Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

07.02.2017 15:49:15

Пожертвовать

Если вы желаете сделать пожертвование ...

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие

Понять Третье Наставление и особенно его позитивную форму – Спокойствие – гораздо легче, если рассматривать его с точки зрения традиционной буддийской космологии. Эта космология дает нам картину вселенной, состоящей из трех ярусов. Мирское существование делится на три горизонтальных уровня, среди которых второй находится выше первого, являясь более чистым, позитивным, благим и светлым, а третий – выше второго. Эти три «уровня» (или слоя, мира, сферы – терминология часто варьирует) таковы: мир чувственных желаний (кама), мир архетипических форм (рупа) и мир отсутствия архетипических форм (арупа). Мир чувственных желаний заключает в себе (в восходящем порядке) ад, мир голодных духов, мир демонов-асуров или богоборцев, мир животных, мир людей и мира (низших) божеств – от четырех великих царей (или божеств четырех сторон света, как их еще называют) до богов, контролирующих создание других богов. Мир архетипических форм состоит из шестнадцати подуровней, начиная с небес, где находятся боги, окружающие Брахму, и заканчивая пятью «чистыми обителями», в которых проживают Не-возвращающиеся, то есть возвышенные одухотворенные существа, развившие в себе трансцендентальную проницательность до такой степени, что смогли разорвать все пять оков, привязывавших их к уровню чувственных желаний, устранив тем самым саму возможность там переродиться. Третий уровень, или мир отсутствия архетипических форм, состоит из четырех подуровней, и все они населены Брахмами, духовными существами, высших даже по отношению к богам, хотя иногда их и причисляют к ним.

 

Можно много говорить об этих трех уровнях (мирах) обусловленного существования, однако все, что интересует нас в данный момент, это тот факт, что на уровнях архетипических форм отсутствует половой диморфизм, то есть отсутствует разделение на мужчин и женщин, а существа, населяющие уровни, являются, говоря современным языком, андрогинными. Половой диморфизм, или разделение на мужчин и женщин, имеется только на уровне чувственных желаний, включая, естественно, и мир людей. Поскольку духовная жизнь состоит, с объективных или космологических позиций, в прогрессе от более низких к более высоким уровням и мирам, духовная жизнь также состоит в прогрессивном переходе из состояния биологического и психологического полового диморфизма к состоянию духовной андрогинности. Более того, поскольку состояние полового диморфизма характеризуется поляризацией, напряжением и проецированием, оно неотвратимо приводит к неудовлетворенности. Для состояния же духовной андрогинности, напротив, характерны гармония, расслабленность и удовлетворенность. Поэтому следование Третьему Наставлению означает не просто воздержание от многочисленных, широко известных форм причинения вреда в сексуальной сфере, но и, что гораздо более важно, означает переживание Спокойствия, то есть «вертикальным» (в отличие от «горизонтального») соответствием такого воздержания.

 

В медитации состояние полового диморфизма исчезает. В состоянии медитации человек на время перестает быть мужчиной или женщиной. Это происходит потому, что во время медитации, если рассматривать ее как саматха-бхавана, или «развитие покоя», человек проходит сквозь более высокие состояния,или дхьяны, и эти высокие состояния сознания являются субъективными и психологическими соответствиями различных подуровней архетипического и не-архетипического уровней. Во время медитации, переживая дхьяны, человек преображается в дэву (небожителя) или Брахму. Говоря языком западной духовной традиции, он уподобляется ангелу и ведет ангельскую жизнь, а ангелы по своей природе андрогинны. Не случайно санскритское слово брахмачарья (пали брахмачария), которое мы переводим как «безбрачие» или «целомудрие», на самом деле означает поступать, практиковать или жить как Брахма, то есть не просто воздерживаться от сексуальной активности, но преодолеть половой диморфизм – основу сексуальной активности и влечения.

 

Поэтому деятельность Ваджралоки, нашего ретрит-центра и центра медитации в Северном Уэльсе, посвящена не только медитации (дхьяна), но также и целибату (брахмачарья). Медитация и целомудрие неразрывны, они усиливают друг друга. Именно по этой причине мы настоятельно советуем размещение по половому признаку. Это делается не просто с целью устранения самой возможности причинения вреда в сексуальной сфере, но также и для того, чтобы дать как мужчинам, так и женщинам, возможность отдохнуть от напряжения сексуальной поляризации, и шанс возвысится над ней хотя бы на несколько мгновений, и почувствовать себя просто человеком и, в определенном смысле, личностью. Для того, кто хочет развиваться как настоящая личность и продвигаться по пути к Просветлению, медитация и любая деятельность в однополом окружении, абсолютно незаменима, если, конечно, еще не достигнуто состояние трансцендентальной проницательности.

 

Из всего сказанного также следует, что не только не достаточно воздерживаться от причинения вреда в сексуальной сфере, не только нужно испытывать спокойствие, но также не следует рассматривать себя в качестве мужчины или женщины в абсолютном значении этого слова. Ведь в соответствии с традиционным буддийским учением, в ходе безначальной череды существований, каждый множество раз был и мужчиной и женщиной. Возможно, кто-то на этом пути когда-то был даже божеством – андрогинным существом. В свете сказанного было бы достаточно странно воспринимать и чувствовать себя мужчиной или женщиной на веки вечные только потому, что в текущем существовании довелось родиться человеком того или иного пола.

 

Перестав в некоторой степени воспринимать себя мужчиной или женщиной в абсолютном понимании, в той же степени перестаешь говорить и действовать, как если бы был мужчиной и только мужчиной, или женщиной и только женщиной, то есть перестаешь вести себя тем сексуально ультра-поляризованным образом, который в буддизме представлен в виде мужских и женских асур. Мужские асуры свирепы, агрессивны и отвратительны, как орки из «Властелина колец». Женские асуры сладострастны, соблазнительны и неимоверно красивы, они пожирают мужчин, имевших несчастье попасть в их объятия. Что творят мужские асуры с женщинами, традиция нам не рассказывает, но это не сложно представить. У членов Буддийского Ордена Триратна нет никакого желания уподобляться асурам любого пола.

 

Это вовсе не значит, что различия, определяемые полом, можно просто «стереть» или игнорировать, или, что можно попросту делать вид, что их нет. Не стоит путать немощную и бесцветную однополость, стремящуюся нивелировать половые различия, с идеалом духовной андрогинии. Кастрат – не ангел, хотя в некоторых произведениях христианского искусства это представлено по-иному. Здесь, как и в духовной жизни вообще, требуется не отрицание, а преображение, не уклонение, а движение вперед. В свете Третьего Наставления и в особенности его положительного определения – спокойствия, это – движение вперед от абсолютной идентификации с определенным психофизическим полом к относительной и преходящей идентификации с ним, а затем, от относительной и преходящей – к избавлению от идентификации вообще. Осознав это, при помощи традиционной буддийской космологии или без, мы придем к более глубокому пониманию Третьего Наставления, а потому сможем следовать ему гораздо более уверенно. И теория и практика станут полностью ясны и прозрачны.

 

Они станут прозрачны как хрусталь, так как Третье Наставление – столп из хрусталя. Потому что хрусталь чист, прозрачен и светел, он бесцветен, с легким оттенком розового или голубого.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость