Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Через рациональное мышление

В-третьих прорыв через рациональное мышление. Это прорыв через сам рациональный ум. Этот вид прорыва, действительно, сложно даже представить. Мы можем хорошо понимать необходимость прорыва через наши негативные эмоции. Они очевидны, они, несомненно, нежелательны. Приложив усилие, мы можем, по крайней мере, теоретически, интеллектуально понять необходимость преодоления психологической обусловленности. Но даже если мы хорошо это понимаем, хотя мы хорошо понимаем необходимость пробраться через негативные эмоции и психологическую обусловленность, в конце концов, именно рациональный ум – то, что все это осознает. А теперь этот ум просят созерцать, просят согласиться на свой собственный распад, свое собственное разрушение, и это на самом деле очень трудно сделать, и это ужасный опыт, даже если это просто идея, просто мысль, просто понятие.

 

Мы знаем, что рациональный ум – это чрезвычайно важная способность. Он развивался на протяжении сотен тысяч лет эволюции. Рациональный ум – главное средство человеческого выживания, и естественно, что рациональный ум нужно ценить, очень высоко ценить.

 

Но не нужно его переоценивать. Рациональный ум неоцним для практических целей. В конце концов, именно рациональный ум открыл огонь. Рациональный ум изобрел колесо, приручил животных на заре истории, изобрел механизмы и приспособления, основал города и правительственные системы, построил дороги и мосты. А в более недавнее время именно рациональный ум, рациональный интеллект создал самолет, радио и телевидение, именно рациональный ум расщепил атом. И именно рациональный ум планировал высадить человека на Луне. И именно рациональный ум в данный момент мечтает – если можно говорить о мечтах рационального ума – о межпланетных и межгалактических путешествиях.

 

Очевидно, скоро появятся межпланетныеи межгалактические туристические агентства! И человек, рациональный ум может всего этого достичь. Это не является невозможным, это не выходит за пределы возможностей, но, но – и это на самом деле очень большое «НО» – рациональный ум может сделать все это, может достичь всего этого, может добиться всего этого и даже большего, чем мы можем себе представить, того, о чем в настоящем мы не можем даже мечтать, но рациональный ум не может постичь Реальность. Он не может постичь Реальность.

 

Используя слова, или корее слово, Будды, Реальность, сама Истина, Абсолют, Безусловное, первоначальное определяется как «аттакаваччара». В слове «аттакаваччара» «така» или «тарка» означает «рациональное мышление, рациональная мысль», даже «логика». И Будда с ясностью и несомненностью подчеркивает, что для того, чтобы ощутить Реальность, нужно выйти за пределы этого.

 

Нужно преодолеть рациональный ум, даже разрушить рациональный ум. Только тогда можно совершить прорыв в состояние Будды. Рациональный ум достиг столь многого, что мы предпочитаем думать, что он может все. Нам нравится думать, что мы понимаем буддизм с помощью рационального ума. Мы предпочитаем думать, что с помощью рационального ума мы постигаем природу Просветления. Мы предпочитаем думать, что с помощью рационального ума мы постигаем Дзен. Люди пишут книги о Дзен, и все они написаны с помощью рационального ума, множество, множество книг о Дзен, написанное самыми разными западными людьми, и все они написаны рациональным умом. В то время как на самом деле Дзен – не что иное, как огромный, ошеломительный протест против допущения, даже можно сказать, нечестивого предположения или допущения того, что рациональный ум может постичь Реальность. Можно сказать, что Дзен очень грубо дает рациональному уму жестокую пощечину. Обычно люди предпочитают думать, что рациональный ум всемогущ – что он может сделать все, всего достичь, все измерить, все постичь. Им не нравится, когда их просят размышлять над слабостью рационального ума. И им не нравится, когда им напоминают о силе нерационального, и по этой причине они иногда очень резко реагируют на вещи, которые напоминают им о нерациональном или заставляют их, возможно, почувствовать внутри себя присутствие, даже порыв, даже толчок нерационального. Вот почему некоторые люди довольно резко реагируют на такие вещи, как безумие. Они предпочитают не думать о безумии или даже не видеть безумие, и, возможно, знаменательно то, что в Англии мы запираем безумных или, по крайней мере, отделяем их от себя – они скелеты в шкафу общества. Даже довольно безобидные убираются с глаз долой: непозволительно, чтобы их увидели. Непозволительно, чтобы они ходили по улицам. В то время как в Индии, напротив, безумцам обычно дозволяется бродить довольно свободно. Их можно увидеть на улицах больших городов, на улицах деревень – безвредных лунатиков. Потому что индийцы не боятся безумцев, и они их не боятся, потому что они не боятся нерационального.

 

Подобным образом, мы склонны бояться сильных эмоций. Нам нравятся хорошие, вежливые, мягкие, прирученные, укр ощенные, выдрессированные эмоции. Нам не нравятся сильные эмоции, которые могут вывести нас из себя, стать причиной потери контроля над собой.

 

И, конечно, нам очень часто не нравятся сильные эмоции, такие, как сексуальное желание, в некоторых случаях мы довольно резко реагируем на наркотики, на сюрреалистическое искусство, даже на сравнительно безопасные вещи или людей, подобных неграм и цыганам.

 

Довольно примечательно, что цыгане так беспокоят городские районные управы и тому подобные учреждения, потому что они тоже несут в себе это – иррациональное, неуправляемое, неконтролируемое, неукротимое. Они все символизируют для нас силу нерационального. Они все отражают возможность и также опасность прорыва через рациональный ум.

 

И наконец, в-четвертых, прорыв через ощущение времени. Что ж, что такое ощущение времени? Что такое время? Можно сказать: «Время – это безопасность», что на самом деле означает: «Время – это отсутствие безопасности». Но, возможно, все это слишком таинственно. Можно сказать, что есть два вида времени, некоторые люди говорят, что их три или четыре, но давайте сегодня остановимся на двух – двух видах времени: есть органическое время и механическое время. Или, можно сказать, что есть органическое время и часовое время.

 

Под органическим временем мы подразумеваем наше собственное всеобъемлющее переживание чистой непрерывной длительности, в которой не существует мысли о прошлом, не существует мысли о будущем, существует только прямое мгновенное настоящее, ощущение чистой, всеобъемлющей длительности, непрерывности. Здесь нет расщепления временного потока на прошлое, настоящее и будущее. Но механическое или часовое время – это переживание передвижения как бы по прямой линии.

 

Поэтому его иногда называют «линейным» временем, и оно разделяется на прошлое, настоящее и будущее. Оно дробится на часы, минуты, секунды. Органическое время, можно сказать, расширяется и сокращается согласно напряженности переживания человека. Если переживание более интенсивно, тогда органическое время расширяется, если оно менее интенсивно, органическое время сокращается.

 

Но часовое время совершенно единообразно, оно одинаково все время. Это один и тот же ровный, неживой уровень.Поэтому часовое время не соответствует органическому времени, и часовым временем нельзя измерить органическое время или то, как человек внутри себя ощущает, так сказать, органическое время. Когда мы говорим о прорыве через ощущение времени или прорыве через время, мы имеем в виду механическое, часовое время, и именно от этого времени нам нужно обрести независимость. Большинство из нас, к несчастью, рабы часового времени, особенно те, кто живут в городах, потому что мы должны жить согласно часам.

 

Мы должны жить по часам. Позвольте мне дать пример: мы, например, говорим, что пришло время есть. Может быть, мы не голодны, мы совсем не хотим есть, но на часах двенадцать или час, и это время для еды. Поэтому нам все равно приходится есть, потому что пришло время для еды, и точно также мы работаем, когда приходит время для работы, мы ложимся спать, когда приходит время спать, время идти в постель – одиннадцать, двенадцать часов, в зависимости от обстоятельств. Мы даже медитируем тогда, когда наступает время медитировать, и часто, очень часто это единственная причина.

 

Наши жизни сцеплены с часами. И таким образом естественные саморегулирующиеся ритмы организма разрушаются, и мы теряем ощущение органического времени, чистой непрерывности. Наш жизненный опыт не разворачивается, так сказать, не расцветает из глубин вечного «сейчас», но в некотором роде вытягивается, подобно белью на веревке, и, следовательно, мы мысленно предвкушаем наши переживания, как бы заранее подготавливаем их. Мы вытягиваем программы и дневники и так далее, и это происходит потому, что в своей сущности, в своей основе мы не доверяем себе настолько, чтобы переживать органическое время, чистую непрерывную длительность. Мы не доверяемся себе в этом, потому что чувствуем отсутствие безопасности, и именно поэтому я вначале сказал, что время, часовое время – это безопасность и, следовательно, отсутствие безопасности. Мы предпочитаем думать, исходя из контекста часового времени: «Итак, сегодня понедельник. Сегодня я сделаю то-то и то-то. Во вторник во столько-то и столько-то я буду делать то-то и то-то. На следующей неделе я сделаю вот это. В следующем году я сделаю то-то и то-то». Таким образом некоторые люди планируют и организуют всю свою жизнь, вплоть до прихода пенсии. А после этого, конечно, наступает просто пустое, несколько пугающее, жалкое время перед смертью. И это действительно пугающая мысль. И, конечно, это не только наша собственная вина, не только наша индивидуальная вина, потому что на нас все время оказывается давление, чтобы мы жили так: регулировали нашу жизнь по часам, соизмеряли наше существование с часами. И, конечно, это означает, что мы на самом деле совсем не живем. Поэтому нам нужно преодолеть это ощущение времени, прорваться через механическое время. Мы должны, так сказать, разбить часы или, по крайней мере, позволить им сбиться.

 

Итак, есть многое, через что нам нужно прорваться. Мы должны прорваться через наши негативные эмоции, психологическую обусловленность, прорваться через рациональное мышление и ощущение времени. И таким образом, действуя в этих четырех направлениях, так сказать, одновременно, действуя с четырех углов одновременно, мы прорываемся в состояние Будды, мы сходимся воедино в состоянии Будды. У состояния Будды есть различные аспекты, и эти разнообразные аспекты состояния Будды соответствуют различным аспектам обусловленного, мирского, сансары. Если мы в какой-то момент преодолеем обусловленное, мы прорвемся в соответствующий аспект состояния Будды. Если, к примеру, мы преодолеем страдания обусловленного существования, мы прорвемся к блаженству, счастью, бесконечной радости состояния Будды. Подобно этому обстоит дело и со всеми четырьмя аспектами обусловленного, с которыми мы имеем дело. Прорыв через негативные эмоции означает прорыв в положительные эмоции любви и сострадания, которые являются аспектами состояния Будды. Преодоление психологической обусловленности означает, что мы прорываемся в состояние полной свободы, спонтанности и необусловленного творчества. Прорыв через рациональный ум означает прорыв в состояние, которое можно описать как «трансцендентальную нерациональность». А прорыв через ощущение времени означает прорыв в переживание вечного, бесконечного «сейчас». И все это – характеристики состояния Будды. Любовь и сострадание, свобода и спонтанность, трансцендентальная нерациональность и существование в вечном «сейчас». Поэтому они будут являться, они также являются качествами просветленного человека. Просветленный человек будет проявлять, излучать положительные эмоции, будет полностью необусловлен и спонтанен в поведении, следовательно, будет непредсказуемым – он сможет совершить любое действие в любой момент времени, не будет привязан к рациональному мышлению, связан рациональным мышлением и будет в значительной мере лишен какого-либо ощущения механического времени, будет жить от момента к моменту и наслаждаться, так сказать, блаженством чистой непрерывности.

 

Следовательно исходя из всего этого, мы видим, что просветленная личность принимает довольно необычные очертания. Возможно, вам будет интересно узнать, что в некоторых индийских текстах в самом конце длинного рассуждения о духовной жизни, нирване и так далее поднимается вопрос о том, как, скажем, освобожденная, просветленная личность проявляется перед другими?

 

Статьи о Буддизме

Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:

      Путь Будды в современном мире
      Единство и история буддизма
      Реактивный и творческий ум
      Прорыв в состояние Будды
      Искусство и духовная жизнь