Содержание книги «Смысл буддизма и ценность искусства»
Об авторе
• Сангхаракшита (Деннис Лингвуд) родился в 1925 году в Лондоне.
• В 16 лет стал буддистом, во время Второй мировой войны остался в Индии.
• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году.
• В последние годы посвятил себя писательской деятельности.
Комментарий издателя
• Русское издание книги называется "Смысл буддизма и ценность искусства".
• В последнем английском издании сделаны исправления и заменены переводы палийской поэзии.
Введение к "Смыслу буддизма и ценности искусства"
• Сангхаракшита исследует возможность целостного видения, объединяющего буддизм и искусство.
• Интерес к искусству начался в детстве, когда он читал поэзию и рассматривал живопись.
• В Индии стремление к красоте и духовному пути вступили в конфликт, который позже был разрешен.
Процесс достижения согласия
• Сангхаракшита осознал, что смысл буддизма и искусства совпадают.
• Преданность искусству и духовной жизни должна стать абсолютной и непререкаемой.
• Это осознание стало синтезом противоборствующих страстей.
Эссе в книге
• Эссе "Религия искусства" и "Смысл буддизма и ценность искусства" отражают это осознание.
• "Совет юному поэту" написан для друга и содержит советы по развитию личности.
• "Голос Безмолвия" посвящен парадоксу и поэзии, подчеркивая их эффективность для передачи духовных учений.
Эссе и их значение
• Эссе — это попытка или испытание, пролагающее новое направление мысли.
• Эссе Сангхаракшиты вдохновлены буддизмом и искусством.
Влияние Ламы Говинды
• Лама Говинда, друг Сангхаракшиты, написал книгу "Искусство и медитация" в 1936 году.
• Сангхаракшита вдохновился идеями Ламы Говинды и воспроизвел их в своих эссе.
Идеи Сангхаракшиты
• Сангхаракшита развивает идею глубинного единства искусства и религии.
• В эссе "Смысл буддизма и ценность искусства" он утверждает, что буддизм и искусство расширяют сознание.
• В "Религии искусства" он отождествляет искусство и буддизм с бессамостностью и трансформацией.
Определение искусства Сангхаракшитой
• Сангхаракшита определяет искусство как организацию чувственных впечатлений в формальные связи.
• Его определение искусства отличается от популярного и направлено на преображение жизни.
Практическое применение идей
• Автор размышляет о влиянии искусства на примере посещения часовни Королевского колледжа.
• Он отмечает, что искусство может расширить видение и преобразить человека, подобно медитации.
Западная буддизм и искусство
• Западные буддисты находятся в особой ситуации, и идея "религии искусства" помогает это понять.
• Сангхаракшита не упоминает об этом в своих эссе, но его идеи актуальны для всех.
Конфликт вдохновения и влияний
• Воспитанные в западной культуре, мы вдохновляемся западным искусством.
• В то же время мы стремимся к азиатской религиозной традиции.
• Конфликт между этими двумя влияниями требует решения.
Музей Фицуильяма и скульптура Гуаньиня
• Автор посещает Музей Фицуильяма и видит китайскую скульптуру Гуаньиня.
• Скульптура вызывает у него размышления о связи религии и искусства.
• Автор осознает, что искусство может помочь выйти за пределы эго.
Искусство Сезанна и его влияние
• Автор рассматривает картину Сезанна с яблоками.
• Искусство Сезанна помогает ему погрузиться в созерцание реальности.
• Это приводит к осознанию, что искусство может быть окном в мир за пределами эго.
Эссе Сангхаракшиты о религии искусства
• Сангхаракшита подчеркивает важность восприимчивости к искусству.
• Его эссе о религии искусства стимулируют к такой восприимчивости.
• Сангхаракшита определяет религию искусства как "сознательное покорение прекрасному".
Творчество и духовная жизнь
• Активная вовлеченность в искусство помогает ценить его силу.
• Сангхаракшита продолжает заниматься искусством и буддизмом.
• В буддийской общине "Триратна" проводятся ретриты и фестивали искусств.
Связь искусства и буддизма
• Искусство и буддизм имеют глубокую связь.
• Увлеченность искусством помогает буддистам развивать эмоциональную жизнь.
• Искусство может возвысить и увести воображение за пределы эго.
Призыв к эстетической жизни
• Автор призывает к искреннему погружению в музыку, поэзию и изобразительное искусство.
• Знакомство с новыми творениями расширяет опыт и вкус.
• Это помогает ощутить опыт религии искусства и стать участником поисков Сангхаракшиты.
Возрождение восточной литературы
• Шопенгауэр предсказал возрождение восточной литературы в XIX веке.
• В XX веке это предсказание начинает воплощаться.
• Политические и коммерческие контакты между Востоком и Западом перерастают в культурные взаимосвязи.
Буддизм и его восприятие
• Буддизм привлекает внимание Запада как новый мир ценностей.
• Западные авторы часто повторяют заблуждения о Нирване и других аспектах буддизма.
• Непонимание буддизма связано с его восприятием как философской системы.
Философия и религия в западной культуре
• В древности философия была страстью и благородной жизнью.
• Христианство нарушило идеалы умеренности и гармонии.
• Наука развивалась как протест против религиозных предпосылок.
Разрыв между философией и религией
• Философия стала чисто теоретическим предметом.
• Буддизм стал восприниматься как этико-философская система, а не религия.
• Практические аспекты буддизма были забыты.
Буддизм как образ жизни
• Буддизм ведет к духовному опыту и Нирване.
• Дхарму Просветленного нельзя понять через книги, только через практику.
• Преподавание буддийской философии без практики может быть вредным.
Притчи как средство понимания буддизма
• Притчи помогают глубже понять суть буддизма.
• Притча о Колодезной Лягушке и Океанской Лягушке иллюстрирует ограниченность ума.
• Притча об узниках пещеры отражает важность духовного опыта.
Притча о пещере Платона
• Узники в пещере ограничены в движении и видят только тени.
• Освобожденный узник сначала видит только свет и не может различить объекты.
• Узник возвращается к старым видениям, считая их более реальными.
Притча о слепых и слоне Будды
• Слепцы изучают слона, но каждый видит его по-своему.
• Раджа радуется, видя их разногласия, и сравнивает их с ограниченными людьми.
• Будда осуждает их за цепляние за свои воззрения.
Сравнение притч
• Притчи иллюстрируют различия между ограниченным и обширным сознанием.
• Буддизм направлен на расширение сознания, как в притче о пещере.
• Цель буддизма — вывести человека из тьмы к свету и излечить духовную слепоту.
Этика буддизма
• Буддизм требует проверки истинности учения на собственном опыте.
• Расширение сознания происходит на двух планах: вертикальном и горизонтальном.
Расширение сознания в буддизме
• Буддизм стремится к расширению сознания через мудрость и сострадание.
• Мудрость (праджня) и сострадание (каруна) являются ключевыми аспектами буддизма.
Искусство и буддизм
• Искусство включает живопись, музыку, поэзию, архитектуру и скульптуру.
• Буддизм оказал значительное влияние на искусство в Индии и Азии.
Природа искусства
• Искусство — это не абстрактная идея, а конкретные произведения.
• Произведение искусства состоит из содержания и формы.
Содержание и форма в искусстве
• Содержание выражает степень восприимчивости и состояние сознания.
• Форма — это модель ощущений, воплощающая мысли и эмоции художника.
Процесс творчества и восприятия
• Художник движется от содержания к форме, создавая произведение.
• Ценитель движется от формы к содержанию, наслаждаясь произведением.
Расширение сознания в искусстве
• Искусство расширяет сознание как художника, так и ценителя.
• Некоторые формы искусства расширяют сознание в одном направлении, другие — в обоих.
Духовная ценность искусства
• Каждое произведение искусства расширяет сознание.
• Степень расширения зависит от качества вдохновения художника.
Вдохновение и духовная ценность
• Вдохновение может исходить из разных уровней, от физического до сверх-ума.
• Чем выше источник вдохновения, тем выше духовная ценность произведения.
Классификация искусства по Шри Ауробиндо
• Искусство делится на четыре категории: псевдохудожественное, религиозное по форме, религиозное по сути и религиозное и по форме, и по сути.
