Новости

16.05.2025 17:50:40

Обучение медитации и буддизму онлайн

Новый курс, обучающий основам обоих

Читать дальше …

16.05.2025 17:49:49

Обучение буддийской медитации онлайн

Научитесь медитировать!

Читать дальше …

16.05.2025 16:22:53

Отзывы о Суваннавире

Суваннавира - учитель медитации и буддийской практики

Ссылка для отзыва

Читать дальше …

16.05.2025 14:32:00

Группа в ВКонтакте

Обучение медитации и буддизму онлайн

Читать дальше …

Содержание книги «Благородный Восьмеричный Путь Будды»

Благородный Восьмеричный Путь Будды

• Книга Сангхаракшиты, написанная в 1990 году  

• Второе издание опубликовано в 2012 году  

• Перевод с английского выполнен Михаилом Андреевым  

Об авторе

• Сангхаракшита (Деннис Лингвуд) родился в 1925 году в Лондоне  

• Стал буддийским монахом в Индии во время Второй мировой войны  

• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году  

• В последние годы сосредоточился на писательской деятельности  

Введение

• Автор делится своими впечатлениями от книги  

• Лекции Сангхаракшиты показали ему, что его представление о буддизме было односторонним  

• Сангхаракшита подчеркнул важность преображения, а не просто видения  

Проблемы духовного роста

• Автор считает, что многие люди сталкиваются с трудностями в духовном росте  

• Непонимание природы человеческих существ и духовного роста приводит к неудовлетворенности  

• Противоречие между сознательными взглядами и глубинными желаниями мешает прогрессу  

Выход из тупика

• Учения Сангхаракшиты предлагают органичный рост, стимулирующий духовное видение и преображение всех аспектов существа  

• Цель буддийского пути — не просто прозрение, а глубинное изменение существа  

Глубина смысла учения

• Сангхаракшита раскрывает глубину смысла учения о Благородном Восьмеричном Пути  

• Учение затрагивает множество традиционных буддийских представлений, таких как Четыре Благородные Истины и другие  

Перечни в буддизме

• Перечни в буддизме могут быть как традиционными, так и новыми.  

• Сангхаракшита оживляет перечни, делая их актуальными для современного общества.  

Традиционные и новые идеи

• В книге Сангхаракшиты присутствуют как традиционные, так и новые идеи.  

• Некоторые идеи, такие как принцип высшей эволюции, являются его собственными.  

Радикальность учений Сангхаракшиты

• Учения Сангхаракшиты радикальны, но в хорошем смысле.  

• Они исходят из корней буддизма и адаптированы к современным условиям.  

Труд и заработок в буддизме

• Сангхаракшита критикует протестантскую трудовую этику.  

• В Триратне буддисты могут зарабатывать на жизнь, превращая работу в духовную практику.  

Совместная работа как духовная практика

• Совместная работа в Триратне рассматривается как духовная практика.  

• Работа помогает осознать свои слабости и силы, а также способствует личному росту.  

Опыт и изменения

• Лекции Сангхаракшиты обогатились опытом последних десятилетий.  

• Изменившиеся обстоятельства требуют адаптации и смещения акцентов.  

Значение Благородного Восьмеричного Пути

• Благородный Восьмеричный Путь - четвертая из Четырех Благородных Истин.  

• Он описывает путь к Просветлению и Нирване.  

• Упоминание о Благородном Восьмеричном Пути встречается во всех буддийских традициях.  

Значение слова "арья"

• "арья" означает "благородный" и "святой"  

• В Германии существовали две группы, спорившие о значении слова  

Благородный Восьмеричный Путь Будды

• Путь состоит из восьми шагов, но они следуют одновременно  

• Первый шаг - самьяг-дришти, что означает "совершенное видение"  

Путь видения и путь преображения

• Путь видения соответствует первому шагу - совершенному видению  

• Путь преображения включает семь остальных шагов  

Причины возникновения совершенного видения

• Личная трагедия, мистическое переживание, медитация, бескорыстная помощь другим  

• Может возникнуть из полноты жизненного опыта  

Важность сохранения совершенного видения

• Важно не потерять и не забыть о переживании  

• Углублять и развивать его, чтобы оно наполнило всю жизнь  

Духовное развитие и Благородный Восьмеричный Путь

• Духовное развитие означает достижение совершенного видения и преображение существа.  

• Благородный Восьмеричный Путь ведет к этому видению и преображению.  

Природа бытия и совершенное видение

• Совершенное видение не связано с изучением буддийской философии.  

• Это непосредственное духовное переживание, которое можно выразить интеллектуально.  

• Видение природы бытия не сводится к философским системам.  

Три образа природы бытия

• Колесо жизни символизирует обусловленное бытие и его страдания.  

• Будда и мандала пяти будд представляют собой необусловленное бытие и просветление.  

• Путь связывает колесо жизни и Будду, показывая путь к просветлению.  

Четыре Благородные Истины

• Истина о страдании, его причине и прекращении.  

• Истина о пути к прекращению страдания.  

• Эти истины соответствуют образам колеса жизни, Будды и пути.  

Три признака обусловленного бытия

• Обусловленное бытие характеризуется страданием, непостоянством и отсутствием истинного "я".  

• Страдание включает реальное, потенциальное и метафизическое виды.  

• Истинное удовлетворение можно найти только в необусловленном бытии.  

Обусловленное бытие непостоянно

• Все обусловленное непостоянно и преходяще  

• Нет устойчивости и надежности в мирской жизни  

• Важно видеть непостоянство и преходящесть вещей  

Обусловленное бытие лишено истинного "я"

• В обусловленном бытии невозможно найти истинное "я"  

• Мысли и чувства не являются настоящими  

• Истинное "я" возможно только на уровне необусловленной реальности  

Карма и перерождение

• Будды видели процесс кармы и перерождений  

• Карма определяет счастье или страдание в этой жизни  

• Перерождение зависит от прошлых действий  

Четыре шуньяты

• Санскрита шуньята: пустота обусловленного  

• Асанскрита шуньята: пустота необусловленного  

• Махашуньята: великая пустота, стирающая различия  

• Шуньята шуньяты: пустота пустоты, молчание  

Практическое применение учения

• Изучение теории важно, но недостаточно  

• Необходимо практиковать учение, чтобы достичь духовного прозрения  

• Путешествие к вершине горы: изучение карты и начало пути  

Восхождение к вершине

• Первое появление вершины вдохновляет и ободряет.  

• Вершина постоянно в поле зрения, что помогает продолжать путь.  

• Восхождение соответствует прохождению остальных стадий Благородного Восьмеричного Пути.  

Разум и чувства в духовной жизни

• Вторая стадия Благородного Восьмеричного Пути касается отношения разума и чувств.  

• Понимание учения легко, но применение на практике сложно.  

• Пример с китайским императором и апостолом Павлом показывает разницу между пониманием и практикой.  

Эмоции и чувства в духовной жизни

• Понимание истины рассудком не всегда приводит к её практическому осуществлению.  

• Эмоции и чувства сильнее рассудка и играют важную роль в духовной жизни.  

• Необходимо найти эмоциональные эквиваленты интеллектуального понимания.  

Самьяк-самкальпа - совершенные эмоции

• Самьяк-самкальпа означает "целостные эмоции и чувства".  

• Это первая стадия пути преображения, представляющая собой преображение эмоциональных реакций.  

• Совершенные эмоции являются связующим звеном между совершенным видением и последующими стадиями пути.  

Значение эмоций в духовной жизни

• Духовная жизнь невозможна без участия сердца и эмоций.  

• Привнесение эмоций в духовную жизнь не должно быть негативным.  

• Речь идет о преображенных эмоциях, связанных с истинным пониманием.  

Молодежь и закат цивилизации

• Молодежь предрекает закат цивилизации, но это не связано с совершенными эмоциями.  

• Эмоции молодежи основаны на предрассудках и религиозных обоснованиях.  

Ошибки в понимании религии

• Религиозные эмоции, такие как инквизиция и крестовые походы, не являются совершенными.  

• В них нет элемента совершенного видения.  

Преобразование эмоций

• Интеллектуальные убеждения не могут преобразить эмоции.  

• Полное преображение возможно только через духовное прозрение.  

Совершенные эмоции

• Совершенные эмоции включают позитивный и негативный аспекты.  

• Негативный аспект: отсутствие вожделения, злобы и жестокости.  

Отсутствие вожделения (найшкрамья)

• Найшкрамья означает отречение от мирских желаний.  

• Это результат видения истинной природы бытия.  

• Важно задавать себе вопрос: "От чего я отрекся с тех пор, как стал интересоваться буддизмом?"  

Отсутствие злобы (авьяпада)

• Авьяпада связана с вожделением и злобой.  

• Злоба часто возникает из-за неисполненных желаний.  

• Важно задавать себе вопрос: "Улучшился ли мой характер с тех пор, как я начал следовать буддизму?"  

Отсутствие жестокости (авихимса)

• Авихимса означает отсутствие умышленного причинения страдания.  

• Жестокость хуже злобы, так как подразумевает бессмысленное причинение боли.  

• Важно объяснять детям, что другие живые существа страдают.  

• Важно задавать себе вопрос: "Стал ли я менее жестоким после того, как стал следовать буддизму?"  

