Новости

21.11.2024 11:28:47

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

07.11.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Что такое искусство?

Теперь обратимся к вопросу об искусстве. Давайте попытаемся ответить на вопрос: что такое искусство? Это наверняка один из самых спорных, горячо обсуждаемых и злободневных вопросов во всей истории мысли, особенно западной мысли. Он также является предметом обсуждения и на востоке, особенно в Индии, но эти дискуссии разошлись по столь разным направлениям, что их уже никак нельзя сравнивать с западными. 


Несколько лет назад, когда я был более свободен, я уделял немало времени и энергии исследованию этого вопроса. Я обнаружил, что существует бесчисленное множество определений искусства, и некоторые из них весьма своеобразны. Приведу одно из них: "Искусство - это попытка создания доставляющих удовольствие форм". Она принадлежит Герберту Риду. А вот ещё одно, довольно популярное в своё время, определение:

"Искусство - это значимая форма".

По поводу этой фразы была написана целая книга. Это определение Клайва Белла. Можно привести и такое высказывание:

"Искусство - это интуиция".

то Кроче. Довольно туманное определение. Все эти дефиниции, как и все остальные, что мне довелось встретить, совершенно не удовлетворили меня. Одни показались слишком узкими, другие - слишком широкими, иные - неполными. Поэтому я в конечно счёте решил сформулировать собственное определение искусства, такое, которое, по крайней мере, удовлетворила бы меня самого. Я сделал это  в небольшой работе, которую написал, не помню точно когда, но, кажется, где-то в году 1953 либо 1954, когда был в Калимпонге. Она называется "Религия Искусства". Её, к сожалению, не издали, поскольку она была слишком длинной для журнальной статьи (объёмом примерно 40 000 слов) и слишком короткой для книги. С тех пор она так и хранится у меня в виде рукописного или машинописного текста, но я надеюсь, что когда-нибудь она всё же увидит свет в той или иной форме.


В этой работе я дал следующее определение искусству:

"Искусство - это такая организация чувственных впечатлений [в приятные формальные отношения], которая выражает восприимчивость художника и передаёт аудитории чувство ценностей, способных преобразить их жизни”.


Я совершенно искренне полагаю, что это самая полная из всех когда либо предложенных определений искусства. Я не встречал другой формулировки, которая настолько же полно освещала бы все аспекты предмета. Так что давайте остановимся на ней более подробно. Мы не располагаем временем, чтобы полноценно обсудить эту тему, это увело бы нас слишком далеко, но мы рассмотрим те аспекты упомянутого определения, которые связаны с темой нашего сегодняшнего вечера: искусство и духовная жизнь, или искусство и высшая эволюция человека.


Итак, во-первых, "Искусство - это организация чувственных впечатлений". Не так давно мне довелось прочитать книгу о поэзии, в которой в самом начале говорилось, что мы никогда не должны забывать о том, что поэзия состоит из слов. Как же можно забыть об этом - скажете вы, но, согласно автору упомянутой книги, множество людей забывают о том, что поэзия состоит из слов. Можно пойти дальше и согласиться, что  поэзия состоит из слов, но из чего состоят слова? Слова состоят из звуков, вибраций воздуха. Итак, мы обнаруживаем, что во всех видах искусства базовым материалом, сырьём, служат чувственные впечатления.

Вот откуда начинается любой вид искусства - с впечатлений, получаемых нами по средствам пяти физических чувств. Сырьевым материалом живописи, в конечном счёте, является ни что иное, как просто визуальные впечатления формы и цвета, света и тени и т. д. Точно так же сырьевым материалом, субстанцией музыки являются слуховые впечатления, всевозможные звуки - громкие, тихие, благозвучные и диссонирующие и т. д. А что является сырьевым материалом поэзии?  Опять-таки звуки, но звуки, в той или иной степени ассоциируемые, а иногда и не вполне ассоциируемые с концептуальным значением. Итак, через наши уши, глаза и т.д. на нас постоянно изливается поток чувственных впечатлений – всё, что мы видим и слышим: формы, цвета, звуки - все эти впечатления художник организует в определённую структуру.

Поначалу это просто хаос, хаос чувственных впечатлений. Художник, будучи творцом, организует эти чувственные впечатления в некую систему, в некий мир, в некое целое. Таким образом, перед нами уже не просто хаотический набор впечатлений, но определённая форма, определённое целое, определённое произведение искусства.


