Новости

27.03.2024 21:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

19.03.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Ургьен Сангхаракшита: 26.VIII.1925 - 30.X.2018

С глубокой печалью сообщаем о последовавшей 30 октября 2018 года смерти Сангхаракшиты (Денниса Филипа Эдварда Лингвуда), основателя Буддийского ордена и Буддийской общины «Триратна». Вот краткий рассказ о его жизни и учениях.

Ранние годы

Человек, который известен нам как Сангхаракшита, родился под именем Деннис Лингвуд в семье рабочих в Тутинге, на юге Лондона, в 1925 году. В возрасте девяти лет у него обнаружили проблемы с сердцем (как позже выяснилось, диагноз был поставлен неверно), что на несколько лет приковало его к постели. Он необычайно много читал, обнаружив в себе страсть к литературе и занимаясь самообразованием с помощью энциклопедии. В шестнадцать лет, в охваченном войной Лондоне, он осознал себя буддистом, прочитав «Алмазную сутру» и «Сутру Вей Ланга». Он вступил в Буддийское общество, которое продолжало собираться и медитировать, несмотря на то, что на город падали бомбы.

 

В 1943 году его призвали в армию и направили в Индию, а затем на Шри-Ланку. Когда война закончилась, он вместе с другом-индийцем решил всерьез заняться практикой буддизма. Они отказались от собственности, уничтожили свои паспорта и отправились странствовать, как бездомные скитальцы, следуя освященной веками традиции. За два года они исходили всю Индию и встретили многих святых и гуру, преимущественно индуистской традиции, пока, наконец, не достигли цели – посвящения в буддийские монахи-послушники (шраманеры). Сангхаракшита описал это путешествие и соответствующий опыт в нескольких книгах воспоминаний.

Индия

Одновременно с полным посвящением бхиккху в буддийской традиции Тхеравады он получил имя «Сангхаракшита», что означает «тот, кого защищает духовная община», а затем провел некоторое время в Бенаресском индуистском университете вместе с Бхиккху Кашьяпом, обратившимся в буддизм индусом, который стал для него одним из главных образцов для подражания. Затем он поселился в Калимпонге, маленьком городке в Гималаях, недалеко от границы с Тибетом. Следуя совету своего учителя «оставаться там и работать на благо буддизма», он прожил в Калимпонге 14 лет.

 

В 1950-е годы многие беженцы из Тибета поселились в Калимпонге, спасаясь от оккупации своей страны китайцами. Сангхаракшита встретился со многими тибетскими ламами и обучался у них, получив посвящения у Дхардо Ринпоче, Дуджома Ринпоче, Качу Ринпоче, Джамьянга Кхьенце Ринпоче, Дилго Кхьенце Ринпоче и Чатрула Сангье Дордже. Он также обучался буддизму Чань у Йоги Чена, китайского отшельника, живущего в Калимпонге. Его посещали многие уроженцы Запада, включая немца по происхождению Ламу Говинду. Сангхаракшита ощутил глубокое родство с его взглядами на буддизм, и особенно – на место искусства в буддийской практике.

 

Живя в Калимпонге, Сангхаракшита изучил всю доступную информацию о буддизме всех традиций: как он позже объяснял, он стремился понять, какое послание нес сам Будда, какие глубинные истины объединяли буддийскую традицию. Он стал издавать буддийский журнал, «Ступени», где публиковал труды мыслителей и ученых со всего буддийского мира. Его собственные материалы, позже опубликованные под названием «Пересекая поток», обозначили те темы, которые будут волновать его долгие годы: единство буддизма, преимущества и удовольствия простой жизни, важность самостоятельного мышления, эстетика духовной жизни и ценность дружбы. Он также критически высказывался о многих аспектах буддизма, которые наблюдал в странах Азии, и призывал к радикальным изменениям. Наиболее важным трудом этого периода стал «Обзор буддизма», опубликованный в 1957 году, отразивший его понимание учений буддизма и представивший все аспекты традиции в единой картине. Он также писал стихи, в которых отразилась его любовь к природе, преданность идеалам буддизма, эмоциональные и духовные трудности и победы.

 

Сангхаракшита основал отшельнический приют в Калимпонге, которому один из его учителей дал название «место, где процветают Три Пути», что отсылает к трем главным ветвям буддийской традиции. Так он утверждал особый, экуменический подход к буддизму, который черпал вдохновение у многих буддийских школ, но не сводился ни к одной из них.

 

В 1952 году Сангхаракшита встретился с доктором Бхимрао Амбедкаром, который родился в индийской касте так называемых «неприкасаемых» (или «далитов», как их стали называть позже). Получив юридическое образование, он стал первым министром юстиции независимой Индии и разработчиком ее конституции. В 1956 году доктор Амбедкар обратился в буддизм вместе с тысячами своих последователей, чтобы выйти за рамки, навязанные им индуизмом. Но спустя несколько недель он умер, и его последователи остались без руководства. Сангхаракшита обратился к охваченным горем толпам в Нагпуре, городе, где происходили массовые обращения, объясняя, что означает быть буддистом, и побуждая их следовать воле доктора Амбедкара и жить согласно учениям буддизма. В течение нескольких лет он каждую зиму объезжал города и долины центральной Индии, читая лекции и помогая новообращенным буддистам понять и практиковать веру, к которой они теперь принадлежали.

Возвращение на Запад

В 1964 году руководители маленького буддийского движения в Британии предложили Сангхаракшите возглавить Буддийскую вихару в Хэмпстеде, и он впервые за долгие годы оказался на Западе. Вдохновившись растущим интересом к буддизму, особенно среди молодежи, а также вновь ощутив свою приверженность к западной культуре, он решил остаться. Его занятия стали популярны, но вскоре стало ясно, что он не слишком хорошо вписывался в британский буддийский мир.

 

Живя в Индии, Сангхаракшита размышлял над преобладанием ортодоксальных взглядов, согласно которым буддийская практика для монахов заключалась в жизни в соответствии с монашескими правилами, а для мирян – в поддержке монахов, ведущих подобную жизнь. Теперь, вернувшись в Англию, он увидел, что люди склонны обращаться к нему, глядя исключительно на его оранжевое одеяние, и почувствовал разочарование в монашеском образе жизни. Мало-помалу возникали разногласия касательно его подхода к медитации и способа преподнесения учений буддизма, и, наконец, это дошло до руководства.

 

Сангхаракшиту вынудили покинуть вихару, и это подтолкнуло его последовать своему инстинкту: Запад нуждался в новом подходе к практике буддизма. Он перенес свои занятия в подвал под магазинчиком в лондонском Вест-Энде, и вокруг него образовалась группа, ставшая ядром новой буддийской общины. В 1967 году он основал организацию «Друзья Западного буддийского ордена», а на следующий год провел посвящения в Западный буддийский орден.

Основание ДЗБО

С какой-то точки зрения, эти изменения стали частью волны экспериментов, которые были характерны для шестидесятых. Сангхаракшита отпустил волосы и носил монашескую одежду вместе с другими предметами гардероба, а иногда вообще надевал джинсы и свитер. Он не слишком выделялся в зарождающейся среде лондонских хиппи. Но, с другой точки зрения, это отражало особый подход Сангхаракшиты к буддизму. Он понял, что буддизму необходимо приспособиться к изменяющимся обстоятельствам современного мира, отказаться от многих сектарных, культурно-обусловленных черт отдельных буддийских традиций, одновременно не теряя связи с его ключевыми учениями и ценностями.

