Симболика пяти Будд в мужских и женских аспектах
Давайте начнем с самых основ, с представления о Буддовости, т.е. бытии Буддой. Первое, что необходимо понять, и это весьма важно: Будда - это человек. Но Будда - не обыкновенный человек, а человек высшего рода из всех нам известных. Будда - это тот, кто в своем духовном развитии настолько превосходит обычный уклад человеческой жизни, что, в сущности, выходит за пределы человеческого. Будда - это человек, достигший бодхи, или, точнее говоря, - самьяксамбодхи. Бодхи означает «знание», «постижение», «пробуждение»; самьяксамбодхи - «наивысшее знание», «совершенное постижение». Однако бодхи - это куда больше, чем просто знание, даже больше, чем трансцендентальное знание. Вообще говоря, в бодхи, то есть в том, что делает Будду Буддой, выделяется три основных аспекта. Для удобства обозначим их как познавательный, волевой и эмоциональный.Познавательный аспект бодхи
Прозрение не есть лишь познание всеобщей обусловленности. Это также видение сквозь обусловленность и усмотрение необусловленного. Это узрение вечного в глубинах преходящего, реальности в глубине нереального и даже в конечном счете узрение одного в двух как двух граней одной и той же безусловной, абсолютной реальности.
Волевой аспект бодхи
Бодхи - состояние не только знания, но и ничем не ограниченной свободы, субъективной и объективной освобожденности. Субъективно это свобода ото всех нравственных и духовных осквернений, иными словами, она заключается в свободе от, скажем, «Пяти психических отрав», от всех отрицательных эмоций, целиком в свободе от функционирования ума, реагирующего в ответ. Объективно же - это есть свобода от последствий осквернения. Иными словами, она заключается в свободе от кармы и повторных рождений - от поворотов колеса жизни. В более положительных терминах можно было бы сказать, что эта свобода, волевой аспект Просветления, заключается в состоянии непрестанного творчества, в первую очередь духовного, а также в непосредственности.Эмоциональный аспект бодхи
Просветления - с другой, - между Буддой и Буддовостью. Это различение отразилось в терминологии. Историческая личность, достигшая Просветления, именовалась рупакая, т.е. «тело образа» (рупа - «образ», кая - «тело» или «личность»). Просветление как начало, независимое от личности, его осуществившей, именовалось дхармакая - «тело истины» или «тело реальности». Невзирая на это различение, здесь не следует видеть разницу, ибо «тело образа» и «тело дхармы» суть в некотором смысле тела того самого Будды.
На этом различении не было нужды настаивать во время земной жизни Будды, так как тогда сам Будда и Буддовость Будды, рупакая и дхармакая, были в единстве. Но после пари-нирваны это различение стало более отчетливым. В конце концов, «тело образа» умерло, его не стало. Исторический Будда остался существовать только в виде мощей в ступах, тогда как «тело дхармы » пребывает в вечном настоящем.
Получается так, что ранняя махаяна - а именно она впервые провела разграничение между двумя телами - мыслила вертикально, полагая «тело образа» бывшим «здесь и внизу», в прошлом времени, а «тело дхармы» - вне времени, превосходящим время; получалось, таким образом, вертикальное отношение между просветленной личностью и началом Просветления.
Поздняя махаяна продолжала мыслить в терминах вертикали, но в пределах этого мышления, или этого переживания вертикали, имело место развитие. Между двумя «телами», или «каями», появилось третье. Со временем его стали называть самбхогакая, что буквально означает «тело взаимного блаженства». Этот термин, хотя и имеет весьма глубокий смысл, нам с вами объяснит немного. Поэтому, может, лучше передать его как «идеальный Будда» или даже «архетипический». Этот идеальный Будда не безличный, не абстрактное начало, как дхармакая, а определенная личность, но в то же время не человеческая и не историческая личность. Можно сказать, что это идеальная и даже архетипическая личность, находящаяся ниже абсолютного уровня, но над историей и вне нее.
Таким образом, на этой стадии понятийного развития были выделены три каи, три тела, упорядоченные по вертикали. Идя сверху вниз, имеем сначала тело дхармы, затем тело взаимного блаженства и, наконец, проявленное тело, или нирманакая; так оно стало называться теперь, потому что термин рупакая одновременно мог применяться без различения и к идеальному, и к историческому Будде. Так получилось знаменитое учение о трикае, трех телах Будды, имеющее столь важное значение в махаяне и ваджраяне. Но сейчас мы просто отметим, что оно стало основой для дальнейшего развития махаяны и ваджраяны.
Будда
Четыре знамения
Уход из мира
Я Будда
Симболика архетипов в жизнеописании Будды
Два вида истины
Символизм Буддизма
Просветление Будды
Четыре главных архетипа
Симболика пяти Будд в мужских и женских аспектах
Мандала пяти Будд
Мужской и Женский облики Будды
Гневный Будда
Пять видов мудрости
Буддизм: основы пути (Сангхаракшита)
Предисловие
Вступление - подход к Буддизму
1. Будда
2. Дхарма
3. Сангха
Введение - последовательный и непоследовательный пути
1. Мораль
2. Медитация
3. Мудрость