Частные истории
Майтрипала
В этой книге мы смогли дать лишь краткий обзор – показать лишь некоторые взлеты и падения на пути роста и развития нового буддийского движения. Помимо этой коллективной истории, существуют, несомненно, тысячи частных историй, которые можно было бы рассказать, истории жизней, которые затронула и преобразила Дхарма. Здесь – лишь несколько из них.
В 1991 году Кэрол Бейли, мать-одиночка с тремя детьми, жила в Эмеральде, маленьком городке в горах Данденонга к западу от Мельбурна, в Австралии. Ей удалось попасть на ретрит по медитации на выходных в Мельбурне, но она знала, что никогда не сможет посещать тамошние занятия регулярно. Она спросила члена Ордена, который вел ретрит, что ей делать. И он сразу же ответил, что, если ей удастся собрать в своей гостиной нескольких людей, он будет приезжать и давать учение раз в две недели. Она была поражена великодушием, с которым откликнулся на ее вопрос человек, которого она едва знала. Этим членом Ордена был Буддхадаса, тот самый Буддхадаса, который основал первый центр ДЗБО на улице Арквей в Лондоне почти двадцатью годами ранее.
Спустя несколько недель в ее гостиной собиралось уже 15 человек, и каждые две недели Буддхадаса в сопровождении Манджусиддхи совершал полуторачасовую поездку из переполненного Мельбурна по горной дороге в Эмеральд. С годами там начала образовываться сангха. Некоторые из тех, кто входил в ту первоначальную группу, все еще посещают ее, некоторые стали митрами, а некоторые попросили посвящения.
Однажды Буддхадаса собрался уехать на какое-то время, но он заверил Кэрол, что она справится с ведением занятий, пока он будет отсутствовать. Но она не ощущала подобной уверенности. За несколько дней до первой недели в новом цикле занятий с другого конца света пришла посылка. Это была прекрасная тибетская поющая чаша. К ней не прилагалось ни письма, ни записки, но Кэрол сразу поняла: «Это был подарок Буддхадасы мне, и он символизировал передачу его уверенности моему сердцу. Это самый драгоценный подарок из всех, которые я когда-либо получала»i.
Кэрол прошла посвящение в 1999 году и получила имя Майтрипала (что означает «защитница любящей доброты»). Занятия по буддизму и медитации продолжаются в буддийской общине гор Данделонга.
Локамдхара
Йен Гутриii страдал от героиновой зависимости уже девять лет. Последние шесть из этих лет он находил деньги на эту зависимость, совершая кражи со взломом, и дважды оказывался в тюрьме. Однажды, в ночь четверга в 1986 году, он лежал в постели, испытывая крайне сильную боль и отчаяние: он не знал, как ему справиться еще с одним днем, полным героина и преступлений. Внезапно посреди ночи – он не имел ни малейшего представления о том, откуда пришла эта мысль, – у него появилось сильное убеждение, что ему нужно узнать о буддизме и медитации.
Пятница, суббота и воскресенье были обычными днями, сопровождающимися героином, но в воскресенье вечером Йен прошел мимо Кройдонского буддийского центра. Он знал это место: он дважды обкрадывал его. Плакат на двери приглашал на «открытый вечер» в понедельник. Он отправился туда.
Не случилось ничего примечательного, не было никаких удивительных переживаний в медитации, но люди были дружелюбны и полны теплоты, и каким-то образом он покинул здание с новой решимостью оставить героин позади. На протяжении следующих двух недель он страдал от ломки, но не переставал посещать занятия в буддийском центре.
В середине этих двух недель до него внезапно дошло: он обокрал этих людей, которые теперь пытаются помочь ему. Эта мысль стала для него ужасной ношей. Плача, он отправился прямо в буддийский центр и рассказал двум членам Ордена, Падмарадже и Падмаваджре, что это он обокрал их. Наступила тишина, а потом один из них сказал: «Хорошо, хорошо… Хорошо встретить кого-то, кто настолько честен». Это прощение было почти невыносимо: он ждал, что они рассердятся и вызовут полицию. Позже Йен договорился с ними, что вернет деньги, которые он украл.
Позже он написал Сангхаракшите и рассказал ему свою историю. Он получил ответ, последней строкой которого было: «С помощью духовных друзей наверстай упущенное время». Йен прошел посвящение в 1999 году и получил имя Локамдхара, «тот, кто поддерживает мир».
Карунадипа
Малатиiii, родившаяся в 1962 году, появилась на свет в большой семье, где было 13 детей, и жила со своими родителями, тетушками и дядюшками в доме в Пуне, в Индии. С тех пор, как ее дедушка, встречавший Амбедкара несколько раз, был обращен в буддизм в ходе массовой церемонии в 1956 году, семья стала придерживаться буддизма и была известна в буддийской общине.
Когда Локамитра приехал из Лондона, чтобы начать буддийскую деятельность в Пуне, он отправился в их семьи, чтобы они помогли ему с помещением. Они предложили ему комнату в их доме, а позже – место в близлежащем магазине. Юная Малати была потрясена видом западного человека в монашеском одеянии. В Индии монахи обычно не давали учение, они лишь «благословляли и шли дальше». Это было нечто особенное – что приехал иностранец, который на самом деле будет учить их буддизму и медитации.
Получив степень, она стала участвовать в ТБМСГ, сначала выполняя переводы для Падмасури, еще одного жителя Запада. Ее семья получила несколько предложений выдать ее замуж за состоятельных молодых людей, но она хотела выйти замуж за буддиста. Со временем был заключен брак с Падманандой, индийским членом Ордена. Это означало, что они смогут поддерживать друг друга в своей практике буддизма, воспитывая двоих детей, но также будут давать друг другу «отпуск», чтобы уйти в ретрит. Она прошла посвящение 1 января 2003 года и получила имя Карунадипа.
Теперь Карунадипа – глава проекта «Бахуджан Хитай» в Пуне, организации, которая занимается целым рядом социальных проектов, которые главным образом финансируются трестом «Каруна». Среди них – ясли для детей, родителям которых приходится работать, медицинские проекты, пять различных курсов по шитью, которые дают женщинам возможность зарабатывать на жизнь, обучение грамоте взрослых, занятия по каратэ для 630 детей, которые помогают им развивать уверенность в себе и физическое здоровье, другие спортивные занятия, учебные занятия, куда могут приходить дети из бедных и переполненных семей и делать домашнее задание каждый вечер, а также сберегательные группы, которые помогают семьям избежать необходимости занимать деньги под высокие проценты.
Карунадипа «плакала, как никто», когда проходила посвящение. Она почувствовала себя очень счастливой и полюбила свое имя, которое означает «светильник сострадания».
Симхачитте
Симхачиттеiv было 76, и 12 лет он жил в мужской общине «Сараха» в Бристоле, в Великобритании. Бристольский буддийский центр недавно переехал в более обширное помещение, но у них возникли трудности с выплатой ипотеки. В какой-то момент даже пошли разговоры о том, чтобы снова найти что-нибудь поменьше, что вызвало бы у всех крайнее уныние.
Утром 6 июня 2003 года Кевала обнаружил Симхачитту без сознания в его комнате и поспешил отвезти его в больницу, где он умер. Затем было обнаружено, что он выписал чек предыдущей ночью и оставил его на каминной полке в своей комнате. Это был чек на 5000 фунтов на имя Бристольского буддийского центра. Почему он выписал его? Это так и не выяснилось, хотя позже стало известно, что он также оставил центру значительную сумму в своем завещании. Как только были улажены все формальности, они смогли выплатить большую часть своей ипотеки и остаться в большом здании.
Симхачитта был резчиком-любителем, и у него была коллекция различных кусков дерева. Община сделала из них его гроб, который вручную расписали члены сангхи. Его похороны в буддийском центре стали восхвалением его жизни и урока, который он преподал им всем, – урока того, как смерть может быть благой.
Свежие побеги
Столетие назад значительная часть человечества жила в условиях культур, на которые буддизм оказывал значительное влияние. Теперь он во многом пришел в упадок, из-за репрессий в результате появления коммунизма в таких местах, как Китай и Тибет, а также, будучи подорван развитием общества потребления в таких местах, как Тайвань и Япония. Как пишет Стивен Бейчелор, «никогда в человеческой истории столь важная мировая религия так быстро не уменьшалась в размерах и влиянии. Три или четыре революции в нужных местах более или менее стерли традиционный буддизм с лица земли»v.
В то время как многие ветви буддизма стремительно отмирают, два региона, где буддизм дает свежие побеги, – это постиндустриальные страны Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также возрождающийся буддизм в Индии.
ДЗБО ответственно за появление некоторых из этих побегов. Оно смогло сделать значительный вклад в их развитие и даже сыграть роль в возрождении буддизма в его традиционных центрах распространения.
В наши дни мир может показаться небезопасным – нам угрожает глобальное потепление, «война против терроризма» или экономический крах. Кажется, что человеческая раса столкнулась с суровым выбором между силами материального потребления и религиозного фундаментализма. Воззрение буддизма на человеческую жизнь могло бы придать материальному успеху Запада большую глубину и осмысленность. Он придерживается этики и ценностей, не прибегая к религиозной догме. Ему есть что предложить современному миру.
В начальные, первые времена люди думали, что ДЗБО изменит мир. Конечно, это было наивно, но каков прок заменять эту веру циничной убежденностью в то, что мы не в силах изменить ничего? Мы все творим мир, в котором живем, нашими поступками. Это всегда смещает равновесие. На одной чаше весов – те поступки, которые совершаются под влиянием жадности, ненависти и неосознанности, на другой – те, которые совершаются из щедрости, любви и мудрости. Община людей, работающих в гармонии и вдохновленных общим видением, может значительно склонить чашу весов в положительном направлении.
Такова история щедрости, идеализма, смелости – и ошибок – многих первопроходцев, которые создавали ДЗБО. Вы учитесь тому, что пытаетесь делать, в процессе попыток сделать это. Мы многому научились за эти сорок лет. Теперь нам самим решать, что из этого выйдет.
i Это упоминается в личном электронном письме автору, октябрь 2008 года.
ii Следующая история основана на телефонном интервью с автором, апрель 2009 года.
iii Следующая история основана на интервью с автором, август 2009 года.
iv История основана на интервью Сакканамы с автором, апрель 2008 года.
v Цит. по Сангхаракшита, 1996а, с. 17.
История «Триратны» – взгляд изнутри
История «Триратны».
Новое буддийское движение – взгляд изнутри.
Ваджрагупта.
История «Триратны» – взгляд изнутри
Вы получили теорию, теперь ...
Дхармическая революция в Индии