Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность

В палийских текстах часто встречается ситуация, где Будда перечисляет 32 вида легкомысленной, бесполезной, пустой и лишенной смысла речи, искушению пользоваться которой его последователи не должны поддаваться. И две с половиной тысячи лет спустя, благодаря радио, телевидению и прессе, таких видов можно насчитать, как минимум, тридцать две тысячи, и сейчас как никогда важно помнить о принципе, по которому этот список создается, то есть, о принципе воздержания от пустословия, а в позитивной форме – Осмысленности речи.

 

Речь может быть осмысленной, только если осмысленной является сама жизнь, а жизнь становится осмысленной, только при наличии четкой цели. Для буддиста такой целью является Просветление, а это означает, что для буддиста осмысленной речью будет являться разговор о Дхарме, поскольку Дхарма – путь к достижению Просветления. На самом деле, речь не столько о Дхарме, как способе достижения Просветления, сколько о «Дхарме» в качестве обобщения всех доктрин и методов, воззрений и ритуалов, которые помогают нам продвигаться к Трансцендентальному. Дхарма – это все, что помогает нам развиваться как личности, но без излишнего индивидуализма, поскольку истинное развитие личности состоит из двух видов действий – в отношении себя и других.

 

Таким образом, Осмысленная речь – это не просто формальные разговоры о Дхарме, и тем более не «набожные речи» (как иногда переводят палийский термин «дхамма-катха»), а беседы о средствах достижения Просветления или обо всем, что помогает нам в личностном развитии. Более того, Осмысленная речь сама по себе является одним из средств достижения Просветления, если она проявляется в виде углубленной беседы двух или более людей, посвятивших себя идеалу Просветления или обратившихся к Прибежищу.

 

Тот факт, что речь должна быть Осмысленной, вовсе не означает, что при каждом удобном случае нужно привносить в беседу тему буддизма, подобно одному из персонажей рассказа Честертона, который, о чем бы ни шел разговор, умудрялся свести его к рассуждениям о римско-католической церкви. Факт приверженности идеалу Просветления проявится естественным образом в ходе беседы, и речь станет Осмысленной без каких-либо дополнительных усилий. Однако это произойдет только при условии непрерывного осознания этой своей приверженности или цели своего существования вообще, также направления, в котором движется разговор, равно как и общей атмосферы вокруг него. Пустые разговоры могут начаться при любой встрече двух или трех человек, и если не оставаться постоянно настороже, чистое серебро Осмысленной речи очень быстро окислится под влиянием ядовитого дыхания одной или более форм речи Бессмысленной. 

 

Осмысленная речь – столп из серебра. Он серебряный не только потому, что может темнеть без периодической полировки осознанностью, но также и потому, что как и золото, серебро гибко и податливо, и способно принимать такое же множество форм, как и Дхарма. Также, подобно золоту, серебро является общепризнанным эквивалентом при обмене, в данном случае – обмене духовными ценностями в ходе искреннего общения.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость