Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Место свободы на духовном пути

В своей лекции в 1979 году Сангхаракшита рассмотрел свободу в контексте духовной жизни. Он говорил, что под словом свобода люди в Англии обычно подразумевают гражданскую или политическую свободу и не склонны думать о ней иначе. Это хороший вопрос для нас: что такое свобода? Люди, с которыми я встречался в России, высказывали разные мнения. Кто-то говорил, что свобода – это иметь много денег, хорошую квартиру, быструю и красивую машину, отдыхать на море, носить дорогую одежду. Другие говорили, что для свободы им нужно иметь достаточно средств, чтобы не зависеть от семьи. Третьи говорили, что свобода — это полностью отпустить себя, как это иногда происходит в танце, и не следовать общепринятым правилам.

 

Но в Дхамма-Виная у слова свобода другое значение. Чтобы лучше понять, что имел в виду Будда, стоит обратиться к тексту Упосатха-сутты. В сутте Будда использует палийское выражение vimutti-rasa. Cлово вимутти (vimutti на пали, vimukti на санскрите) можно перевести как отпускание, освобождение и свобода. Второе слово в этом выражении – раза. Его можно перевести как сок или вкус. Другие возможные значения – особое свойство или качество, наслаждение, удовольствие, сущность или экстракт. Главное значение, конечно, сок или вкус. Поэтому шестое качество Дхамма-Виная мы переводим как вкус свободы.

 

Чтобы лучше понять его, нужно увидеть, какое место свобода занимает на схеме духовного развития в целом. Мы можем сделать это, рассмотрев двенадцать стадий духовного пути, двенадцать восходящих ниданПути по спирали. Нидана буквально переводится как «звено» (звено цепи), но в нашем контексте его лучше перевести как «стадия». На Пути по спирали каждая стадия является продолжением предыдущей, при этом переход к следующей стадии происходит, когда полностью развита предыдущая.

 

Я дам короткий обзор этого учения. Подробно оно рассмотрено в книгах Сангхаракшиты «Буддизм: основы пути» и «Что такое Дхарма?».

 

Учение о Пути по Спирали говорит, что:

 

под влиянием духкхи (неудовлетворенности) возникает шраддха (вера, доверие),

под влиянием шраддхи (веры, доверия) возникает промодья (радость),

под влиянием промодьи (радости) возникает прити (восторг),

под влиянием прити (восторга) возникает прашрабдхи (покой),

под влиянием прашрабдхи (покоя) возникает сукха (блаженство),

под влиянием сукхи (блаженства) возникает самадхи.

 

Слово самадхи Сангхаракшита предпочитал не переводить, чтобы не потерять все его оттенки. В контексте Пути по спиралиближе всего по смыслу подходит выражение «медитативное сосредоточение».

 

Под влиянием самадхи возникает «знание-видение вещей такими, как они есть»,

под влиянием «знания-видения вещей такими, как они есть» возникает нирведа (отстранение),

под влиянием нирведы (отстранения) возникает вайрагья (бесстрастие),

под влиянием вайрагьи (бесстрастия) возникает вимукти (свобода),

под влиянием вимукти (свободы) возникает ашраваксаяджяна (знание о разрушенности ашрав).

 

Ашравы — это ещё одно слово, которое сложно перевести на русский. Можно сказать, что ашравы — это ментальные яды. Последний этап «знание о разрушенности ашрав» соответствует Просветлению, цели духовной жизни, совершенству. Достижение этого этапа означает, что мы полностью освободились от обусловленного существования, полностью преодолели привязанность к миру. Это полная реализации Необусловленности, Запредельности, Абсолютной Реальности, Истины.

 

Благодаря учению о Пути по спирали мы можем ясно увидеть, что свобода (вимутти) занимает очень высокое место в схеме духовного развития. Это — предпоследняя стадия пути, и это не то, что мы обычно называем этим словом. К ней нужно идти долго, она находится за пределами нашего обычного понимания и за пределами нашей психологической обусловленности.

 

И нам, конечно, стоит ясно видеть, как мы должны продвигаться к свободе, какие этапы проходить на этом пути до её достижения. Попробуем глубже понять, как возникает свобода. Для этого рассмотрим несколько предшествующих ей стадий Пути по спирали.

 

Вспомним:

 

под влиянием прити (восторга) возникает прашрабдхи (покой),

под влиянием прашрабдхи (покоя) возникает сукха (блаженство),

под влиянием сукхи (блаженства) возникает самадхи.

 

Эти четыре стадии вместе (восторг, покой, блаженство и самадхи) представляют собой четыре рупа дхьяны. Когда мы переживаем их во время медитаций, наше переживание является действительным опытом высшего состояния ума и сознания.

 

Следующая стадия после сосредоточения (самадхи) — это «знание-видение вещей такими, как они есть». Она очень важна. Переход от самадхи к «знанию-видению вещей такими, как они есть» — это наиболее глубокое изменение, которое происходит на Пути по спирали. Это — переход от мирского пути к запредельному, когда тонкое переживание обусловленного, взаимно блаженное и прекрасное переживание мира в самадхи преображаются в первый опыт випассаны, который можно объяснить только проявлением Необусловленного или Запредельного.

 

На традиционном буддийском языке переход от самадхи к «знанию-видению вещей такими, как они есть», от саматхи к випассане, называется вхождением в поток, который ведёт в Нирвану.

 

«Знание-видение вещей такими, как они есть» (випассана, проникновение, инсайт или вхождение в поток) — это первая стадия запредельного пути, четвёртая его стадия – это вимутти. Между ними находятся стадии отстранения и бесстрастия. Здесь мы можем видеть, что нет свободы без «знания-видения вещей такими, как они есть», что свобода невозможна для слепого, омраченного неведением человека.