Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Десять Наставлений как правила практики

 

Значение выражения «правила практики» в приложении к нашей теме будет эквивалентно значению санскритского термина «шикшапады» (пали сиккхапады), который также иногда переводят как «моральные заповеди» или даже как «сборник наставлений». Поэтому, говоря о Десяти Наставлениях как о Правилах Практики, мы, на самом деле, говорим о Десяти Наставлениях как о шикшападах, так что стоит углубиться в значение этого термина. Пада буквально означает «шаг», а в зависимости от применения – «эпизод, сборник, принцип, часть, элемент, характерную черту, ингредиент, предмет, вещь». К нашей теме пада ближе всего в значении «предмет», так что если шикша означает «практику», то шикшапада – «предмет практики». Шикша –очень интересное слово, также имеющее несколько значений. Оно происходит от глагольной формы «быть способным» в значении «стремления к состоянию», и поэтому значит «изучение, обучение, искусство, приобретение навыков в чем-либо», а также «наставление, преподавание». В своем значении оно приблизительно эквивалентно английскому слову «education» («обучение, образование»), однако, поскольку оно происходит от латинского корня, означающего «извлекать, черпать», а шикша –от санскритского корня, означающего «быть способным», между этими терминами существует некоторое отличие в оттенках значения, в которых, вероятно, будет небезынтересно разобраться как учителям, так и шикшавадинам. Когда мы говорим о Десяти Наставлениях как о шикшападах, мы, следовательно, подразумеваем, что их нужно изучить, а это в свою очередь означает, что их можно изучить. И действительно, говоря о Наставлениях как о шикшападах, и, следовательно, как о том, что можно изучить (а говорят так тогда, когда «принимают» их от учителя), подразумевают свою способность их изучить, то есть способность соблюдать, использовать в повседневной жизни этические принципы, которые, как мы уже показали, и представляют собой Десять Наставлений.

 

Уделение особого внимания «способности», «изучению» и «практике» по духу очень близко к буддизму. Действительно, широко известная каноническая формула описывает Будду как пурисадама-саратхи, «Колесничего, ведущего людей». Кроме того, в Трипитаке сам Будда неоднократно сравнивал духовный рост с постепенным укрощением и воспитанием горячего молодого скакуна (ср. с дзэнским термином «приучение быка к стаду»).

 

Изучение предполагает наличие обучения, то есть, если кто-то учится, значит его кто-то обучает. Другими словами, так же как учение предполагает существование преподавателя, равно как и ученика, так и наличие практикующего предполагает наличие учителя, а наличие наставлений предполагает наличие наставника. Тот факт, что Десять Наставлений, то есть десять великих этических принципов, являются шикшападами, означает, что Десять Наставлений не только нужно изучать (а следовательно, можно изучить), но и что это знание необходимо получать лично от учителя. Именно потому, что Десять Наставлений «принимаются» в момент вступления в Орден от учителя или наставника, и что содержание Десяти Наставлений получило название шикшапад, то есть того, что можно и нужно изучать, – они принимаются не только в качестве этических принципов, правил, которыми следует руководствоваться всю оставшуюся жизнь, но и в качестве принципов, которые необходимо изучить, знания, которое нужно получить от учителя.

 

Изучение Десяти Наставлений или десяти этических принципов включает в себя множество аспектов. Это прежде всего изучение – в буквальном смысле впитывание – самого духа наставлений, а не только их буквального значения; это также изучение того как применять Десять Наставлений в повседневной жизни, сознаваться в нарушениях Десяти Наставлений и делать из таких нарушений правильные выводы. Это также изучение того как давать и соблюдать обеты, то есть искренние обещания что-либо делать (например, выполнять Пуджу каждый день), или не делать (например, не вступать в половую связь) какое-то время. Безусловно, об этом говорить можно еще очень долго, но у нас мало времени, а впереди еще масса материала, так что давайте перейдем к следующей теме.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость