Принципы
Первостепенное значение принятия Прибежища
Основная цель буддизма – Просветление на благо всех живых существ. Традиционно буддисты выражают свою преданность пути с помощью принятия Прибежища в Будде, его учении (Дхарме) и духовной общине (Сангхе). Будда является объектом Прибежища не потому, что он поможет бежать от жизни и ее трудностей, но потому, что его пример и Учение являются надежным Прибежищем. Они освобождают нас от привязанностей к «фальшивым прибежищам» - тем мирским вещам, в которых мы ищем счастья и безопасности, но которые не способны дать нам это. Стремясь к Просветлению, буддисты выполняют практики, составляющие путь Будды, и пытаются понять учения, выражающие мудрость Будды. Они (практики и учения)известны как Дхарма, поэтому буддисты принимают Прибежище и в Дхарме.
Если мы хотим практиковать Дхарму, мы нуждаемся в примере тех, которые шли по этому пути до нас, нуждаемся в руководстве личных учителей, которые мудрее и более опытны, чем мы сами, нуждаемся в друзьях-практикующих. Собранные воедино, эти люди (живые и ушедшие) носят название Сангхи, или духовной общины, и буддисты также принимают Прибежище в Сангхе. Таким образом, главный, определяющий шаг для буддиста – принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, или, как их называют, Трех Драгоценностях. Совершая это, человек становится буддистом, и каждый день миллионы буддистов по всему миру повторяют слова Прибежища, обязуясь следовать этим идеалам.
Несмотря на то, что это учение является общим и крайне важным для буддийской традиции в целом, оно не гарантирует, что на самом деле все буддисты делают Три Драгоценности ключевым моментом в своей жизни и практике. Вокруг пути Просветления, которому учил Будда, развилось огромное многообразие религиозных форм, организаций и культурных обычаев. Хотя они и могут являться способами, с помощью которых человек может следовать пути Будды, Сангхаракшита высказывает предположение, что иногда все эти формы сами становятся целями. На самом же деле важно внутреннее обязательство.
Задача буддистов сегодня – найти те элементы в буддийской традиции, которые действительно способствуют принятию Прибежища, и использовать их на практике в своей жизни. Это задача, которую Сангхаракшита поставил перед самим собой в своем исследовании буддийской традиции. Он считает принятие Прибежища объединяющим фактором для буддистов всех школ. На самом деле, это и есть то, что делает человека буддистом.
Монахи или миряне?
Как говорит Сангхаракшита, принятие Прибежища в Трех Драгоценностях не есть что-то, что совершается лишь однажды. Это не событие, но направление. Буддийская практика ведет к более и более глубокому принятию Прибежища. Соответственно Сангхаракшита говорит о различных уровнях принятия Прибежища. Какая бы стадия ни была достигнута, следующий шаг всегда заключается в изменении действий, мыслей и ценностей от словесного выражения к их воплощению в Будде, Дхарме и Сангхе.
Во многих буддийских культурах сангха состоит из монахов и монахинь, которых можно рассматривать как «настоящих» буддистов «на полную ставку», а люди, ведущие мирской образ жизни, считаются его сторонниками. В некоторых странах роль мирской части заключается просто в служении монахам. Однако все буддисты встречаются с одними и теми же духовными и экзистенциальными проблемами: страданием и смертью, фактом существования последствий своих действий и необходимостью трансформации своего ума. Поэтому все буддисты, будь они монахи или миряне, в определенной степени принимают Прибежище и стремятся сделать это более полно.
Сангхаракшита подчеркивает, что принятие Прибежища в Трех Драгоценностях имеет первостепенное значение в жизни каждого буддиста. То, как это будет выражаться в жизни конкретного человека, может кардинально отличаться. Как он говорит, первично обязательство, образ жизни вторичен
.
По этой причине Буддийский Орден Триратна не основывался ни как чисто монашеское, ни как чисто мирское движение. Члены Общины живут по-разному: у некоторых есть семьи, некоторые живут совместно (то есть разделяют жильё и повседневную жизнь), другие ведут монашеский образ жизни в миру (анагирики). Но у них нет различий в статусе, просто существует различный подход к практике. Буддийская Община Триратна - это единая сангха: он включает мужчин и женщин, людей разных стран и культур, практиков, ведущих совершенно различный образ жизни. Буддийская Община Триратна финансово независим от мира: он не полагается на поддержку местного мирского населения.
Тем не менее Сангхаракшита не считает, что все стили жизни равноценны для духовной практики. Сам он придерживается брахмачарьи – простой целомудренной жизни, основанной на отречении от собственности, желаний и сексуальной активности – идеала, к которому должны активно стремиться все буддисты. Однако он отстаивает мнение, что люди должны углублять свою мудрость и сострадание в любых обстоятельствах, и не всегда легко предугадать, какие условия дадут наибольшие возможности для духовного роста.
Духовная дружба
Буддизм распространился на Западе через книги, идеи, искусство и практики медитации. Сангхаракшита подчеркивает, что жизненно необходимые его аспекты, частично оказавшиеся отвергнутыми, - человеческое общение и дружба. Общение и духовная дружба особенно важны в западном обществе, которое становится чрезвычайно раздробленным: столь многие люди живут в изоляции друг от друга, будь то семейные пары или живущие отдельно мужчины и женщины.
