Много культур, одна община
ДЗБО было первым из зародившихся в Соединенном Королевстве буддийских движений, которое распространилось за пределы его берегов. В 1971 году член Ордена по имени Акшобхья эмигрировал в Новую Зеландию и начал вести занятия в Окленде. Год спустя Ваджрабодхи и Бодхишри, которые также участвовали в деятельности ДЗБО в Лондоне, отправились назад на родину, в Финляндию, и начали заниматься там буддийской деятельностью. В 1974 году Сангхаракшита впервые посетил Финляндию, а позже в том же году – Новую Зеландию, где провел ряд посвящений, впервые за пределами Великобритании. Впоследствии Сангхаракшита долгие годы проводил большую часть своего времени, путешествуя по заграничным центрам и группам ДЗБО, поддерживая и вдохновляя людей.
Начиная с этого времени, ДЗБО постепенно распространялось в других странах. Иногда это происходило почти случайно, например, когда (как мы увидели в главе 4) Локамитра оказался в Нагпуре в тот самый день, когда была 21-я годовщина массового обращения далитов в буддизм. Были случаи, когда члены ДЗБО стремились к новым местам, возможности оставить в них след и принести Дхарму на новую землю. Хотя это никогда не было особой программой ДЗБО, расширение всячески приветствовалось. Иногда проекты были более подготовленными, и маленькая команда переезжала в новый центр вместе.
Хотя с какой-то точки зрения темпы роста были значительны, они были не так уж велики по сравнению с быстрым распространением движения в Соединенном Королевстве и Индии. К 21-му юбилею у ДЗБО было шестнадцать центров в Соединенном Королевстве, восемь в Индии и всего десять во всех остальных странах мира. Эти десять центров были расположены в восьми странах: Новой Зеландии, Финляндии, Австралии, Германии, Голландии, Испании, Швеции и США. Основывать центр в условиях новой культуры было, вероятно, труднее, чем сделать это в Соединенном Королевстве.
Первое, с чем приходилось сталкиваться, были практические вопросы обустройства. Когда Варадакини вышла, волоча свой чемодан, на парижский вокзал Гар-дю-Нор в августе 1997 года, она вернулась на родину, но и ей было трудно свести концы с концами: «Из дешевого номера гостиницы, где не было ни телефона, ни возможностей для приготовления пищи, я пыталась открыть банковский счет, но для этого мне требовалось подтвердить свой адрес, а для того, чтобы найти постоянный адрес, мне нужен был банковский счет… Я была одна там, ни единой души рядом. Ни уже организованного центра, ни собратьев по Ордену, чтобы подставить мне плечо или спрятать за своей спиной»i.
Те, кто оказывался в новой стране, сталкивались с необходимостью учить незнакомый язык. Как обнаружила Парамачитта, переехав в испанский город Валенсию в 1992 году, «язык был, вероятно, самым большим и болезненным культурным барьером, который мне предстояло преодолеть. Часто я пыталась передать сложные идеи или личные впечатления с помощью несовершенно подобранных слов, которые мне приходилось использовать, и иногда это приводило к чудовищному недопониманию… Это как будто расти заново: учиться говорить, ощущать унижение, когда делаешь ужасные ошибки, и люди смеются над тобой или смотрят на тебя с выражением совершенного непонимания на лицах»ii.
Кроме того, существовали очевидные (или не столь очевидные) культурные различия, с которыми нужно было познакомиться и понять их. Когда Мокшананда отправился передавать учение в испаноязычных странах, он узнал, что люди с другим культурным багажом не обязательно будут делать все согласно его ожиданиям: «…В Британии существует традиция гулять во время ретритов парами, таким образом, углубляя общение. Помню, как странно мне было видеть, когда я впервые проводил ретрит в Мексике, как группы из трех, четырех, пяти участников ретрита (а один раз их было двадцать!) общались все вместе. Тем не менее, они, по-видимому, прекрасно узнавали друг друга!iii
Переезд в новую страну может означать, что ближайший центр ДЗБО будет в сотнях, даже тысячах миль от вас. Ресурсы могут оказаться крайне ограниченными: меньше книг по Дхарме переведено и опубликовано, нет общин ДЗБО, буддийских предприятий или ретритных центров. Как обнаружила Парамачитта, передача и воплощение на практике Дхармы часто зависит от одного или двух человек: «ДЗБО – сложная структура, это трудно описать людям без отсылки на уже существующие институты, такие, какие есть в Соединенном Королевстве. Там принципы и практики давно известны и люди могут видеть, как они работают, они могут встретиться с другими, кто живет такой жизнью. В Испании были только мы, пытавшиеся передать бесконечное разнообразие ДЗБО»iv.
Для нее это было «очень плодотворно духовно, но этот опыт был самым болезненным в моей жизни и иногда приводил меня в крайнее отчаяние… Я более, чем когда-либо, убеждена в необходимости вступать в контакт с людьми, минуя все границы, разрушать социальные и культурный барьеры, которые разделяют нас… Я вижу, как этот опыт… заставил меня углубить мое понимание Дхармы… Я не променяю это на легкую жизнь»v.
За этот первый 21 год ДЗБО основало центры в десяти странах; за следующие двадцать лет Дхарма пришла еще в 15 стран. ДЗБО постепенно стало всемирной общиной практиков Дхармы. Они живут в очень разных культурных условиях, говорят на разных языках и все же разделяют определенный подход к буддийскому пути. Как возможно в одной короткой главе передать богатство и разнообразие этой общины? Очевидно, невозможно детально рассказать о каждом центре в каждой стране. Вместо этого в этой главе будет рассказана история всего шести человек, которые учили или учат Дхарме за пределами Соединенного Королевства. Мы услышим по одной истории с каждого населенного континента земного шара: Африки, Северной Америки, Южной Америки, Азии, Австралии и Европы. Мы лишь мельком увидим интернациональный характер ДЗБО и то, как Дхарму можно применять в самых различных культурных условиях и ситуациях. Есть гораздо больше историй, которые достойны того, чтобы их рассказать. Мы надеемся, что местные центры позаботятся о том, чтобы записать эти истории, дабы они не были утрачены или забыты.
Южная Африка
Ваджрадхара участвовал в деятельности Лондонского буддийского центра с середины 90-х, после того, как приехал в Соединенное Королевство из Дурбана в Южной Африке в 1985 году. Он покинул Южную Африку, чтобы избежать военной службы в последние годы эры апартеида. Он видел насквозь систему апартеида и, выросши гомосексуалистом, также разочаровался в христианстве и его подходе к сексуальности. Он был постоянным участником кампаний по социальным и политическим вопросам: против апартеида, за ядерное разоружение, человеческие права, освобождение сексуальных меньшинств, экологию, в защиту животных и против ВИЧ/СПИДа. Но на своем собственном опыте он узнал, как легко кампания за перемены может превратиться в самодовольную ярость. Он осознал, что также хочет изменить свой собственный ум и сердце, и это привело его к Дхарме.
Он регулярно возвращался в Южную Африку, чтобы навестить своих родителей, и в 1997 году, узнав, что теперь там живет член Ордена, решил встретиться с ней. Ратнаджоти была немкой, которая переехала в Йоханнесбург в 1991 году. Еще до своего посвящения в члены Ордена (в 1997 году) она вела занятия по буддизму и медитации, в дополнение к полной ставке в качестве воспитательницы детского сада. Сангхаракшита поддержал ее, и одиннадцать лет она была пионером в организации всей деятельности там. Но было нелегко самостоятельно вести группу ДЗБО, особенно, когда находишься в такой изоляции от остального движения. Ваджрадхара понял, что может ей помочь.
В 2001 году, спустя всего девять месяцев после посвящения, Ваджрадхара начал ездить в Южную Африку и передавать Дхарму. Он планировал, что будет проводить там шесть месяцев каждый год. Он встретил мужчину по имени Уэйн Симпсон, у них завязались отношения, и Уэйн, который давно интересовался медитацией, также вовлекся в практику буддизма. Он стал одной из движущих сил, стоящих за развитием центра в Йоханнесбурге. В 2004 году он нашел два примыкающих друг к другу магазина, сдающиеся в аренду. Один он использовал для открытия парикмахерской, а другой – для занятий по буддизму. В том, что эти занятия продолжались, ключевую роль играли гранты из «фонда развития» «Вайндхорс Эволюшн», буддийского предприятия в Соединенном Королевстве. Затем они нашли дом на продажу через дорогу и решили попробовать купить его для буддийского центра.
