“Смерть” Будды
Смерть Будды не была обычной смертью, потому что он не был обычным человеком. Даже при жизни Будды ближайших его учеников порой ставил в тупик вопрос о природе Будды. Кто такой Будда? Что он за существо? И что произойдет с ним после смерти? По неизвестной нам причине при жизни Будды этот вопрос очень интересовал многих его учеников, равно как и множество других людей. Похоже, этот вопрос занимал столь многих, что даже возникла традиционная форма его постановки. Люди приходили к Будде и спрашивали:
— Господин, существует ли татхагата (то есть, будда) после смерти или нет, или и то и другое, или ни то, ни другое?
На
это Будда всегда отвечал одинаково. Он
неизменно говорил:
— Если сказать, что будда существует после смерти, это будет неверно. Если сказать, что будда не существует после смерти, это будет неверно. Если сказать что после смерти будда и существует (в одном смысле) и не существует (в другом смысле), это будет неверно. И если сказать что после смерти будда ни существует, ни не существует, это тоже будет неверно Как ни говори, как ни описывай, к будде всё это совершенно не применимо. 24
Отсюда
становится ясно, что смерть Будды – это
совсем не смерть в обычном смысле. Именно
поэтому в буддийской традиции смерть
Будды обычно называют паринирваной.
Нирвана,
конечно, означает “просветление”, а
пари
– “высшее”, то есть паринирвана
– это “высшее просветление”. Какова
же тогда разница между нирваной и
паринирваной? На самом деле никакой
разницы нет. Когда будда достигает
нирваны, это традиционно называется
“нирваной с остатком”, поскольку у
будды всё еще остается материальное
тело. Паринирвану же называют “нирвана
без остатка”, потому что после нее связь
с материальным телом прекращается. Это
единственная разница, которая имеет
значение только для остальных людей,
особенно для непросветленных учеников
Будды. Нирвана всегда остается нирваной.
С точки зрения Будды, разницы между
этими двумя состояниями нет. До или
после смерти, это переживание, для нас
совершенно непостижимое и неописуемое,
абсолютно одинаково.
Возможно,
для самого Будды достижение паринирваны
не было событием, влекущим за собой
особые последствия, но для тех, кто не
обрел просветления, оно представляется
важным. В палийском каноне последние
дни Будды описаны более подробно, чем
любой другой отрезок его жизни после
просветления. Очевидно, его последователи
считали, что то, как именно он умер,
многое говорит о нем, о его учении и о
природе состояния будды.
Смертельная
болезнь дала о себе знать сильными
болями, когда Будда находился в деревне
близ большого города Вайшали. Возможно,
причиной стала резкая смена погоды в
начале сезона дождей. Но усилием воли
он сумел достаточно оправиться для
того, чтобы предпринять изнурительное
“прощальное турне”. “Мое странствие
близится к концу”, сказал он Ананде.
— Как измученную упряжку можно заставить
двигаться только с помощью хлыста, так
и это тело можно заставить двигаться,
только подхлестывая его. Но моя умственная
и духовная энергия не слабеет” 25.
Его тело, как и всё обусловленное, было
подвержено разрушению, но ум был не
подвластен рождению и смерти.
Расставшись
со своими учениками в Вайшали – городе,
который он очень любил, Будда отправился
в последний путь, чтобы посетить другие
места и сказать прощальные слова
ободрения. Несмотря на постоянную
физическую боль и сознание надвигающейся
смерти, он оставался всё таким же
открытым, его как всегда заботили нужды
других, В текстах также отмечается, что
он, как и раньше, отдавал должное
окрестностям, восхищаясь красотой мест,
которые проходил, и рощ, где останавливался
на отдых. Он читал проповеди в городах
и деревнях, принимал новых учеников и
давал последние указания сангхе. В
деревне под названием Пава, он в последний
раз принял пищу, которую предоставил
местный кузнец
по имени Чунда.
После этого у него
началось тяжелое расстройство желудка.
Из последних сил он добрался до места
под названием Кушинагара, что в
северо-восточной Индии. По пути, отдыхая
у реки, он попросил Ананду успокоить и
ободрить кузнеца Чунду, чтобы тот не
переживал из-за того,
что неумышленно дал Будде испорченную
пищу. Это не заслуживало никакого
порицания, напротив, предоставив Будде
последнюю трапезу перед паринирваной,
он получил большую заслугу.
Будда
родился на открытом воздухе, под деревом,
обрел просветление на открытом воздухе,
под деревом, и паринирваны тоже достиг
на открытом воздухе, под деревом. В
каждом из этих мест есть храмы и места
для паломничества, а в Кушинагаре
находится Храм паринирваны. В текстах
ясно говорится, что такой чести Кушинагара
удостоилась не случайно. Будда сознательно
решил умереть в этом “жалком захолустном
городишке, состоящем из хижин-мазанок”
– так довольно презрительно отзывался
о Кушинагаре Ананда.
Ведь Будда никогда не был жертвой
обстоятельств — ни в смерти, ни в любом
другом событии своей жизни.
На
окраине Кушинагары была роща деревьев
сал.
Там местные жители соорудили каменную
скамью, чтобы на ней сидели старейшины
во время деревенских сходок. На эту
скамью и прилег Будда. Затем он дал
указания по поводу похорон: Ананде и
другим ученикам было велено ни о чем не
заботиться и просто продолжать духовную
практику. Последователям же мирянам
надлежало поступить с его телом, как
полагается поступать с останками
великого царя.
Ананда
не мог этого вынести и удалился в слезах.
Но Будда призвал его обратно и сказал:
“Полно, Ананда. Не печалься так. Уж
такова природа всего, что нам близко и
дорого — рано или поздно приходится со
всем расставаться. Долгое время, Ананда,
ты делом, словом и мыслью выказывал мне
неизменную и искреннюю любовь и доброту.
Поддерживай свою практику, и ты обязательно
освободишься от омрачений”. После этого
Будда превознес добродетели Ананды
перед всем собранием монахов.
Затем
он коснулся одного или двух вопросов,
связанных с монашеской дисциплиной.
Например, он велел прекратить общение
с его старым возничим Чанной, который,
хоть и вступил в общину, продолжал
допускать умышленные ошибки в практике,
пока тот не образумится, что Чанна в
конце концов и сделал. Таким образом,
до самого последнего мгновения Будда
мог с ясностью и состраданием
сосредоточивать ум на благе отдельных
людей. Даже в последнем обращении к
монахам он призвал любого из присутствующих,
у кого есть какие-либо сомнения по поводу
учения, тут же и тотчас же заявить о них,
пока он еще жив и может их разрешить. Когда собравшиеся ответили молчанием,
он произнес последние слова: “Всему
обусловленному неотъемлемо присуще
разрушение. Усердно стремитесь к цели”.26
После этого он погрузился в медитацию
и почил.
Мощь
этой последней сцены, больше чем
какое-либо другое событие жизни Будды,
выразительнейшим образом передают не
столько слова палийского канона, сколько
картины великих китайских и японских
художников эпохи средневековья. На фоне
прекрасного леса видны стволы деревьев
сал,
которые подобно прямым, высоким колоннам,
возносят кроны широких зеленых листьев
и крупных белых цветов. Будда лежит на
правом боку, и деревья роняют на него
белые цветочные лепестки. Его окружают
ученики — самые близкие, облаченные в
желтые одеяния, сидят у изголовья, а
вокруг толпится весь остальной люд:
брахманы, князья, советники, аскеты,
огнепоклонники, купцы, крестьяне,
торговцы. И не только люди — самые разные
животные: слоны, козы, олени, лошади,
собаки, даже мыши и птицы – собрались,
чтобы в последний раз увидеть Будду.
Эту космическую сцену у смертного одра
завершают парящие в облаках боги и
богини. Таким образом, глядя на лучшие
изображения этой сцены, становится
ясно, что перед нами не обычное завершение
жизни, но событие вселенского значения,
лицезреть которое собралось всё живое.
Общее
настроение, как и следует ожидать,
печальное. Рыдают даже животные, особенно
бросаются в глаза крупные слезы,
струящиеся из глаз слона. Не плачут
только несколько учеников, сидящих
ближе всего к Будде, да кошка. Кошка
равнодушна по причине всем известного
кошачьего безразличия, а ближайшие
ученики сохраняют спокойствие потому,
что умеют видеть за пределами материального
тела и знают, что переход из нирваны в
паринирвану ничего не меняет.
Такова
увековеченная многими великими
художниками сцена, которую буддисты
вспоминают каждый год в день паринирваны,
отмечаемый 15 февраля. Это, конечно же,
день торжеств, которые устраивают в
знак благодарности за пример и учение,
оставленное Буддой. Тем не менее,
настроение в этот день иное, чем во время
других праздников, потому что событие
это отмечают для того, чтобы сосредоточить
ум на смерти, причем не только Будды, но
и своей собственной. Поэтому настроение
трезвое – не унылое, а задумчивое,
медитативное. Мы размышляем о том, что
факт смерти присутствует не только один
день в году, но каждый день нашей жизни
и что память об этом должна быть
неотъемлемым аспектом нашей ежедневной
духовной практики. Паринирвана Будды
напоминает нам о необходимости возобновить
всю духовную практику в свете постоянно
присутствующей реальности смерти. Но
в особенности она побуждает нас к
медитативным практикам, конкретно
связанным со смертью.
“Смерть” Будды
“Смерть” Будды
Память о смерти
Пять ядов
Двенадцать нидана
Размышление о шести элементах
Читать - Кто такой Будда? (Сангхаракшита)
Предисловие редакторов английского издания
Эволюция Будды
Путь к просветлению
Скрытые учения, относящиеся к раннему периоду жизни Будды
Идеал героя в буддизме
От преклонения перед героями к поклонению Будде
Слово Будды
Карма и новое рождение
“Смерть” Будды
Так кто же такой Будда?
Примечания