Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Дхарма: свобода

Под влиянием бесстрастности возникает свобода – духовная свобода, вимукти. В наши дни довольно много говорят о свободе, и большинство людей, как кажется, думают, что свобода – это просто поступать, как тебе нравится. Но буддийская концепция свободы означает совершенно другое. В ранних буддийских учениях свобода состоит из двух частей. Во-первых, есть чето-вимукти – свобода ума, которая обозначает полную свободу от любой субъективной эмоциональной и психологической предвзятости, от предрассудков, от любой психологической обусловленности. И, во-вторых, есть праджня-вимукти – «свобода мудрости», под которой понимается свобода от всех неверных воззрений, всего неведения, всей ложной философии, всех мнений81.

 

Эта полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики. Однажды Будда сказал: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы»82. Это окончательная цель, если хотите, завершение буддизма – этот вкус полной духовной свободы, свободы от всего обусловленного, даже от самого различия между обусловленным и Необусловленным, как часто говорится в Махаяне.

 

Знание о разрушении ашрав

Но эта свобода – это не завершение духовного пути, не совсем так. Далее под влиянием свободы возникает этап, который называют «знанием о разрушении ашрав». Недостаточно даже быть свободным. Следующий этап – знать, что ты свободен. И человек знает, что он свободен, если произошло разрушение ашрав. Это еще одно непереводимое слово, очень выразительное слово, которое обозначает своего рода умственный яд, наполняющий ум. Есть три ашравы – камашрава, что означает яд желания или страсти к переживаниям, получаемым посредством пяти органов чувств, бхавашрава, цепляние за любую форму обусловленного существования, даже существования богом, и авидьяшрава – яд духовного неведения83. Когда эти яды устранены, и когда человек знает, что они устранены, тогда разрушена, по крайней мере, жажда или страстное желание, тришна, эмоциональная составляющая духовного неведения. Вы разорвали цепь в ее самом слабом и самом сильном звене. Теперь под влиянием ощущений не возникает вообще никаких желаний. На этом этапе вы достигли окончания спирального пути, вы достигли состояния Будды.

Естественный процесс роста

Спиральный путь показывает, что духовная жизнь – это естественный процесс роста, и каждая последующая стадия развивается из, так сказать, переполнения предыдущей стадии. Как только одна стадии достигает своей полноты, она неизбежно переходит в следующую. Это можно обнаружить в медитации. Иногда люди интересуются, как, когда вы достигаете определенной ступени в медитации, вы можете перейти к следующей стадии. Но на самом деле в таких вопросах нет необходимости. Если вы достигнете определенной стадии и будете продолжать ее развивать, так что она становится все более и более полной, более и более завершенной, тогда из этой самой полноты она перейдет, благодаря собственному импульсу, на следующую стадию. Подобным образом, по мере того, как каждая стадия пути достигает точки полноты, она дает начало следующей стадии. На самом деле нам не нужно волноваться о следующей стадии, нам нужно просто развивать ту стадию, на которой мы находимся. Довольно полезно иметь теоретическое представление о том, что ждет тебя впереди, но не нужно слишком беспокоиться об этом. Как только одна стадия полностью развита, она автоматически перейдет в следующую.

 

Принцип обусловленности – это не просто идея. Осознание того, как работает жизнь, может иметь преображающее влияние на каждый аспект нашей жизни. Когда мы испытываем любое переживание – когда кто-то нам что-то говорит или мы что-то читаем, или ощущаем нечто посредством чувств – мы можем всегда задать себе вопрос, циклична ли наша реакция или прогрессивна. Если имеет место циклическая реакция – от удовольствия к страстному желанию – тогда мы снова и снова вращаемся в Колесе жизни. Но если есть прогрессивный отклик, как бы слаб и невнятен он не был, – скажем, от ощущения того, что жизнь не приносит удовлетворения, к ощущению чего-то высшего – тогда в этот самый момент мы делаем, хотя и нерешительно, первый шаг на пути к Просветлению.

Спиральный путь

        Спиральный путь
        Вера
        Восторг
        Блаженство
        Знание и ведение вещей как они есть
        Свобода