Трехчленный путь Будды
Другая формулировка пути Будды – Трехчленный Путь этики, медитации и мудрости. Это последовательный путь, так как этичное поведение и ясное сознание обеспечивают основу, обязательную для медитации, а медитация – это почва, из которой развивается мудрость.
Этика
Жить - значит совершать поступки. Наши поступки могут иметь вредоносные или благоприятные последствия для нас самих и других. Буддийская этика включает принципы и практики, которые помогают совершать поступки на пользу, а не во вред себе и другим.
Ключевые моменты этических норм буддизма известны как пять наставлений. Это суть его этических принципов. Эти наставления не правила или заповеди, но «принципы обучения», которые принимаются по свободной воле, и применение их на практике необходимо осуществлять разумно и осторожно. Буддийская традиция признает, что жизнь сложна и полна трудностей, и поэтому не предлагает единой модели поведения, которая будет правильной при любых обстоятельствах. На самом деле, вместо того, чтобы классифицировать поступки как плохие или хорошие, буддизм говорит о том, что они могут быть искусными (на Пали kusala) или неискусными (на Пали akusala).
Пять наставлений включают следующие принципы:
1. Не убивать других живых существ и не причинять им вреда. Это фундаментальный этический принцип буддизма, и все остальные наставления являются его следствиями. Этот принцип подразумевает отказ от насилия во всех ситуациях, когда это возможно, и многие буддисты по этой причине придерживаются вегетарианства. Эквивалентное этому принципу качество – любовь.
2. Не брать того, что не является твоим. Очевидно, что воровство наносит вред другим. Сюда относится также использование людей в своих целях, их эксплуатация и манипулирование ими – все это может рассматриваться как присвоение чужого. Эквивалентное этому принципу качество – щедрость.
3. Избегать неправильного сексуального поведения. Этот принцип находил различную интерпретацию в разные времена, но сущность его в том, чтобы не причинять вреда другим в сексуальной сфере. Эквивалентное этому принципу качество – удовлетворенность.
4. Избегать неправдивой речи. ечь – это ключевой момент в наших взаимоотношениях с другими, и все же слово – опасный посредник, и мы часто обманываем себя или других, даже не осознавая, что делаем. Поэтому правдивость, качество, эквивалентное этому принципу, необходима для нравственной жизни. Но правдивости недостаточно, и в другом списке наставлений (десяти наставлениях или десяти кушала дхармах) содержатся целых четыре наставления о речи, добавляющих, что наша речь должна быть доброжелательной, полной желания помочь и гармоничной.
5. Отказаться от алкоголя и наркотиков, которые затуманивают разум. Эквивалентное этому принципу качество – благоразумие, или осознанность. Осознанность – фундаментальное качество, подлежащее развитию на буддийском пути, а опыт показывает, что интоксикация алкогольными напитками или наркотиками приводит к совершенно противоположному результату.
Многие буддисты во всем мире ежедневно повторяют эти пять наставлений и стараются следовать им в своей повседневной жизни.
Медитация
Медитация – вторая ступень Трехчленного пути Будды. Она описывается более детально в разделе о медитации.
Мудрость
Целью буддийской практики, включая медитацию, является праджня (санскр.), или мудрость. Будда учил, что фундаментальная причина человеческих проблем кроется в нашем неведении относительно существования, нашем непонимании истинной природы реальности, в то время как мудрость противоположна этому неведению.
Для начала нам необходимо просто слушать учения, которые отражают буддийское видение жизни. Затем необходимо размышлять над ними и осмыслять их в связи с нашим собственным опытом. Но праджня в более узком смысле означает развитие нашего собственного непосредственного понимания истины. Недостаточно знать философию буддизма, недостаточно даже хорошо понимать ее. Конечная цель – осознать истину в самом себе и преобразиться в результате этого осознания.
Будда учил, что жизнь – все, что мы переживаем – имеет три характеристики. Он назвал их тремя характеристиками зависимого существования. Во-первых, он сказал, что вся жизнь – это дуккха (санскр.), или неудовлетворенность. Он также сказал, что жизнь непостоянна. Все во вселенной, включая нас самих и мысли, которые составляют наш ум, постоянно претерпевает изменения. Однако мы ведем себя так, как если бы мир был предсказуем и постоянен, мы живем так, как если бы смерть не являлась неизбежной. Буддисты размышляют над фактом непостоянства и пытаются жить с этим осознанием. В-третьих, где бы мы ни искали в своей жизни что-то твердое и неизменное, мы находим только постоянно движущийся поток. Поэтому Будда сказал, что все существование анатта (на Пали), т. е. не обладает субстанциональным существованием. Не существует неподвижной, постоянной сущности вещей, не существует вечной души у человека.
Человек, который мудр в буддийском смысле этого слова, будет естественным образом рассматривать жизнь в контексте этих характеристик или звеньев, и праджня означает отвержение приятных иллюзий, которыми мы пользуемся для своего удобства и жизнь все в большей и большей мере на основе этих истин. Полное понимание того, что ничто не длится вечно, ничто не обладает неизменным существованием, дает в высшей степени преображающий эффект. Это также означает, что все в жизни взаимосвязано: никто не может быть полностью отделен от других, и человечество неотделимо от мира, который оно населяет. Из этого понимания естественным образом возникает сострадание, универсальная любящая доброта, которая является существенным дополнением мудрости.