Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь

Многое из того, что уже было сказано о глубинном значении четырех предыдущих наставлений, в особенности последнего, может быть отнесено, с определенными оговорками, и к остальным трем наставлениям, касающимся речи. Поэтому мы не станем останавливаться на них также долго, как на Четвертом Наставлении. Я ограничусь всего несколькими замечаниями, возможно, не такими значительными в сравнении с фундаментальными вопросами, раскрытыми ранее, но, тем не менее, обладающими определенной практической ценностью.

 

Говоря о негативной форме Пятого Наставления, хотелось бы отметить, что необходимо воздерживаться не только от грубой речи в ее самой неприкрытой и очевидной форме, но и от увлечения вульгарным, неприличным и непристойным языком в любой его форме. Такой язык стал очень частым явлением в последнее десятилетие, в особенности использование ненормативной лексики, употребление которой считается признаком яркой мужественности, свободы от предрассудков и определенной артистичности, а не эмоциональной незрелости, извращенного воображения и скудности разговорного языка, чем на самом деле и является. Говоря о себе, могу с уверенностью сказать, что, за исключением двух-трех случаев, когда мне приходилось комментировать высказывания других людей, я ни разу в жизни не использовал грубых выражений. Еще в юном возрасте несколько бранных слов, услышанных мною в семейном кругу, сильно ранили меня и вызвали глубокое отвращение, а став чуть старше я осознал, что не смогу пользоваться таким языком. Уже тогда мне показалось, что грубый, непристойный и вульгарный язык является отражением глубоко негативного эмоционального состояния и буквально отравляет атмосферу.

 

Хотел бы уточнить, что частью такого языка я считаю также все те неприятные и агрессивные высказывания, которыми некоторые мужчины низводят женщин до самой низкой их сексуальной категории. Такие выражения являются формой Грубой речи, и всем буддистам следует максимально избегать их, равно как и других выражений, им подобных.

 

Настолько же, насколько Грубая речь отравляет атмосферу, Доброжелательная речь, позитивная форма воздержания от Грубой речи, наоборот очищает ее и наполняет энергией. Доброжелательная речь, подобно согревающим лучам восходящего солнца, расправляет листья и открывает цветочные бутоны. Люди часто не осознают, насколько мощный положительный эффект могут вызвать всего несколько дружеских слов. Доброжелательная речь или Добрая речь, как ее еще можно назвать, должна стать привычной для нас, не стоит придерживать ее для критических ситуаций, особых случаев или особых людей.

 

Одна из главных форм Доброжелательной речи – это то, что в буддизме называется «Сорадование благим заслугам», и я очень рад, что у нас в Триратне именно такое выражение позитивных эмоций становится все более и более популярным. Среди подчиненных форм Доброжелательной речи можно упомянуть утонченную речь, вежливую и даже изысканную речь. Их важность существенно меньше, но не настолько, чтобы пренебрегать ими. Будь то в пределах или вне Триратны, все они помогают создать позитивную атмосферу, в которой становится возможным образование духовного братства и развитие духовной жизни.

 

Пятое Наставление – янтарный столп. И хотя это не драгоценный камень и не металл, но его прозрачное органическое вещество поддается тщательной полировке. У янтаря глубокий, теплый, красновато-желтый, медовый цвет, как бы подсвеченный изнутри. Кроме того, при трении янтарь сильно электризуется, притягивая к себе другие предметы.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость