Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Система медитации

Этот текст – отредактированная версия «Системы медитации» Сангхаракшиты из «Буддизма: основы пути ».

 

Введение

Буддизм берет начало в медитации. Он берет начало в медитации Будды под деревом бодхи 2500 лет назад. Следовательно, он берет начало в медитации в высочайшем смысле: не просто медитации в значении сосредоточения, даже не переживании высших состояний сознания, но медитации в значении созерцания – непосредственного, целостного, всеохватывающего видения и переживания абсолютной Реальности. Именно в этом берет начало буддизм, и благодаря этому он снова и снова обновляется в течение столетий.

 

Из многих методов, развившихся в буддийской традиции, в моем собственном учении я отобрал несколько, чтобы создать то, что можно было бы назвать системой. Самые важные и известные методы медитации в этой системе – осознание дыхания, метта-бхавана, практика визуализации, памятование о шести элементах и просто сидение. Нам необходима поступенчатая организация методов медитации, определенная последовательность накопления, которая ведет нас вперед шаг за шагом.

 

Осознание дыхания

В такой последовательности первым стоит осознание дыхания. Обычно это первый метод, которому мы обучаем в «Триратне», по многим причинам. Не нужно знать никакие исключительно буддийские учения, чтобы практиковать его. И это отправная точка для развития осознанности в целом. Мы начинаем с того, что становимся осознанными к дыханию, но это только начало. Мы становимся более осознанными по отношению к окружающему нас миру и другим людям. В конечном счете, мы становимся более осознанными по отношению к самой реальности. Но мы начинаем с осознанности к дыханию.

 

Развитие осознанности – ключ к психологической целостности. Слишком часто у нас нет никакой настоящей личности. Мы – узел противоречивых желаний, даже противоречащих друг другу «я», непрочно связанных вместе именем и адресом. Эти желания и «личности» являются как сознательными, так и бессознательными. Осознание дыхания помогает нам свести их воедино, оно затягивает связку так, чтобы они не слишком болтались в середине. Оно делает более узнаваемой связку этих желаний и «я».

 

Практика осознанности помогает нам создать действительное единство и гармонию между различными аспектами себя. Посредством осознанности мы начинаем создавать подлинную личность. Личность по сути целостна, разъединенная личность – явное противоречие. До тех пор, пока мы не обрели целостность, мы не являемся подлинной личностью, нет реального продвижения. Нет реального продвижения, потому что нет приверженности, и вы не можете обрести приверженность, пока у вас нет единой индивидуальности, чтобы стать приверженным. Только целостный человек может быть приверженным, потому что вся его энергия течет в одном направлении: одна энергия, один интерес, одно желание, не вступающие в противоречие с другими. Осознанность, внимательность на многих различных уровнях, следовательно, имеют первостепенное значение – это ключ ко всему.

 

Но существует опасность, что в ходе практики осознанности мы разовьем то, что я решил назвать «отчужденной осознанностью». Она возникает, когда мы осознанны по отношению к себе, не переживая свои эмоции. Следовательно, наряду с практикой осознанности, очень важно установить контакт с нашими эмоциями, какими бы они ни были. В идеале мы должны устанавливать контакт с нашими положительными эмоциями, но лучше устанавливать реальный, живой контакт с нашими негативными эмоциями (что означает их принятие и переживание, но не вовлечение в них), чем оставаться в отчужденном состоянии и не переживать эмоции вообще.

 

Метта-бхавана

Здесь наступает черед «метта-бхаваны» и подобных практик: не просто развития любящей доброты, но также сострадания, сорадования, равностности, а также шраддхи, веры. Все это основывается на метте. Метта, любящая доброта, дружелюбие – основополагающее позитивное качество. По мере того, как я больше и больше общаюсь с членами Ордена, митрами, друзьями, и людьми, не входящими в наше Движение, я яснее и яснее вижу важность положительных эмоций в нашей жизни – как духовной, так и мирской. Я бы сказал, что развитие положительных эмоций, таких как дружелюбие, радость, спокойствие, вера и безмятежность, совершенно необходимо для нашего развития как личности. Оно необходимо для каждого из нас по отдельности и для всех нас в связи с другими. Поэтому метта-бхавана как практика, направленная на развитие основополагающей положительной эмоции – метты, абсолютно необходима.

 

Практика шести элементов

Но представьте, что вы развили осознанность и все эти положительные эмоции. Представьте, что вы – очень осознанный, положительный, ответственный человек, даже подлинная личность, говоря языком психологии. Тогда что же будет следующим шагом? Следующий шаг – это смерть! Счастливый, здоровый человек, которым вы сейчас являетесь, должен умереть. Другими словами, нужно выйти за пределы ограничений субъекта и объекта. Мирская индивидуальность должна быть разрушена. Здесь ключевой практикой становится практика памятования о шести элементах.

 

Есть другие практики, которые помогают нам разрушить нашу теперешнюю мирскую индивидуальность: памятование о непостоянстве, памятование о смерти и медитация на шуньяту (пустоту). Но медитация на шуньяту может стать довольно абстрактной и интеллектуальной. Памятование о шести элементах, что включает возвращение земли, воды, огня, воздуха, пространства и сознания в нас земле, воде, огню, воздуху, пространству и сознанию во вселенной, отказ поочередно от каждого элемента и даже нашего индивидуального сознания – самый конкретный и практический способ практики на этом этапе. Это ключевая практика для разрушения нашего чувства условной личности.

 

Практика шести элементов сама по себе является медитацией на шуньяту, потому что помогает нам осознать пустотность нашей собственной мирской индивидуальности – помогает нам умереть. Есть много переводов слова «шуньята». Иногда ее переводят как «пустотность», иногда как «условность». Но шуньяту можно перевести и как «смерть», потому что она – смерть всего обусловленного. Только тогда, когда умирает обусловленная индивидуальность, начинает проявляться необусловленная Индивидуальность.

 

Памятование о шести элементах и другие медитации на пустоту – медитации випашьяны на санскрите (випассаны на пали), или проникновения, в то время как осознание дыхания и метта-бхавана – медитации шаматхи, или достижения покоя. Шаматха развивает и улучшает нашу обусловленную индивидуальность, а випашьяна разрывает эту индивидуальность или хотя бы позволяет нам видеть сквозь нее.

 

Практики визуализации

Когда мирская индивидуальность мертва, что дальше? Если отвлечься от традиционного языка, из переживания смерти мирского «я» возникает трансцендентное «я». В практике визуализации визуализируемая фигура перед вами, фигура будды или бодхисаттвы, какой бы совершенной и великолепной она ни была, это, на самом деле, вы. Это ваше новое «я» – то, каким вы можете быть, если только позволите себе умереть. В некоторых формах практики визуализации мы сначала начитываем и медитируем на мантру шуньяты, что означает «Ом, все вещи по своей природе чисты, я тоже чист по природе». Здесь чистота означает Пустотность, чистоту от всех концепций, чистоту от всей обусловленности, потому что мы не можем переродиться, не пройдя через смерть.

 

Есть много различных видов практик визуализации. Есть много разных будд, бодхисаттв, даков, дакинь, дхармапал, которых можно визуализировать. Наиболее широко распространенные в Ордене практики имеют отношение к Шакьямуни, Амитабхе, Падмасамбхаве, Авалокитешваре, Таре, Манджугхоше, Ваджрапани, Ваджрасаттве и Праджняпарамите. У каждого члена Ордена есть своя практика визуализации вместе с соответствующей ей мантрой, которую они получили во время посвящения. Я лично хотел бы, чтобы более опытные члены Ордена были хорошо знакомы по крайней мере с двумя или тремя различными видами практик визуализаций.

 

Важность практик визуализаций в целом особенно отчетливо видна в практике Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва – белого цвета: это цвет чистоты. Здесь очищение заключается в осознании того, что в абсолютном смысле вы никогда не становились нечисты: вы чисты с самого начала, чисты с безначальных времен, чисты по природе, чисты в своей сути. В глубинах вашего существа вы чисты от любой обусловленности, или, вернее, вы чисты от самого разделения на обусловленное и Необусловленное, и поэтому – пустотны.

 

В практиках визуализации, когда мы видим будд и бодхисаттв, они не вне нас, они – проявление нашего собственного Истинного Ума, проявление дхармакайи, и мы можем отождествить себя с ними и таким образом обрести духовное перерождение на запредельном уровне бытия.

 

Краткое изложение четырех ступеней

Я надеюсь, что теперь вы видите систему медитации в целом, по крайней мере, в общих чертах. Есть четыре больших ступени, которые я вкратце повторю. Первая из них – стадия интеграции. Это первое, что вы должны сделать в связи с медитацией. Целостность достигается главным образом посредством практики осознания дыхания, а также с помощью осознанности и внимательности в целом. Здесь, на этой стадии, мы развиваем целостное «я».

 

Вторая большая ступень – ступень положительных эмоций. Это достигается главным образом посредством развития метты и так далее. Здесь целостное «я» поднимается на более высокий, совершенный и в то же время мощный уровень.

 

Затем следует третья большая ступень – духовной смерти, что достигается главным образом посредством памятования о шести элементах, а также памятованием о непостоянстве, смерти и медитацией на шуньяту. Здесь мы смотрим сквозь улучшенное «я» и переживаем Пустотность, переживаем шуньяту, переживаем духовную смерть.

 

И затем, в-четвертых, идет ступень духовного перерождения. Это достигается посредством практик визуализации и начитывания мантры. Такова, в общих чертах, система медитации.

 

Но вас, возможно, интересует вопрос: какое место занимает посвящение? Какое место занимает зарождение бодхичитты? Что насчет практики просто сидение? Я кратко затрону каждый из этих вопросов.

 

Место посвящения

Какое место занимает посвящение? Посвящение означает Обращение к Прибежищу. Обращение к Прибежищу подразумевает приверженность. Невозможно достигнуть приверженности, если вы не стали достаточно целостным. Иначе вам удастся быть приверженным сегодня, но завтра вы лишитесь приверженности, поскольку не было вовлечено все ваше существо. Вы также не сможете быть приверженным до тех пор, пока у вас нет определенного уровня положительности эмоций, иначе у вас не будет ничего, что бы побуждало вас продолжать путь. Для приверженности также необходим слабый проблеск Совершенного Видения. Следовательно, посвящение имеет место где-то между второй и третьей ступенью. Можно сказать, его время наступает, когда мы только начинаем вступать на третью ступень, ступень духовной смерти.

 

Бодхичитта

Во-вторых, какое место занимает зарождение бодхичитты? Бодхичитту часто переводят как «воля к Просветлению», но это не личная воля, это скорее относится к природе надындивидуального устремления. Оно возникает, когда индивидуальность в обычном смысле уже в некотором отношении просматривается насквозь. Бодхичитта – это устремление достичь Просветления на благо всех существ – такова популярная формулировка. Не то, чтобы «истинная личность» стремилась достичь Просветления ради «истинных других». Бодхичитта возникает за пределами себя и других – хотя и не без себя и других. Она возникает, когда мирское «я» просматривается насквозь, но до того, как действительно возникло запредельное «я». Она возникает, когда кто-то уже не ищет Просветления для (так называемого) «я», но еще не полностью посвятил себя обретению его для (так называемых) других. Следовательно, бодхичитта возникает между третьей и четвертой ступенями, между ступенью духовной смертью и ступенью духовного перерождения. Бодхичитта – это семя духовного перерождения. Принятие этого достигается во время личного посвящения, когда получается мантра. Мантра – это семя бодхичитты.

 

И наконец, когда кто-то получает посвящение, он продвигается вперед, по крайней мере психологически, если не физически. Он умер для окружающих. Он устремляется к Просветлению. И он устремляется к нему не только ради себя, но ради, в конечном счете, всех. Поэтому неудивительно, что в это время должен возникнуть хотя бы слабый проблеск бодхичитты, по крайней мере, в некоторых случаях.

 

Просто сидение

В-третьих, как насчет «просто сидения»? Трудно сказать об этом что-то кроме того, что «когда кто-то просто сидит, он просто сидит». Во всех других медитациях необходимы сознательные усилия. Но нужно быть осторожным, чтобы это сознательное усилие не стало слишком волевым, и для того, чтобы противостоять этой склонности, мы можем практиковать просто сидение среди других методов. Есть период активности, во время которого вы практикуете, скажем, осознание дыхания или метта-бхавану, а затем идет период пассивности, период восприимчивости. Так мы продвигаемся: активность – пассивность – активность – пассивность и т.д. Осознание дыхания – просто сидение – метта-бхавана – просто сидение – памятование о шести элементах – просто сидение – визуализация – просто сидение. Мы можем продвигаться так все время, и в нашей практике медитации будет ритм и равновесие. Есть удерживание и отпускание, есть схватывание и открытие, есть деятельность и не-деятельность. Так мы достигаем в совершенстве сбалансированной практики медитации, и вся система медитации становится завершенной.

 

Примечания

1. Слово «бодхичитта» буквально означает что-то вроде «ума (или сердца) Просветления». В буддизме Махаяны часто считается, что бодхичитта возникает, когда нашей мотивацией в духовном развитии становится скорее благополучие других, а не наше собственное счастье. Это рассматривается как чрезвычайно важное духовное событие в данном аспекте Просветления, потому что мы начинаем на самом деле выходить за пределы нашей эгоцентрической мотивации.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. «Слишком часто у нас нет никакой настоящей личности. Мы – узел противоречивых желаний, даже противоречащих друг другу «я», непрочно связанных вместе именем и адресом». Согласны ли вы с этим утверждением? Какие признаки этого мы обычно наблюдаем у кого-то, по отношению к кому это справедливо? Каким был бы человек, у которого есть то, что Сангхаракшита описывает как «настоящую личность»?

 

2. Почему осознание дыхания может помочь нам объединить различные части себя и развивать нашу личность?

 

3. «Я бы сказал, что развитие положительных эмоций, таких, как дружелюбие, радость, спокойствие, вера и безмятежность, совершенно необходимо для нашего развития как личности». Согласны ли вы с этим? Почему?

 

4. Каков ваш эмоциональный отклик на идею духовной смерти? Как вы думаете, может ли быть какая-то связь между духовной смертью и проникновением в истинную природу реальности?

 

5. Как вы относитесь к идее практики визуализации? Как вы считаете, есть ли связь между практикой визуализации и развитием «созданного умом» тела, описанного в тексте, который мы рассматривали на прошлой неделе?

 

6. В этом и предыдущем тексте мы рассмотрели два различных описания процесса духовного роста. Как вы считаете, противоречат ли они друг другу? Есть ли между ними сходство? Какой из них, по вашему мнению, более применим к вашей собственной ситуации?

 

7. Какой ступени из системы Сангхаракшиты, по вашему мнению, вы должны отдать предпочтение? Прежде чем идти за пределы двух первых ступеней, нам следовало бы спросить себя:

 

а) Легко ли мне выполнять мои решения? Могу ли я не отклоняться от долгосрочных заданий и проектов? Сколько у меня энергии, насколько эффективно я ее использую? Склонен ли я к переменчивости и переключению с одного увлечения на другое? В какой мере я испытываю чувство внутреннего конфликта и беспокойства?

 

б) Насколько положителен и оптимистичен мой эмоциональный отклик на мир и других людей? Счастлив ли я в целом, большую часть времени? Как часто я жалуюсь, чувствую себя подавленным, мрачным, обиженным? (То же самое относительно положительных эмоций).

Исследуя буддийскую практику: Медитация