Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Медитация: лень и апатия

Развитие нужных состояний ума

Это препятствие имеет два аспекта: физический — лень, тхина, и психический — апатия, миддха. В число противоядий входит целый ряд методов — от самых тонких до совсем простых, с помощью которых можно заставить себя пробудиться!

 

Для преодоления психической апатии, которая представляет собой заторможенное, сонное, негибкое, застывшее состояние сознания, прежде всего следует оживить внутреннюю энергию. Здесь помогут размышления о каком нибудь воодушевляющем качестве, например о сорадости. Или, в случае необходимости, можно прервать практику, которой вы занимаетесь в данный момент, и перейти к метта или мудита бхаване. Другая возможность — сделать восприятие объекта более ярким: если вы визуализируете какой то образ, можно представить его насыщенным светом и цветом. Если вы сосредоточены на ощущении дыхания, можно уделить больше внимания тем его аспектам, которые особенно стимулирует энергию, например, обнаружить точку тела, где дыхание ощущается сильнее всего.

 

Физическая лень может проявляться по разному: как легкая нехватка энергии, как состояние, когда вы начинаете «клеватьносом», как полный упадок сил — вы можете даже заснуть! Для борьбы с ленью часто приходится прибегать к сильным средствам. Необходимо принять очень твердое решение не впадать в дремоту, иначе вся ваша энергия может уйти просто на то, чтобы не уснуть. Природа лени в том, чтобы избежать работы вмедитации, — желание абсолютно ничего не делать имеет необыкновенную силу.

 

Поэтому очень важно с самого начала распознать это препятствие. Такое узнавание может стать существенным шагом вперед, настоящим прорывом! Тем не менее, даже если вы распознаете лень и будете стараться ей противостоять, она будет упорно «скрываться» от осознанности. Поэтому, когда вы начнете одолевать лень, необходимо постоянно проверять, не осталось ли ее следов.

 

Для бодрости полезно держать глаза открытыми или хотя бы приоткрытыми, чтобы в них попадал свет.

 

Еще один метод — постараться, чтобы вокруг вас было как можно больше света. Например, вечером хорошо зажечь в доме все светильники. Более того, нужно без всяких колебаний прервать медитацию, чтобы встать и включить свет, если только это не помешает тем, кто практикует вместе с вами. Вашей медитации это не повредит — все равно препятствие не давало вам как следует сосредоточиться. Напротив, если вы откроете глаза и включите свет, то тем самым только поможете себе.

 

Если сохранять состояние бодрствования слишком трудно, попытайтесь медитировать глядя на источник света, например на свечу, а днем — на небо (конечно, не прямо на солнце).

 

Можно открыть окно: прервать медитацию, встать, распахнуть окно и подышать прохладным свежим воздухом. Стоит полегче одеваться, если это поможет вам не засыпать: лучше слегка озябнуть, чем позволить лени одолеть себя (хотя у некоторых людей холод только способствует лени, поэтому им нужно тепло).

 

Практикуя осознанное дыхание, полезно сосредоточиться на точке в верхней части тела, например расположенной в области носа, или вообразить, что вы ощущаете дыхание на макушке, — это очень помогает. Метод наблюдение за телом может давать очень хорошие результаты в борьбе с этим препятствием.

 

Если лень очень сильна, чтобы окончательно ей не поддаться, нужно целиком сосредоточиться на позе. Обычно это препятствие сказывается в том, что мы сидим слишком расслабленно и мало осознаём свое тело. В частности, мы слишком наклоняемся вперед, при этом голова падает на грудь и мы клюемносом. Хорошее противоядие на физическом уровне — слегка откинуться назад и запрокинуть голову.

 

Если вы ощущаете явную сонливость, можно ненадолго прекратить медитацию и постараться взбодрить себя: растереть конечности, сделать массаж, изменить позу, потянуть за мочкиушей (традиционная рекомендация) или даже ущипнуть себя!

 

Подобные меры помогут прийти в себя. Если же и это не поможет, лучше на какое то время прекратить медитацию, сделать перерыв и возобновить занятие попозже. Можно вы мыть лицо холодной водой и сразу же вернуться на место, или, сохраняя осознанность, походить взад вперед по улице около получаса.

 

В качестве последнего средства придется признать, что необходимо поспать! Тогда нужно лечь и выспаться, а к медитации вернуться позже, когда отдохнете.

 

Можно пойти и иным путем: часто удается превозмочь лень, если петь или читать вслух, — это хороший физический и эмоциональный стимул. Например, можно декламировать традиционные буддийские стихи, среди которых встречаются очень красивые.

 

Существует и множество приемов визуализации, которые традиционно рекомендуют для устранения лени и апатии. Можно, например, представлять свет: яркий белый свет наполняет тело и голову, а затем, сияя, распространяется наружу.

 

Если же все традиционные противоядия не помогают, нужно постараться успокоиться и расслабиться! Иногда лень и апатия вызваны скрытым напряжением: вы не разрешаете себе почувствовать какую то эмоцию, и в результате усилие, направленное на ее подавление, поглощает всю вашу энергию. Если дело в этом, необходимо расслабиться и пережить любую скрытую эмоцию — так вы снимите напряжение и пополните запас энергии.

 

Анализ

Лень и апатия — не слишком подходящая почва для размышления в ходе практики. Теоретически можно созерцать непосто янство, неудовлетворительность и иллюзорный характер лени и апатии точно так же, как и при работе с другими препятствиями, но не следует воспринимать это как общую рекомендацию. При желании можете поразмышлять на эту тему, если только сможете!

 

Скорее всего, лень и апатия потребуют куда более действенного подхода. Вы в полусне, вас одолевает вялость, поэтому необходимо проснуться, взбодрить себя. И здесь традиционный буддизм может дать целый ряд подходящих тем для размышления.

 

Можно, например, размышлять о краткости жизни и о том, как драгоценна сама возможность жить. Вероятно, те, кто читает эту книгу, родились в очень благоприятных условиях. Вы не только живы и имеете возможность для духовного роста, но и представляете себе, насколько важно духовное развитие. Как мало людей располагает такими возможностями — как мало тех, кто в состоянии даже подумать об этом! Большинству из них не хватает времени, чтобы думать о чем то, кроме удовлетворения самых насущных потребностей. А вы способны более полно осуществить свое человеческое предназначение — в современном мире это привилегия, а не право.

 

Более того, вы уже встали на духовный путь, тогда как большинство людей вряд ли это сделает. И еще, едва ли у вас будет более благоприятная ситуация, чтобы применить Учение напрактике. Возможно, вы относительно здоровы и обладаете политической свободой, которая позволяет вам заниматься любой духовной практикой. Большинству читателей доступны буддийские ниги, у них также есть возможность встречаться с буддийскими учителями. Если вы не практикуете Дхарму сейчас, когда еще у вас будет столь блестящая возможность, когда еще вы сможете совершенствоваться на духовном пути?

 

Буддийская традиция предупреждает: если вы упустите эти возможности, то, скорее всего, забудете об их существовании и еще глубже погрузитесь в бесконечный круговорот рождений и смертей. Скорее всего, подобный шанс выпадет вам снова только через много жизней. Но велика ли вероятность, что вы сумеете им воспользоваться, если сейчас лень мешает вам бороться даже со столь незначительным препятствием!

 

Вы можете не принимать буддийскую теорию перерождения, но ведь эти доводы основаны не на представлении о том, что существуют будущие жизни. Бессмысленно откладывать все на какую то будущую жизнь, даже если бы она существовала, — ведь если не приложить усилия прямо сейчас, то когда? Раз уж вы признали необходимость духовного роста, лени нет никакого оправдания.

 

Другой способ взбодриться — подумать о человеческих качествах, в которых можно черпать вдохновение, особенно о таких качествах, как героизм и энергия. Скажем, Будда — удивительный пример воодушевленной преданности делу. С юныхлет он работал над собой, а в тридцать пять лет (по мнению некоторых — в двадцать девять) достиг Просветления. Всю остальную жизнь он просто посвящал себя трудам на благо других: постоянно находился в пути и давал Учение, часто в очень трудных условиях, пока не умер в возрасте восьмидесяти лет. Даже на смертном ложе он дал монашеское посвящение, а перед самой смертью в присутствии большой толпы учеников произнес слова, ставшие итогом всего его Учения. Он сказал: «Монахи, все обусловленное не вечно. Продолжайте трудиться, памятуяоб этом». Будда явно считал, что усилие, наряду с развитием осознанности, абсолютно необходимо для совершенствования человека.

 

Ум, подобный небу

Возможно, кто то и сумеет применить этот метод для работы с ленью и апатией, но его нельзя рекомендовать всем, потому что наиболее вероятным результатом будет лишь усиление препятствия.

 

Подавление. Как правило, лень и апатия — это пассивное препятствие: ведь в нем нет ничего такого, что нужно было бы подавлять. В данном случае подавление заключается в том, чтобы активно развивать состояние, являющееся противоядием.

 

Практика в повседневной жизни. Если для вас лень или апатия — привычное состояние, то в вашей жизни обязательно должны быть способствующие имфакторы. Давайте обратимся к традиционной классификации «тело речь ум»: что касается физического тела, ему необходимо достаточное, но не чрезмерное количество упражнений, так чтобы не было ни вялости, ни чрезмерной усталости. Необходимо следить за тем, сколько вы едите, и здесь тоже нужно соблюдать меру: есть не слишком много и не слишком мало. Важно и то, что именно вы едите: желательно избегать слишком тяжелой и жирной пищи.

 

Спать нужно достаточно, но не слишком много. Излишек сна ведет к вялости и заторможенности, и недостаток его имеет те же последствия. Любая из этих крайностей может стать причиной лени.

 

В речи полезно избегать безжизненности и вялости. Стоит завести привычку всегда говорить то, что думаешь, не бояться высказываться. Можно также попробовать говорить более энергично и участвовать только в оживленных разговорах! Старайтесь не говорить уныло и пессимистично.

 

Ум можно избавить от склонности к апатии, если развивать дружеские отношения с энергичными, активными, жизнерадостными людьми и побуждать себя к практике изучая Дхарму.