Содержание книги «Благородный Восьмеричный Путь Будды»
Благородный Восьмеричный Путь Будды
• Книга Сангхаракшиты, написанная в 1990 году
• Второе издание опубликовано в 2012 году
• Перевод с английского выполнен Михаилом Андреевым
Об авторе
• Сангхаракшита (Деннис Лингвуд) родился в 1925 году в Лондоне
• Стал буддийским монахом в Индии во время Второй мировой войны
• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году
• В последние годы сосредоточился на писательской деятельности
Введение
• Автор делится своими впечатлениями от книги
• Лекции Сангхаракшиты показали ему, что его представление о буддизме было односторонним
• Сангхаракшита подчеркнул важность преображения, а не просто видения
Проблемы духовного роста
• Автор считает, что многие люди сталкиваются с трудностями в духовном росте
• Непонимание природы человеческих существ и духовного роста приводит к неудовлетворенности
• Противоречие между сознательными взглядами и глубинными желаниями мешает прогрессу
Выход из тупика
• Учения Сангхаракшиты предлагают органичный рост, стимулирующий духовное видение и преображение всех аспектов существа
• Цель буддийского пути — не просто прозрение, а глубинное изменение существа
Глубина смысла учения
• Сангхаракшита раскрывает глубину смысла учения о Благородном Восьмеричном Пути
• Учение затрагивает множество традиционных буддийских представлений, таких как Четыре Благородные Истины и другие
Перечни в буддизме
• Перечни в буддизме могут быть как традиционными, так и новыми.
• Сангхаракшита оживляет перечни, делая их актуальными для современного общества.
Традиционные и новые идеи
• В книге Сангхаракшиты присутствуют как традиционные, так и новые идеи.
• Некоторые идеи, такие как принцип высшей эволюции, являются его собственными.
Радикальность учений Сангхаракшиты
• Учения Сангхаракшиты радикальны, но в хорошем смысле.
• Они исходят из корней буддизма и адаптированы к современным условиям.
Труд и заработок в буддизме
• Сангхаракшита критикует протестантскую трудовую этику.
• В Триратне буддисты могут зарабатывать на жизнь, превращая работу в духовную практику.
Совместная работа как духовная практика
• Совместная работа в Триратне рассматривается как духовная практика.
• Работа помогает осознать свои слабости и силы, а также способствует личному росту.
Опыт и изменения
• Лекции Сангхаракшиты обогатились опытом последних десятилетий.
• Изменившиеся обстоятельства требуют адаптации и смещения акцентов.
Значение Благородного Восьмеричного Пути
• Благородный Восьмеричный Путь - четвертая из Четырех Благородных Истин.
• Он описывает путь к Просветлению и Нирване.
• Упоминание о Благородном Восьмеричном Пути встречается во всех буддийских традициях.
Значение слова "арья"
• "арья" означает "благородный" и "святой"
• В Германии существовали две группы, спорившие о значении слова
Благородный Восьмеричный Путь Будды
• Путь состоит из восьми шагов, но они следуют одновременно
• Первый шаг - самьяг-дришти, что означает "совершенное видение"
Путь видения и путь преображения
• Путь видения соответствует первому шагу - совершенному видению
• Путь преображения включает семь остальных шагов
Причины возникновения совершенного видения
• Личная трагедия, мистическое переживание, медитация, бескорыстная помощь другим
• Может возникнуть из полноты жизненного опыта
Важность сохранения совершенного видения
• Важно не потерять и не забыть о переживании
• Углублять и развивать его, чтобы оно наполнило всю жизнь
Духовное развитие и Благородный Восьмеричный Путь
• Духовное развитие означает достижение совершенного видения и преображение существа.
• Благородный Восьмеричный Путь ведет к этому видению и преображению.
Природа бытия и совершенное видение
• Совершенное видение не связано с изучением буддийской философии.
• Это непосредственное духовное переживание, которое можно выразить интеллектуально.
• Видение природы бытия не сводится к философским системам.
Три образа природы бытия
• Колесо жизни символизирует обусловленное бытие и его страдания.
• Будда и мандала пяти будд представляют собой необусловленное бытие и просветление.
• Путь связывает колесо жизни и Будду, показывая путь к просветлению.
Четыре Благородные Истины
• Истина о страдании, его причине и прекращении.
• Истина о пути к прекращению страдания.
• Эти истины соответствуют образам колеса жизни, Будды и пути.
Три признака обусловленного бытия
• Обусловленное бытие характеризуется страданием, непостоянством и отсутствием истинного "я".
• Страдание включает реальное, потенциальное и метафизическое виды.
• Истинное удовлетворение можно найти только в необусловленном бытии.
Обусловленное бытие непостоянно
• Все обусловленное непостоянно и преходяще
• Нет устойчивости и надежности в мирской жизни
• Важно видеть непостоянство и преходящесть вещей
Обусловленное бытие лишено истинного "я"
• В обусловленном бытии невозможно найти истинное "я"
• Мысли и чувства не являются настоящими
• Истинное "я" возможно только на уровне необусловленной реальности
Карма и перерождение
• Будды видели процесс кармы и перерождений
• Карма определяет счастье или страдание в этой жизни
• Перерождение зависит от прошлых действий
Четыре шуньяты
• Санскрита шуньята: пустота обусловленного
• Асанскрита шуньята: пустота необусловленного
• Махашуньята: великая пустота, стирающая различия
• Шуньята шуньяты: пустота пустоты, молчание
Практическое применение учения
• Изучение теории важно, но недостаточно
• Необходимо практиковать учение, чтобы достичь духовного прозрения
• Путешествие к вершине горы: изучение карты и начало пути
Восхождение к вершине
• Первое появление вершины вдохновляет и ободряет.
• Вершина постоянно в поле зрения, что помогает продолжать путь.
• Восхождение соответствует прохождению остальных стадий Благородного Восьмеричного Пути.
Разум и чувства в духовной жизни
• Вторая стадия Благородного Восьмеричного Пути касается отношения разума и чувств.
• Понимание учения легко, но применение на практике сложно.
• Пример с китайским императором и апостолом Павлом показывает разницу между пониманием и практикой.
Эмоции и чувства в духовной жизни
• Понимание истины рассудком не всегда приводит к её практическому осуществлению.
• Эмоции и чувства сильнее рассудка и играют важную роль в духовной жизни.
• Необходимо найти эмоциональные эквиваленты интеллектуального понимания.
Самьяк-самкальпа - совершенные эмоции
• Самьяк-самкальпа означает "целостные эмоции и чувства".
• Это первая стадия пути преображения, представляющая собой преображение эмоциональных реакций.
• Совершенные эмоции являются связующим звеном между совершенным видением и последующими стадиями пути.
Значение эмоций в духовной жизни
• Духовная жизнь невозможна без участия сердца и эмоций.
• Привнесение эмоций в духовную жизнь не должно быть негативным.
• Речь идет о преображенных эмоциях, связанных с истинным пониманием.
Молодежь и закат цивилизации
• Молодежь предрекает закат цивилизации, но это не связано с совершенными эмоциями.
• Эмоции молодежи основаны на предрассудках и религиозных обоснованиях.
Ошибки в понимании религии
• Религиозные эмоции, такие как инквизиция и крестовые походы, не являются совершенными.
• В них нет элемента совершенного видения.
Преобразование эмоций
• Интеллектуальные убеждения не могут преобразить эмоции.
• Полное преображение возможно только через духовное прозрение.
Совершенные эмоции
• Совершенные эмоции включают позитивный и негативный аспекты.
• Негативный аспект: отсутствие вожделения, злобы и жестокости.
Отсутствие вожделения (найшкрамья)
• Найшкрамья означает отречение от мирских желаний.
• Это результат видения истинной природы бытия.
• Важно задавать себе вопрос: "От чего я отрекся с тех пор, как стал интересоваться буддизмом?"
Отсутствие злобы (авьяпада)
• Авьяпада связана с вожделением и злобой.
• Злоба часто возникает из-за неисполненных желаний.
• Важно задавать себе вопрос: "Улучшился ли мой характер с тех пор, как я начал следовать буддизму?"
Отсутствие жестокости (авихимса)
• Авихимса означает отсутствие умышленного причинения страдания.
• Жестокость хуже злобы, так как подразумевает бессмысленное причинение боли.
• Важно объяснять детям, что другие живые существа страдают.
• Важно задавать себе вопрос: "Стал ли я менее жестоким после того, как стал следовать буддизму?"
Охота и вегетарианство
• Охота недопустима с буддийской точки зрения из-за жестокости.
• Вегетарианство может быть выбором искреннего буддиста.
Позитивный аспект совершенных эмоций
• Включает благие чувства: даяние, любовь, сострадание, сорадость, спокойствие, доверие.
• Эти чувства образуют брахма-вихары, возвышенные состояния.
Даяние (дана)
• Главная буддийская добродетель.
• Включает даяние материальных вещей, времени, знаний, бесстрашия, тела и жизни.
• В буддийских странах даяние пронизывает все аспекты жизни.
Любовь (майтри)
• Любовь к близким друзьям, распространяемая на всех живых существ.
• В буддизме есть практики для развития майтри.
Сострадание (каруна)
• Любовь превращается в сострадание при виде страдания.
• Сострадание характерно для будд и бодхисаттв.
• Авалокитешвара олицетворяет сострадание, его образ символизирует бесконечное желание помочь.
Сострадание в буддизме
• Сострадание в буддизме Махаяны ставится чрезвычайно высоко.
• Будда говорит, что для достижения Просветления достаточно освоить только сострадание.
• Сострадание к мукам других существ приводит к Просветлению.
Легенда о молодом человеке и старом монахе
• Молодой человек, растративший состояние, решает стать монахом.
• Настоятель предлагает ему сыграть в шахматы с монахом, проигравшему отрубят голову.
• Молодой человек из сострадания намеренно проигрывает, чтобы спасти монаха.
• Настоятель принимает его, видя в нем будущего бодхисатву.
Мудита, или сорадость
• Мудита — радость при виде счастья других.
• Тайная радость по поводу чужих неудач можно искоренить через осознанность и благие усилия.
• Радость — типично буддийское чувство, ассоциирующееся с религией.
Упекса, или спокойствие
• Упекса — безмятежность или покой.
• Покой в буддизме — положительное состояние, близкое к блаженству.
• Упекса — важный аспект совершенных эмоций.
Шраддха, или вера и преданность
• Шраддха — вера и преданность, направленные на три драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.
• Будда олицетворяется изображением, Дхарма — священными текстами, Сангха — монахами.
• К этим символам относятся с великим уважением.
Семичленная пуджа
• Практика для развития веры и преданности.
• Состоит из семи частей, представляющих последовательность набожных настроений и поз.
Первая стадия Семичленной Пуджи
• Подношение даров: цветы, свет, благовония, вода, пища, музыка
• Эти подношения символизируют приветствие Будды как гостя
Вторая стадия Семичленной Пуджи
• Вандана: поклонение телом, выражение уважения и благоговения
• Различные виды поклонения: соединение ладоней, простирание на полу
Третья стадия Семичленной Пуджи
• Обращение к Прибежищу: вверение себя Будде, Дхарме и Сангхе
• Формальное принятие Прибежища через повторение текста и шил
Четвертая стадия Семичленной Пуджи
• Раскаяние в ошибках: освобождение от чувства вины
• Психологический смысл раскаяния, важность освобождения от вины
Пятая стадия Семичленной Пуджи
• Сорадование бдагу: вдохновение добродетелями других людей
• Примеры вдохновляющих личностей и их добродетели
Шестая стадия Семичленной Пуджи
• Мольба: готовность ученика получить учение
• Легенда о Будде и Брахме Сахампати, важность желания ученика
Седьмая стадия Семичленной Пуджи
• Посвящение заслуг и самоотречение: желание разделить заслуги с другими
• Развитие чувства, что все существа выполняют практику вместе с вами
• Обет Бодхисаттвы: стремление к Просветлению для всех живых существ
Значение духовной общины
• Положительные эмоции легче развивать в группе
• Духовная община помогает преобразовать эмоциональную природу
• Важность развития положительных эмоций в сообществе
Духовная община и её функции
• Духовная община существует для развития и преображения эмоций.
• Если община не выполняет этих функций, лучше её не иметь.
Благородный Восьмеричный Путь Будды
• Совершенное видение — это духовное переживание, а не просто интеллектуальное понимание.
• Видение должно проникнуть во все сферы жизни и изменить её на всех уровнях.
• Просветление наступает, когда жизнь меняется в соответствии с совершенным видением.
Совершенная речь
• Совершенная речь — это третий аспект Благородного Восьмеричного Пути Будды.
• Речь важна и должна подчиняться духовной жизни.
• В буддизме речь, тело и ум составляют равнозначную триаду.
Значение речи в культуре и духовности
• Речь отличает человека от животных и играет ключевую роль в культуре и знаниях.
• В Ваджраяне речь связана с горловым центром, символизирующим выражение мыслей и чувств.
Качества совершенной речи
• Совершенная речь характеризуется правдивостью, дружелюбием, полезностью и способностью приводить к согласию.
• Эти качества представляют четыре уровня речи, каждый из которых глубже предыдущего.
Уровень правдивости
• Правдивость включает в себя не только фактическую точность, но и честность, откровенность.
• Важно говорить то, что действительно думаешь и чувствуешь.
• Большинство людей не знают, о чем думают, и не могут говорить правду в полном смысле.
• Говорить правду — значит быть самим собой и выражать свои истинные мысли и чувства.
Уровень дружелюбия
• Совершенная речь должна быть не только правдивой, но и дружелюбной, полной любви.
• Дружелюбие означает осознание другого человека и умение говорить с ним.
• Часто мы не смотрим на собеседника и не осознаем его существование.
• Любовь в общении означает осознание другого человека, а не эмоциональную реакцию на него.
• Мы часто общаемся с проекциями собственного ума, а не с реальными людьми.
Незнание друг друга
• Люди часто не знают друг друга, несмотря на длительное совместное проживание.
• Они приписывают друг другу свои эмоциональные реакции, а не истинные качества.
• Это приводит к недоразумениям и конфликтам в отношениях.
Необходимость осознанности
• Осознание и любовь помогают понять истинные потребности других людей.
• Это позволяет говорить правду и помогать, а не проецировать свои желания.
Уровень полезности
• Речь должна способствовать духовному росту собеседника.
• Важно иметь позитивный настрой и восприимчивость.
• Конструктивная критика, основанная на положительных эмоциях, полезна.
Уровень согласия, гармонии и единства
• Речь должна вести к взаимной помощи и самопреодолению.
• Это достигается через взаимную правдивость и осознание нужд друг друга.
• Взаимное самопреодоление ведет к гармонии и единству.
Молчание как высшая форма общения
• Молчание — это высшая форма общения, когда ум передает себя без слов и знаков.
• Это прямое воздействие духа на дух, без посредников.
• Пример: Раману Махариши, который долгое время не произносил ни слова.
Молчание как энергия
• Молчание обладает удивительной энергией, которая успокаивает и утешает.
• Настоящее молчание редко встречается в современной жизни.
• Речь часто предшествует мысли, что делает молчание исключением.
Совершенная речь
• Совершенная речь — это идеал общения, правдивый, дружелюбный и полезный.
• Она способствует согласию, гармонии и единству.
Совершенное действие
• Совершенное действие — это проникновение совершенного видения в деятельность.
• Вопрос о совершенном действии подводит к сущности этики.
Падение нравов
• Падение нравов связано с упадком религии и традиционных моральных устоев.
• Многие люди считают, что если им хорошо, то это правильно.
Иудейско-христианская этика
• Западная этика имеет иудейско-христианские корни.
• Нравственность рассматривается как закон Божий, навязанный человеку.
• Христианская этика также основана на принципе принудительного действия.
Традиционная этика
• Большинство людей в Великобритании понимают мораль как обязанность, возложенную извне.
• Это приводит к тому, что люди делают не то, что хотят, а то, чего не хотят.
Буддийский критерий этики
• В буддийской традиции нравственность определяется состоянием ума, а не теологией.
• Действия делятся на искусные и неискусные, где искусные свободны от страстных желаний и ненависти.
• Нравственность зависит от интеллекта и интуитивного проникновения.
Модели нравственного поведения
• Шилы (наставления) Будды не являются сводом правил, а скорее образцами поведения.
• Соблюдение шил помогает достичь состояния ума, выраженного в этих наставлениях.
• Примеры шил: воздержание от причинения вреда живым существам и практика любви и дружелюбия.
Пять шил и пять дхарм
• Пять шил носят негативный характер, но имеют позитивные соответствия.
• Пять дхарм (этических принципов) дополняют негативные наставления.
• Воздержание от причинения вреда живым существам соответствует практике любви и дружелюбия.
Выражение любви через действия
• Любовь должна проявляться в действиях, а не только в мыслях.
• Пример: муж не дарит жене цветы, несмотря на долгие годы брака.
• Окружающие не обязаны принимать любовь как должное, она должна быть видна в поступках.
Воздержание от взятия и щедрость
• Воздержание от взятия того, что не отдано по доброй воле, включает честность и щедрость.
• Щедрость включает не только чувства, но и акт дарения.
Воздержание от причинения вреда в сексуальной сфере и удовлетворенность
• Воздержание от причинения вреда включает изнасилование, похищение и прелюбодеяние.
• Удовлетворенность означает позитивное состояние свободы от использования секса для невротических потребностей.
Воздержание от лживой речи и правдивость
• Лживая речь коренится в привязанности, ненависти и страхе.
• Правдивость включает искренность и честность.
Воздержание от спиртного и наркотиков и осознанность
• Воздержание от спиртного и наркотиков может означать как полное воздержание, так и умеренность.
• Осознанность является критерием для выбора между питьем и воздержанием.
Бхикшу самвара-шила и бодхисатва самвара-шила
• Бхикшу самвара-шила включает 150 наставлений для монахов, стремящихся к Нирване.
• Бодхисатва самвара-шила включает 64 наставления для бодхисатв, стремящихся к Просветлению на благо всех существ.
Целостное действие
• Совершенное действие должно быть целостным, в котором участвует все "я" человека.
• Даже правильное действие может быть несовершенным, если не целостно.
• Просветленный ум может действовать с полной отдачей, как Будда Амогхасидхи.
Совершенное действие и Просветление
• В моменты действия мы можем полностью выразить себя.
• Удовлетворение и покой, которые мы испытываем, невозможно получить иначе.
• Стремление к состоянию будды или Просветления помогает понять принципы этики.
Сны наяву и их значение
• Сны наяву возникают из-за скучной повседневной жизни.
• Грезы о лучшем мире могут быть предвестниками будущего.
• Великие мечтатели прошлого, такие как Платон и Герберт Уэлс, создавали образы идеального общества.
Буддийские грезы об идеальном обществе
• Буддизм предлагает образ Сукхавати, чистой земли без страданий и конфликтов.
• В Сукхавати нет деления на мужское и женское, и не нужно работать.
• Буддизм стремится создать идеальное общество здесь и сейчас.
Совершенный способ зарабатывания средств к существованию
• Пятый этап Благородного Восьмеричного Пути Будды связан с изменением коллективного бытия.
• Буддизм призывает к преобразованию общества для достижения идеала.
• В буддизме есть социальные, политические и экономические учения.
Социальные учения Будды
• Будда не одобрял кастовую систему, считая, что положение человека должно определяться достоинствами.
• В политической сфере буддизм выдвигает идеал дхармараджи, царя, руководствующегося этическими и духовными принципами.
Пример дхармараджи
• Царь Ашока из династии Маурьев был примером дхармараджи.
• Он расширил царство Магадху и стал буддистом, покорив множество государств.
Ашока и его обращение
• Ашока осознал ужас страданий, причиняемых войнами, и отказался от захватнических планов.
• Он стал называться Дхармашока, или Ашока Справедливый, и провозгласил служение людям главной целью своего правления.
• Ашока поддерживал буддизм и направлял миссионеров в разные страны.
Экономический аспект коллективного бытия
• Буддизм учит совершенному способу зарабатывания средств к существованию.
• Экономический аспект важен, так как каждый человек должен трудиться.
• Будда включил этот аспект в Благородный Восьмеричный Путь, так как считал его более существенным, чем социальный и политический аспекты.
Влияние работы на ум и тело
• Работа оказывает сильное влияние на ум и тело человека.
• Ум может быть изуродован, как в случае с Дорианом Греем.
• Примеры: биржевой брокер, букмекер на скачках, работник скотобойни.
Психические нарушения на скотобойне
• Исследования показали, что у двух третей работников скотобойни серьезные психические нарушения.
• Работники часто не выдерживали больше двух лет из-за серьезных психических проблем.
Важность правильного способа зарабатывания средств
• Зарабатывание средств к существованию влияет на духовное развитие.
• Примеры из скотобойни показывают, что неправильный способ заработка мешает духовному росту.
Буддизм и правильный способ заработка
• На Западе буддисты осознали важность правильного способа заработка.
• Некоторые буддисты меняют работу из-за её несовместимости с буддийскими принципами.
Запрещенные профессии по Будде
• Торговля живыми существами, приготовление ядов, продажа спиртных напитков и наркотиков.
• Изготовление оружия и его продажа.
• Гадание, астрология и колдовство.
• Актерское ремесло, усиливающее алчность и ненависть.
Современные условия и пересмотр принципов
• Современная жизнь требует пересмотра принципов правильного способа заработка.
• Профессии делятся на четыре группы: неправильные, увеличивающие алчность, которые можно улучшить, и не требующие чрезмерного умственного напряжения.
Призвание и его значение
• Призвание — лучший способ заработка, связанный с важными жизненными целями.
• Творческие профессии могут стать призванием, если не превращаются в коммерцию.
Продолжительность и её влияние
• Люди проводят большую часть времени на работе, что важно для духовного развития.
Средства к существованию и буддизм
• Автор считает, что добыванию средств следует уделять как можно меньше времени.
• Он обращается к молодежи, призывая их зарабатывать столько, чтобы хватало на скромную жизнь, а остальное время посвящать буддизму.
• Возможны два способа: неполная занятость или работа шесть месяцев в году с последующим отпуском для занятий буддизмом.
Буддийский Орден "Триратна"
• Орден "Триратна" стремится создать промежуточную категорию людей между мирянами и полностью посвященными буддизму.
• Такие люди будут служить мостом между миром и духовными измерениями.
Совершенный способ зарабатывания средств
• Совершенный способ зарабатывания средств к существованию требует преображения общества.
• Это включает экономический, социальный и политический аспекты.
• Буддийский орден "Триратна" олицетворяет идеальное общество в миниатюре.
Духовная община и сангха
• Сангха, или духовная община, основана на этических и духовных принципах.
• Качество отношений между членами общины имеет чрезвычайное значение.
• Настоящее буддийское движение в странах Запада может возникнуть только из сообщества людей, объединенных духовной связью.
Совершенное усилие
• Шестой аспект Благородного Восьмеричного Пути - совершенное усилие.
• Духовная жизнь требует активной деятельности, умственной, духовной и эстетической.
• Буддизм предназначен для активных людей, готовых к самостоятельным усилиям.
• Буддизм не для пожилых дам, а для энергичных и молодых людей.
Общее совершенное усилие
• Усилие необходимо на всех этапах пути
• Включает в себя четыре старания: предупреждение, устранение, развитие и сохранение
Четыре старания
• Предупреждение: предотвращение возникновения неискусных мыслей
• Устранение: искоренение уже существующих неискусных состояний ума
• Развитие: создание искусных состояний ума
• Сохранение: поддержание уже существующих искусных состояний ума
Психологический характер усилия
• Усилие носит психологический характер
• Включает непрестанную работу над собой и своим умом
Трудности и инерция
• Энтузиазм легко улетучивается из-за внутренних сил инерции
• Примеры: необходимость вставать рано утром для медитации
Честность и самопонимание
• Важно узнать себя, чтобы приступить к четырем стараниям
• Честность по отношению к себе необходима для практики
Предупреждение неискусных состояний ума
• Неискусные состояния ума возникают из страстного желания, ненависти и заблуждения
• Чувства являются непосредственным источником неискусных мыслей
• Бдительность и осознанность помогают предотвратить проникновение неискусных мыслей
Устранение неискусных состояний ума
• Устранение включает в себя борьбу с пятью помехами: жаждой материальных вещей, ненавистью, беспокойством и тревогой, апатичностью и вялостью, сомнением и нерешительностью
• Важно быть честным с собой и понимать свои истинные состояния ума
Современное западное общество и его проблемы
• Общество характеризуется беспокойством, тревогой и спешкой.
• Люди не создают впечатления покоя, что мешает медитации.
Помехи в буддизме
• Беспокойство, озабоченность, тревога и спешка.
• Апатичность и вялость, которые часто являются реакцией на беспокойство.
• Сомнение и нерешительность, неспособность принять решения.
Сравнение ума с водой
• Ум, как вода, может быть загрязнен пятью помехами.
• Ум, исполненный страстного желания, сравнивают с водой, смешанной с красками.
• Ум, одержимый ненавистью, сравнивают с кипящей водой.
• Ум, обуреваемый беспокойством и тревогой, сравнивают с взволнованной водой.
• Ум, объятый апатичностью и вялостью, сравнивают с заросшим водорослями прудом.
• Ум, находящийся под влиянием сомнения и нерешительности, сравнивают с водой, загрязненной черным зловонным илом.
Методы устранения помех
• Размышление о последствиях неискусного состояния ума.
• Развитие противоположности, например, любви к ненависти.
• Давать неискусным мыслям уйти, не уделяя им особого внимания.
• Подавление неискусных мыслей усилием воли.
Развитие искусных состояний ума
• Развитие более высоких состояний сознания и бытия через медитацию.
• Медитация в контексте духовной жизни, называемая бхаваной.
• Цель медитации - преображение сознания и достижение дхьян.
Дхьяны и их описание
• Первая дхьяна сравнивается с мыльным порошком, смешанным с водой.
• Все психологическое бытие насыщается высшим сознанием.
• Будда часто выражал свое учение в поэтических и художественных образах.
Сравнение дхьян
• Вторая дхьяна: озеро, полное воды, символизирует вдохновение.
• Третья дхьяна: лотос, растущий в воде, символизирует присутствие в высшем состоянии сознания.
• Четвертая дхьяна: человек в белой простыне, символизирует защиту от внешнего мира.
Сферы без форм
• Бесконечное пространство: расширение ума за его границы.
• Бесконечное сознание: осознание бесконечности ума.
• Отсутствие "невещности": неразличимость вещей.
• Отсутствие восприятия и не-восприятия: преодоление двойственности.
Медитация и усилие
• Медитация с усилием: сознательное усилие для достижения высших состояний сознания.
• Сохранение искусных состояний ума: необходимость регулярной практики для поддержания достигнутого.
Совершенное усилие и эволюция
• Духовная жизнь как высшая эволюция: процесс достижения новых уровней бытия.
• Эволюция: процесс становления и достижения новых уровней организации.
• Соотношение низшей и высшей эволюции: низшая эволюция как предмет науки, высшая эволюция как область религии.
Диаграмма эволюции
• Точка 2: возникновение самосознания.
• Точка 3: начало трансцендентного сознания.
• Точка ∞: Нирвана, Просветление, состояние Будды.
• Отрезок А: инфра-человеческая стадия.
• Отрезок Б: человеческая стадия.
• Отрезок В: ультра-человеческая стадия.
• Отрезок Г: транс-человеческая стадия.
Эволюция и её стадии
• Эволюция проходит через стадии от простейших форм жизни до сверхчеловеческой стадии.
• На стадии В находятся искусство, наука, культура и низшие виды религии.
• На стадии Г находится сверхчеловеческая или транс-человеческая стадия.
Совершенное усилие и сознательная эволюция
• Совершенное усилие — шестой член Благородного Восьмеричного Пути.
• Восьмеричный Путь соответствует отрезкам С и D эволюции.
• Высшая эволюция — индивидуальное явление, требующее самосознания и усилия.
Уровни осознанности
• Высшая эволюция происходит в осознанности, что приводит к прогрессу в осознанности.
• Уровни осознанности составляют седьмую часть Благородного Восьмеричного Пути.
• Пример невнимательности в повседневной жизни показывает, как легко мы отвлекаемся и забываем о важных делах.
Причины невнимательности
• Невнимательность связана с забывчивостью и слабой сосредоточенностью.
• Слабая сосредоточенность объясняется отсутствием неизменной цели.
• Отсутствие неизменной цели приводит к отсутствию истинной индивидуальности и эволюции.
Уровни осознанности
• Осознание вещей: восприятие материальных предметов и окружающего мира.
• Осознание себя: осознание своих мыслей, чувств и действий.
• Осознание других: понимание и взаимодействие с другими людьми.
• Осознание высшей реальности: понимание абсолютной истины и смысла жизни.
Осознание окружающего мира
• Мы редко осознаем свое окружение из-за нехватки времени.
• Мы видим вещи сквозь призму своей личности и ограничений.
• Необходимо научиться смотреть на вещи ради них самих.
Осознание самого себя
• Осознание тела включает осознание движений, положения рук и ног.
• Осознание эмоций и чувств помогает контролировать негативные состояния.
• Осознание мыслей помогает уменьшить поток мыслей и достичь безмолвия ума.
Примеры осознанности
• Японская чайная церемония демонстрирует осознанность в повседневных делах.
• Бизнес-ланч показывает, что одновременное выполнение нескольких дел несовместимо с осознанностью.
• Осознанность помогает делать все более медленно и обдуманно, что позволяет достичь большего.
Осознание себя
• Осознание тела, эмоций и мыслей необходимо практиковать постоянно.
• Осознанность изменяет и преображает характер.
Осознание людей
• Осознание людей как личностей требует взгляда на них.
• Упражнения по совершенствованию навыков общения включают "просто смотреть".
• Даршан в Индии — это осознание духовного учителя как духовной личности.
Осознание Высшей Реальности
• Осознание Высшей Реальности — это непосредственное созерцание.
• Практика памятования о Будде включает осознание его личности и духовных качеств.
• Осознание шуньяты требует предварительного опыта медитации.
Совершенное Самадхи
• Последняя стадия пути — самьяк-самадхи, или совершенное самадхи.
• Чем выше стадия духовного развития, тем меньше можно о ней сказать.
Нирвана и Просветление
• Будда редко говорил о Нирване и Просветлении.
• В духовной жизни чем меньше говорят о предмете, тем он важнее.
Благородный Восьмеричный Путь
• Можно много говорить о других стадиях пути, но о совершенном самадхи меньше.
• Совершенное самадхи — это кульминация всего пути преображения.
Различие между самадхи и шаматхой
• Самадхи может означать сосредоточенность ума или устойчивое пребывание в Просветлении.
• Шаматха — это сосредоточение ума, состояние глубокого покоя и умиротворенности.
