Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Принципы

Первостепенное значение принятия Прибежища

Основная цель буддизма – Просветление на благо всех живых существ. Традиционно буддисты выражают свою преданность пути с помощью принятия Прибежища в Будде, его учении (Дхарме) и духовной общине (Сангхе). Будда является объектом Прибежища не потому, что он поможет бежать от жизни и ее трудностей, но потому, что его пример и Учение являются надежным Прибежищем. Они освобождают нас от привязанностей к «фальшивым прибежищам» - тем мирским вещам, в которых мы ищем счастья и безопасности, но которые не способны дать нам это. Стремясь к Просветлению, буддисты выполняют практики, составляющие путь Будды, и пытаются понять учения, выражающие мудрость Будды. Они (практики и учения)известны как Дхарма, поэтому буддисты принимают Прибежище и в Дхарме.

 

Если мы хотим практиковать Дхарму, мы нуждаемся в примере тех, которые шли по этому пути до нас, нуждаемся в руководстве личных учителей, которые мудрее и более опытны, чем мы сами, нуждаемся в друзьях-практикующих. Собранные воедино, эти люди (живые и ушедшие) носят название Сангхи, или духовной общины, и буддисты также принимают Прибежище в Сангхе. Таким образом, главный, определяющий шаг для буддиста – принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, или, как их называют, Трех Драгоценностях. Совершая это, человек становится буддистом, и каждый день миллионы буддистов по всему миру повторяют слова Прибежища, обязуясь следовать этим идеалам.

Несмотря на то, что это учение является общим и крайне важным для буддийской традиции в целом, оно не гарантирует, что на самом деле все буддисты делают Три Драгоценности ключевым моментом в своей жизни и практике. Вокруг пути Просветления, которому учил Будда, развилось огромное многообразие религиозных форм, организаций и культурных обычаев. Хотя они и могут являться способами, с помощью которых человек может следовать пути Будды, Сангхаракшита высказывает предположение, что иногда все эти формы сами становятся целями. На самом же деле важно внутреннее обязательство.


Задача буддистов сегодня – найти те элементы в буддийской традиции, которые действительно способствуют принятию Прибежища, и использовать их на практике в своей жизни. Это задача, которую Сангхаракшита поставил перед самим собой в своем исследовании буддийской традиции. Он считает принятие Прибежища объединяющим фактором для буддистов всех школ. На самом деле, это и есть то, что делает человека буддистом.

Монахи или миряне?

Как говорит Сангхаракшита, принятие Прибежища в Трех Драгоценностях не есть что-то, что совершается лишь однажды. Это не событие, но направление. Буддийская практика ведет к более и более глубокому принятию Прибежища. Соответственно Сангхаракшита говорит о различных уровнях принятия Прибежища. Какая бы стадия ни была достигнута, следующий шаг всегда заключается в изменении действий, мыслей и ценностей от словесного выражения к их воплощению в Будде, Дхарме и Сангхе.

 

Во многих буддийских культурах сангха состоит из монахов и монахинь, которых можно рассматривать как «настоящих» буддистов «на полную ставку», а люди, ведущие мирской образ жизни, считаются его сторонниками. В некоторых странах роль мирской части заключается просто в служении монахам. Однако все буддисты встречаются с одними и теми же духовными и экзистенциальными проблемами: страданием и смертью, фактом существования последствий своих действий и необходимостью трансформации своего ума. Поэтому все буддисты, будь они монахи или миряне, в определенной степени принимают Прибежище и стремятся сделать это более полно.

 

Сангхаракшита подчеркивает, что принятие Прибежища в Трех Драгоценностях имеет первостепенное значение в жизни каждого буддиста. То, как это будет выражаться в жизни конкретного человека, может кардинально отличаться. Как он говорит, первично обязательство, образ жизни вторичен.

 

По этой причине Буддийский Орден Триратна не основывался ни как чисто монашеское, ни как чисто мирское движение. Члены Общины живут по-разному: у некоторых есть семьи, некоторые живут совместно (то есть разделяют жильё и повседневную жизнь), другие ведут монашеский образ жизни в миру (анагирики). Но у них нет различий в статусе, просто существует различный подход к практике. Буддийская Община Триратна - это единая сангха: он включает мужчин и женщин, людей разных стран и культур, практиков, ведущих совершенно различный образ жизни. Буддийская Община Триратна финансово независим от мира: он не полагается на поддержку местного мирского населения.

 

Тем не менее Сангхаракшита не считает, что все стили жизни равноценны для духовной практики. Сам он придерживается брахмачарьи – простой целомудренной жизни, основанной на отречении от собственности, желаний и сексуальной активности – идеала, к которому должны активно стремиться все буддисты. Однако он отстаивает мнение, что люди должны углублять свою мудрость и сострадание в любых обстоятельствах, и не всегда легко предугадать, какие условия дадут наибольшие возможности для духовного роста.

Духовная дружба

Буддизм распространился на Западе через книги, идеи, искусство и практики медитации. Сангхаракшита подчеркивает, что жизненно необходимые его аспекты, частично оказавшиеся отвергнутыми, - человеческое общение и дружба. Общение и духовная дружба особенно важны в западном обществе, которое становится чрезвычайно раздробленным: столь многие люди живут в изоляции друг от друга, будь то семейные пары или живущие отдельно мужчины и женщины.


