправдивости связан с одним из восьми мирских ветров, например, мы хотим избежать порицания или сделать так, чтобы мы кому-то нравились. Наша практика наставления положит конец этой мотивации, и это приведет нас к необходимости противостоять нашим бессознательным устремлениям. Затем вместо того, чтобы делать то, что мы обычно делаем, мы можем сделать выбор в пользу искусности и творчества 

Если мы действительно бесстрашно принимаем это наставление, это может быть основополагающей и преображающей практикой, поскольку борется с нашей бессознательной эгоцентричностью в большом числе каждодневных ситуаций, заставляя нас осознавать наши действительные побуждения и помогая нам им противостоять. Восемь мирских ветров настолько определяют нашу мотивацию, что мы можем соблазняться искажением истины почти все время, когда взаимодействуем с другими людьми, поэтому практика этого наставления дает нам очень плодотворный способ привнести практику в нашу повседневность.
 
Мы можем наделить большей силой способ, с помощью которого правдивая речь делает нас более осознанными, вовлекая других людей и прося их помочь вам. Они могут указывать нам, когда мы уклоняемся от истины, что может оказывать очень позитивный эффект на нашу внимательность! Наши духовные друзья могут подержать перед нами зеркало, что иногда позволяет нам впервые ясно увидеть нашу собственную неправдивость.


Лучшие взаимоотношения 

Когда мы начинаем практиковать четвертое наставление более сознательно, мы можем также заметить, что улучшаются наши отношения с другими людьми. Мы начинаем быть более искренними, открывать больше о себе и отпускать некоторые из своих защитных реакций. Люди склонны больше нас любить, когда мы перестаем прятаться за маски и открываем нашу уязвимость. И когда мы становимся более открытыми, другие тоже становятся нами более открытыми. Со временем качество нашей дружбы может стать глубже и в большей мере приносить нам удовлетворение, и вся наша жизнь в результате  становится богаче и достойнее.
 
Люди ценят прямоту и откликаются на нее. Когда мы практикуем правдивость, люди осознают, что нам можно доверять. И поскольку правдивость позволяет нам действительно вступить в контакт, люди гораздо более стремятся подружиться с теми, кто практикует правдивость, чем с теми, кто этого не делает.    


Меньше беспокойства 

Практика правдивой речи часто помогает нам почувствовать большую легкость, стать менее застенчивыми и беспокойными среди других людей. Когда мы искажаем истину, чтобы создать нереальный образ себя, мы боимся, что люди увидят нас за маской, которой мы прикрыли настоящего человека, которого мы пытаемся спрятать. Это может привести к чувству робости и подспудному беспокойству при общении с другими. Большая открытость и прямота позволяют нам избавиться от этого беспокойства. Мы находим, что если мы больше открываемся другим такими, какими мы в действительности являемся, люди не отвечают нам неодобрением – на самом деле, мы им больше нравимся, и они воспринимают нас гораздо лучше.
 

Общее улучшение в этике

Наконец, если мы серьезно занимаемся практикой правдивости, мы, вероятно, обнаружим, что вся наша практика этики улучшится, включая те сферы, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с речью. Например, мы можем осознать, что мы не были честны с налогами или что мы были не честны с каким-то важным человеком в нашей жизни и что, если мы собираемся начать говорить правду прямо сейчас, мы не сможем продолжать обманывать, и нам понадобится разрешать такие ситуации. Поэтому наш обет честности поможет нам обнаружить последствия неискусности в прошлом. Это восстанавливает связь с нашим чувством прямоты и дает возможность ближе соприкоснуться с нашим высшим я. Этот процесс может стоить нам денег или принудить нас к смирению – конечно, эго с ненавистью отнесется и к той, и к другой идее, но это может быть как раз тем, что необходимо для нашей духовной жизни!


Вопросы для размышления и обсуждения

1. Согласны ли вы с тем, что искажение истины причиняет нам вред? Почему или почему нет?
2. Подумайте над каким-нибудь случаем, когда вы исказили правду на прошлой неделе. Какова была мотивация для этого? Можете ли вы отнести эту мотивацию к одному из «мирских ветров».   
3. Какая пара «мирских ветров» оказывает на вас наиболее сильное воздействие? Как она влияет на вашу речь?
4. Согласны ли вы с тем, что практика правдивой речи помогает нам уменьшить беспокойство и увеличить уверенность в себе? Почему или почему нет?
 

Предлагаемые упражнения

1. Откровенно признайтесь и извинитесь за искажение, которое вы допустили на прошлой неделе. Обратите внимание на эффект, который это окажет на ваши взаимоотношения с этим человеком, и расскажите об этом группе.
2. Сознательно примите принцип упражнения в отказе от искажения истины на эту неделю, замечая, в каких обстоятельствах вы находите это трудным и какое действие это на вас оказывает. Расскажите о своих переживаниях.
3. Привлеките кого-то, кому вы доверяете и близки – или нескольких человек – к помощи вам в практике четвертого наставления. Попросите их указывать, когда ваша речь отклоняется от того, что случилось в действительности, и замечайте свою реакцию на это!