Сангхаракшита отстаивает мнение, что в практике буддизма нам необходимы другие люди, у которых мы могли бы учиться. Он утверждает, что буддизм лучше перенимать, чем учить
. Он полагает, что наши отношения с учителями и друзьями-практикующими должны характеризоваться честностью и открытостью. Он также подчеркивает важность дружбы с равными, в особенности наличие хотя бы одного настоящего друга, с которым мы могли бы быть духовно близки и полностью откровенны. В дружеских отношениях мы имеем возможность развивать добродетели щедрости, сострадания, терпения и прощения. Сангхаракшите хотелось бы видеть в духовном сообществе – особенно в основанной им самим Общине – «сеть друзей».
Это положение отразилось на практике в Буддийской Общины Триратна. Много усилий отдается обучению искусству эффективного общения, развитию и углублению дружеских взаимоотношений с другими людьми и поддержке менее опытных членов Общины.
Идеал Бодхисаттвы
Фигура Бодхисаттвы – человека, который стремится к Просветлению на благо всех живых существ, – является центральной в буддизме Махаяны. Идеал Бодхисаттвы особенно подчеркивает важность сострадания как неотъемлемой части буддийского пути. Используя все аспекты буддийской традиции, Сангхаракшита уделяет особое внимание ранним и наиболее фундаментальным учениям Будды (которые предшествовали Махаяне).
Однако он говорит об идеале Бодхисаттвы как о центральном аспекте буддизма в целом, о том, что его выражение в Махаяне – это не последующее развитие, но переоценка того, что было характерно для буддийской традиции с самого начала. Трансцендентальная Мудрость неотделима от Сострадания.
Сангхаракшита утверждает, что сострадание – сущностно важный аспект принятия Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Идеал Бодхисаттвы выражает его альтруистическую основу.
Вхождения в Поток
В жизнеописаниях Будды есть много примеров людей, немедленно воспринявших его учение и разорвавших три первые «оковы», которые мешают людям видеть Реальность. Эти оковы – представление о себе как о чем-то неизменном, сомнение и привязанность к правилам и ритуалам как цели. Такие люди становятся «вошедшими в Поток», потому что они вошли в поток, который непреодолимо несет их к Просветлению.
На протяжении веков наблюдалась тенденция к подчеркиванию сложности совершения такого прорыва, и некоторые буддийские школы учили, что это занимает много жизней или даже вообще невозможно в наши времена. Сангхаракшита считает иначе. Он говорит, что все искренние, преданные и усердные практикующие Дхармы, обладающие благоприятными условиями и достаточным количеством времени, могут разумно надеяться на значительное продвижение и даже вхождение в Поток в этой жизни. Он подчеркивает, что такое достижение не стоит рассматривать как чрезвычайно редкое в условиях активно практикующей общины.
Буддийская культура
Сангхаракшита Сангхаракшита попытался провести границу между теми элементами азиатского буддизма, которые являются фундаментальными и универсальными, и теми, которые связаны с конкретным регионом. Однако это не означает, что культурные особенности не имеют значения. Буддизм – не абстрактная философия, он обращается равным образом к сердцу, и к интеллекту, предлагая основу для нового понимания мира и даже для создания новой мифологии. Сангхаракшита верит, что западные буддисты нуждаются в создании новой буддийской культуры, которая была бы чисто буддийской, но говорила на языке Запада. Это довольно дерзкое заявление, так как и западная культура, и буддизм обширны и в высшей степени разнообразны. И все же он высказывает идею, что ключом к использованию их обоих как аспектов буддийского пути является воображение. Это означает восприятие жизни в ее целостности, в единстве разума и эмоций, через образы и метафоры – как в случае искусства. Воображение – способность, которую можно развивать и утончать, и этот процесс можно связать с традиционными буддийскими принципами веры и мудрости - опытом, выходящим далеко за пределы мышления и чувств.
Буддизм не обоснуется прочно на Западе до тех пор, пока не научится говорить на языке западной культуры.
Искусство в Буддийской Общины Триратна
Искусство высоко ценится в Буддийской Общины Триратна как важная возможность для использования эмоций в духовной жизни и создания связей между традиционным буддизмом и западной культурой. Буддийская перспектива дает позицию для постоянной критики западного искусства. В то же время некоторые величайшие западные художники, поэты и писатели достигли откровений, к которым ведут высшие уровни буддийской практики.
В Буддийской Общины Триратна практикуют многие художники, музыканты, писатели. Некоторые создают традиционные буддийские изображения, которые постепенно становятся более западными по внешнему виду и «ощущению», другие работают в русле западных традиций. В результате за последние годы появилось несколько пьес и музыкальных работ, проводятся ретриты, посвященные искусству, созданы два буддийских центра искусств.
Лондонский буддийский центр искусств в Западном Лондоне предоставляет студии для буддийских художников и скульпторов, помещения для выступлений и дает возможность не только буддистам, но и людям, живущим по соседству, углубить свое понимание искусства.«Центр эволюции, искусств и естественного здоровья», расположенный в Брайтоне, организует многочисленные семинары по искусству и другие мероприятия. Журнал «Urthona» посвящен исследованию искусства с буддийской перспективы. В Индии участники проекта «Асвагоша» знакомят с Дхармой жителей деревень, давая уличные представления и рассказывая буддийские истории.
Для дальнейшего чтения: «Смысл буддизма и ценность искусства» Сангхаракшиты.
Буддийская Община Триратна
Буддийская Община Триратна
Возвращение к основам
Принципы
Структура
Стать другом
История
Возрождение в Индии
Ссылки