Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

07.02.2017 15:49:15

Пожертвовать

Если вы желаете сделать пожертвование ...

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Третье наставление – от страстного желания к удовлетворенности

Утверждение: спокойствием, скромностью и умиротворённостью я очищаю тело своё.
Отрицание: я обещаю воздерживаться от приченеия вреда в сексуальной сфере.
Пали: камесу миччачара верамани сиккхападам самадиями.
 

Секс – просто еще одно страстное желание

Это руководство посвящено освобождению себя от пагубных привычек и страстных желаний, которые препятствуют нашему переживанию покоя ума – оно не о том, чтобы принять пуританские взгляды на секс. В традиционной негативной формулировке наставления секс выделен как, вероятно, самая могущественная из человеческих страстей и, следовательно, как самое значительное из возможных препятствий к удовлетворенности. Но на самом деле нам советуют не допускать, чтобы какое бы то ни было желание превратилось в своего рода невротическое влечение, которое заставляет наш ум пребывать в сумятице, и секс здесь символизирует все наши желания. В негативной формулировке наставлений идея  приченеия вреда в сексуальной сфере не подразумевает никакого моралистического подхода к определенным формам сексуальной активности, таким, как секс вне брака, гомосексуальность или мастурбация. То « приченеие вреда в сексуальной сфере», которого советует избегать наставление, это сексуальное поведение, которое вредит другим или нам самим.  


Невротическое страстное желание

Практика этого наставления включает упражнение в некотором контроле над нашими желаниями и аппетитами, помогающее нам пережить «спокойствие, скромность и умиротворённость». Буддизм рассматривает «страстное желание» как врага удовлетворенности, но он не оценивает все желания как «плохие». Многие желания здравы и необходимы. Когда мы голодны, испытываем жажду или мерзнем, наши желания пищи, воды и тепла естественны и положительны. Наши желания дружбы, общества, красоты, творческой силы, продуктивного выхода нашей энергии также позитивны. Наконец, у нас, кажется, есть врожденное желание воплотить наш духовный потенциал, и без этого мы никогда не смогли бы расти и развиваться.  

Покончить со всеми желаниями – значило бы приговорить себя к жизни в застое. Поэтому нам нужно провести различие между здоровыми желаниями, которые необходимы для нашей жизни и роста, и невротическим цеплянием, которое продолжает удерживать нас в круге бесконечной неудовлетворенности. Невротическое цепляние может быть определено как желание чего-то, что не может удовлетворить той нужды, которую мы хотим удовлетворить. Например, если мы переедаем, мы едим не потому, что наше тело требует насыщения. Возможно, мы ищем в пище большего комфорта, потому что нам не хватает любви или у нас занижена самооценка. Но пища не может принести нам ни того, ни другого – на самом деле, переедание еще более усложнит для нас получение того, в чем мы действительно нуждаемся.


Стать творческим человеком

К несчастью, многие из наших желаний невротичны. Пока мы не начнем проявлять больше своего духовного потенциала, мы будем испытывать чувство, что в нашей жизни чего-то не хватает. Обычно мы пытаемся удовлетворить это чувство внутренней неудовлетворенности, цепляясь за вещи во внешнем мире, такие, как удовольствия и собственность. Но это может лишь временно отвлечь нас от нашего чувства внутренней потребности, подобно тому, как принятие пищи для достижения комфорта может лишь отвлечь нас от нашей потребности в любви. Это замещенное невротическое желание – это движущая сила общества потребления, и она также движет жизнями многих людей. Это помещает нас в бесконечное колесо, погоню за воображаемой морковкой. Но счастье не проистекает от того, что мы поймали морковку: его никогда нельзя поймать. Вместо этого оно возникает оттого, что мы выбрались из колеса и ищем удовлетворенности там, где ее действительно можно найти.

Для большинства из нас это означало бы радикальные изменения в нашем подходе к жизни, и мы, скорее всего, не сделаем эти изменения сразу. Но практика этого наставления дает нам отправную точку, и мы начинаем оставлять наши наиболее очевидные модели поведения, согласно пагубным привязанностям, в основе которых – невротическое цепляние, позади. Это может стать одним из основных способов, с помощью которых мы, практикуя, становимся творческими людьми, а не просто в поиске комфорта повторяем старые модели поведения, которые углубляют наши ответные модели. Так, например, когда мы чувствуем потребность сбежать от нашего чувства неудовлетворенности, принимая убежище в наших обычных отвлечениях: пище, сигаретах, походах по магазинам, употреблении спиртного, сексе или чем-то еще – вместо того, чтобы отвечать на нее бессознательно, мы можем оставаться осознанными, проявить нашу свободу и сделать выбор в пользу чего-то другого и творческого. Сначала это будет означать, что нам придется столкнуться лицом к лицу с некоторыми неприятными ощущениями, потому что смена старых моделей доставляет неудобство. Но через более продолжительное время – и, возможно, довольно скоро – мы, скорее всего, будем переживать все более и более положительные состояния ума и растущее чувство свободы и силы в нашей жизни.


Опасности отвлечения

Те способы, которыми мы отвлекаем себя от чувства нашей внутренней неудовлетворенности, могут не быть «плохим» сами по себе, но, пока мы не поставим их на своё место, у них могут быть, по крайней мере, три негативных последствия. Во-первых, если мы выстраиваем вокруг них свою жизнь, они препятствуют нашему сосредоточению на том, что действительно приносит нам удовлетворенность, и так мы тратим жизнь впустую, постоянно ища удовлетворения не в том месте. Во-вторых, эти способы отвлечь себя часто становятся дурными привычками. Чем больше мы переедаем, пьем, курим, принимаем наркотики, стремимся к накоплению, покупаем, потребляем, мастурбируем, вовлекаемся в романтические фантазии и т.д., тем труднее нам становится высвободить себя из уз наших привычек и начать поиски удовлетворенности другим, более эффективным способом. В-третьих, наши привычки-отвлечения часто способствуют росту негативных состояний ума, поэтому вместо того, чтобы помогать нам быть счастливыми, они на самом деле еще больше отдаляют нас от той части себя, которая может дать нам настоящее удовлетворение. Например, когда нашим желаниям что-то противоречит, мы можем чувствовать гнев или злость по отношению к людям, которые становятся между нами и тем, чего мы хотим. На самом деле, наши попытки найти счастье в потреблении, владении или пользовании вещами во внешнем мире могут стать причиной массы негативных действий и состояний ума, включая нечестность, зависть и беспокойство.


Секс

В своей традиционной негативной формулировке это наставление сосредотачивается в особенности на сексе, как для многих людей наиболее могущественной из страстей. Буддизм не рассматривает секс сам по себе как «зло», но секс может быть мощной точкой фокусировки на нашем невротическом желании, поэтому нам нужно привнести творчество и этическое чувство в нашу сексуальную жизнь.

Для буддистов-мирян негативная формулировка этого наставления традиционно означала, что мы должны избегать внебрачных связей, изнасилования и насильственного похищения. Это не слишком помогает в качестве руководства в современном обществе, поэтому нам нужно вернуться к первоначальным принципам. Правило, которое нам нужно применить, очевидно, заключается в том, что нам нужно избегать причинения вреда другим или самим себе посредством сексуального поведения. 


Не причинять вреда другим

Наши сексуальные желания, скорее всего, будут причинять вред другим, если мы будем принимать в расчет только наше удовольствие, не заботясь о других.  Следовательно, мы должны попытаться рассматривать сексуальных партнеров как важных самих по себе, основывая наши взаимоотношения на метте, не используя других и не относясь к ним как к сексуальным объектам. Это включало бы отказ от вступления в неравные взаимоотношения, где у партнера есть ожидания, которых мы не собираемся выполнять. Мы также должны избегать причинения боли третьей стороне из-за секса, например, заниматься сексом с членом сложившейся пары. В наши дни порнографию также нужно рассматривать в свете этого наставления.   
Не причинять вреда себе 

Наши сексуальные желания причиняют нам вред, если мы позволяем им превратиться в невротическое цепляние или если они столь настойчивы, что препятствуют нашему переживанию природы ума. Нам нужно управлять нашими сексуальными стремлениями, чтобы они не главенствовали в наших переживаниях или не руководили нашими жизненными планами: если мы это допустим, секс может получить контроль над всем нашим существованием. Управление нашими сексуальными побуждениями означает, что мы не подпитываем наши сексуальные желания без необходимости. Это включает то, что называют «охраной врат чувств» – контроль над тем, как мы используем наши чувства, чтобы уменьшить количество сексуальных стимулов, которые мы получаем. У нас есть выбор относительно того, на что направить свое внимание, и если мы постоянно предпочитаем сосредотачиваться на том, что мы находим сексуально возбуждающим, тогда мы обнаружим, что нам очень трудно достичь покоя ума. Охрана врат чувств также включает в себя наблюдение за тем, как мы используем наш ум, так что мы не используем сексуальные фантазии как способ отвлечь себя от наших переживаний (в буддизме ум насматривается как шестое чувство, поскольку он – еще одни врата, через которые эти стимулы могут войти в наше сознание).

Управление нашими сексуальными побуждениями на основе этики не подразумевает ни прославления секса как чего-то высшего, ни демонизации его как чего-то дурного: оба эти подхода наделяют его силой, которой он не заслуживает. Наши сексуальные побуждения являются частью того, что мы унаследовали от животных: ни чем-то духовным, ни чем-то демоническим.


Воздержание

Полное воздержание от секса традиционно рассматривалось как важная практика для монахов, монахинь и других людей, серьезно следующих духовному пути. Во времена, когда не было контрацепции, на это частично были практические причины. Но безбрачие – также важная практика сама по себе. Освобождение ума от постоянного беспокойства, причиняемого сексуальным желанием, – огромный шаг к удовлетворенности. Воздержание также делает эту энергию доступной для других целей, особенно медитации.
Поэтому многие буддисты, которые вообще не придерживаются безбрачия, добровольно отказываются от секса на определенный период: возможно, всего лишь на несколько недель в ретрите, возможно – дольше.
 


