Новости

07.10.2020 23:04:47

Учиться медитировать онлайн

Буддийская медитация. Бесплатные введение онлайн

Читать дальше …

06.10.2020 12:34:56

Введение в буддизм онлайн

Бесплатные лекции о буддиме и короткое введение в медитацию.

Читать дальше …

29.03.2020 12:50:48

Интервью с Суваннавирой

Вопросы буддисту от подписчиков «Пост блог»

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Почему Будда говорил о вкусе?

В начале наших лекций мы рассмотрели, что такое свобода. Затем мы рассмотрели место свободы на этом духовном пути (Пути по спирали). Сейчас мы вернемся к основной теме, теме вкуса свободы. У нас есть ещё один момент для обсуждения. Мы видели, как Будда говорил о Дхамма-Винае и вкусе свободы:

 

Единый вкус у морских глубин:

солёные в море воды.

Так и у Дхаммы вкус один.

И это вкус свободы.

 

Что это значит? Одно из возможных значений следующее — каждая часть Дхамма-Виная имеет вкус свободы. Однако каковы эти части? Это — учения, доктрины, философия, системы этики, практики медитации, техники для сосредоточения, ритуалы и практики поклонения, духовные институты, духовная культура, искусство, связанное с буддизмом. Сангхаракшита советовал всегда спрашивать: имеет ли какая-либо из этих частей вкус свободы? Помогает ли эта часть нам непосредственно или опосредованно быть свободным? Помогает она нам развивать проникновение или инсайт? Помогает ли прорвать три оковы? Помогает ли входить в поток? Помогает ли стать подлинным индивидуумом? Это вопросы, которые стоит задавать себе снова и снова.

 

Он говорил, что если эти учения, доктрины, философия, системы этики, практики медитации не имеют вкуса свободы, они не являются частью учения Будды, они не являются частью Дхамма-Виная. Это довольно радикально, потому что есть другие буддийские традиции, которые говорят, что Дхамма-Виная — это совокупность монашеских правил, которые надо строго соблюдать (их может быть 227 или другое количество). Сангхаракшита говорил, что в современном восточном буддизме есть много того, что не имеет вкуса свободы. Это одна из причин, по которой буддийская община «Триратна» не отождествляет себя с какой-либо одной формой восточного буддизма.

 

Мы много говорили о свободе в последнее время. Однако не рассматривали подробно слово соль. Почему Будда говорил о вкусе свободы, а не об идее свободы? Можно ответить так. Будда говорил, что Дхамма-Виная имеет вкус свободы, потому что океан имеет соленый вкус. Возникает ещё один вопрос. Почему Будда говорил именно об океане? Будда выбрал качества великого океана, потому что они выразили качества Дхамма-Виная. И он не случайно выбрал соленыйвкус, чтобы объяснить, что Дхамма-Виная имеет вкус свободы. Потому что свобода — это нечто, что мы пробуем на вкус.

 

Палийское слово для вкуса — это раза. Первоначальное значение раза — это сок. Сок — это жидкость, он течёт, и у него нет определённой формы. Также и свобода — она не фиксирована, не специфична, не обусловлена. Сангхаракшита говорил, что Дхамма-Виная — это непрерывная спонтанная последовательность запредельных духовных состояний. Эти состояния постоянно текут и в определённых цивилизациях в определенное время кристаллизируются в различные учения и практики. Он подчёркивал, что большой ошибкой является постоянное отождествление этих текущих состояний с тем или иным учением. Это объясняет, почему в своей книге Обзор буддизма он много говорил о единстве буддизма. Это не единство на интеллектуальном уровне, потому что мы найдём много противоречий, если будем сравнивать разные школы и традиции. Это — единство на запредельном уровне.

 

Второе значение слова раза — это вкус. Речь идёт о вкусе, и это вопрос непосредственного переживания и личного опыта. Чтобы правильно практиковать Дхамма-Виная, надо найти этот вкус свободы в вашем личном опыте.

 

Третье значение слова раза — это основная (определяющая) характеристика. Основной характеристикой Дхамма-Виная является свобода. Если отсутствует свобода, значит то, что у нас есть, не является Дхамма-Виная. Если мы сведём Дхамма-Виная к одной капле, подобно тому, как от океана остаётся сухой остаток, если из него выпарить всю воду, тогда что останется в этой капле? Это будет свобода.

 

Мы начали наши лекции с образа великого океана. Сейчас мы закончим другим образом. Образ пространства, неба, бесконечного неба голубого цвета. Оно совершенно чисто. В его середине мы видим летящую фигуру. Это обнаженная красная фигура девушки с длинными черными волосами. Она улыбается и смотрит наверх в состоянии восторга. В буддизме она известна как дакини, леди-пространство.

 

Она абсолютно свободна.

Свободна, чтобы лететь в любом направлении.

Свободна, чтобы остаться без движения.

У неё свобода бесконечного пространства.

И она наслаждается вкусом свободы.

 

Спасибо.