Охота и вегетарианство

• Охота недопустима с буддийской точки зрения из-за жестокости.  

• Вегетарианство может быть выбором искреннего буддиста.  

Позитивный аспект совершенных эмоций

• Включает благие чувства: даяние, любовь, сострадание, сорадость, спокойствие, доверие.  

• Эти чувства образуют брахма-вихары, возвышенные состояния.  

Даяние (дана)

• Главная буддийская добродетель.  

• Включает даяние материальных вещей, времени, знаний, бесстрашия, тела и жизни.  

• В буддийских странах даяние пронизывает все аспекты жизни.  

Любовь (майтри)

• Любовь к близким друзьям, распространяемая на всех живых существ.  

• В буддизме есть практики для развития майтри.  

Сострадание (каруна)

• Любовь превращается в сострадание при виде страдания.  

• Сострадание характерно для будд и бодхисаттв.  

• Авалокитешвара олицетворяет сострадание, его образ символизирует бесконечное желание помочь.  

Сострадание в буддизме

• Сострадание в буддизме Махаяны ставится чрезвычайно высоко.  

• Будда говорит, что для достижения Просветления достаточно освоить только сострадание.  

• Сострадание к мукам других существ приводит к Просветлению.  

Легенда о молодом человеке и старом монахе

• Молодой человек, растративший состояние, решает стать монахом.  

• Настоятель предлагает ему сыграть в шахматы с монахом, проигравшему отрубят голову.  

• Молодой человек из сострадания намеренно проигрывает, чтобы спасти монаха.  

• Настоятель принимает его, видя в нем будущего бодхисатву.  

Мудита, или сорадость

• Мудита — радость при виде счастья других.  

• Тайная радость по поводу чужих неудач можно искоренить через осознанность и благие усилия.  

• Радость — типично буддийское чувство, ассоциирующееся с религией.  

Упекса, или спокойствие

• Упекса — безмятежность или покой.  

• Покой в буддизме — положительное состояние, близкое к блаженству.  

• Упекса — важный аспект совершенных эмоций.  

Шраддха, или вера и преданность

• Шраддха — вера и преданность, направленные на три драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.  

• Будда олицетворяется изображением, Дхарма — священными текстами, Сангха — монахами.  

• К этим символам относятся с великим уважением.  

Семичленная пуджа

• Практика для развития веры и преданности.  

• Состоит из семи частей, представляющих последовательность набожных настроений и поз.  

Первая стадия Семичленной Пуджи

• Подношение даров: цветы, свет, благовония, вода, пища, музыка  

• Эти подношения символизируют приветствие Будды как гостя  

Вторая стадия Семичленной Пуджи

• Вандана: поклонение телом, выражение уважения и благоговения  

• Различные виды поклонения: соединение ладоней, простирание на полу  

Третья стадия Семичленной Пуджи

• Обращение к Прибежищу: вверение себя Будде, Дхарме и Сангхе  

• Формальное принятие Прибежища через повторение текста и шил  

Четвертая стадия Семичленной Пуджи

• Раскаяние в ошибках: освобождение от чувства вины  

• Психологический смысл раскаяния, важность освобождения от вины  

Пятая стадия Семичленной Пуджи

• Сорадование бдагу: вдохновение добродетелями других людей  

• Примеры вдохновляющих личностей и их добродетели  

Шестая стадия Семичленной Пуджи

• Мольба: готовность ученика получить учение  

• Легенда о Будде и Брахме Сахампати, важность желания ученика  

Седьмая стадия Семичленной Пуджи

• Посвящение заслуг и самоотречение: желание разделить заслуги с другими  

• Развитие чувства, что все существа выполняют практику вместе с вами  

• Обет Бодхисаттвы: стремление к Просветлению для всех живых существ  

Значение духовной общины

• Положительные эмоции легче развивать в группе  

• Духовная община помогает преобразовать эмоциональную природу  

• Важность развития положительных эмоций в сообществе  

Духовная община и её функции

• Духовная община существует для развития и преображения эмоций.  

• Если община не выполняет этих функций, лучше её не иметь.  

Благородный Восьмеричный Путь Будды

• Совершенное видение — это духовное переживание, а не просто интеллектуальное понимание.  

• Видение должно проникнуть во все сферы жизни и изменить её на всех уровнях.  

• Просветление наступает, когда жизнь меняется в соответствии с совершенным видением.  

Совершенная речь

• Совершенная речь — это третий аспект Благородного Восьмеричного Пути Будды.  

• Речь важна и должна подчиняться духовной жизни.  

• В буддизме речь, тело и ум составляют равнозначную триаду.  

