Будда, с которым мы можем вступить в контакт
В прошлых сессиях мы увидели, что для многих буддистов история Будды – не просто фактографическая запись исторических событий. На этой неделе мы посмотрим, почему большинство буддистов рассматривают Будду не только как духовного учителя, который давным-давно умер и поэтому не может воздействовать на нас здесь и сейчас.
Представлять Будду и его качества, нести Будду в уме с уважением, визуализировать Будду или иное просветленное проявление – это важные практики для многих буддистов, которые имеют конкретную духовную цель и позитивно воздействуют на многих людей. Мы можем рассматривать эти практики как упражнение в творческом воображении, как путь развития качеств, с которыми мы не можем соприкоснуться в самих себе. Мы можем рассматривать Будду, с которым мы можем вступить в контакт в воображении и медитации, как аспект нашего собственного потенциала – того, что иногда называют «природой Будды». Или же мы можем рассматривать эти практики как способ вступить в контакт с мощным внешним потоком духовной энергии. То, как мы объясняем позитивный эффект этих практик, не имеет значения, если только мы не отвергаем их из-за предрассудков и ограниченного рационализма.
В присутствии Будды
Чтобы понять, как развивались эти практики, возможно, будет полезно вообразить, каково было бы быть одним из ранних членов Сангхи, живущим и практикующим в присутствии Будды. Каково было бы проводить время с Буддой, ощущать влияние и вдохновение существа со столь высоким уровнем развития?
Мы можем представить, что, если бы мы жили в присутствии Будды, это бы постоянно напоминало нам о качествах Просветления, и наш собственный потенциал этих качеств был бы пробужден и поощрялся. Мы можем представить, что в результате такого влияния эти качества росли бы и усиливались, стали бы более могущественной частью нашего существа, в то время как наши менее искусные склонности постепенно ослабевали бы. Мы можем представить, что мы довольно естественно пришли бы к тому, что начали действовать, говорить и думать подобно Будде. Мы можем представить, что со временем мы бы становились больше похожими на Будду, и это происходило бы довольно естественно, лишь с небольшими явными усилиями с нашей стороны.
Многие ранние буддисты, должно быть, осознавали, что само время, проведенное рядом с Буддой, оказывает на них мощное воздействие, и после смерти Будды они, несомненно, поняли, что они потеряли. Они неизбежно попытались получить пользу от пребывания рядом с Буддой, даже несмотря на то, что он физически больше не присутствовал с ними, и, без сомнения, именно так развилась практика осознавания Будды. На самом деле, как мы увидим, эта практика существовала еще до смерти Будды, потому что не все его ученики могли быть с ним даже во время его жизни. Но только спустя годы и столетия после Паринирваны Будды этот вид практики действительно обрел свою форму, став одним из наиболее распространенных видов практики медитации вскоре после смерти Будды, а в более поздних формах буддизма дав начало многим разнообразным формам поклонения, многим различным практикам медитации и многим так называемым «архетипическим» Буддам и Бодхисаттвам, воплощающим различные аспекты Просветления.
Преимущества
Согласно традиционным комментариям, сохранение в уме Будды и его качеств обладает многими преимуществами. Это дает нам смелость и силу подняться над страданиями от жизни в этом мире. Оно ведет к полноте веры и дарует мудрость и понимание. Мы начинаем чувствовать, как будто мы живем в присутствии Просветленного, и если мы склоняемся к неискусным действиям, нас удерживает от них благотворный стыд, как будто бы мы находились лицом к лицу с самим Буддой. Со временем наше тело становится «столь же достойным почитания, как алтарная комната», а наш ум «стремится к уровню Будд». Даже если мы далеко от достижения этого в этой жизни, мы продвинемся в направлении «счастливой судьбы». Кажется, что таков духовный и психологический закон: на чем мы сосредотачиваем свой ум, тем мы и становимся. Сосредотачивая свой ум на Просветленном существе, мы приводим к созреванию наш собственный потенциал Просветления, и таким образом постепенно все больше приближаемся к «пребыванию в сфере высочайших Будд».
Пример из времен Будды
Источники практики памятования о Будде восходят ко времени самого исторического Будды, как мы можем видеть из следующего отрывка из Сутта-нипаты, одного из древнейших из сохранившихся буддийских текстов.
В этой истории старик по имени Пингия говорит с брамином Бавари и возносит Будду до небес. Бавари, вероятно, несколько выведен из себя тем, что Пингия восхваляет этого учителя, не являющегося брамином, потому что спрашивает его: «Если этот Готама так чудесен, почему ты не проводишь с ним все свое время: Почему ты не с ним прямо сейчас?»
Пингия отвечает, что он не может быть рядом с Буддой в теле, потому что он стар и слаб, поэтому не может путешествовать вместе со своим учителем. Но, говорит он, используя силу памятования и воображения, он способен чувствовать присутствие Будды все время, и поэтому в уме он никогда не отдаляется от него. Кажется, что Будда говорит с Пингией, хотя физически он на расстоянии многих миль от него, рассказывая ему, что другие люди до него обрели освобождение силой веры или преданности (шраддха на санскрите, саддха на пали), и предсказывая, что сам Пингия обретет Просветление таким образом, посредством этой самой практики.
Восхваления Пингии о пути к дальнему берегу
(Из Сутта-нипаты, пер. Х. Саддхатиссы, стр. 131-133).
– Я спою вам восхваления Пути к дальнему берегу, – сказал Пингия (когда вернулся туда, где брамин Бавари жил на берегу реки Годавари). – Его описал нам этот человек в точности таким, как увидел его. Но нет причин, по которым человек, подобный ему, мог бы лгать, человек огромного знания и совершенной чистоты, человек, не имеющий страстных желаний.
Когда в голосе нет ни малейшей бойкости гордости, ни малейшей твердости шипов неведения, тогда его слова полны сладости и красоты. Именно такие слова я теперь восхваляю.
Его зовут Буддой, Просветленным, Пробужденным, рассеивающим тьму, обладающим совершенным видением, знающим весь мир без остатка, вышедшим за пределы состояний бытия и становления. В нем больше нет устремлений испорченности: он полностью устраняет все страдания. Этот человек, брамин Бавари, – человек, которому я следую.
Он подобен птице, покидающей лесные ветви и летящей к деревьям, обильным плодами. Я тоже покинул туманный полусвет мнений, подобно лебедю, я достиг великого озера.
До того, как я услышал учения Готамы, люди всегда говорили мне: «Так всегда было, и так всегда будет», – это лишь постоянное повторение традиции, основа для возникновения умозрений.
Этот принц, этот луч света, Готама, был единственным, кто рассеял тьму. Этот человек, Готама, – вселенная мудрости и мир понимания, учитель, чья Дхарма есть Вещи как они есть, мгновенная, непосредственная и видимая повсюду, искореняющая страстные желания и не приносящая вредоносных побочных эффектов, подобной которой нет ничего в мире».
– Но, Пингия, – сказал Бавари, – почему ты не проводишь все свое время, каждое мгновение с этим человеком, Готамой, этой вселенной мудрости, этим миром понимания, учителем, чья Дхарма есть Вещи как они есть, мгновенная, непосредственная и видимая повсюду, искореняющая страстные желания и не приносящая вредоносных побочных эффектов, подобной которой нет ничего в мире?
– О брамин, – сказал Пингия, – для меня нет ни малейшего мгновения, которое я бы провел в отдалении от Готамы, этой вселенной мудрости, этого мира понимания, учителя, чья Дхарма есть Вещи как они есть, мгновенная, непосредственная и видимая повсюду, искореняющая страстные желания и не приносящая вредоносных побочных эффектов, подобной которой нет ничего в мире.
– Видишь ли, господин, – сказал Пингия, – я могу постоянно и с неотступной бдительностью видеть его в моем уме столь же ясно, как моими глазами, ночью, равно как и днем. И поскольку я провожу ночи в поклонении ему, в моем уме нет ни единого мгновения, проведенного вдали от него.
Я не могу уйти от учения Готамы: силы преданности и радости, знания и осознавания удерживают меня здесь. Каким бы путем не шел он, вселенная мудрости, он ведет меня за собой.
Физически я не могу идти: мое тело разлагается, я стар и слаб, но движущая сила мысли, устремленной к цели, влечет меня туда беспрерывно.
Было время, когда я, извиваясь в болотной грязи, мог лишь передвигаться от одного камня к другому. Но затем я увидел Самбуддху, полностью пробужденного и свободного от загрязнений.
Тогда Будда сказал:
– Пингия, другие люди освободили себя силой преданности. Ваккали, Бдахравудха и Алави-Готама сделали это. Ты тоже должен позволить этой силе освободить тебя, ты тоже попадешь на дальний берег, где до тебя не дотянется смерть.
– Эти слова, – сказал Пингия, – слова мудрого. Когда я слышу их, моя уверенность растет. Этот человек – Самбуддха: он снял завесу и пробудился. В нем нет ничего пустого, его ум ясен и светоносен.
Все доступное знание ведомо ему, даже то, что видит наивысшая проницательность божества. Для того, кто, будучи полон сомнений, приходит к нему, не остается никаких вопросов: учитель ответил на все.
Да, я отправлюсь туда. Я выйду за пределы непостоянства, я выйду за пределы составного, я выйду за пределы сравнений. Больше нет сомнений. Можете считать, что ум освобожден.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Смотрели ли вы когда-нибудь на кого-либо как на пример или ролевую модель? (Можете подумать о героях художественных произведений и известных людей, а не только людей, которых вы знаете лично). Какие качества вас особенно восхищают? Как вы думаете, могли бы вы взаимодействовать с этими качествами так же легко в абстрактной форме, не думая о человеке, который их воплощает?
2. Есть ли какие-либо качества Будды, которые вас особенно восхищают или вдохновляют?
3. Попытайтесь ненадолго вообразить самого себя в присутствии Будды или какой-либо другой личности, которой вы восхищаетесь – возможно, вспомните о них в медитации или представьте, что они с вами, когда вы выполняете какие-то повседневные дела. Как это на вас воздействует? Расскажите об этом группе.
4. Почему памятование о Будде может придать нам смелость?
5. Вы согласны, что памятование о Будде может быть полезной практикой? Как вы думаете, как это могло бы работать? Как вы привносите элементы этого в свою практику?
6. В конце восхвалений Пингии кажется, что Будда говорит с Пингией, хотя физически он на расстоянии многих миль от него. Как вы истолковываете это?
Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях
1. Изучение Дхармы как духовная практика
2. Как стать буддистом?
3. Будда – цель буддизма
4. Будда – основатель и его поиски
5. Мифический Будда
6. Будда, с которым мы можем вступить в контакт
7. * Дхарма – Фундаментальный анализ
8. Многочисленные измерения Дхармы
9. Сангха как средство развития
10. Сангха как цель
Учебный курс для митр Буддийской Общины Триратна
Часть 1. Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях
Часть 2. Исследуя буддийскую практику: Пять наставлений
Часть 3. Исследуя буддийскую практику: Медитация
Часть 4. Исследуя буддийскую практику: Мудрость
Часть 5. Буддизм и Буддийская Община Триратна