Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

07.02.2017 15:49:15

Пожертвовать

Если вы желаете сделать пожертвование ...

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Цвета и мантры в тантрическом буддизме

Итак, почему важны цвета и мантрический звук? Почему им уделяется столь основополагающее значение в тантрическом буддизме, в тантрической духовной практике? Почему так важны именно эти два понятия – цвет и мантрический звук? Какая между ними связь? Это не так уж сложно понять. У нас, как известно, имеется пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – посредством которых мы воспринимаем внешний мир, материальную вселенную. Через чувство зрения мы видим зримые формы, через чувство слуха мы слышим звуки, через чувство обоняния мы воспринимаем запахи, через чувство вкуса – вкусовые оттенки, через чувство осязания – осязаемые объекты. Эти пять чувств, пять физических чувств, следует использовать для просветления. Первые два чувства – зрения и слуха – более развиты, нежели остальные три – во всяком случае у людей. Они действительно развиты гораздо глубже и интенсивнее других. Они утонченнее, обостреннее, можно даже сказать, духовнее других. Это не трудно понять. Известно, что чувство зрения и слуха обеспечивают, так сказать, сырьевой материал для большей части изящных искусств. Чувство зрения служит основой для всех изобразительных искусст, чувство слуха или звука – основа для музыки, даже поэзия, по крайней мере в определённой степени, базируется на том же чувстве. На чувстве слуха или звука. Интересно заметить, что остальные чувства не имеют соответствий с изящными искусствами. Не существует видов искусств, основывающихся на осязании, вкусе или обонянии. Ни одно из изящных искусств не использует эти чувства как источник для сырьевого материала. Итак, зрение и слух, как мы убедились, гораздо ближе связаны с более высокими состояниями сознания и с духовной жизнью, нежели другие чувства.

 

По этой причине мы видим, что форма, цвет, звук, мантра, мантрический звук способны выступать символами различных аспектов просветлённого ума, символами более высоких духовных переживаний, символами будд и бодхисаттв. Эти чувства бывают не только грубыми, но и тонкими и можно сказать, что тонкие соответствия зрения и слуха более высокоразвиты, чем тонкие соответствия запаха, вкуса и осязания. Именно с помощью тонкого зрения, тонкого слуха мы и видим во время медитации формы будд и бодхисаттв, а также слышим мантры. Иногда мы способны воспринимать тонкие соответствия других чувств, они порой также дают о себе знать, хотя довольно слабо и весьма нерегулярно. Например, вы можете почувствовать какой-то аромат, который физически не присутствует, либо ощутить лёгкий поток воздуха, хотя на физическом плане его не существует. Однако подобные переживания крайне редки.

 

Я уже упоминал, что будды, бодхисаттвы и т.д. воплощают различные аспекты просветлённого ума, различные духовные принципы, духовные переживания. Визуализируя форму и цвет, читая соответствующую мантру, мы приближаемся к определённому аспекту просветлённого ума, духовного принципа, духовного переживания с двух разных углов, посредством двух разных духовных чувств, или, другими словами, мы, так сказать, сходимся в одну точку с двух разных направлений. И в силу этого, сводя воедино два средства, эти два тонких чувства, соединяясь в одной точке из двух направлений, мы получаем реальную возможность переживания того принципа или аспекта, который нас интересует. Ведь есть разница в ощущении, если держать нечто между двумя пальцами или касаться этого одним пальцем. Вот почему в тантре так важны визуализация и рецитация мантры, вот почему оба принципа используются вместе. В процессе практики мы приближаемся к одному и тому же принципу, к одному и тому же переживанию из этих двух разных углов. Мы пытаемся войти в контакт [с визуализируемым объектом], исходя из этих двух направлений – с одной стороны посредством формы и цвета, которые мы визуализируем, и, с другой стороны – посредством звука, который мы слышим. Эти два сливаются в одно и, в конечном счёте, составляют внутренне духовное переживание. Именно поэтому эти два аспекта присутствуют вместе, и среди творческих символов тантрического пути к просветлению так важны символика цвета и символика мантрического звука.

Садхана Манджугхоша, бодхисатвы мудрости

Мы довольно в общих чертах и, в основном, теоретически, коснулись темы цветов и мантры. Поэтому в заключение приведём конкретный пример того, как в тантре используется символизм цветов и мантрического звука. Я собираюсь вкратце проиллюстрировать это на примере садханы Манджугоши, духовной практики, связанной с Манджугхошой, “сладкоголосым” бодхисаттвой мудрости.

 

Эта практика, как все подобные упражнения, начинается с того, что вы видите перед собой с помощью внутреннего духовного зрения обширное голубое небо, ничего кроме необъятного голубого пространства. Во всех направлениях только голубое небо. Вы видите это, концентрируетесь на этом, поглощены этим, сливаетесь с этим. И далее посреди этого неба вы видите клубящиеся радужные облака, которые образуют нечто вроде трона. Далее, посреди облаков, которые как бы обрамляют центр, вы видите трон в виде бледно-голубого лотоса с красивыми распускающимися лепестками. На бледно-голубом лотосе находится лунный диск. Он имеет овальную эллипсовидную форму, так как мы видим его с боку. Он белого цвета и сияет светом, в точности как луна. На лунном диске сидит со скрещенными ногами Манджугхоша, “сладкоголосый”, бодхисаттва мудрости. Он предстаёт в форме красивого 16-летнего юноши, поскольку согласно индийской традиции, 16-летний возраст считается идеальным с точки зрения красоты. Образ Манджугхоши предстаёт в виде насыщенного жёлтого цвета. Мы видим не мутно-жёлтый цвет, не цвет ржавой жёлтой краски на стене, мы видим прозрачный, сияющий, просвечивающий, светящийся жёлтый цвет, подобный отражению в зеркале, подобный жёлтому цвету радуги, необычайно тонкий, необычайно нежный, не грубый, не материальный. В таком виде предстаёт перед нами бодхисаттва Манджугхоша – он жёлтого цвета, очень тонкий, прозрачный, подобный радуге, подобный отражению. Фигура божества облачена в шёлковые одежды и драгоценности бодхисаттвы, на плечи ниспадают длинные чёрные локоны, на голове украшение из пяти бледно-голубых цветов лотоса. На его лице мы видим улыбку полную сострадания. Итак, Манджугхоша “сладкоголосый” предстаёт перед нами сидящим на лунном диске, на троне из бледно-голубого лотоса, красивого жёлтого цвета, сияющий. Прозрачный. Мы видим его как воплощение трансцендентальной мудрости, как Ваджрасаттву, Владыку Речи, как покровителя искусств и наук. Мы видим, что в поднятой над головой правой руке он держит пылающий меч знания, которым он рассекает узы неведения и т.д. В левой руке, у груди, он держит книгу Совершенной Мудрости, трансцендентной мудрости. Вся фигура окружена сияющей аурой или нимбом из голубого, зелёного и золотого цветов. И далее, в сердце бодхисаттвы Манджугхоши, воплощения мудрости, мы видим букву, семенной слог “дхих”, представляющий сущность мудрости, он огненно-оранжево-золотого цвета. Из этого огненно-оранжевого слога дхих, находящегося в сердце бодхисаттвы Манджугхоши, исходит луч янтарного цвета, и этот луч из слога дхих достигает макушки нашей головы, откуда он опускается к нам в сердце. И далее по этому лучу из сердца Манджугхоши в наше сердце нисходит мантра, или скорее буквы мантры:

 

Ом а ра па ча на дхих.

 

Эта мантра воплощает мудрость, трансцендентальную мудрость, мудрость Манджугхоши, мудрость, которою является Манджугхоша.

 

Я не располагаю временем, чтобы рассказать о мантре или о мудрости, которую она представляет, но, приняв мантру в своё сердце, вы просто продолжаете начитывать её. Именно в этом состоит правильный метод, такова принятая процедура. И по мере того, как вы читаете её, по мере того, как мантра повторяется и продолжает звучать в сердце, низойдя по лучу янтарного цвета из сердца Манджугоши, который всё ещё визуализируется, вы всё более и более ощущаете, что, как бы поглощаете мудрость, вы чувствуете, как из Манджугхоши истекает мудрость и растворяется в вас, входит в ваше сердце, во всё ваше существо, и рассеивает неведение, а вы сами преображаетесь, в вас проявляется Знание, проявляется Мудрость, вы трансформируетесь, трансмутируете в образ Манджугхоши. По мере того как вы выполняете это, визуализируете форму, повторяете мантру, вы всё более и более ощущаете некое присутствие, некое духовное присутствие, нечто вроде трансцендентального присутствия, присутствия Манджугхоши. И вы всё более и более как бы сливаетесь с этим присутствием, ассимилируете это присутствие, или присутствие ассимилирует вас. В любом случае пропасть между этими двумя становится меньше. Манджугхоша, воплощение мудрости, и вы как бы становитесь ближе, возможно даже сливаетесь, или, по крайней мере, соприкасаетесь, как будто вы находитесь в прямом контакте, в процессе становления самой мудростью. И когда это происходит, или когда это начинает происходить, тогда вы и реализуете аспект мудрости просветленного ума и посредством этого аспекта, через этот аспект мудрости, вы входите в сам просветлённый ум и начинаете в некоторой степени понимать по крайней мере символику в тантрическом буддизме, суть цветов и мантр, мантрического звука в тантре.