• Псевдохудожественное искусство не расширяет сознание, а потворствует низменным желаниям.
• Религиозное по форме, но не по сути искусство не способствует расширению сознания, а вызывает рефлекторный отклик.
• Религиозное по сути, но не по форме искусство, как китайская пейзажная живопись, духовно и расширяет сознание.
• Религиозное и по форме, и по сути искусство, как буддийское искусство, достигает высшего уровня духовного воздействия.
Влияние искусства на человека
• Искусство может глубоко воздействовать на человека, как это произошло с француженкой, увидевшей буддийское искусство в музее.
• Поэт Рильке, увидев торс Аполлона, испытал духовное преображение, что отразилось в его творчестве.
Буддизм и искусство как инструменты духовного развития
• Буддизм и искусство ведут к расширению сознания, воздействуя на разные аспекты личности.
• Буддизм развивает ум и волю, искусство — эмоции и воображение.
• Оба инструмента необходимы для уравновешенной духовной жизни.
Критика пуританства и крайностей
• Пуритане считают, что религия и искусство исключают друг друга.
• Крайности пуританства и искусства ради искусства также не являются оптимальными.
• Шри Ауробиндо предлагает промежуточное решение, признавая важность искусства для духовной практики.
Духовная функция поэзии и искусства
• Ведические поэты использовали поэзию как мантру для передачи своих осознаний.
• Поэзия и искусство помогают духовным искателям выражать свои устремления и переживания.
• Духовная ценность искусства подтверждается его способностью зажигать внутренний огонь и раскрывать небо.
Буддизм и искусство
• Некоторые буддисты считают, что искусство стимулирует сексуальное желание и Будда запретил его своим ученикам.
• Восьмое наставление Будды запрещает танцы, пение, инструментальную музыку и театральные представления.
• Буддизм не исключает полностью искусство, но ограничивает его виды, которые не являются глубокими и подлинными.
Примеры из жизни Будды
• Будда ценил музыку, что подтверждается "Сакка-панча-суттантой".
• Будда одобрял поэзию, что видно из его диалога с Панчасикхой.
• Будда был чувствителен к зримой красоте, что подтверждается его реакцией на красоту природы.
Заключение
• Буддизм признает духовную ценность искусства, но ограничивает его виды, которые не способствуют духовной жизни.
• Примеры из жизни Будды показывают, что он наслаждался искусством и создавал его, что совместимо с требованиями духовной жизни.
Музыка и поэзия в буддизме
• Будда признавал ценность музыки и поэзии.
• В "Суттанте" Будда сделал Достигшего пяти вершин царем музыкантов.
• В "Вангиша-самьютте" Будда поощрял Вангишу совершенствовать поэтический дар.
Вангиша и его поэзия
• Вангиша был одним из наиболее одаренных учеников Будды.
• В "Тхерагатхе" и "Сутта-нипате" содержатся его поэтические произведения.
• Вангиша сочинял строфы в честь различных событий и лиц.
Эстетическое восприятие Будды
• Будда ценил красоту человеческого тела и гармоничное влияние контрастных цветов.
• В "Махапариниббана-суттанте" он сравнил собрание личчавов с собранием богов Таватимсы.
Литературные произведения и поэзия
• Учения Будды сохранились в словах, записанных в книги.
• Канонические книги на пали часто написаны в стихах.
• "Дхаммапада" и "Сутта-нипата" содержат жемчужины духовной поэзии.
Будда как поэт
• Палийские писания содержат тысячи строф, приписываемых Будде.
• Книга "Удана" состоит из строф, сопровождаемых прозаическими текстами.
Поэтичность буддийских проповедей
• Буддийские проповеди прозаичны по форме, но поэтичны по духу.
• Они обогащены метафорами и фигурами речи, которые делают их красивыми и истинными.
• Будда и его ученики ценили красоту природы и искусства.
Связь религии и искусства
• Религия и искусство являются проявлениями одного и того же движения к преодолению эго.
• Подлинный последователь и художник проходят смыкающийся путь.
Духовное развитие и гармония
• Духовное развитие должно охватывать все аспекты личности, включая эмоциональные и интеллектуальные.
• Духовная практика должна развивать все способности человека в гармоничной манере.
Разрыв между интеллектом и эмоциями
• Современный человек страдает от разрыва между интеллектом и эмоциями.
• Интеллектуально зрелые люди часто остаются эмоционально неразвитыми.
Роль искусства в духовном развитии
• Искусство помогает сублимировать эмоции и поднимать их на более высокие уровни.
• Сублимация желания является центральной проблемой этики.
Необходимость искусства в образовании
• Современное общество часто ограничивает эмоции на одном уровне, не открывая выхода на другом.
• Образование должно уделять больше внимания интересам и видам деятельности, возвышающим эмоции.
Эстетический голод и необходимость искусства
• Современный человек страдает от эстетического голода.
• Искусство и религия помогают выразить чувства на высших уровнях опыта.
Духовный искатель и искусство
• Духовный искатель подобен жаворонку Шелли, парящему в воздухе.
• Искусство и религия открывают смысл буддизма и ценность духовной жизни.
Религия и искусство
• В искусстве есть религиозная составляющая, но не все религиозные элементы можно отнести к искусству.
• Религия и искусство частично пересекаются, но не полностью совпадают.
Религия искусства
• Религия искусства не заменяет религию, а дополняет её.
• Искусство может быть использовано для духовного удовлетворения, но это не всегда приводит к положительным результатам.
Эссе Хаксли "Заменители религии"
• Хаксли рассматривает искусство как заменитель религии, но предупреждает о возможных негативных последствиях.
• Он отмечает, что искусство может привести к разложению, если используется без морали и философии.
Стихотворение Теннисона "Дворец искусства"
• Теннисон описывает разложение души, которая наслаждается искусством в одиночестве.
• Душа в конце концов возвращается к людям и осознает свои ошибки.
Мораль стихотворения
• Стихотворение подчеркивает важность любви и самоотречения.
• Эстетизм может привести к эгоизму и отчуждению от людей.
Религия и искусство: различия
• Религия стремится к освобождению от эгоистической жизни, а искусство может быть использовано для эгоистического удовольствия.
• Религия искусства рассматривает искусство как средство достижения бессамостности.
Определение религии
• Религия многогранна и трудно поддается формальному определению.
• Хаксли предлагает каталог основных состояний ума и действий, признаваемых религиозными.
Описание и определение
• Описание и определение религии могут быть запутанными и неполными.
• Хаксли предлагает видение религии с точки зрения Религии Искусства, что может помочь в определении.
Религиозные обобщения и их ограничения
• Хаксли выделяет "чувство благоговения перед лицом тайн и безмерности мира" как фундаментальное религиозное состояние.
• Это чувство рационализируется в веру в сверхъестественных существ.
• Обобщения Хаксли игнорируют буддизм, который не основан на страхе.
Буддизм и свобода от страха
• Буддизм стремится к полной свободе от страха, а не к его рационализации.
• Будда не рационализировал свой страх, а подчинил его и победил.
• Буддийские учения о сверхъестественных существах являются рационализацией страхов добуддийской Индии.
Буддизм и ритуалы
• Ритуалы в буддизме являются пережитками примитивных верований.
• Буддийское религиозное чувство воплощается в практике нравственности, сосредоточения и интуитивной мудрости.
• Буддизм не стремится к умилостивлению богов и демонов, а к достижению состояния ума, свободного от страха и эгоцентрических эмоций.
Буддизм и социальные чувства
• Буддизм исключает "воодушевляющие" чувства дионисийского рода.
• Дхарма предназначена для уединения, а не для компании.
• Блаженство в буддизме рождается в уединении.
Тишина и спокойствие в буддизме
• Тишина и молчание Арьев пробуждают чувство, которое не связано с возбуждением.
• Пример с раджой Магадхи и Дживакой показывает, как тишина и спокойствие буддийского собрания контрастируют с настороженностью царя.
Аскетизм в буддизме
• Аскетизм в буддизме не связан с завоеванием расположения богов.
• Будда осудил крайние методы самобичевания и воздержания.
• Аскетизм в буддизме способствует росту мудрости и является инструментом для достижения физического, интеллектуального и артистического совершенства.
Компенсаторные состояния в буддизме
• Буддизм не отрицает страдания, но учит, что они являются воздаянием за неверные стремления в предыдущих существованиях.
• Подлинное счастье достигается через устранение цепляния за индивидуальное существование и достижение Нирваны в этой жизни.
Относительность религиозных верований
• Буддизм учит об относительности всех религиозных верований и практик.
• Дхарма и Адхарма представляют собой средства достижения Нирваны.
• Буддисты не стремятся к абсолютности своих верований и не отказываются признавать противоположные верования других.
Буддизм и его особенности
• Буддизм не признает абсолютность верований, они используются для достижения целей.
• Вера и поклонение в буддизме не имеют значения.
• Священники в буддизме выполняют двойную функцию: посредничество между человеком и тайной и мирскую функцию.
Определение религии
• Религия - это опыт бессамостности, подлинная религиозная жизнь - жизнь в бессамостности.
• Религиозные верования и практики направлены на постижение бессамостности.
Роль бхикшу
• Бхикшу - живое воплощение буддийского идеала и учителя.
• Они хранят наследие буддийской культуры и направляют жизнь к высшей цели.
Религиозное искусство
• Религиозное искусство пытается представить учения для чувства, а не только для разума.
• Миф, ритуал, литература, живопись, скульптура и музыка направляют эмоции в доктрины и практики.
Религиозное искусство и его виды
• Религиозное искусство способствует опыту бессамостности.
• Псевдорелигиозное искусство усиливает чувство эго.
• Естественно религиозное искусство религиозно по содержанию, но не по теме.
Природа искусства
• Искусство связано с творчеством и организацией чувственных впечатлений.
• Оно передает осознание ценностей и способствует преображению личности.
• Искусство может вызывать страх перед трансформацией, но также радость рождения к новой жизни.
Связь искусства и религии
• Искусство и религия имеют общие точки пересечения.
• Бессамостность и формальные отношения в искусстве выражают восприимчивость автора и передают осознание ценностей аудитории.
• Эго как принцип отрицается в бессамостности, что приводит к преображению личности.
Ложная идея и её последствия
• Ложная идея приводит к ложным результатам.
• Материальные частицы соединяются в человеческое тело.
• Эго стремится к индивидуальному существованию.
Эгоистичная эмоциональная жизнь
• Эго испытывает приятные и болезненные ощущения.
• Эгоистичные эмоции связаны с внешней причиной.
• Эгоизм приводит к конфликтам и войнам.
Эгоизм и альтруизм
• Эгоизм стремится сохранить привычный образ жизни.
• Альтруизм открыт новым переживаниям и изменениям.
Художник и его опыт
• Художник стремится расширить и углубить свой опыт.
• Опыт делится на внешний и внутренний.
• Художник обогащает и возвышает свой опыт.
Связь внешнего и внутреннего мира
• Внешний мир влияет на внутренний через чувства.
• Внутренний мир влияет на внешний через творчество.
• Поэт укоренён в объективном мире и преображает его в искусство.
Ритм жизни поэта
• Ритм жизни поэта определяется систолой и диастолой.
• Поэзия требует накопления переживаний и размышлений.
• Поэзия должна быть обогащена и возвышена.
Воспоминания и творчество
• Воспоминания не являются достаточным условием для творчества.
• Воспоминания должны стать частью личности, чтобы из них могло родиться стихотворение.
Философия любви Рильке
• Рильке считал, что эмоциональную энергию нужно использовать для духовного развития.
• Сублимация эмоций важна для художника, но не всегда применима к человечеству в целом.
Искусство и изменение
• Искусство требует от человека изменения и принятия нового опыта.
• Отказ от изменения делает искусство недоступным или превращает человека в эстета.
Религия и искусство
• Религия искусства — это покорение Прекрасному для разрушения эгоцентрических моделей поведения.
• Новый опыт в искусстве требует постоянного изменения и движения вперед.
Красота и изменения
• Красота всегда остается новой и требует от человека новых изменений.
