Через что мы прорываемся?
Итак, во-первых, через что мы прорываемся? И через что же нам нужно прорваться? В принципе, прорваться нужно через все, что является мирским, все, что является обусловленным, все, что, так сказать, принадлежит этому миру, все, что является частью сансары, все, что представляет собой сектор, спицу, аспект Колеса Жизни. Нужно проломиться, нужно прорваться через все это.
Но, хотя это и верно, это слишком общо. В мирском, обусловленном, сансаре имеется много различных аспектов, и эти разные аспекты сансары похожи на многочисленные плотные, непроницаемые покровы, многочисленные барьеры, многочисленные блокпосты, похожи, как я сказал, на множество огромных валунов, взгромоздившихся на нашем пути, и через все это нужно прорваться. И сегодня вечером я собираюсь обсудить лишь четыре из наиболее важных преград, четыре наиболее важных аспекта обусловленного, мирского, через которые нужно прорваться, чтобы обрести состояние Будды.
Прежде всего, это негативные эмоции. Во-вторых, психологическая обусловленность. В-третьих, рациональное мышление. В-четвертых,чувств о времени. Через все это нужно прорваться, если мы собираемся приблизиться к состоянию Будды.
Во-первых, негативные эмоции. У нас уже не раз был случай поговорить об этом, в особенности о том, что касается словесных проявлений. Так что же они такое? В своей первичной форме негативных эмоций три. Есть страстное желание, в значении невротического желания. Есть ненависть и страх. Это первичные формы негативных эмоций. Но есть много форм второго и третьего порядка: беспокойство-своего рода распределенный страх, ненадежность, ревность, жалость к себе, вина, угрызения совести, презрение, тщеславие, зависть, депрессия, пессимизм, мрачность, тревога, уныние, отчаяние, подозрительность, возмущение… Здесь я не хочу слишком много говорить о них, потому что чрезмерное внимание к негативным эмоциям само, скорее всего, создаст негативные эмоции.
Поэтому сейчас я вовсе не собираюсь много говорить о них, но у них определенно есть некоторые общие характеристики, как вы имели возможность увидеть. Все эти негативные эмоции представляют собой утечки, стоки эмоциональной энергии. Когда мы вовлекаемся в негативные эмоции, будь то в первичной, вторичной или третичной орме, энергия, психическая энергия, даже духовная энергия постоянно сочится во все направления, и таким образом вовлечение в негативные эмоции ослабляет нас. И это становится причиной ухода в себя: если у вас недостаточно энергии, вы не захотите ею делиться.
Если вы ослабли, если вы потеряли энергию, вы склонны уходить в себя, съеживаться.
Следовательно, негативные эмоции становятся причиной того, что мы сжимаемся до состояния, которое можно описать как холодный, жесткий, тугой узел эгоизма, склонности отделять себя от других.
Это результат постепенного, упорного вовлечения негативные эмоции. И, к несчастью, можно сказать, что негативные эмоции чрезвычайно широко распространены. Они практически всепроникающи, и, кажется, особая функция некоторых вездесущих учреждений заключается в том, чтобы усиливать негативные эмоции, насколько это возможно. Во зьмем, к примеру, ежедневную газету. Вы знаете, множество газет специализируется на сенсациях, всем ужасном и шокирующем. Если есть хорошее пикантное убийство, это как раз то, за что они любят ухватиться, и они переваривают его страница за страницей. Так стимулируются негативные эмоции. Затем есть индустрия рекламы – очень крупная, важная, очень могущественная индустрия. Кажется, что ее особая функция – стимулировать невротическое желание, умножать запросы людей, но не удовлетворять их нужды, а умножать их желания. И мы обнаруживаем, что большинство людей, которых мы встречаем, конечно, как я надеюсь, вне нашего движения, скорее негативно, чем позитивно в своем эмоциональном отношении и своих эмоциональных реакциях.
У вас остается от людей скорее негативное, чем позитивное ощущение, если вращаетесь в обычном обществе. Так что нам нужно быть очень осторожными и не позволять себе поддаваться влиянию, не окрашивать себя в этот серый, негативный оттенок эмоционального отношения. Мы должны проломиться через все это, прорваться через все это, в позитивное эмоциональное состояние, состояние любви, веры и почитания, состояние сострадания, cостояние радости. И мы должны попытаться, мы должны сделать все, что возможно, для того, чтобы поддерживать положительные эмоции, положительное отношение в других людях.
Во-вторых, психологическая обусловленность. Через это также иногда приходится прорываться – через психологическую обусловленность. Но в чем она заключается? Психологические обуславливающие факторы можно определить как факторы, которые влияют на наше состояние ума и наше поведение и даже определяют их, причем мы даже не осознаем их полностью или, возможно, вообще не осознаем.
Предположим, например, что мы родились в этой стране, родились в Англии. Мы естественным образом получали воспитание, говоря на английском языке, если, конечно, не родились в Уэльсе. Мы получили образование в английской школе. Мы неизбежно испытали на себе всю суровость английского климата. И все это повлияет или окажет очень-очень глубокое воздействие на наше мировоззрение, хотя мы этого даже не подозреваем, не осознаем этого, и результатом станет английская психологическая обусловленность, а не, скажем, французская или китайская психологическая обусловленность. Общий результат, практический вывод будет таков, что мы будем рассматривать все вокруг, смотреть на мир глазами англичанина. Мы будем смотреть на вещи с этой особой точки зрения. Когда, например, упоминается битва при Ватерлоо, мы сразу подумаем о победе, мы не будем думать о поражении, и мы будем считать естественным, что мы смотрим на вещи как англичане, мы будем принимать как должное наши взгляды – таковы вещи. Мы не станем думать: «Что ж, я так смотрю на вещи, потому что я англичанин». Мы будем думать: «Таковы вещи, таким образом устроен мир». И мы можем даже думать, что это правильно и справедливо, что вещи «таковы, какие они есть». И мы, возможно, очень удивимся, когда однажды откроем для себя тот факт, что другие люди в мире смотрят на вещи совсем по-другому. Я дал вам всего один пример, но есть много разных видов психологической обусловленности.
Нам придется действительно детально рассмотреть это. Мы психологически обусловлены нашей расой и нашей классовой принадлежностью. Мы психологически обусловлены работой, которую мы выполняем. Просто вдумайтесь в это: вы делаете одну и ту же работу раз за разом, по много часов в день, по много дней в неделю, по много недель в год, так много лет в течение всей вашей жизни, вы психологически обусловлены этим: вы начинаете смотреть на вещи особым образом, с точки зрения своего занятия, профессии, рода занятости, призвания. Мы психологически обусловлены социальной и экономической системой, частью которой мы являемся. С точки зрения общества и экономики, мы – крошечные винтики в гигантской машине, и, конечно, винтик находится в зависимости от машины. Мы психологически обусловлены этим.
Мы психологически обусловлены религией, которая досталась нам при рождении, в которой нас воспитали. Несколько недель назад я проводил семинар в Бирмингеме, и помню, что во время сессии вопросов и ответов обсуждение коснулось чувства вины и того, каким образом вина является результатом ортодоксального христианского воспитания. И просто ради интереса я попросил собравшихся рассказать только, чувствуют ли они, что их христианское воспитание – если таковое имело место – внушило им чувство вины, и оказало ли это неблагоприятное влияние на их жизнь в целом. И сразу заговорили три женщины, достаточно пожилые женщины, и все они сказали, что им внушили это чувство вины, когда они были еще очень юны: они были психологически обусловлены чувствовать вину, и она осталась с ними на всю жизнь и стала во многом источником несчастья и даже страданий в их жизни. Вот что подразумевается под психологической обусловленностью, возникающей под влиянием религии, данной человеку при рождении или воспитании.
О чем же все это свидетельствует? Все это должно показать, что мы на самом деле просто скопление психологически обуславливающих факторов. Мы – это классовая обусловленность плюс социальная обусловленность плюс религиозная обусловленность плюс природная обусловленность и языковая обусловленность. Вот таким образом мы обусловлены, вот так мы психологически обусловлены. На самом деле, в этом очень мало действительно нашего, действительно нашего собственного. В нас и в нашей жизни, в нашем опыте очень мало того, что действительно свободно, что действительно спонтанно, другими словами того, что действительно является нами. Мы большей частью думаем и даже чувствуем, мы определенно действуем тем или иным образом, потому что мы обусловлены делать так. Мы почти всегда не лучше, чем собачки Павлова. Раздается звонок – и мы реагируем, мы отвечаем, а звонки раздаются постоянно. Экономические звонки, социальные звонки, политические звонки, религиозные звонки. Звонки звучат и звучат, а мы, как сумасшедшие, реагируем на все это.
И это мы называем своей «свободой». Такова ситуация. Поэтому можно сказать, что, по правде говоря, на самом деле мы скорее машины, чем человеческие существа. Следовательно, нам нужно прорваться через всю эту обусловленность.
Нам нужно разбить, сокрушить, если хотите, нашу собственную «механистичность». Иначе не будет состояния Будды. Не будет, на самом деле, даже какой бы то ни было подлинной духовной жизни. Этот вид прорыва, этот слом преграды, прорыв через препятствия, вызванные психологической обусловленностью, означает своего рода дробление, своего рода потерю нашего самоотождествления. Это отделение себя от той части нас, которая, если хотите, подобна машине. Можно сказать, что духовный человек не будет думать о себе как об англичанине, даже если видит «Юнион Джек», реющий на ветру в красно-сине-белых тонах, он не будет испытывать какие-то особые эмоции. Он просто подумает: «Что ж, это «Юнион Джек», это флаг нашей страны, хорошо». Но он не испытает этого подъема, эмоции, когда увидит «Юнион Джек». В то же время, с другой стороны, «Звезды и полосы» и «Серп и молот» оставят его столь же равнодушным. Он не будет чувствовать себя и вести себя как англичанин. Он не будет думать о себе как о (это, безусловно, термины, выходящие из моды, но мы становимся тоньше, а у нас нет новых, более тонких, терминов, чтобы заменить старые)… он не будет думать о себе, как о, скажем, рабочем классе, среднем классе или любом другом классе, не будет думать о себе как о горожанине – даже несмотря на то, что живет в городе – или о сельском жителе, живет ли он в деревне или нет. Он не будет думать о себе в основном как о враче, или кондукторе автобуса, или домохозяйке. И, следовательно, он не будет думать, чувствовать или действовать, исходя из этой обусловленности. С другой стороны, он или она будет действовать свободно, спонтанно, творчески, если хотите, из глубин чистой, ясной осознанности. Такой человек рано или поздно перестанет думать о себе даже как о человеческом существе, даже перестанет думать как человеческое существо. Если такая личность, если такая духовная или даже, можно сказать, «трансцендентальная» личность вообще думает – что сомнительно, – она будет думать о себе как о Будде, действовать как Будда, потому что к тому времени он или она разрушит все психологические обуславливающие факторы, совершит прорыв в состояние Будды.
Прорыв в состояние Будды
Статьи о Буддизме
Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:
Путь Будды в современном мире
Единство и история буддизма
Реактивный и творческий ум
Прорыв в состояние Будды
Искусство и духовная жизнь