Другие предлагали за дом большую сумму, но владельцы бывали в буддийском центре и сказали им, что, если они смогут собрать эту сумму и сделать это быстро, дом будет их. Последовала двухнедельная борьба за обеспечение кредитов и закладов, и они получили недвижимость. Это превысило их финансовые возможности и произошло лишь благодаря щедрости Ваджрадхары, Уэйна и других людей.
Наконец у них был общественный буддийский центр, со своим собственным помещением и освященным алтарным залом. Центр в Йоханнесбурге, первый центр ДЗБО на африканской земле, открылся в 2006 годуvi. Он находится в зеленом пригороде и окружен собственным садом – полным зелени, красивым и тихим оазисом. Его назвали «Шантикулой», что переводится как «мирное племя». Фигура Будды на алтаре изображает Будду как африканца. Это были первые шаги в переносе Дхармы в форме, приемлемой для социальных и культурных условий Африки.
Ваджрадхара продолжил проводить шесть месяцев каждого года там, экспериментируя и учась тому, как укоренить Дхарму в африканской почве. Хотя Южная Африка – прекрасная и по-своему богатая страна, все еще живо негативное наследие, оставленное апартеидом. Это глубоко консервативная культура с сильным оттенком цинизма. Это общество в состоянии страха «другого» и особенно – в постоянном ужасе перед жестокими преступлениями. Многие люди не рискуют путешествовать далеко или выходить из дому в ночное время, а дома часто окружены проволокой под током, снабжены решетками на окнах и системами сигнализации. Ваджрадхара частично видит свою роль в том, чтобы быть примером бесстрашия. Например, он сознательно выходит за пределы комплекса центра ночью, чтобы проводить людей до машин и попрощаться с ними. «Будь благоразумен, но бесстрашен», – такую идею он стремится доносить. В центр постоянно приходят люди разных цветов кожи, и он пытается также преодолевать барьеры общения, проводя время с уборщиком, садовником и охранником автостоянки. Он видит свою работу как долговременный проект и пытается заронить семена доверия и единства в почву этой все еще раздробленной и напуганной страны.
Связь Ваджрадхары с сообществом ДЗБО в целом очень важна для него. Даже несмотря на то, что он находится в тысячах миль от остальных, он с радостью ощущает, что его «принимают в расчет», и это помогает ему продолжать практику альтруизма. В то же самое время, он чувствует, что должен передавать Дхарму так, чтобы это было уместно в его ситуации, и быть «независимым, не изобретая в то же время колеса».
В 2008 году здоровье Ваджрадхары ухудшилось, и ему пришлось вернуться в Соединенное Королевство для лечения. Во время написания этой книги он, серьезно больной, находится в больнице в Лондоне. Ратнаджоти также пришлось переехать из Южной Африки в Европу. Растущий центр в Йоханнесбурге снова оказался в тревожном положении. Но есть и хорошие новости – Уэйн прошел посвящение в сентябре 2009 года и получил имя Ачалараджа.
i Ваджрадакини. Основывая парижское отделение ДЗБО. – 1998, «Шабда» (закрытый информационный бюллетень ЗБО/ТБМ), ноябрь, с. 53.
ii Парамачитта. Перенос Дхармы в Испанию. – «Лотосовое измерение», 2000, №14 (осень-зима), с. 18.
iii Мокшананда. Выходя за пределы национализма. – Мадхьямавани, 2001, №4 (весна), с. 75.
iv Парамачитта, 2000, с. 19.
v Парамачитта, 2000, с. 16-19.
vi Дальнейшую информацию о центре в Йоханнесбурге см. здесь: http://www.fwbojhb.co.za/.
История «Триратны» – взгляд изнутри
История «Триратны».
Новое буддийское движение – взгляд изнутри.
Ваджрагупта.
История «Триратны» – взгляд изнутри
Вы получили теорию, теперь ...
Дхармическая революция в Индии