Четыре памятования
1. Эта драгоценная возможность
Здесь и сейчас у меня есть возможность сделать что-то в своей жизни.
Я здоров/а.
У меня есть энергия.
У меня есть возможность думать и чувствовать себя свободно.
У меня достаточно пищи и денег, чтобы удовлетворить мои нужды.
Я живу в стране, свободной от войн и многих других трудностей, с которыми встречаются люди.
Я не захвачен/а негативными состояниями ума, подобными безумству, страстным желаниям, ненависти или отчаянию.
Все это может измениться, но пока у меня есть эти преимущества, мои возможности огромны.
Я был/а настолько удачлив/а, что повстречался/ась с Дхармой.
Будда преподал ее.
Ее практиковали многие поколения.
Благодаря моим учителям она пришла в мою страну и в мою жизнь в том виде, в котором я могу ее понять и принять.
Я удачлив/а настолько, что встретил/а настоящую Сангху, члены которой одаривают меня руководством и дружбой.
Благодаря этим условиям Дхарма присутствует в моей жизни, и ее практика возможна для меня.
Использую ли я возможности, которые мне предлагаются?
Как много времени я трачу впустую!
Как часто моя жизнь проходит в неосознанности!
Как сильно мои привычки обуславливают меня!
Как глупо с моей стороны было бы не использовать эту возможность.
Поэтому да посвящу я себя практике так полно, как только могу.
2. Размышление о смерти
Однажды я умру.
Я не могу этого избежать. Смерть приходит ко всем, придет она и ко мне.
Все, кто жили в прошлом, состарились и умерли, и те, кто живут сейчас, старятся и также умрут.
Подумайте о миллионах людей, живших в прошлом. Где они сейчас?
Я замечаю, как старею. День за днем, год за годом мое тело становится старше, и я ясно это вижу.
Причины жизни непрочны и непостоянны, и когда они истощатся, придет моя смерть.
Мне придется встретиться со смертью лицом к лицу, встретить конец жизни.
Я подобен/на рыбе, попавшей в сеть.
Я подобен/на узнику, приговоренному к казни.
Я подобен/на животному на скотобойне.
В своих фантазиях я независим/а от истины смерти, которая одинакова для всех.
Но это омрачение, и смерть также придет ко мне, даже ко мне.
Время моей смерти неопределенно.
Даже если я доживу до старости, мне осталось лишь несколько десятилетий.
Но смерть может прийти в любое мгновение: через несколько лет, или несколько недель, или даже сегодня.
Есть много причин для смерти, кроме старости: болезнь, несчастный случай, стихийное бедствие или насилие.
Каждый день так умирают люди, и все они ожидали, что жизнь их продлится дольше.
Поэтому памятование о смерти – это присутствие, которое следует породить в уме.
Мои планы всегда будут временными, я не должен/на откладывать их и жить без сожалений и обязательств.
Все, кого я знаю, тоже умрут.
Одного за другим их унесет смерть.
Всех моих друзей, всю мою семью, всех, кого я знаю, всех, кого я люблю, всех, кто любит меня.
Через сто лет все они уйдут.
Чтобы встретиться со смертью лицом к лицу, мне нужна смелость, терпение, постижение и ясное сознание.
Я должен/на быть свободен от сожалений, а это значит, следует использовать свое время мудро.
Все, что будет иметь значение в момент смерти – духовная практика.
Будет иметь значение лишь то, чем я стал/а сам, качества моего ума и смысл достойной жизни – помог/ала ли я другим.
Поэтому я должен/на жить с осознанием неизбежности смерти и ее неотвратимости.
И я должен/на хорошо использовать время, практикуя Дхарму.
3. Карма
Куда бы я ни посмотрел/а во вселенной, я вижу вещи, возникающие и исчезающие в зависимости от условий.
От галактик и звезд до микроорганизмов – это истинно для всех.
Вещи не случайны – они имеют причины и следствия.
Это правда и по отношению к моей жизни.
То, чем я являюсь сейчас – результат многих влияний: моей семьи, культуры, образования и отношений с другими людьми.
Это также результат моего выбора, моих поступков, состояний ума и привычек.
Есть много вещей, которые я не могу изменить, и это я должен/на принять.
Но я могу изменить свое мышление, я могу влиять на свои чувства.
Медитация и практика Дхармы дают мне способы сделать это.
Я знаю, что искусные действия принесут мне счастье и удовлетворение и будут полезны для других.
Когда я был/а добр/а или щедр/а, я видел/а, что это приносило другим пользу, и я был/а счастлив/а.
Я знаю, что неискусные действия вредят другим и мне самому/ой.
Когда я недобр/а, я вижу боль, которую я причиняю.
Эти действия усиливают негативные состояния ума и делают меня несчастным, и я ощущаю раскаяние и сожаление.
Поэтому я должен/на взращивать позитивные состояния, практиковать искусные действия и избегать неискусных.
Это означает практиковать Дхарму, которая предлагает верный путь для создания позитивных условий.
Я посвящаю себя этому пути.
4. Изъяны сансары
Страдание – часть моей жизни.
Все, что я переживаю, имеет оттенок несовершенства.
Я не могу избежать неудовлетворенности.
Моя жизнь наполнена напряжениями, желаниями и борьбой.
То же справедливо и по отношению к другим.
Почти все, кого я знаю, ищут чего-то, чего не может им дать жизнь.
Я вижу это повсюду.
Жизнь людей полна различных страданий.
Есть болезни и физическая боль: это связано с телом.
Есть мучения и отчаяние ума, страх, безумие и многие другие страдания. Возможность таких переживаний связана с обладанием умом.
Я занят/а всем разнообразием этих переживаний.
Это человеческая жизнь, и эти вещи случаются со мной.
Когда я наблюдаю свои переживания, я вижу, что они постоянно изменяются.
Мое тело постоянно изменяется, многочисленные процессы никогда не останавливаются.
Мой ум – бесконечный поток мыслей, следующих одна за другой.
Подобно этому, меняются люди, ситуации, ничто не остается неизменным. Таков весь мир.
Нет ничего прочного, ничего окончательного, ни на что нельзя полностью положиться.
Наблюдайте настоящий момент, и вы поймете, что это правда.
Посмотрите вокруг, и вы увидите, что это справедливо во всем.
Я желаю, чтобы мир был материальным и познаваемым, но это не так.
Это причиняет мне страдание.
Это изъяны сансары.
Тщетно ожидать от мира, чтобы он сделал меня счастливым: такая надежда и есть источник моих страданий.
Я должен/на изменить то, как я смотрю на мир, и жить, обретя опору в реальности, а не в иллюзии.
Дхарма дает мне метод сделать это.
Она предлагает мне путь к освобождению из ловушки сансары.
Поэтому да посвящу я себя практике Дхармы.
Строфы размышления и вдохновения
Строфы вдохновения и
поэзия играют важную роль в буддийской традиции.
Сутра Сердца
Тибетской книги мертвых
Четыре памятования
Драгоценное человеческое тело
Мы будем дополнять этот раздел по мере выполнения новых переводов.