Сангхаракшита отстаивает мнение, что в практике буддизма нам необходимы другие люди, у которых мы могли бы учиться. Он утверждает, что буддизм лучше перенимать, чем учить. Он полагает, что наши отношения с учителями и друзьями-практикующими должны характеризоваться честностью и открытостью. Он также подчеркивает важность дружбы с равными, в особенности наличие хотя бы одного настоящего друга, с которым мы могли бы быть духовно близки и полностью откровенны. В дружеских отношениях мы имеем возможность развивать добродетели щедрости, сострадания, терпения и прощения. Сангхаракшите хотелось бы видеть в духовном сообществе – особенно в основанной им самим Общине – «сеть друзей».


Это положение отразилось на практике в Буддийской Общины Триратна. Много усилий отдается обучению искусству эффективного общения, развитию и углублению дружеских взаимоотношений с другими людьми и поддержке менее опытных членов Общины.

Идеал Бодхисаттвы

Фигура Бодхисаттвы – человека, который стремится к Просветлению на благо всех живых существ, – является центральной в буддизме Махаяны. Идеал Бодхисаттвы особенно подчеркивает важность сострадания как неотъемлемой части буддийского пути. Используя все аспекты буддийской традиции, Сангхаракшита уделяет особое внимание ранним и наиболее фундаментальным учениям Будды (которые предшествовали Махаяне).


Однако он говорит об идеале Бодхисаттвы как о центральном аспекте буддизма в целом, о том, что его выражение в Махаяне – это не последующее развитие, но переоценка того, что было характерно для буддийской традиции с самого начала. Трансцендентальная Мудрость неотделима от Сострадания.

 

Сангхаракшита утверждает, что сострадание – сущностно важный аспект принятия Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Идеал Бодхисаттвы выражает его альтруистическую основу.

Вхождения в Поток

В жизнеописаниях Будды есть много примеров людей, немедленно воспринявших его учение и разорвавших три первые «оковы», которые мешают людям видеть Реальность. Эти оковы – представление о себе как о чем-то неизменном, сомнение и привязанность к правилам и ритуалам как цели. Такие люди становятся «вошедшими в Поток», потому что они вошли в поток, который непреодолимо несет их к Просветлению.


На протяжении веков наблюдалась тенденция к подчеркиванию сложности совершения такого прорыва, и некоторые буддийские школы учили, что это занимает много жизней или даже вообще невозможно в наши времена. Сангхаракшита считает иначе. Он говорит, что все искренние, преданные и усердные практикующие Дхармы, обладающие благоприятными условиями и достаточным количеством времени, могут разумно надеяться на значительное продвижение и даже вхождение в Поток в этой жизни. Он подчеркивает, что такое достижение не стоит рассматривать как чрезвычайно редкое в условиях активно практикующей общины.

Буддийская культура

Буддизм не обоснуется прочно на Западе до тех пор, пока не научится говорить на языке западной культуры.

Сангхаракшита

Сангхаракшита попытался провести границу между теми элементами азиатского буддизма, которые являются фундаментальными и универсальными, и теми, которые связаны с конкретным регионом. Однако это не означает, что культурные особенности не имеют значения. Буддизм – не абстрактная философия, он обращается равным образом к сердцу, и к интеллекту, предлагая основу для нового понимания мира и даже для создания новой мифологии. Сангхаракшита верит, что западные буддисты нуждаются в создании новой буддийской культуры, которая была бы чисто буддийской, но говорила на языке Запада.

Это довольно дерзкое заявление, так как и западная культура, и буддизм обширны и в высшей степени разнообразны. И все же он высказывает идею, что ключом к использованию их обоих как аспектов буддийского пути является воображение. Это означает восприятие жизни в ее целостности, в единстве разума и эмоций, через образы и метафоры – как в случае искусства. Воображение – способность, которую можно развивать и утончать, и этот процесс можно связать с традиционными буддийскими принципами веры и мудрости - опытом, выходящим далеко за пределы мышления и чувств.

 

Искусство в Буддийской Общины Триратна

Искусство высоко ценится в Буддийской Общины Триратна как важная возможность для использования эмоций в духовной жизни и создания связей между традиционным буддизмом и западной культурой. Буддийская перспектива дает позицию для постоянной критики западного искусства. В то же время некоторые величайшие западные художники, поэты и писатели достигли откровений, к которым ведут высшие уровни буддийской практики.

 

В Буддийской Общины Триратна практикуют многие художники, музыканты, писатели. Некоторые создают традиционные буддийские изображения, которые постепенно становятся более западными по внешнему виду и «ощущению», другие работают в русле западных традиций. В результате за последние годы появилось несколько пьес и музыкальных работ, проводятся ретриты, посвященные искусству, созданы два буддийских центра искусств.

 

Лондонский буддийский центр искусств в Западном Лондоне предоставляет студии для буддийских художников и скульпторов, помещения для выступлений и дает возможность не только буддистам, но и людям, живущим по соседству, углубить свое понимание искусства.«Центр эволюции, искусств и естественного здоровья», расположенный в Брайтоне, организует многочисленные семинары по искусству и другие мероприятия. Журнал «Urthona» посвящен исследованию искусства с буддийской перспективы. В Индии участники проекта «Асвагоша» знакомят с Дхармой жителей деревень, давая уличные представления и рассказывая буддийские истории.

 

Для дальнейшего чтения: «Смысл буддизма и ценность искусства» Сангхаракшиты.

Буддийская Община Триратна

        Буддийская Община Триратна
        Возвращение к основам
        Принципы
        Структура
        Стать другом
        История
        Возрождение в Индии
        Ссылки