• Абсолютная Красота требует постоянного движения и не позволяет успокоиться на достигнутом.
Буддизм и бессамостность
• Буддизм признает два направления причинного развития: циклическое и восходящее.
• Нирвана — это восходящее направление, ведущее к полному освобождению и блаженству.
• Бессамостность — это отношение к переживаниям, а не состояние.
Призыв к альтруистичной жизни
• Стремление к альтруистичной жизни не должно сводиться к достижению.
• Бессамостность требует отказа от старого опыта и принятия нового.
Успокоение на определенном переживании добра или красоты
• Успокоение на определенном переживании сводит к нулю духовный или эстетический путь.
• Искусство требует постоянного изменения жизни, предлагая радость повторного рождения.
Относительность совершенства
• Совершенство не является абсолютной ценностью, а существует как мгновение гармонии в движении.
• Подлинный художник понимает относительность совершенства, как и подлинный святой.
Бессамостность художников
• Красота не истощается, и стремление художника к ней постоянно удовлетворяется, но не находит удовлетворения.
• Подлинная эстетическая жизнь — это жизнь в духовности.
Трудности восприятия искусства
• Жизнь художников часто нестабильна и непостоянна, что вызывает ассоциации с аморальностью.
• Подлинный художник духовен и ведет альтруистическую жизнь.
Различие между подлинным и ложным искусством
• Подлинное искусство передает опыт, убеждающий изменить жизнь, и связано с религиозными символами.
• Ложное искусство не является религиозным и часто связано с эгоистическими порывами.
Нравственность и духовность
• Нравственная жизнь заключается в следовании внутреннему моральному коду, а не внешнему.
• Условно безнравственные действия могут быть альтруистичными и духовными.
Примеры духовных мастеров
• Сократ, Иисус и Будда казались безнравственными в глазах современников, но их действия были духовными.
Религия и искусство
• Религия и искусство не связаны с аморальностью.
• Подлинные художники заменяют грубую мораль более тонкой.
• Искусство лишено эгоизма.
Трудности восприятия искусства
• Люди часто не могут активно наслаждаться искусством из-за повседневных забот.
• Те, кто обладает глубокими чувствами к искусству, находятся в меньшинстве.
Различие между художником и любителем искусства
• Художник активно участвует в Религии Искусства через творчество.
• Любитель искусства участвует пассивно, наслаждаясь произведениями.
Практические аспекты восприятия искусства
• Важно отличать ложное искусство от подлинного.
• Избегать низкопробной литературы и предметов искусства.
• Защищать себя от дурного искусства, как от заразной болезни.
Красота дома и её влияние
• Почитатель должен заботиться о красоте дома как снаружи, так и внутри.
• В деревне легче жить красиво, чем в городе.
• Красота и уродство заразны и влияют на окружение.
Городское искусство и его ограничения
• Городскому любителю искусства трудно украсить свой дом без облагораживания домов соседей.
• Уродливые дома и улицы сложно убрать, и протест против них не всегда успешен.
• Государство должно помогать гражданам вести эстетическую жизнь.
Изгнание уродства и его формы
• Любитель искусства может изгнать фальшивые картины и литературу из своего жилища.
• Это помогает очистить сердце от эгоистически окрашенных эмоций.
• Периодические исходы из города в деревню помогают убежать от однообразия и убогости.
Красота природы и её значение
• Красота природы важна для последователя Религии Искусства.
• Кант связывает эстетические и религиозные аспекты существования.
• Незаинтересованное созерцание красоты природы освобождает от эгоистических желаний.
Различия в восприятии красоты
• Художник наслаждается красотой активно, а расика пассивно.
• Эти различия важны для понимания ценности Религии Искусства.
• Религия Искусства обогащает и облагораживает как тех, кто ждёт её, так и тех, кто стоит во внутреннем святилище.
Функция искусства в расширении ума
• Искусство расширяет ум за границы понимания, будь то духовное, трансцендентное или фантастическое.
• Фантастическое также может быть духовным, если оно способно изменить модель существования.
Расширение ума как процесс
• Искусство расширяет ум, передавая длительность и прогрессивное развитие.