 

Сангхаракшита читал лекции по буддизму и психологии, искусству, западной философии и в качестве эксперимента преподносил буддизм как «путь высшей эволюции». Он также читал лекции, а позднее проводил семинары, основанные на классических буддийских текстах, которые со временем были изданы как комментарии на такие труды, как «Сутра белого лотоса», «Алмазная сутра» и «Сатипаттхана-сутта». Иногда он касался вопросов повседневной практики, иногда – пытался обосновать важность и смысл, на первый взгляд, запутанных или эзотерических учений. Его наставления оживлялись глубокими познаниями в западной литературе и философии, а также широким опытом буддизма.

 

Сангхаракшита работал над своим пониманием буддийской практики на всем протяжении развития ДЗБО. Практикуя долгие годы, размышляя и общаясь с буддистами из многих школ, он пришел к выводу, что важно не то, монах перед тобой или мирянин, а степень, в которой человек предан жизни согласно идеалам буддизма: Будде (Просветленному учителю), Дхарме (его учению) и Сангхе (общине тех, кто следуют учению Будды). Посвящение в Западный буддийский орден означало принятие такого обязательства или, согласно традиционному выражению, «обращение к Прибежищу» в Будде, Дхарме и Сангхе, которое он стал считать «центральным и определяющим моментом буддийской жизни». Орден объединяла эта общая преданность, но он включал мужчин и женщин, ведущих различный образ жизни: принявших обет безбрачия, семейных, находящихся в отношениях или одиноких. С самого начала мужчины и женщины получали одинаковые посвящения, что было довольно революционным шагом, учитывая гендерное неравенство в буддийской традиции в целом.

 

Сангхаракшита подчеркивал важность всестороннего духовного развития, что включало совершенствование ряда так называемых «духовных способностей». Практика медитации играла важную роль, но ее следовало сопровождать обучением, дружбой, альтруистической деятельностью, соблюдением этических норм и выполнением ритуалов поклонения. Сангхаракшита изучил глубинный смысл всех этих аспектов практики и искал способы найти для них новое, осмысленное выражение. К примеру, он подчеркивал важность следования «пути постепенных шагов» в медитации, который начинается с развития целостности и позитивных эмоций и затем переходит к практикам, посвященным духовной смерти (или Проникновению) и духовному перерождению.

Рост ДЗБО

В равной степени вдохновленные и растерянные, ученики Сангхаракшиты пытались жить согласно учениям, с которыми он их познакомил. Многие из них, если могли себе это позволить, объединились в общины: поначалу смешанные, а затем однополые. Для некоторых это стало творческой альтернативой семейной жизни. Некоторые люди основали то, что стало известно как «предприятия правильного добывания средств к существованию»: магазины, вегетарианские рестораны и другие фирмы, которые управлялись группой буддистов на основе экономической модели «даяния того, что можешь, и принятия того, что необходимо». Самым известным среди них стало «Виндхорс: Эволюция», предприятие по изготовлению этически правильных подарков, где со временем стали работать около двухсот человек.

 

Эти попытки разработать новые способы жизни и труда брали начало в ощущении Сангхаракшиты: необходимы новые подходы и стиль жизни, чтобы сделать буддийскую практику действенной в современном обществе. Он хотел мыслить радикально и предлагал новые формы, тем не менее, отражающие глубокую преданность Трем Драгоценностям и проникнутые духом дружбы (кальяна-митратой).

 

На протяжении 1970-х и 80-х члены Ордена также основали центры ДЗБО в Соединенном Королевстве и по всему миру. Важными событиями первого периода стали покупка Падмалоки, постоянного ретритного центра в Норфорке, который на долгие годы стал домом для Сангхаракшиты, основание буддийских и социальных инициатив в Индии, среди последователей доктора Амбедкара (1977), открытие Лондонского буддийского центра, крупного центра на востоке Лондона (1978), разработка трех- или четырехмесячного ретрита перед посвящением для мужчин в 1981 году (подобный посвятительный ретрит для женщин появился несколькими годами позже), а также основание ретритного центра для женщин, Таралоки (1985), который стал частью сети ретритных центров и первым среди нескольких центров для женщин. Важными аспектами жизни движения стали события, посвященные искусству, и буддийские праздники, а также «Поле Будды», обучающее медитации в дни летних праздников и проводящее ретриты и собрания на природе.