Значение речи в культуре и духовности

• Речь отличает человека от животных и играет ключевую роль в культуре и знаниях.  

• В Ваджраяне речь связана с горловым центром, символизирующим выражение мыслей и чувств.  

Качества совершенной речи

• Совершенная речь характеризуется правдивостью, дружелюбием, полезностью и способностью приводить к согласию.  

• Эти качества представляют четыре уровня речи, каждый из которых глубже предыдущего.  

Уровень правдивости

• Правдивость включает в себя не только фактическую точность, но и честность, откровенность.  

• Важно говорить то, что действительно думаешь и чувствуешь.  

• Большинство людей не знают, о чем думают, и не могут говорить правду в полном смысле.  

• Говорить правду — значит быть самим собой и выражать свои истинные мысли и чувства.  

Уровень дружелюбия

• Совершенная речь должна быть не только правдивой, но и дружелюбной, полной любви.  

• Дружелюбие означает осознание другого человека и умение говорить с ним.  

• Часто мы не смотрим на собеседника и не осознаем его существование.  

• Любовь в общении означает осознание другого человека, а не эмоциональную реакцию на него.  

• Мы часто общаемся с проекциями собственного ума, а не с реальными людьми.  

Незнание друг друга

• Люди часто не знают друг друга, несмотря на длительное совместное проживание.  

• Они приписывают друг другу свои эмоциональные реакции, а не истинные качества.  

• Это приводит к недоразумениям и конфликтам в отношениях.  

Необходимость осознанности

• Осознание и любовь помогают понять истинные потребности других людей.  

• Это позволяет говорить правду и помогать, а не проецировать свои желания.  

Уровень полезности

• Речь должна способствовать духовному росту собеседника.  

• Важно иметь позитивный настрой и восприимчивость.  

• Конструктивная критика, основанная на положительных эмоциях, полезна.  

Уровень согласия, гармонии и единства

• Речь должна вести к взаимной помощи и самопреодолению.  

• Это достигается через взаимную правдивость и осознание нужд друг друга.  

• Взаимное самопреодоление ведет к гармонии и единству.  

Молчание как высшая форма общения

• Молчание — это высшая форма общения, когда ум передает себя без слов и знаков.  

• Это прямое воздействие духа на дух, без посредников.  

• Пример: Раману Махариши, который долгое время не произносил ни слова.  

Молчание как энергия

• Молчание обладает удивительной энергией, которая успокаивает и утешает.  

• Настоящее молчание редко встречается в современной жизни.  

• Речь часто предшествует мысли, что делает молчание исключением.  

Совершенная речь

• Совершенная речь — это идеал общения, правдивый, дружелюбный и полезный.  

• Она способствует согласию, гармонии и единству.  

Совершенное действие

• Совершенное действие — это проникновение совершенного видения в деятельность.  

• Вопрос о совершенном действии подводит к сущности этики.  

Падение нравов

• Падение нравов связано с упадком религии и традиционных моральных устоев.  

• Многие люди считают, что если им хорошо, то это правильно.  

Иудейско-христианская этика

• Западная этика имеет иудейско-христианские корни.  

• Нравственность рассматривается как закон Божий, навязанный человеку.  

• Христианская этика также основана на принципе принудительного действия.  

Традиционная этика

• Большинство людей в Великобритании понимают мораль как обязанность, возложенную извне.  

• Это приводит к тому, что люди делают не то, что хотят, а то, чего не хотят.  

Буддийский критерий этики

• В буддийской традиции нравственность определяется состоянием ума, а не теологией.  

• Действия делятся на искусные и неискусные, где искусные свободны от страстных желаний и ненависти.  

• Нравственность зависит от интеллекта и интуитивного проникновения.  

Модели нравственного поведения

• Шилы (наставления) Будды не являются сводом правил, а скорее образцами поведения.  

• Соблюдение шил помогает достичь состояния ума, выраженного в этих наставлениях.  

• Примеры шил: воздержание от причинения вреда живым существам и практика любви и дружелюбия.  

Пять шил и пять дхарм

• Пять шил носят негативный характер, но имеют позитивные соответствия.  

• Пять дхарм (этических принципов) дополняют негативные наставления.  

• Воздержание от причинения вреда живым существам соответствует практике любви и дружелюбия.  

Выражение любви через действия

• Любовь должна проявляться в действиях, а не только в мыслях.  

• Пример: муж не дарит жене цветы, несмотря на долгие годы брака.  

• Окружающие не обязаны принимать любовь как должное, она должна быть видна в поступках.  

Воздержание от взятия и щедрость

• Воздержание от взятия того, что не отдано по доброй воле, включает честность и щедрость.  

• Щедрость включает не только чувства, но и акт дарения.  