Существуют различные способы организации чувственных впечатлений. Есть простые способы, а есть высокоискусные. Эти разные способы предполагают использование, к примеру, повторения, контраста и т.д. Данная организация чувственных впечатлений, которой, по сути, и является произведение искусства, не висит  где-то в пространстве. Она не существует отдельно, независимо от художника. Произведение искусства, набор чувственных впечатлений, организованных художником в систему, единое целое, в произведение искусства, фактически является выражением восприимчивости художника.  То есть данная система, данное произведение искусства, которое организует чувственные впечатления, выражает или воплощает осознанность художника, переживания художника, его жизненный опыт, как нечто целое, его опыт самого себя, других людей и реальности. Это и есть тот самый аспект определения искусства, который в данном аспекте интересует нас больше всего: произведение искусства выражает восприимчивость, осознанность или опыт художника. Это, в основном, всем известно, но не все знают, что эта восприимчивость, эта осознанность художника имеет различные степени, соответствующие уровню бытия и сознания индивидуального художника. Здесь мы возвращаемся к теме высшей эволюции. Можно сказать, что низшую эволюцию составляет развитие всё более и более высокого уровня жизни, в то время как высшую эволюцию составляет развитие всё более и более высокого уровня осознанности и присутствия внимательности. Так истинному художнику доступны более высокие уровни осознанности, присутствия внимательности и даже понимания, чем обычному человеку. Это и есть один из основных факторов, которые делают его художником - более высокие, более развитые, более обширные осознанность и опыт.

А теперь давайте посмотрим, как это работает в контексте нашей схемы. Посмотрим, какое место в ней занимает художник. Сегодня мы рассматриваем два средних раздела схемы, от пункта 1 до пункта 2 и от пункта 2 до пункта 3 - высший размер низшей эволюции и низший раздел высшей эволюции. Для ясности давайте выделим этот раздел - от пункта 1 до пункта 3 - в отдельную схему. В этой схеме часть, помеченная пунктами 1-3, представляет то, что можно условно, с большой натяжкой, назвать диаграммой художественного развития. Как и другая часть другого треугольника, эта диаграмма разделена пунктом 2, соответствующим возникновению самосознания. Он так и остаётся в середине. Каждый из разделов - низший и высший - можно подразделить.


Пункт 1 (А), разделяя низший раздел, представляет среднее человеческое сознание, сознание среднего или обычного человека, середину между самым низшим человеческим сознанием и самосознанием или присутствием внимательности. Пункт 2 (А )в середине высшего раздела представляет то, что можно описать, как высокохудожественное сознание, сознание истинного подлинного художника. Таким образом, мы видим, что эта часть разделена этими пунктами на 4 раздела:


 а) Стадия или раздел, где искусства не существует;

 б) Стадия родового или племенного искусства.

Формально большинство проходило этот уровень, когда люди производили сами для себя вещи бытового потребления, такие как горшки, ножи и даже собственные дома. Но в наши дни, к сожалению, в большинстве регионов мира произведения народного искусства, племенного искусства, вытеснены товарами массового потребления, которые никак нельзя отнести к искусству;

 
 в) Уровень изобразительных искусств;

 г) Уровень высших художественных достижений 


Итак, истинный художник, настоящий художник относится к этому высшему разделу, от 2 до 3; большинство из них - к третьему разделу схемы - (в); и только небольшая часть - к высшему разделу (г). Последних, разумеется, наберётся совсем немного, а среди них можно назвать единицы, которые выходят, во всяком случае на время, за пределы пункта 3, пункта невозвращения, в трансцендентальное, однако мы не будем сейчас на этом останавливаться. Приведённая схема, я думаю, достаточно наглядно демонстрирует тот факт, что подлинному художнику доступны более высокие уровни осознанности бытия, нежели обычным людям. Истинный художник находится на более продвинутом уровне эволюционного процесса, он практически уже вступил в высшую эволюцию, он уже является новым человеком.


А теперь вернёмся к определению искусства. Но прежде я хотел бы рассмотреть возможное возражение. Некоторых людей, я полагаю, может шокировать заявление, что истинный художник представляет более высокую разновидность человечества, чем нормальный добропорядочный гражданин. Кто-то, возможно, не удержится от соблазна и, правда в крайне мягкой форме, но укажет на то, что зачастую художник, как это ни прискорбно, как это ни печально, но бывает злобным, порочным и эгоистичным. Так что имеет смысл немного на этом остановиться. Можно допустить, что с художником, будь то живописец, поэт или музыкант, бывает крайне сложно ужиться, но, как мне кажется, этому можно найти объяснение - ведь ему часто приходится заботиться, и справедливо заботиться о том, чтобы оградить от вторжения своё личное пространство, свои условия труда. Также известно, что находятся доброжелатели, пытающиеся заставить художника пойти на соглашение с общественным мнением, заставить его любить людей, заставить его жить, одеваться, выглядеть, писать, рисовать, так же как другие. Поэтому ничего удивительного, что художник, иногда довольно яростно, восстаёт против этих доброжелательных попыток, проявляя порой чёрную неблагодарность, он отстаивает право быть самим собой.


Мы также часто бываем свидетелями того, что художник бунтует против условностей морального кодекса. Достаточно осмотреть на образ жизни такого поэта, как Шелли - он пренебрегал всеми принятыми в его дни законами морали, за что стал изгоем в современном ему обществе. Но позвольте спросить, действительно ли так уж преступно со стороны художника пренебрегать так называемыми условностями? Слишком часто нам приходится признавать, что что-то неладно с самими законами морали, и художник отвергает их чаще всего в силу того, что сам обладает более здоровым, более нормальным подходом к жизни.


Не следует также забывать, а это весьма и весьма не маловажный фактор, что художник слишком часто переживает глубокий внутренний разлад. Иногда, чем художник одарённее, тем более раздвоена его личность. Это раздвоение личности, эта внутренняя расщеплённость глубинных основ его существа приводит к напряжённости и неуравновешенности, порой граничащими с безумием. Художнику по определению доступны более высокие состояния осознанности, состояния самобытия, чем большинству людей, но это отнюдь не означает, что они доступны ему всегда. Достаточно привести цитату из Шелли, поэта, которого я упоминал выше; вот что он говорит, или поёт, в одном из своих стихотворений:


"Дух Восторга! Стал ты редко

В дом являться мой!"


Именно это душевное состояние характерно для многих творцов - художников, поэтов, музыкантов - то, что этот самый "Дух Восторга", это возвышенное переживание, этот опыт возвышенного бытия и сознания приходит столь редко, лишь иногда. Художник не может постоянно находиться в этих возвышенных состояниях, чем он и отличается от подлинного мистика, способного прибывать в таких состояниях довольно долгое время. Что же касается художника, то, порой в этих возвышенных состояниях сознания и переживаниях, а порой и в более обычных состояниях, у него как бы раздваивается личность. В процессе творчества это один человек. Когда же он не творит - это совсем другой человек. 

 

Всем известно, как порой вы читаете книгу и думаете: "Какая чудесная книга! Её автор, должно быть, прекрасный человек! Как было бы замечательно с ним познакомиться!".  И когда вы, преисполненные чувством благоговения и благодарности за возвышенные переживания, доставленные чтением книги, встречаете, наконец, предмет вашего поклонения, то видите перед собой сухого, сморщенного, маленького, едкого человечка и думаете о том, что лучше б вам никогда его не видеть - настолько вы разочарованы. Причиной тому - упомянутая раздвоенность, разделённость между высокими переживаниями художника и его более ординарными, более будничными переживаниями. Как будто это два разных человека, будто его составляют два "я" - художественное и обычное, и их разделяет граница. 

 

Вот почему сегодня мы часто говорим о вдохновении. Вдохновение как бы нисходит на художника свыше, как бы посещает его откуда-то из вне, оно как бы не часть его самого. Есть одна хорошо известная история о Генделе. Когда он закончил рукопись "Мессии" и перечитал её, то очень удивился, что написал нечто настолько хорошее. И, как рассказывается, он был настолько удивлён, что отложил перо, посмотрел вверх и произнёс: "Это пришло свыше, это не я." Теперь он снова в своём обыденном состоянии сознания: "Это не я, я не мог это создать, это пришло свыше". Скажем так, это пришло от самого художника, когда он находился в возвышенном, сверхнормальном состоянии сознания. Вот что, в числе прочего, даёт нам повод называть художника гением. Мы говорим о гении-поэте, о художественном гении в широком смысле или о гении-мистике и т. д. Что означает слово "гений"? Изначально "гениями" называли божеств-охранителей, подобных ангелам хранителям, либо добрых ангелов. Они представляли высшие силы, покровительствующие человеку, ведущие его и руководящие им. Можно сказать, они представляли его вышний аспект "я", задуманный как независимая или квази-независимая личность, которая была источником обычного "я" и выполняла руководящую, вдохновляющую роль. За классической концепцией муз стоит та же идея. Когда вы читаете, скажем, "Илиаду" или "Одиссею" Гомера - помните, что он делает в самом начале? Он призывает муз, он говорит: "Богиня или богини, ниспошлите мне вдохновения!". Все поэты-классики делали это. Это делает Мильтон в начале "Потерянного рая", но он при этом призывает не мирскую, но божественную музу. Идея та же. Вы призываете некий высший источник, некую высшую силу, которая якобы находится за пределами вас самих, но в то же время является  ни чем иным как вашей собственной высшей реальностью и подлинной сущностью. Именно оттуда и происходит творение.

Искусство и духовная жизнь

      Искусство и духовная жизнь
      Что такое искусство?
      Набоков и слово гений

      Ургьен Сангхаракшита
      Лекция из серии о высшей эволюции человека 

Статьи о Буддизме

Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:

      Путь Будды в современном мире
      Единство и история буддизма
      Реактивный и творческий ум
      Прорыв в состояние Будды
      Искусство и духовная жизнь