Медитация: нерешительность и сомнение
Развитие нужных состояний ума. Как и в работе с другими препятствиями, прежде всего необходимо признать, что это действительно сомнение, вичикиччха. В данном случае важны именно результаты распознавания препятствия: как только вы обнаружите присутствие сомнения и нерешительности и поймете, что они нежелательны, нужно принять твердое решение что то сделать, дабы изменить ситуацию.
Признаком присутствия сомнения и нерешительности является ваша скованность: вы не занимаетесь практикой с полной отдачей. Это выглядит так, словно вы не доверяете медитации, что, скорее всего, означает неуверенность в собственных возможностях. Вероятно, вы немного боитесь собственной силы. Так или иначе, вы явно не доверяете либо практике, либо своей способности заниматься ею. Это недоверие мешает вам быть активным в практике, а поскольку вы мало занимаетесь, то становитесь уязвимым для других препятствий. Иной раз вы видите эту способность сомнения прятаться за другими нежелательными состояниями: например, вы успешно справляетесь с беспокойством и в результате обнаруживаете кроющееся за ним сомнение.
Поскольку суть этого препятствия — недостаток решительности, можно успешно противостоять ему, если развивать здоровый дух решительности. Это можно осуществить, внушив себе насколько серьезно то, что с вами происходит. Сомнение — это, конечно же, очень серьезное препятствие на пути духовного совершенствования: его особенность в том, что оно постоянно поддерживает состояние нерешительности, в котором вы активно не желаете прояснить свою позицию. Вы постоянно позволяете себе уклоняться от постановки и выяснения важных вопросов. Вот почему среди методов работы с этим препятствием преобладают аналитические или те, что применяются в повседневной жизни.
Анализ
Чтобы справиться с препятствием «сомнение и нерешитель ность» можно использовать размышление в духе випассаны о его непостоянстве, об отсутствии у него независимой сущности и о том, что оно не способно принести счастье, — метод, который применялся и в работе с некоторыми другими препятствиями. Конечно, с ним можно поэкспериментировать, но напрактике оказывается, что полезнее использовать «психологический» подход. Самое главное — развить в себе непоколебимую решимость: тогда можно будет подумать, как прояснить неосознанные заблуждения, лишающие вас уверенности.
Прибегнув к осознанному размышлению можно постараться обнаружить: нет ли для вас чего либо неясного, — скажем, в практике, которой вы занимаетесь, в буддизме или в процессе духовного развития в целом.
Выяснив, что именно вызывает сомнение, можно временно отложить этот вопрос, приняв решение тщательно обдумать его позже. Но если вам кажется, что в нынешнем состоянии войти в медитацию невозможно, стоит заняться этой проблемой не медленно.
Попытайтесь использовать силу размышления, чтобы развить чувство уверенности в себе. Необходимо верить в то, что у вас есть все основания для такой уверенности. Для многих подобная задача оказывается непосильной, поэтому, чтобы преодолеть данное препятствие, нужно оценивать себя совершенно объективно, то есть не полностью негативно («ясно, что я никогда не смогу медитировать») и не слишком оптимистично («я великолепен!»), — ведь обе эти оценки далеки от реальности. С точки зрения буддизма, радоваться объективным достоинствам и благим качествам, в том числе и своим собственным, — большая добродетель. Возможно, чтобы поверить в себя, вам нужно, чтобы правильность вашей самооценки подтвердили другие, — так вам будет гораздо легче найти в себе силы для дальнейшего роста.
Размышлять можно о том, что практика медитации помогает совершенствоваться и духовное развитие не знает пределов. Буддийские учителя говорят, что в успехе любых мирских начинаний никогда нельзя быть уверенным наверняка, но духовная практика непременно дает хорошие результаты! Искреннее желание совершенствоваться всегда приносит плоды, потому что ход развития человека именно таков — все решает намерение. Если вы медитируете уже в течение какого то времени, можно спросить себя и своих друзей, заметны ли хоть какие то успехи. Вы непременно найдете в своей жизни какие то улучшения, пусть даже небольшие.
Еще можно спросить себя, существует ли объективная возможность духовного роста и развития? И ответ обязательно будет «да». Тогда спросите себя: «А сам то ты хочешь духовно развиваться?» Если и на этот раз ответ будет «да», то самый очевидный шаг — решиться сделать небольшое усилие в этом направлении! Как только вы признали, что хотите расти (непросто приняли умом, а признали на эмоциональном уровне это желание и все, что из него следует), ваши сомнения начинают рассеиваться, и вы в состоянии сделать решающее усилие. Затем, если сомнение возникает вновь, — а это, скорее всего, случится — можно снова повторить все эти рассуждения. Если же ответ на оба вопроса — «нет», это значит, что вы не
продумали все с должной ясностью!
Быть может, вы слишком привязаны к настоящему моменту, быть может, именно сейчас вы не в настроении. Но даже это — всего лишь попытка уклониться от проблемы: ведь, в конце концов, если вы понимаете, что такое развитие личности, то, конечно же, признаёте его необходимость. А может быть, вы просто не знаете, что значит «расти и развиваться». Но и это тоже проявление сомнения! Нужно работать над ним вновь и вновь, пока не достигнете более ясного понимания. Несомненно, полезно обсуждать возникающие проблемы с друзьями, мнению которых вы доверяете.
Ум, подобный небу
Осознав, что препятствие существует, полезно использовать этот метод, чтобы прочувтовать сомнения и нерешительность. Полезно оценить особенности сомнения и нерешительности, предоставив им некоторую свободу.
Подавление
Это препятствие похоже на лень и апатию в том, что здесь тоже нечего подавлять, кроме вашего собственного нежелания что то делать. Поэтому, чтобы подавить сомнение и нерешительность, будьте решительными!
Практика в повседневной жизни
Необходимо глубже понять собственные сомнение и нереши тельность: нужно полнее осознать природу этого препятствия и то, как оно влияет на вашу жизнь.
Все его проявления — результаты определенного состояния ума, а не рационального мышления — дело не в том, что вы действительно чего то не понимаете или что есть какая то конкретная причина для нерешительности. Сомнение и нерешительность — это эмоциональное состояние, в котором мы всегдаищем основания для сомнения. Если взглянуть на сами сомнения с позиции разума, можно увидеть глубокую иррациональность этого очень вредного препятствия.
При этом необходимо обратить особое внимание на то, как вы думаете и как используете мысли. Особенно интересно наблюдать за тем, как вы воспринимаете новые мысли. Каким образом вы допускаете их или отвергаете? Принимаете ли вы их полностью, если они кажутся вам справедливыми, или с какими то оговорками? А если сомнения все же остаются, исследуете ли вы их и рассказываете ли о них другим?
Держать мысли в себе, пытаясь не замечать их присутствие, — уловка, характерная для этого препятствия. Поэтому в качестве противодействия можно развить привычку высказывать свое мнение, если та или иная мысль кажется вам неверной. Даже если сразу не удается точно сформулировать свои возражения, можно многого достичь, упомянув, что вы в чем то не уверены или считаете, что здесь возможна какая то ошибка. Но, стараясь мыслить критически, не следует отвергать чужие мнения — нужно быть открытым для дискуссии.
Благодаря этой практике вы учитесь наблюдать своё мышление и замечать эмоции, которые кроются за вашими мыслями. Именно неприятные эмоции удерживают вас от принятия решений, и, поняв это, можно попытаться связать воедино мышление и чувства. Для этого нужно яснее осмысливать свои действия в целом и вкладывать больше эмоций в поддержку принимаемых решений.
Еще один подход, который можно избрать, — просто быть более решительным в повседневной жизни. Это достижимо, если более полно осознать собственную нерешительность, узнавая ее по таким признакам, как неуверенность, колебания и недостаток ясности.
Одолеть это препятствие поможет и стремление общаться и дружить с людьми, которые отзывчивы и умеют ободрять других. Следует осознать, что вам нужна поддержка — дружба и та уверенность, которую она вам дает. О том, как найти друзей, можно рассказывать очень много, но самый действенный метод — самому быть другом.
Можно также постараться установить связь с опытным ду ховным учителем. Это не обязательно должен быть некий знаменитый гуру. Все, что вам необходимо, — как можно чаще общаться с тем, у кого немного больше духовного опыта и зрелости.
Уверенность в своих силах возрастет, если меньше думать о себе и больше защищать и поддерживать других. Можно говорить людям, как высоко вы их цените, хвалить их достоинства и удивлять, выражая свое уважение! Сорадость может быть поразительно мощным методом. Похоже, многие люди никогда и ни от кого не получают одобрительных замечаний и похвал в свой адрес.
Вы определенно достигнете большей ясности мышления, если научитесь лучше понимать принципы буддизма. Необходимо обрести полную уверенность в том, что ваше понимание правильно, — тогда можно полагаться на него и использовать свои знания. В частности, этого можно добиться, участвуя в обсуждениях и формулируя вопросы.
Наконец, можно рассмотреть необходимость преодоления сомнений с точки зрения веры в духовный путь или доверия к нему. В буддизме вера никогда не бывает слепой, она всегда основана хотя бы на малой толике личного переживания. По этому для зарождения веры необходимы размышления, но как только она пробудилась, пусть даже совсем чуть чуть, ее можно значительно укрепить, выполняя практики поклонения, в том числе пуджу и пение мантр. Этими практиками вы не только отдаете дань собственному пониманию Дхармы, но и стараетесь непосредственно соприкоснуться с возможностью просветления, присутствующей в вас самих. Ритуалы поклонения оттачивают умение владеть энергиями, связанными с артистическим, творческим, художественным началом. В качестве противоядия постоянным сомнениям и нерешительности стоит практиковать их с бо´льшим размахом: устроить себе специальный алтарь, делать подношения и другие буддийские ритуалы.
Методы работы с пятью препятствиями
Методы работы с пятью препятствиями
Недоброжелательство
Беспокойство и тревога
Лень и апатия
Нерешительность и сомнение
Медитация: буддийский путь покоя и прозрения
Осознанное Дыхание - дар вниманияМетта бхавана
Постоянная практика медитации
Как работать в медитации
Высшие состояния сознания
Саматха и випассана
Условия для медитации
Поза для медитации
Работа в медитации
Работа на уровне дхьяны
Размышление
Виды практики медитации
Випассана
Другие методы медитации
Методы работы с пятью препятствиями
Примечания