Воздержание от причинения вреда в сексуальной сфере и удовлетворенность

• Воздержание от причинения вреда включает изнасилование, похищение и прелюбодеяние.  

• Удовлетворенность означает позитивное состояние свободы от использования секса для невротических потребностей.  

Воздержание от лживой речи и правдивость

• Лживая речь коренится в привязанности, ненависти и страхе.  

• Правдивость включает искренность и честность.  

Воздержание от спиртного и наркотиков и осознанность

• Воздержание от спиртного и наркотиков может означать как полное воздержание, так и умеренность.  

• Осознанность является критерием для выбора между питьем и воздержанием.  

Бхикшу самвара-шила и бодхисатва самвара-шила

• Бхикшу самвара-шила включает 150 наставлений для монахов, стремящихся к Нирване.  

• Бодхисатва самвара-шила включает 64 наставления для бодхисатв, стремящихся к Просветлению на благо всех существ.  

Целостное действие

• Совершенное действие должно быть целостным, в котором участвует все "я" человека.  

• Даже правильное действие может быть несовершенным, если не целостно.  

• Просветленный ум может действовать с полной отдачей, как Будда Амогхасидхи.  

Совершенное действие и Просветление

• В моменты действия мы можем полностью выразить себя.  

• Удовлетворение и покой, которые мы испытываем, невозможно получить иначе.  

• Стремление к состоянию будды или Просветления помогает понять принципы этики.  

Сны наяву и их значение

• Сны наяву возникают из-за скучной повседневной жизни.  

• Грезы о лучшем мире могут быть предвестниками будущего.  

• Великие мечтатели прошлого, такие как Платон и Герберт Уэлс, создавали образы идеального общества.  

Буддийские грезы об идеальном обществе

• Буддизм предлагает образ Сукхавати, чистой земли без страданий и конфликтов.  

• В Сукхавати нет деления на мужское и женское, и не нужно работать.  

• Буддизм стремится создать идеальное общество здесь и сейчас.  

Совершенный способ зарабатывания средств к существованию

• Пятый этап Благородного Восьмеричного Пути Будды связан с изменением коллективного бытия.  

• Буддизм призывает к преобразованию общества для достижения идеала.  

• В буддизме есть социальные, политические и экономические учения.  

Социальные учения Будды

• Будда не одобрял кастовую систему, считая, что положение человека должно определяться достоинствами.  

• В политической сфере буддизм выдвигает идеал дхармараджи, царя, руководствующегося этическими и духовными принципами.  

Пример дхармараджи

• Царь Ашока из династии Маурьев был примером дхармараджи.  

• Он расширил царство Магадху и стал буддистом, покорив множество государств.  

Ашока и его обращение

• Ашока осознал ужас страданий, причиняемых войнами, и отказался от захватнических планов.  

• Он стал называться Дхармашока, или Ашока Справедливый, и провозгласил служение людям главной целью своего правления.  

• Ашока поддерживал буддизм и направлял миссионеров в разные страны.  

Экономический аспект коллективного бытия

• Буддизм учит совершенному способу зарабатывания средств к существованию.  

• Экономический аспект важен, так как каждый человек должен трудиться.  

• Будда включил этот аспект в Благородный Восьмеричный Путь, так как считал его более существенным, чем социальный и политический аспекты.  

Влияние работы на ум и тело

• Работа оказывает сильное влияние на ум и тело человека.  

• Ум может быть изуродован, как в случае с Дорианом Греем.  

• Примеры: биржевой брокер, букмекер на скачках, работник скотобойни.  

Психические нарушения на скотобойне

• Исследования показали, что у двух третей работников скотобойни серьезные психические нарушения.  

• Работники часто не выдерживали больше двух лет из-за серьезных психических проблем.  

Важность правильного способа зарабатывания средств

• Зарабатывание средств к существованию влияет на духовное развитие.  

• Примеры из скотобойни показывают, что неправильный способ заработка мешает духовному росту.  

Буддизм и правильный способ заработка

• На Западе буддисты осознали важность правильного способа заработка.  

• Некоторые буддисты меняют работу из-за её несовместимости с буддийскими принципами.  

Запрещенные профессии по Будде

• Торговля живыми существами, приготовление ядов, продажа спиртных напитков и наркотиков.  

• Изготовление оружия и его продажа.  

• Гадание, астрология и колдовство.  

• Актерское ремесло, усиливающее алчность и ненависть.  

Современные условия и пересмотр принципов

• Современная жизнь требует пересмотра принципов правильного способа заработка.  

• Профессии делятся на четыре группы: неправильные, увеличивающие алчность, которые можно улучшить, и не требующие чрезмерного умственного напряжения.  

Призвание и его значение

• Призвание — лучший способ заработка, связанный с важными жизненными целями.  

• Творческие профессии могут стать призванием, если не превращаются в коммерцию.  

Продолжительность и её влияние

• Люди проводят большую часть времени на работе, что важно для духовного развития.  

Средства к существованию и буддизм

• Автор считает, что добыванию средств следует уделять как можно меньше времени.  

• Он обращается к молодежи, призывая их зарабатывать столько, чтобы хватало на скромную жизнь, а остальное время посвящать буддизму.  

• Возможны два способа: неполная занятость или работа шесть месяцев в году с последующим отпуском для занятий буддизмом.  

Буддийский Орден "Триратна"

• Орден "Триратна" стремится создать промежуточную категорию людей между мирянами и полностью посвященными буддизму.  

• Такие люди будут служить мостом между миром и духовными измерениями.  

Совершенный способ зарабатывания средств

• Совершенный способ зарабатывания средств к существованию требует преображения общества.  

• Это включает экономический, социальный и политический аспекты.  

• Буддийский орден "Триратна" олицетворяет идеальное общество в миниатюре.  

Духовная община и сангха

• Сангха, или духовная община, основана на этических и духовных принципах.  

• Качество отношений между членами общины имеет чрезвычайное значение.  

• Настоящее буддийское движение в странах Запада может возникнуть только из сообщества людей, объединенных духовной связью.  

Совершенное усилие

• Шестой аспект Благородного Восьмеричного Пути - совершенное усилие.  

• Духовная жизнь требует активной деятельности, умственной, духовной и эстетической.  

• Буддизм предназначен для активных людей, готовых к самостоятельным усилиям.  

• Буддизм не для пожилых дам, а для энергичных и молодых людей.  

Общее совершенное усилие

• Усилие необходимо на всех этапах пути  

• Включает в себя четыре старания: предупреждение, устранение, развитие и сохранение  

Четыре старания

• Предупреждение: предотвращение возникновения неискусных мыслей  

• Устранение: искоренение уже существующих неискусных состояний ума  

• Развитие: создание искусных состояний ума  

• Сохранение: поддержание уже существующих искусных состояний ума  

Психологический характер усилия

• Усилие носит психологический характер  

• Включает непрестанную работу над собой и своим умом  

Трудности и инерция

• Энтузиазм легко улетучивается из-за внутренних сил инерции  

• Примеры: необходимость вставать рано утром для медитации  

Честность и самопонимание

• Важно узнать себя, чтобы приступить к четырем стараниям  

• Честность по отношению к себе необходима для практики  

Предупреждение неискусных состояний ума

• Неискусные состояния ума возникают из страстного желания, ненависти и заблуждения  

• Чувства являются непосредственным источником неискусных мыслей  

• Бдительность и осознанность помогают предотвратить проникновение неискусных мыслей  

Устранение неискусных состояний ума

• Устранение включает в себя борьбу с пятью помехами: жаждой материальных вещей, ненавистью, беспокойством и тревогой, апатичностью и вялостью, сомнением и нерешительностью  

• Важно быть честным с собой и понимать свои истинные состояния ума  

Современное западное общество и его проблемы

• Общество характеризуется беспокойством, тревогой и спешкой.  

• Люди не создают впечатления покоя, что мешает медитации.  

Помехи в буддизме

• Беспокойство, озабоченность, тревога и спешка.  

• Апатичность и вялость, которые часто являются реакцией на беспокойство.  

• Сомнение и нерешительность, неспособность принять решения.  

Сравнение ума с водой

• Ум, как вода, может быть загрязнен пятью помехами.  

• Ум, исполненный страстного желания, сравнивают с водой, смешанной с красками.  

• Ум, одержимый ненавистью, сравнивают с кипящей водой.  

• Ум, обуреваемый беспокойством и тревогой, сравнивают с взволнованной водой.  

• Ум, объятый апатичностью и вялостью, сравнивают с заросшим водорослями прудом.  

• Ум, находящийся под влиянием сомнения и нерешительности, сравнивают с водой, загрязненной черным зловонным илом.  

Методы устранения помех

• Размышление о последствиях неискусного состояния ума.  

• Развитие противоположности, например, любви к ненависти.  

• Давать неискусным мыслям уйти, не уделяя им особого внимания.  

• Подавление неискусных мыслей усилием воли.  

Развитие искусных состояний ума

• Развитие более высоких состояний сознания и бытия через медитацию.  

• Медитация в контексте духовной жизни, называемая бхаваной.  

• Цель медитации - преображение сознания и достижение дхьян.  

Дхьяны и их описание

• Первая дхьяна сравнивается с мыльным порошком, смешанным с водой.  

• Все психологическое бытие насыщается высшим сознанием.  

• Будда часто выражал свое учение в поэтических и художественных образах.  

Сравнение дхьян

• Вторая дхьяна: озеро, полное воды, символизирует вдохновение.  

• Третья дхьяна: лотос, растущий в воде, символизирует присутствие в высшем состоянии сознания.  

• Четвертая дхьяна: человек в белой простыне, символизирует защиту от внешнего мира.  

Сферы без форм

• Бесконечное пространство: расширение ума за его границы.  

• Бесконечное сознание: осознание бесконечности ума.  

• Отсутствие "невещности": неразличимость вещей.  

• Отсутствие восприятия и не-восприятия: преодоление двойственности.  

Медитация и усилие

• Медитация с усилием: сознательное усилие для достижения высших состояний сознания.  

• Сохранение искусных состояний ума: необходимость регулярной практики для поддержания достигнутого.  

Совершенное усилие и эволюция

• Духовная жизнь как высшая эволюция: процесс достижения новых уровней бытия.  

• Эволюция: процесс становления и достижения новых уровней организации.  

• Соотношение низшей и высшей эволюции: низшая эволюция как предмет науки, высшая эволюция как область религии.  

Диаграмма эволюции

• Точка 2: возникновение самосознания.  

• Точка 3: начало трансцендентного сознания.  

• Точка ∞: Нирвана, Просветление, состояние Будды.  

• Отрезок А: инфра-человеческая стадия.  

• Отрезок Б: человеческая стадия.  

• Отрезок В: ультра-человеческая стадия.  

• Отрезок Г: транс-человеческая стадия.  

Эволюция и её стадии

• Эволюция проходит через стадии от простейших форм жизни до сверхчеловеческой стадии.  

• На стадии В находятся искусство, наука, культура и низшие виды религии.  

• На стадии Г находится сверхчеловеческая или транс-человеческая стадия.  

Совершенное усилие и сознательная эволюция

• Совершенное усилие — шестой член Благородного Восьмеричного Пути.  

• Восьмеричный Путь соответствует отрезкам С и D эволюции.  

• Высшая эволюция — индивидуальное явление, требующее самосознания и усилия.  

Уровни осознанности

• Высшая эволюция происходит в осознанности, что приводит к прогрессу в осознанности.  

• Уровни осознанности составляют седьмую часть Благородного Восьмеричного Пути.  

• Пример невнимательности в повседневной жизни показывает, как легко мы отвлекаемся и забываем о важных делах.  

Причины невнимательности

• Невнимательность связана с забывчивостью и слабой сосредоточенностью.  

• Слабая сосредоточенность объясняется отсутствием неизменной цели.  

• Отсутствие неизменной цели приводит к отсутствию истинной индивидуальности и эволюции.  

Уровни осознанности

• Осознание вещей: восприятие материальных предметов и окружающего мира.  

• Осознание себя: осознание своих мыслей, чувств и действий.  

• Осознание других: понимание и взаимодействие с другими людьми.  

• Осознание высшей реальности: понимание абсолютной истины и смысла жизни.  

Осознание окружающего мира

• Мы редко осознаем свое окружение из-за нехватки времени.  

• Мы видим вещи сквозь призму своей личности и ограничений.  

• Необходимо научиться смотреть на вещи ради них самих.  

Осознание самого себя

• Осознание тела включает осознание движений, положения рук и ног.  

• Осознание эмоций и чувств помогает контролировать негативные состояния.  

• Осознание мыслей помогает уменьшить поток мыслей и достичь безмолвия ума.  

Примеры осознанности

• Японская чайная церемония демонстрирует осознанность в повседневных делах.  

• Бизнес-ланч показывает, что одновременное выполнение нескольких дел несовместимо с осознанностью.  

• Осознанность помогает делать все более медленно и обдуманно, что позволяет достичь большего.  

Осознание себя

• Осознание тела, эмоций и мыслей необходимо практиковать постоянно.  

• Осознанность изменяет и преображает характер.  

Осознание людей

• Осознание людей как личностей требует взгляда на них.  

• Упражнения по совершенствованию навыков общения включают "просто смотреть".  

• Даршан в Индии — это осознание духовного учителя как духовной личности.  

Осознание Высшей Реальности

• Осознание Высшей Реальности — это непосредственное созерцание.  

• Практика памятования о Будде включает осознание его личности и духовных качеств.  

• Осознание шуньяты требует предварительного опыта медитации.  

Совершенное Самадхи

• Последняя стадия пути — самьяк-самадхи, или совершенное самадхи.  

• Чем выше стадия духовного развития, тем меньше можно о ней сказать.  

Нирвана и Просветление

• Будда редко говорил о Нирване и Просветлении.  

• В духовной жизни чем меньше говорят о предмете, тем он важнее.  

Благородный Восьмеричный Путь

• Можно много говорить о других стадиях пути, но о совершенном самадхи меньше.  

• Совершенное самадхи — это кульминация всего пути преображения.  

Различие между самадхи и шаматхой

• Самадхи может означать сосредоточенность ума или устойчивое пребывание в Просветлении.  

• Шаматха — это сосредоточение ума, состояние глубокого покоя и умиротворенности.  

Шаматха и её уровни

• Шаматха делится на три степени: сосредоточение на грубом объекте, на тонком двойнике и слияние с ним.  

• Пример практики шаматхи: сосредоточение на изображении Будды.  

Самапатти

• Самапатти — это переживания, достигнутые в результате практики сосредоточения.  

• Переживания могут быть разными и зависят от личного темперамента.  

• Распространенное переживание — свет, но могут быть и другие, например, звуки.  

Переживания в практике сосредоточения

• Верующие в Бога часто думают, что это Бог говорит с ними, но в буддизме это звуки из ума.  

• Во время практики люди могут воспринимать запахи, что указывает на очищение ума.  

• Переживания могут включать видения пейзажей, геометрических фигур, мандалы и других образов.  

• Возможны изменения веса, жара и холода, которые могут восприниматься другими.  

Развитие тонких чувств и способностей

• Некоторые практики могут развить тонкие чувства, такие как понимание мыслей других людей.  

• Некоторые люди достигают Нирваны без развития особых способностей.  

Переживания самапатти

• Самапатти включает ощущения радости, блаженства, экстаза и ясновидения.  

• Возможны вспышки прозрения, когда человек внезапно понимает истину учения.  

Состояние самадхи

• Самадхи — это состояние устойчивого пребывания в Высшей Реальности.  

• Отрицательное описание самадхи включает отсутствие трех пагубных склонностей: камасравы, бхавасравы и авидьяасравы.  

• Положительные описания включают три аспекта самадхи: без образа, без направления и пустоты.  

Аспекты самадхи

• Самадхи без образа — свобода от мыслей и осмысления.  

• Самадхи без направления — отсутствие предпочтений и тенденций.  

• Самадхи пустоты — полное постижение истинной природы бытия.  

Связь самадхи и праджни в дзэн-буддизме

• Хуэйнен утверждает, что самадхи и праджня — одно и то же.  

• Самадхи в дзэн-буддизме означает устойчивое пребывание в просветленном состоянии.  

Истинное самадхи и его отличие от сосредоточения

• Хуэйнен утверждает, что самадхи не означает просто сосредоточение ума.  

• Истинное самадхи равнозначно праджне и остается неизменным при любых обстоятельствах.  

• В дзэнских монастырях изучают все три стадии самадхи: шаматху, самапатти и высшее самадхи.  

Благородный Восьмеричный Путь как процесс роста

• Цель Благородного Восьмеричного Пути — полное преображение бытия.  

• Духовный путь — это совокупный процесс роста и расширения, а не просто переход от одной стадии к другой.  

• Совершенное видение воздействует на эмоции, речь и действия, преображая все аспекты существа.  

Мирской и трансцендентный путь

• Мирской путь практикуется сознательно и умышленно, как дисциплина.  

• Трансцендентный путь — это естественное выражение внутреннего постижения, когда путь становится путем преображения.  

Различие между трансцендентным и мирским

• В третьем и четвертом этапах Восьмеричного Пути легко различить трансцендентное и мирское.  

• В первом этапе труднее отличить трансцендентное от мирского.  

Примеры совершенного видения

• Примеры совершенного видения, приведенные в главе, являются примерами совершенного видения, а не мирского аспекта.  

• Путаница возникает из-за использования одинаковых терминов для описания трансцендентных и мирских переживаний.  

Развитие совершенного видения

• Совершенное видение как первая стадия Восьмеричного Пути не является полным.  

• Полное совершенное видение возникает после завершения семи оставшихся этапов.  

Связь между путями

• Правильное сосредоточение служит основой для развития совершенного видения.  

• Совершенное видение делает истины предметом внутреннего постижения.  

Практические последствия

• Неспособность отличить трансцендентный путь от мирского приводит к бессмысленной практике.  

• Большинство тхеравадинов не понимают различия между двумя путями.  

Традиции и воззрения

• В Хинаяне мудрость заключается в способности видеть дхармы.  

• В Махаяне мудрость заключается в сведении дхарм к шуньяте.  

• В палийских рукописях Тхеравады можно обнаружить зачатки махаянского воззрения.