Новости

08.03.2017 10:01:00

Медитация и буддизм в Одессе

Занятия медитацией

Читать дальше …

24.02.2015 03:02:40

Свободный Дух

Буддийская медитация он-лайн

Читать дальше …

23.08.2012 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

22.08.2012 17:00:00

Приглашаем Вас ...

участвовать в группе в Контакты для читателей Буддаяна.

Читать дальше …

Предисловие

Текст этой книги был впервые представлен членам Буддийского Ордена «Триратна» (который в то время назывался «Западный Буддийский Орден») в Лондоне в апреле 1984 года.

 

Собрание было посвящено празднованию шестнадцатой годовщины создания Ордена, а темой книги стали десять столпов, имеющих фундаментальное значение для всех присутствующих.

 

Эти столпы представляют собой десять этических принципов, которые члены Ордена «получают» в момент принятия в Орден, и которым они обещают следовать в качестве духовного аспекта повседневной жизни.

 

Несмотря на кажущуюся простоту предмета Сангхаракшита постарался показать, что ни одна из тем не настолько «проста», чтобы пренебречь ее углубленным рассмотрением.

 

К многочисленным формулировкам и выражениям, определяющим Учение Будды, можно возвращаться еще не один раз как к посланиям Просветленного ума. Их свежесть и актуальность не может быть исчерпана никогда.

 

По ходу выступления Сангхаракшиты становилось ясно, что он обращается к намного более широкой аудитории, чем присутствующие в зале. То о чем он говорил, было важно также для всех членов Ордена, действительных и будущих, которых там не было. Но его речь была обращена также ко всему «буддийскому миру» и, даже более того, ко всем не-буддистам, находящимся в поисках этических стандартов для себя.

 

Поэтому мы издали текст его речи в виде этой книги в надежде на то, что она станет доступной хотя бы части этой большой аудитории.

 

Возможно, в части первой, где Сангхаракшита обращается к аудитории более убежденных буддистов, главное, что бросается в глаза это то, что десять наставлений рассматриваются им не просто в виде перечня, причем, достаточно короткого, среди многих других. Он избрал качественно другой подход. Он рассматривает все наставления по отношению к функциям тела, речи и сознания, таким образом соотнося их со всеми аспектами человеческого бытия. Другие традиционные перечни наставлений, многие из которых гораздо длиннее, также достаточно подробно описывают определенные аспекты духовной жизни, однако ни один из них не является настолько всеобъемлющим. Именно благодаря такой полноте можно утверждать, что десять наставлений представляют собой набор фундаментальных принципов духовной жизни: мула пратимокша.

 

При толковании этого перечня наставлений Сангхаракшита предлагает всей Буддийской Сангхе к рассмотрению формулу этической жизни, рассекающую все слои часто безжизненного формализма и юридических тонкостей, которые не только делали невозможным использование других формул, но и часто использовались для нарушения единства Буддийского Духовного Сообщества.

 

Вместе с тем, автор замечает, что наставления – независимо от того, в каком наборе они подаются – нужно рассматривать всего лишь как выражение того, что на самом деле является высшим общим фактором буддизма: Поиск Прибежища. Высшие ценности, а, следовательно, и этические наставления, возникают из основополагающего посвящения себя достижению более высоких уровней бытия.

 

Таким образом, в этом разделе Сангхаракшита предлагает всем школам буддийской сангхи ключ к единению, ключ к ощущению Махасангхи. Те, кто считает, что такой ключ можно повернуть только за счет ослабления преданности духовному пути и его целостности, будут приятно удивлены, обнаружив, что все обстоит совершенно наоборот.

 

Во второй части книги западные буддисты, восточные буддисты, равно как и не-буддисты, обнаружат для себя ценные рекомендации для повседневной жизни. Здесь Сангхаракшита углубленно рассматривает каждое из десяти наставлений, предлагая нам со своей стороны обратить свой моральный взор по очереди на различные аспекты нашей жизни. Основываясь на наставлениях, сформулированных как «позитивно» (благие обеты), так и «негативно» (десять наставлений), он старается помочь нам открыть для себя их такими, какими они есть на самом деле – не сухими правилами, а отражением истинного посвящения себя духовной жизни и ценностям.

 

Следуя за автором, мы в конечном итоге обнаруживаем, что со всех сторон окружены, но не стенами и заборами, а десятью величественными столпами, яркими и сверкающими, усеянными драгоценными камнями, подпирающими небесную высь духовной жизни.

 

Нагабодхи

Сукхавати

20 июня 1984 года

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость