Новости

13.03.2024 12:14:47

Бесплатное введение в медитацию онлайн

Онлайн занятия медитацией. Бесплатные введения онлайн

Читать дальше …

07.03.2024 13:23:01

Введение в медитацию в Москве

Изменились даты!

Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

23.02.2024 14:39:20

Видеокурсы

Видеокурсы охватывают следующие темы:

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Десять Наставлений и образ жизни

Большинству членов нашего Ордена знаком афоризм «Приверженность первична, образ жизни вторичен». Существует некоторая неопределенность в том, откуда появился этот афоризм и каким образом стал известен членам Триратны. Вполне возможно, его привнес я сам, и это возлагает на меня достаточно большую ответственность, поскольку создается впечатление, что с момента его появления этот афоризм, невинный по сути, стал источником серьезных разночтений и заблуждений. Прежде всего, часто считают, что «вторично» означает «несущественно» или даже «неуместно», при этом афоризм понимается так, что при условии наличия приверженности (то есть приверженности Трем Драгоценностям), образ жизни не имеет значения, а следовательно, ни один из них не может считаться хуже или лучше другого, а попытка представить дело таким образом является признаком нетерпимости. Однако, «вторичный», наверняка, не означает «несущественный». Когда говорят, что приверженность первична, а образ жизни вторичен, имеют в виду, что образ жизни Буддиста, то есть человека, приверженного Трем Драгоценностям, зависит от, или следует из, или является выражением факта приверженности, или, выражаясь более традиционно, факта обращения им к Прибежищу.

 

Обратимся для ясности к определению термина «образ жизни» в толковом словаре. Согласно Словарю английского языка Коллинза (1979), образ жизни – это «совокупность отношений, верований, привычек или поведения, ассоциируемая с человеком или группой лиц». Поскольку отношения, верования, привычки и поведение могут быть как искусными, так и неискусными, образ жизни, который они собой совокупно представляют, также может быть искусным и неискусным, поэтому не каждый образ жизни может быть олицетворением приверженности Трем Драгоценностям. Отношение между Десятью Наставлениями и образом жизни примерно такое же. Как сами Десять Наставлений являются выражением обретения Прибежища, так и образ жизни является выражением следования Десяти Наставлениям. И тогда можно сказать, что Десять Наставлений первичны, а образ жизни вторичен, хотя, чтобы быть последовательными, можно было бы уточнить, что приверженность – первична, соблюдение Десяти Наставлений – вторично, а образ жизни – на третьем месте, имея в виду, что важность второго определяется тем, насколько оно является выражением первого, а важность третьего – тем, насколько оно является выражением второго. Поэтому, «образ жизни» не означает некий нейтральный образ жизни, который без каких бы то ни было изменений, можно было бы сочетать с достижением Просветления. И, следовательно, образ жизни должен оставаться открытым для критики, то есть буддист не может отвергнуть критику своих отношений, верований, привычек или поведения негодующим возгласом: «Но это же мой образ жизни!», как будто это сразу делает невозможной его критику или обсуждение.

 

Слово «стиль», вне всякого сомнения, является одним из главных источников путаницы и недоразумений, о которых я говорил. Рассуждая об изобразительном искусстве, можно вполне говорить о стиле барокко или рококо, не имея вовсе в виду, что один из них лучше другого. Подобным же образом в литературной критике можно рассуждать о стиле простом или вычурном, а говоря об издательском деле, – о стилях разных издательских домов, не подразумевая при этом превосходства одного стиля над другим. Но рассуждать так об образе жизни можно только до очень определенного предела. Другими словами, очень немногие виды образа жизни нейтральны по своей сути. Можно вполне говорить о городском образе жизни или о сельском без привнесения в дискуссию их оценки с точки зрения этики, однако вряд ли адекватным будет рассуждение с точки зрения буддизма об образе жизни убийцы или проститутки без их этической критики.

 

Кратким рассмотрением темы Десяти Наставлений и образа жизни – возможно, несколько менее интересной, чем предыдущие, – мы завершим нашу дискуссию о Десяти Наставлениях в целом, а следовательно, и первую часть этой книги. Я надеюсь, что обсуждение восьми тем, на которые мы поделили нашу беседу о Десяти Наставлениях, помогло углубить наше представление о Десяти Столпах Буддизма в их совокупном великолепии. Во второй части книги мы рассмотрим каждое из Десяти Наставлений в отдельности. Я уверен, что это даст нам возможность рассмотреть каждый из этих столпов в его неподдельном блеске. Как и прежде, я постараюсь избежать несущественных деталей и сконцентрировать внимание на духовном значении этих великих принципов и на их практическом применении. И я также постараюсь обострить наше восприятие всей красоты и восхитительности Десяти Наставлений, не просто называя эти столпы «бриллиантовым», «золотым» или «хрустальным», но также и объясняя почему каждый из столпов ассоциируется с определенным драгоценным камнем или металлом.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость