Реальность, Бога или Брахму?
Какой увидят ее другие? Сам для себя, внутри, этот человек будет Просветленным, он будет знать Реальность, он будет знать Бога или Брахму.
Но каким он предстанет, каким он покажется перед другими? Идается очень интересный ответ. В некоторых из текстов дается ответ, состоящий из трех частей. Говорится, что другим Просветленный человек предстанет, во- первых, как ребенок, во-вторых, как безумец, в-третьих, как привидение.
Он подобен ребенку, поскольку ребенок спонтанен и раскован. Подобен безумцу, потому что Просветленный человек в каком-то смысле просто не поддается объяснению с точки зрения здравого смысла. И он подобен привидению: привидение, вне всяких сомнений, просто появляется и исчезает. Вы не знаете, откуда оно приходит, вы не знаете, куда оно направляется. Просветленный человек в точности таков же: вы не можете проследить его путь, не можете лишить его свободы, не можете загнать его в угол: он точно так же проскальзывает сквозь пальцы. В нем есть что-то жутковатое, необъяснимое. Поэтому можно сказать, что Просветленный человек, совершивший прорыв в состояние Будды, вне всякого сомнения, не покажется другим людям респектабельным, законопослушным гражданином.
Во-вторых, второй основной заголовок: Как совершается прорыв? Этого нам придется коснуться намного короче. Прежде всего, прорыва в целом, а во-вторых, преодоления четырех аспектов обусловленного существования, о которых я уже упоминал.
Прорыв в целом. Любой прорыв, преодоление любого аспекта обусловленного существования, любого аспекта Колеса Жизни, достигается главным образом посредством развития осознанности, внимательности, памятования.
Можно сказать, что осознанность – это величайший растворитель негативных эмоций. Осознанность – также величайший растворитель психологической обусловленности, на самом деле любого аспекта обусловленности внутри нас. Такой мощный растворитель, что можно даже сказать, что без осознанности не может быть духовной жизни. В той степени, в которой присутствует осознанность, существует и духовная жизнь. Можно даже сказать, что лучше красть с подлинной осознанностью, чем делать пуджу без какой бы то ни было осознанности вообще. Действие, мысль, чувство являются духовными в той степени, в какой они сопровождаются осознанностью, и чем бы это ни было, если в этом есть нечто негативное, некий привкус обусловленности, осознанность, с которой это делается, если эта осознанность поддерживается, рано или поздно она разрушит всю обусловленную, негативную сторону.
Следовательно, осознанность обладает первостепенным значением для духовной жизни. Без осознанности нет духовной жизни. Нет прорыва, нет преодоления без осознанности. Мы часто затрагивали эту тему, даже имели с ней дело довольно долго, поэтому сегодня вечером мы не будет продолжать ее дальше.
Прорыв также достигается посредством регулярной духовной практики того или иного вида, будь то пуджа – выполнение семичленной пуджи, совершение подношений и так далее, будь то медитация, просто повторение молитв или регулярное совершение даяния, потому что каждый раз, когда мы практикуем, есть результат.
Практика может быть очень короткой, очень ограниченной, но результат есть, и если вы поддерживаете ограниченную практику, если она регулярна, если она совершается каждый день, даже каждый час, или каждую неделю, вы что-то делаете – и создается результат, что-то делаете – есть результат, снова что-то делаете – снова результат.
Таким образом следствия накапливаются. Они накапливаются в форме того, что в Йогачаре называется «благими семенами». И если мы продолжаем практиковать, практикуем регулярно и довольно долго, эти благие семена, так сказать, внутри нас, эти полезные следствия накапливаются, пока, так сказать, не пробьются и не наступит прорыв. Но, конечно, в этом случае нам нужно запастись терпением.
Часто дается пример, о котором я упоминал ранее, пример со скалой, которая раскололась с двадцатым ударом. Некто нанес по скале девятнадцать страшных ударов, а скала внешне оставалась такой же, как и прежде, но с двадцатым ударом она раскололась на две половины. Так что первые девятнадцать ударов не были бесполезны. Без этих девятнадцати ударов, хотя и казалось, что они не произвели никакого эффекта, двадцатый удар не сработал бы. Какое-то воздействие оказал каждый из тех девятнадцати ударов. Следовательно, это другой вид прорыва, повторение этих ударов регулярной практики один за другим, месяц за месяцем, год за годом, десять, двадцать, тридцать лет, накопление результатов, накопление напряжения и затем – совершение прорыва. Это еще один способ, еще один общий метод.
Бывает, что прорыв также совершается в жизни с появлением нового фактора, в особенности нового человека, под которым подразумевается что-то или кто-то, что или кто вытряхивает вас из привычной повседневности, если хотите, взламывает привычную повседневность, в какой-то мере высвобождая нас из нашей обусловленности. Это еще один способ, с помощью которого мы, говоря в целом, можем совершить прорыв.
О прорыве в целом достаточно, теперь о четырех препятствиях, о преодолении четырех препятствий, четырехаспектов обусловленного, о которых я уже упоминал. Как мы прорывается через негативные эмоции? Как? Главным образом, несомненно и очевидно, с помощью развития положительных эмоций. И здесь нам могут очень сильно помочь такие практики, как метта-бхавана, развитие всеобъемлющей любящей доброты, хотя они и довольно трудны. Мы можем также преодолеть негативные эмоции, больше общаясь с людьми, которые обладают положительными эмоциями, людьми, которые полны любви, или сострадания, или радости, или уверенности, или просто обычной бодрости. Это на самом деле может очень сильно помочь. Также может помочь правильное питание – не та пища, которая засоряет ваш организм и увеличивает вес, заставляя чувствовать себя тяжелым, переполненным и сонным, та пища, исключительно которую потребляют слишком многие люди в англо-саксонских странах. Можно также прорваться к положительным эмоциям, по крайней мере, до некоторой степени, больше живя на открытом воздухе – что, конечно, очень трудно сделать в этой стране. Я также сделал себе пометку «особенно, под лучами солнца», и когда я ее прочитал, мне стало довольно любопытно, не будет ли идти дождь во время лекции. Но это действительно помогает. Некоторое время назад я прочитал в журнале статью, в которой говорилось об экспериментах, проведенных в Америке, согласно которым, если вы работаете на солнце и чаще показываетесь под солнцем, вы становитесь умнее, не по существу, но вы можете более активно применять свой ум в действии. Они проводили эксперимент со студентами, студентами колледжа.
Одной группе студентов они назначили экзамен в конце периода плохой погоды, а у другой группы студентов экзамен состоялся после прекрасных летних дней, и те студенты, которых проэкзаменовали после прекрасных летних дней, справились намного лучше, чем другие, хотя во всех других отношениях они были полностью равны.
Очевидно, этот эксперимент повторялся несколько раз – одного было бы недостаточно для такого утверждения – и было обнаружено, что солнечный свет стимулирует сообразительность. И, несомненно, солнечный свет стимулирует положительные эмоции. Поэтому если мы хотим попасть в более позитивное эмоциональное состояние, что же, нам стоит оставаться на солнце как можно дольше. И, конечно, смотреть на такие вещи, как зеленая трава и синее небо, и пытаться окружить себя яркими цветами. Возможно, нам стоит одеваться более ярко и красочно, потому что все это оказывает некоторое психологическое воздействие. Известно, например, что в психиатрических лечебницах, если положить пациента в комнату, окрашенную в серый цвет, он будет впадать все в большую и большую депрессию, но если его положить в комнату, окрашенную в розовый или красный, это окажет стимулирующее воздействие.
То же самое относительно желтого цвета и оранжевого цвета – эти цвета стимулируют. И, возможно, довольно знаменательно, что до недавнего времени, по крайней мере, в англо-саксонских странах, для мужчины обычной считалась такая темная одежда. Поэтому я считаю, что тот факт, что сегодня очень многие, в особенности мужчины, носят более красочную одежду, – благоприятный для психологического здоровья знак. Это означает более позитивное эмоциональное состояние, более позитивное эмоциональное отношение. Это что касается того, как мы прорываемся к более позитивному эмоциональному состоянию через негативные эмоции.
Далее, как мы преодолеваем психологическую обусловленность. Конечно, главным образом с помощью осознанности. Осознания того, что ты обусловлен, действуешь механически, несвободен. Но как развивается такая осознанность? Как ее расширить? Как увеличить ее спектр? Иногда этого можно добиться, вполне сознательно помещая себя в незнакомый вид обусловленности. Предположим, например, что кто-то психологически обусловлен тем, что он англичанин. Тогда пусть он просто поедет и поживет в Италии, или поедет и поживет в Индии или Японии. И если он поживет там какое-то время, он осознает свою обусловленность, потому что осознает обусловленность людей, среди которых он живет: их обусловленность, с которой он не был знаком, столкнется с его обусловленностью (иногда это бывает довольно неприятным, если не сказать болезненным), и это даст ему возможность осознать свою обусловленность.
Например, вы отправляетесь в Индию и обнаруживаете, что у людей, живущих там, есть множество ужасных и отвратительных привычек, совсем не как у англичан. Большинство из них не пользуется ножом, ложкой или вилкой – они суют руку прямо в рис и едят его руками, и англичан поначалу это очень часто крайне шокирует, они думают, что это ужасно негигиенично – есть пищу из рук. Правда, надо сказать, что индийцы моют руки, прежде чем есть ими, но это не очень-то впечатляет таких людей. Но, пробыв там какое-то время, более или менее продолжительное, вы начинаете к этому привыкать, это начинает иметь какой-то смысл, и рано или поздно вы осознаете, что только из-за своей собственной обусловленности вас поначалу шокировал вид людей, едящих руками. И в какой мере вы осознаете свою обусловленность, в такой мере вы освобождаетесь от этой обусловленности.
Так что это очень хорошо – попутешествовать, увидеть различные части света, новые страны, встретиться с новыми людьми, людьми разных рас, религий, языков, цвета кожи, культур. Это делает нас чуть чуть более осознанными относительно нашей собственной обусловленности. Конечно, по мере того, как мы становимся старше, мы приобретаем склонность посещать только давно знакомые места и видеть только давно знакомые лица. Мы думаем:
«Хорошо, я поеду туда еще раз, я был там десять, пятнадцать лет назад, возможно, я был там каждый год в течение десяти, пятнадцати, двадцати лет. Проведу там еще один отпуск. Там все тот же хозяин отеля, все тот же пляж – он не изменился».
Так мы просто путешествуем по одному и тому же маршруту снова и снова, становясь старше и старше – а все мы когда-нибудь стареем. Нам нужно осознавать это. Вот один способ, или всего лишь несколько из способов преодолеть психологическую обусловленность.
Прорыв в состояние Будды
Статьи о Буддизме
Статьи и расшифровки бесед, в которых исследуются различные аспекты буддизма и того, что значит жить действительной духовной жизнью в современном мире:
Путь Будды в современном мире
Единство и история буддизма
Реактивный и творческий ум
Прорыв в состояние Будды
Искусство и духовная жизнь