Новости

16.05.2025 17:50:40

Обучение медитации и буддизму онлайн

Новый курс, обучающий основам обоих

Читать дальше …

16.05.2025 17:49:49

Обучение буддийской медитации онлайн

Научитесь медитировать!

Читать дальше …

16.05.2025 16:22:53

Отзывы о Суваннавире

Суваннавира - учитель медитации и буддийской практики

Ссылка для отзыва

Читать дальше …

16.05.2025 14:32:00

Группа в ВКонтакте

Обучение медитации и буддизму онлайн

Читать дальше …

Содержание главы «Карма и новое рождение»

Карма и новое рождение

• Старость, болезни и смерть были причинами поиска Сиддхартхи Гаутамы.  

• Став Буддой, он понял, что смерть и рождение больше не имеют значения.  

• Это понимание превратило его в существо, не связанное с этими бедами.  

Передача истины

• Будда сначала сомневался в передаче своего видения.  

• Его учение стало основой буддизма, несмотря на первоначальные сомнения.  

• Принцип всеобщей обусловленности стал основой просветления Будды.  

Принцип обусловленности

• Принцип обусловленности: все, что происходит, имеет причину.  

• Самая известная версия этого принципа была передана учеником Будды.  

• Шарипутра, молодой брахман, получил это учение и стал ближайшим учеником Будды.  

Встреча Шарипутры и Ашваджита

• Шарипутра и его друг Маут Гальяна отправились на поиски просветленного учителя.  

• Шарипутра встретил Ашваджита, одного из первых учеников Будды.  

• Ашваджита рассказал Шарипутре о учении Будды, что привело к его просветлению.  

Влияние принципа обусловленности

• Принцип обусловленности стал кредо буддизма.  

• Он объясняет, что все явления обусловлены и прекращаются при отсутствии условий.  

• Осознание этого закона приводит к просветлению.  

Вопросы о старости, болезни и смерти

• Будда решил вопросы о старости, болезни и смерти через принцип обусловленности.  

• Смерть не является концом, а частью нескончаемого потока явлений.  

• Эти вопросы остаются актуальными и сегодня.  

Историческое отношение к смерти

• Проблема смерти стала более насущной с развитием цивилизации.  

• Люди стремились наслаждаться жизнью, но мысль о смерти омрачала их радость.  

• Героические подвиги и стремление к бессмертию были попыткой справиться с этой проблемой.  

Восточное понимание смерти

• На Востоке нашли разгадку тайны смерти через концепцию перерождения.  

• Люди не исчезают после смерти, а возвращаются в новом теле в зависимости от своих поступков.  

• Это понимание изменило отношение к жизни и смерти.  

Происхождение учения о карме и перерождении

• Учение о карме и перерождении впервые появилось в Индии около 800 года до н.э.  

• Первое упоминание можно найти в Хиродараньяка упанишаде.  

• На Западе люди интересуются кармой и перерождением, чтобы понять, что случится после смерти.  

Отношение к смерти на Западе и Востоке

• На Западе смерть воспринимается как конец всего, что вызывает беспокойство.  

• На Востоке, особенно в индуизме и буддизме, смерть и перерождение воспринимаются как естественные и неизбежные.  

• Проблема на Востоке — вырваться из процесса рождений и смертей.  

Универсальный принцип обусловленности

• Будда открыл универсальный закон обусловленности, который действует двумя способами: циклическим и спиральным.  

• Циклический способ включает действия и реакции между противоположностями, такие как удовольствие и страдания.  

• Спиральный способ позволяет постоянное развитие, где каждый фактор усиливает предыдущий.  

Применение принципа обусловленности к жизни и смерти

• Принцип обусловленности дал начало учению о карме и перерождении.  

• Карма — это применение принципа обусловленности на определенном уровне бытия.  

• Карма не является универсальным учением о причине и следствии, а лишь одним из способов действия обусловленности.  

Учение о пяти ниямах

• Учение о пяти ниямах связывает воедино различные аспекты буддийской философии.  

• Нияма означает естественный закон или космический порядок.  

• Пять ниямов демонстрируют действие закона причины и следствия на пяти различных уровнях бытия.  

Уровни ниямов

• Ту нияма — закон причины и следствия на уровне неорганической материи.  

• Биджи нияма — закон причины и следствия на уровне живой материи.  

Читта нияма — закон причины и следствия в мире ума, подчиняющий умственную деятельность законам.  

Влияние буддизма на современную психологию

• Буддизм учит, что психические явления подчиняются законам причины и следствия.  

• Это представление соответствует современной психологии, хотя оно еще не глубоко проникло в массовое сознание на Западе.  

Карма-нияма

Карма-нияма означает умышленное действие, равносильное волевому акту.  

• Это принцип обусловленности на нравственном уровне.  

• В западных представлениях о нравственности преступление и наказание рассматриваются как отдельные события. 

Христианская модель нравственности

• В христианстве Бог выступает как судья, наказывающий за грехи и вознаграждающий за добродетели.  

• Это учение способствовало созданию выдающихся произведений искусства.  

• Буддизм предлагает иную точку зрения на нравственность.  

Буддийская этика

• В буддизме нет законодателя, закон действует сам по себе.  

• Благая карма ведет к счастью, дурная - к несчастью.  

• Вселенная функционирует по принципу обусловленности, охраняя этические ценности.  

Дхарма-нияма

• Дхарма-нияма означает духовный или надмирный уровень обусловленности.  

• Традиционные объяснения этой не-ямы часто поверхностны.  

• Дхарма-нияма соответствует спиральному виду обусловленности, управляющему восхождением по этапам буддийского пути.  

Классификация кармы

• Карма классифицируется по этическому статусу, вратам, соответствию переживаний, времени вступления в силу, относительной очередности вступления в силу, функции и уровню созревания.  

• Этический статус действия зависит от состояния сознания.  

• Искусные состояния сознания приводят к счастью, неискусные - к несчастью.  

Естественная и условная мораль

• Будда различал естественную и условную мораль.  

• Естественная мораль основана на человеческой психологии, условная - на обычаях и мнениях.  

• Под действие закона кармы подпадает только естественная мораль.  

Противостояние формализму

• Дзенские и тантрийские школы буддизма подчеркивают важность состояния сознания, а не самого действия.  

• Просветленный может совершать неэтичные поступки, но важно состояние сознания.  

• Эти школы используют шокирующие истории для объяснения буддийской этики.  

История о святом отшельнике

• В Тибете жил святой отшельник, который обитал в холодной пещере.  

• Его кормила старушка, которая каждый день приносила ему еду.  

• Однажды отшельник напал на дочь старушки, но она отбилась и убежала.  

Разговор с матерью

• Девушка рассказала матери о нападении, но та не поверила, что это было насилие.  

• Мать отправила дочь извиниться перед отшельником.  

• Отшельник объяснил, что хотел помочь духу умершего настоятеля монастыря родиться человеком.  

Этические принципы

• История иллюстрирует, что насилие из сострадания невозможно.  

• Этические правила не абсолютны, и состояние сознания определяет их этичность.  

• Важно стремиться к благому состоянию ума и действовать исходя из него.  

Врата кармы

• В буддизме карма осуществляется через тело, речь и ум.  

• Кармические последствия имеют только преднамеренные действия.  

• В отличие от джайнизма, в буддизме случайные действия не имеют кармических последствий.  

Соответствие переживаний

• Карма работает так, что наказание соответствует преступлению.  

• Благое отношение к жизни приводит к счастливой жизни, а злое — к страданиям.  

• Примеры включают рождение в благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах.  

Время осуществления кармы

• Карма может осуществляться в текущей жизни, в последующих жизнях или не осуществляться вовсе.  

• Буддизм не считает карму незыблемым законом.  

• Некоторые кармы могут быть уравновешены или отменены.  

Очередность осуществления кармы

• Перерождение — следствие кармы, и карма может быть разной.  

• Кармы влияют на характер перерождения в определенной очередности.  

• Существует четыре группы относительной очередности карм.  

Весомые кармы

• Включают искусные и неискусные кармы, изменяющие природу человека.  

• Пример неискусной кармы: умышленное убийство.  

• Пример искусной кармы: медитация, преображающая сознание.  

Медитация как весомая искусная карма

• Медитация должна преображать все существо, а не просто успокаивать.  

• Результат медитации: сила, энергия и жизнь.  

Предсмертная карма

• Мысленный образ в момент смерти, связанный с поступками и интересами.  

• Пример: мясник видит сцены убийства, художник - прекрасные образы.  

Привычная карма

• Повторяющиеся действия, влияющие на карму.  

• Пример: ежедневные действия, даже если они незначительны.  

Остаточная карма

• Преднамеренные действия, не входящие в предыдущие категории.  

• Определяет характер нового рождения после смерти.  

Классификация кармы по функции

• Порождающая, поддерживающая, противодействующая и пресекающая карма.  

• Метафора: семя, дождь, град и огонь.  

Классификация кармы по уровню созревания

• Пространство-время и духовное измерение.  

• Пример: тибетская книга мертвых описывает процесс смерти и перерождения.  

Природа кармы

• Карма - умышленное действие и его результаты.  

• Один из пяти видов обусловленности, а не рок или судьба.  

• Все происходящее - результат условий, не все из которых - карма.  

Трудности учения об анатмане и перерождении

• Учение об анатмане утверждает отсутствие неизменной души, но не полное отсутствие психической жизни.  

• Перерождение происходит через соединение умственной деятельности с новым телом.  

• Принцип атмана и перерождения могут сосуществовать.  

Доказательства перерождения

• Исследователи изучают рассказы людей, утверждающих, что помнят свои предыдущие жизни.  

• Эти люди описывают свои предыдущие жизни с высокой точностью.  

• Ученые признают, что самое простое объяснение таких фактов — гипотеза о перерождении.  

Вундеркинды и наследственность

• Вундеркинды, такие как Моцарт, могут иметь знания из предыдущих жизней.  

• Вопрос о наследственности и генетическом наследовании остается спорным.  

• Доводы о вундеркиндах менее убедительны, чем воспоминания о предыдущих жизнях.  

Пересмотр учения о карме и перерождении

• Учение о карме и перерождении требует пересмотра с учетом новых вопросов.  

• Вопросы о связи кармы с временем и индивидуальным сознанием остаются открытыми.  

• Демографический взрыв также требует объяснения.  

Вера в карму и перерождение

• Вера в карму и перерождение не обязательна для буддизма, но важна для практики.  

• Учение о карме помогает раскрыть тайну смерти и жизни.  

• Большинство людей нуждаются в философской основе для практики буддизма.  

Смысл и цель учения о карме

• Учение о карме придает жизни смысл и цель.  

• Изменение сознания влияет на судьбу в этой и будущих жизнях.  

• Добро сохраняется из жизни в жизнь, и нет проблемы награды или кары.  

Истина учения о карме

• Учение о карме становится ясным в свете высоких состояний сознания.  

• Обычное рациональное сознание не может постичь карму и перерождение.  

• Будда и другие просветленные учителя подтверждают истинность этого учения.  

Опыт Будды

• Будда проповедовал карму и перерождение как пережитое, а не философское учение.  

• В ночь своего просветления Будда увидел свои и чужие предыдущие жизни.  

• Способность видеть предыдущие жизни называется урваниваса смрите и может быть развита через медитацию.

Карма и новое рождение

              Карма и новое рождение
              Смерть - что можно поделать?
              Пять ниям
              Как работает карма?
              Классификация кармы
              Перерождения - как можно это проверить?