Спокойствие, скромность и умиротворённость

Цель этого наставления – помочь нам стать счастливее. Освободив себя от невротических желаний и рабства биологической необходимости, мы создаем пространство, в котором можем испытывать покой и позитивные состояния ума. Но в мире двадцать первого века страстное желание – это не единственный враг удовлетворенности. Наше общество поощряет быстрый ход жизни и спешку, которая оставляет мало пространства для более обширных состояний ума. Многие из нас работают по много часов в день, на работах, которые мы выполняем главным образом для того, чтобы заплатить по счетам, в ритме, который истощает нашу энергию и становится причиной высокого уровня беспокойства. Поэтому большую часть жизни мы можем провести, зарабатывая деньги или тратя их, поскольку у нас нет энергии, чтобы использовать краткое время покоя творческим образом. «Получая и тратя, мы тратим впустую энергию». И наше сверхактивное состояние ума может стать дурной привычкой, так что мы обнаружим, что нам трудно выключить себя, и проводим драгоценное время досуга, еще больше погружаясь в него, делая что-то вроде просмотра телевизора или блуждая по сети.


Взращивая простоту

Если мы хотим покоя ума – того, что наставление называет спокойствием и удовлетворенностью – нам нужна простота как позитивное качество, и нам нужно взращивать ее. Нам может понадобиться принятие каких-то решений относительно наших приоритетов и упрощение нашей жизни соответственно этому. Возможно, нам будет нужно увидеть, что обладание меньшим количеством вещей – и трата меньшего количества времени на зарабатывание денег, чтобы их купить – может сделать нашу жизнь богаче, а не беднее. Возможно, нам понадобится преодолеть нашу обусловленность, которая говорит нам, что простота равнозначна бедности, и вместо этого увидеть, что она прекрасна и желанна. Простота в жизни, как и простота в искусстве, – это аспект элегантности и хорошего вкуса, потому что она дает избавление от ненужного загромождения и открывает нам чувство пространства, света и свободы.

Развитие спокойствия, простоты и удовлетворенности не означает, что мы должны просто сидеть и ничего не делать. У нас есть энергии, нам нужно их использовать, или они повернутся против нас. Но в нашем процветающем обществе многие из нас могли бы жить проще, чем мы живем, и это позволило бы нам тратить меньше времени, работая по чисто экономическим причинам. Вот почему многие практикующие буддисты на самом деле выбирают уменьшить время, проводимое за работой за деньги, чтобы тратить больше времени на духовную практику, альтруистическую деятельности и занятия творчеством, а также на то, чтобы сделать жизнь более расслабленной и разносторонней. Для многих людей эта идея звучит привлекательно, но ее достижение подразумевает освобождение себя от пут общества потребления, что может показаться не столь привлекательным и требует решимости и силы характера, потому что часто совершенно расходится с ценностями современного общества. 


Вопросы для размышления и обсуждения

1. Согласны ли вы, что многие желания, которые движут человеческой деятельностью, являются «невротическими»? Если да, подумайте над примерами.
2. «Счастье проистекает не столько от того, что мы получаем то, что хотим, сколько от того, что у нас меньше желаний». Согласны ли вы с этим? Если да, что это говорит о подходе к счастью, предлагаемом обществом потребления?
3. Каковы некоторые из ваших невротических желаний и привычек (у нас всех они есть)?
4. Как часто вы думаете о сексе? До какой степени вы склонны искать сексуальных впечатлений, которые увеличивают ваши сексуальные желания, или, напротив, охранять врата чувств, чтобы ограничить сексуальные желания?
5. Рассматриваете ли вы простоту – в смысле сохранения того, чем мы владеем и приобретения того, что необходимо для здоровой жизни – как позитивное или негативное качество? Какие возможности у вас есть для того, чтобы упростить свою жизнь?
6. Является ли ваша жизнь слишком занятой или недостаточно занятой? В любом случае, что вы можете с этим сделать?


Предлагаемые упражнения

1. Уделите себе на этой неделе по крайней мере один час одиночества, чтобы абсолютно ничего не делать – предпочтительно дольше. Замечайте любое подспудное чувство скуки, беспокойства или неудовлетворенности. Замечайте, что вы хотите сделать, чтобы избежать любого дискомфорта. Вместо этого посидите с этим чувством дискомфорта некоторое время, затем сделайте что-то искусное, например, медитацию или физические упражнения.

2. Подумайте над тем, чтобы взять личный обет, связанный с этим этическим правилом, на неделю, например:
– бросить какую-то слабую привычку на неделю;
– отказаться от просмотра телевизора на неделю;
– упростить свою жизнь в каких-то мелочах, например, отдавая что-нибудь;
– практиковать охранение врат чувств на этой неделе, избегать сексуальных соблазнов или чувственных впечатлений, которыми подпитываются какие-то другие страстные желания, которые более соответствуюм вашей практике – примером может стать желание есть.

3. Решите поехать на ретрит. Проконсультируйтесь с членом Ордена, какой ретрит вам подойдет, выделите на него, по крайней мере, неделю и забронируйте место.