 

Несмотря на то, что первоначальный быстрый рост ДЗБО несколько замедлился в последние десятилетия, по крайней мере, в Европе, оно утвердилось как крупное, всемирное движение, находящееся в авангарде развития буддизма в западных странах, Южной Америке и Индии. В 2017 году оно существовало в 26 странах, а Орден включал 2200 членов, примерно 30% из которых – в Индии. В 2010 году название движения было изменено для того, чтобы отразить его интернациональность, и появились Буддийская община «Триратна» и Буддийский орден «Триратна» («Триратна» означает «Три Драгоценности»). Со временем, с конца 1980-х, Сангхаракшита стал передавать ответственность за все аспекты движения старшим членам Ордена. Группа публичных наставников приняла ответственность за посвящения, а в 1994 году переехал вместе с ними в Мадхьямалоку, большой дом в Бирмингеме. В 2013 году они переехали в крупный ретритный центр в Хирфордшире, названный «Адхистхана». Он стал последним пристанищем Сангхаракшиты.

Последние годы

Около 2001 года зрение Сангхаракшиты значительно ухудшилось, и в последние годы он по временам страдал от изнурительной бессонницы. Тем не менее, он продолжил заниматься литературной деятельностью и приступил к последнему этапу передачи учения. Субхути (старший ученик) написал серию трудов, основанных на интервью с Сангхаракшитой, в которых тот прояснял ключевые элементы своего подхода к буддизму: подхода, основанного на учениях исторического Будды, но черпающего вдохновение из других источников. Сангхаракшита предложил единый подход к медитации и другим формам практики Дхармы, отражающий сверхличный характер буддийской практики и роль воображения.

 

Некоторые аспекты жизни и поведения Сангхаракшиты вызывали критику. Основав ДЗБО, он вступил в сексуальные отношения с некоторыми из своих учеников-мужчин, и в последующие годы некоторые из этих учеников считали, что он подвел их. Некоторые не соглашались с его взглядами на пол, а некоторые буддисты других традиций считали, что его решение основать новое движение, а не следовать одной из устоявшихся азиатских форм буддизма было в своей сути необоснованным.

 

Эти критические выпады давно стали частью обсуждений, ведущихся вокруг Сангхаракшиты. Однако те, кто стал его слушателями, учениками и друзьями, главным образом помнят Сангхаракшиту как человека необычайной ясности, доброты и мудрости – глубоко интеллигентного и тонко чувствующего человека с оригинальным и независимым умом.

 

Буддийское движение, основанное Сангхаракшитой, переживет его. Его история только начинается, а его члены надеются, что оно превратится в совершенно особую буддийскую школу, основанную на его личном преподнесении учения Будды и понимании буддийской практики. В Индии Сангхаракшита признается ключевой фигурой в возрождении буддизма и освобождении миллионов людей от тисков кастовой системы. А многочисленные книги Сангхаракшиты продолжат жить как его наследие. Он опубликовал более 50 книг, в настоящее время публикуется его полное собрание сочинений в 27 томах. Эти обширные труды не только передают учения буддизма, но и в глазах его почитателей обладают широтой и глубиной, с которыми не сравнятся ни одни современные труды по буддизму.

 

В целом, на протяжении более чем семидесяти лет Сангхаракшита отдавал всего себя задаче переноса буддийской традиции из традиционных азиатских обществ в совершенно иные условия современного мира. Его целью стало обновление буддизма путем сосредоточения на сущностных учениях, составляющих сердцевину традиции и сохраняющих глубину этого священного пути. В своей практике, книгах и основанной им общине Сангхаракшита возрождал буддийский дух дружбы, преданности и глубины.

 

Ученики и друзья Сангхаракшиты сорадуются его заслугам и приносят ему сердечную благодарность за все, что он даровал им, а также обещают продолжить начатую им работу.

 

Дхармачари Вишвапани