Шаматха и её уровни
• Шаматха делится на три степени: сосредоточение на грубом объекте, на тонком двойнике и слияние с ним.
• Пример практики шаматхи: сосредоточение на изображении Будды.
Самапатти
• Самапатти — это переживания, достигнутые в результате практики сосредоточения.
• Переживания могут быть разными и зависят от личного темперамента.
• Распространенное переживание — свет, но могут быть и другие, например, звуки.
Переживания в практике сосредоточения
• Верующие в Бога часто думают, что это Бог говорит с ними, но в буддизме это звуки из ума.
• Во время практики люди могут воспринимать запахи, что указывает на очищение ума.
• Переживания могут включать видения пейзажей, геометрических фигур, мандалы и других образов.
• Возможны изменения веса, жара и холода, которые могут восприниматься другими.
Развитие тонких чувств и способностей
• Некоторые практики могут развить тонкие чувства, такие как понимание мыслей других людей.
• Некоторые люди достигают Нирваны без развития особых способностей.
Переживания самапатти
• Самапатти включает ощущения радости, блаженства, экстаза и ясновидения.
• Возможны вспышки прозрения, когда человек внезапно понимает истину учения.
Состояние самадхи
• Самадхи — это состояние устойчивого пребывания в Высшей Реальности.
• Отрицательное описание самадхи включает отсутствие трех пагубных склонностей: камасравы, бхавасравы и авидьяасравы.
• Положительные описания включают три аспекта самадхи: без образа, без направления и пустоты.
Аспекты самадхи
• Самадхи без образа — свобода от мыслей и осмысления.
• Самадхи без направления — отсутствие предпочтений и тенденций.
• Самадхи пустоты — полное постижение истинной природы бытия.
Связь самадхи и праджни в дзэн-буддизме
• Хуэйнен утверждает, что самадхи и праджня — одно и то же.
• Самадхи в дзэн-буддизме означает устойчивое пребывание в просветленном состоянии.
Истинное самадхи и его отличие от сосредоточения
• Хуэйнен утверждает, что самадхи не означает просто сосредоточение ума.
• Истинное самадхи равнозначно праджне и остается неизменным при любых обстоятельствах.
• В дзэнских монастырях изучают все три стадии самадхи: шаматху, самапатти и высшее самадхи.
Благородный Восьмеричный Путь как процесс роста
• Цель Благородного Восьмеричного Пути — полное преображение бытия.
• Духовный путь — это совокупный процесс роста и расширения, а не просто переход от одной стадии к другой.
• Совершенное видение воздействует на эмоции, речь и действия, преображая все аспекты существа.
Мирской и трансцендентный путь
• Мирской путь практикуется сознательно и умышленно, как дисциплина.
• Трансцендентный путь — это естественное выражение внутреннего постижения, когда путь становится путем преображения.
Различие между трансцендентным и мирским
• В третьем и четвертом этапах Восьмеричного Пути легко различить трансцендентное и мирское.
• В первом этапе труднее отличить трансцендентное от мирского.
Примеры совершенного видения
• Примеры совершенного видения, приведенные в главе, являются примерами совершенного видения, а не мирского аспекта.
• Путаница возникает из-за использования одинаковых терминов для описания трансцендентных и мирских переживаний.
Развитие совершенного видения
• Совершенное видение как первая стадия Восьмеричного Пути не является полным.
• Полное совершенное видение возникает после завершения семи оставшихся этапов.
Связь между путями
• Правильное сосредоточение служит основой для развития совершенного видения.
• Совершенное видение делает истины предметом внутреннего постижения.
Практические последствия
• Неспособность отличить трансцендентный путь от мирского приводит к бессмысленной практике.
• Большинство тхеравадинов не понимают различия между двумя путями.
Традиции и воззрения
• В Хинаяне мудрость заключается в способности видеть дхармы.
• В Махаяне мудрость заключается в сведении дхарм к шуньяте.
• В палийских рукописях Тхеравады можно обнаружить зачатки махаянского воззрения.
Благородный восьмеричный путь Будды
Природа бытия - совершенное видение
Разум и чувство в духовной жизни - совершенная эмоция
Идеал человеческого общения - совершенная речь
Принципы нравственности - совершенное действие
Идеальное общество - совершенный способ зарабатывать на жизнь
Cознательная эволюция человека - совершенное усилие
Уровни сознания - совершенная осознанность
Высшее сознание - совершенное Самадхи
Благородный восьмеричный путь как совокупный процесс
Урген Сангхаракшита