• Рациональное не является внешним по отношению к уму, а является его стадией развития.
Заблуждения и их преодоление
• Заблуждения возникают из непонимания, что ум — это процесс, а не неизменная вещь.
• Религия Искусства помогает избежать этих заблуждений.
Ценность Религии Искусства для рядового приверженца
• Произведения искусства расширяют ум, делая его более гибким и податливым.
• Искусство помогает преодолеть эгоизм и достичь бессамостности.
Влияние искусства на характер
• Искусство вызывает восторг и удовлетворение, что приводит к изменениям в характере.
• Шелли описывает это как "укрепление" ума, что соответствует расширению ума по Риду.
Бессамостность и альтруизм
• Опыт искусства и религии приводит к бессамостности, что способствует альтруистичным поступкам.
• Человек, несущий печать бессамостности, становится хорошим и чутким к страданиям других.
Участие в Религии Искусства
• Участие может быть через наслаждение прекрасными вещами или через творческую деятельность.
• Творчество помогает выразить эмоции и достичь гармонии с миром.
Очистительная функция искусства
• Искусство освобождает личность, освобождая чувства и сублимируя их.
• Творчество приносит больше удовлетворения, чем созерцание.
Творческий инстинкт и его проявления
• Творческий инстинкт проявляется в повседневной деятельности.
• Сознательное творчество приносит большее удовлетворение.
Религия Искусства и её значение
• Религия Искусства позволяет ощутить высшие ценности жизни.
• Она может заменить условную религию, которая часто не трогает сердца людей.
Трудности и преодоление в искусстве
• Трудности в искусстве усиливают наслаждение.
• "Человек в студии" понимает трудности и преодолевает их, что усиливает его восторг.
Эмоции и их выражение
• Эмоции должны находить выход на культурном уровне, иначе они могут быть разрушительными.
• Образование часто не развивает эмоции, что приводит к антисоциальному поведению.
Роль Религии Искусства в обществе
• Религия Искусства восстанавливает индивидуальную и социальную жизнь.
• Она трансформирует эмоции из опасных трутней в "поющих каменщиков".
Религия Искусства и её отличия от традиционных религий
• Религия Искусства не ведёт к священным войнам и преследованиям еретиков.
• Она свободна от организационных и вероучительных оков, что делает её привлекательной для современных людей.
• Религия Искусства обращается к сердцам и умам, а не только к религиозным убеждениям.
Советы юному поэту
• Поэзия требует развития способностей, заложенных природой.
• Содержание поэзии эмоционально окрашено, а форма включает различные виды композиции и стили.
• Поэзия выражает личность поэта, и улучшение поэта ведёт к улучшению поэзии.
Эмоциональные качества поэта
• Наблюдение, восприимчивость, сочувствие, уединение и размышление обогащают содержание поэзии.
• Наблюдение требует сосредоточенности и внимания к деталям внешнего мира.
• Поэт должен видеть природу собственными глазами, а не через описания других поэтов.
Восприимчивость и поэзия
• Поэзия должна передавать ощущение сиюминутного контакта с жизнью, а не просто описывать описания.
• Восприимчивость позволяет поэту воспринимать тонкие вибрации и эмоции, которые не всегда можно выразить телесно.
Аскетизм искусства
• Эстетический и религиозный опыт требуют отречения от грубых форм для достижения высших вершин.
• Платон в "Симпозиуме" описывает процесс восхождения от низкого к высокому через аскетизм.
Развитие восприимчивости
• Эмоция должна быть сознательно ограничена, чтобы обрести более тонкую энергию и форму.
• Поэт должен осознавать свои чувства и насыщать их сознанием, чтобы они разрешались в более тонких формах.
Универсальное сочувствие
• Поэт должен развивать способность к универсальному сочувствию, ощущая эмоции других существ.
• Шелли в "Защите поэзии" описывает это как любовь или выход за пределы собственной природы.
Сочувствие и поэзия
• Сочувствие должно быть всеохватным, включая не только людей, но и животных, растения и природу.
• Поэт, обладающий высоким уровнем сочувствия, способен описать мысли и эмоции других с особой силой и яркостью.
Преодоление себя и развитие сочувствия
• Эгоистичный человек не может стать великим поэтом
• Развитие сочувствия требует альтруистичного отношения к жизни
• Чтение возвышенной поэзии помогает в развитии наблюдения и восприимчивости
Взаимосвязь качеств
• Наблюдение ведет к Восприимчивости, Восприимчивость к Сочувствию
• Ум поэта переполнен яркими впечатлениями, сердце отвечает на чувства
Уединение и размышление
• Уединение необходимо для поэтического творчества
• Размышление помогает создать нетленную поэтическую сущность
• Поэт нуждается в уединении, чтобы сосредоточиться на творчестве
Трудности современного мира
• В урбанизированных обществах сложно найти уединение
• Необходимость зарабатывать на жизнь мешает уединению
• Поэт должен искать баланс между уединением и сочувствием
Рекомендации для юного поэта
• Не выбирать средства к существованию, которые не гарантируют уединения
• Избегать коммерциализации литературного дарования
• Предпочитать академическую карьеру или физический труд
Поэтический темперамент и социальные обязательства
• Поэтический темперамент может не соответствовать правилам рассудка
• Социальные обязательства и семейные узы могут мешать творчеству
• Поэт должен сам обеспечить себе уединение, если это необходимо
Процесс размышления в поэзии
• Размышление начинается в уединении и внутренней изоляции.
• Это процесс извлечения поэзии из опыта, который трудно описать.
• Поэт должен поддерживать огонь размышления, как зороастрийский жрец.
Интеллектуальные качества поэта
• Признание: поэт должен учиться у предшественников и ценить их работу.
• Понимание: знакомство с философией и эстетикой помогает в создании поэзии.
• Техника: практическое знакомство с риторикой и просодией.
Парадокс и поэзия в "Голосе безмолвия"
• Буддийская литература делится на сутры и шастры.
• "Голос Безмолвия" ближе к сутрам, чем к шастрам, и стремится вдохновлять, а не наставлять.
• Учение "Глаза" шастр передает обучение Ума, а учение "Сердца" сутр стимулирует мудрость Души.
• "Голос Безмолвия" пробуждает Мудрость, обращаясь к сердцу и подчиняя интеллектуальное духовному.
Два типа медитативного опыта
• Мирской опыт: объект дхьяны или самадхи принадлежит миру, не ведет к освобождению.
• Запредельный опыт: объект трансцендентен, ведет к Нирване.
Различие между мирским и запредельным самадхи
• Мирское самадхи: контроль над чувствами, исключение деятельности ума.
• Запредельное самадхи: выход за пределы ума, трансцендентность.
Проблема передачи опыта
• Язык не может описать самадхи, так как сам ограничен уровнями опыта.
• Дзенские мастера обходятся без языка, буддийские используют парадокс и поэзию.
Парадокс и поэзия в буддизме
• Парадокс: истина, стоящая на голове, содержит элемент истины.
• Буддийский парадокс: попытка выразить то, что выходит за пределы логики.
Законы Мышления и их ограничения
• Закон Тождества: А есть А.
• Закон Противоречия: А не может быть не-А.
• Закон Исключения Третьего: А либо является, либо не является Б.
Мистики и парадокс
• Мистики отказываются от Законов Мышления, говоря о запредельных логике вещах.
• Парадоксы помогают описать духовный опыт, а не логически согласованные утверждения.
Примеры парадоксов в буддийских текстах
• "Ваджраччхедика-сутра": Бодхисаттва становится живым парадоксом.
• "Шаптасатика": Будда называет существ "не-существами".
"Голос Безмолвия" и парадокс
• Использует парадокс для пробуждения мудрости Души.
• Название "Избранных изречений" парадоксально, предупреждая о необходимости смиренной и.
Возвышенная духовная интуиция
• Работающая вне узких границ формальной логики
• Парадоксальное противопоставление "голос" и "безмолвие"
Четыре вида безмолвия
• Молчание звука, желаний, мыслей и воли
• Соответствие буддийской традиции
Молчание воли
• Эгоистичная воля и воля Бога
• Связь с понятием самости
Шуньята и сострадание
• Шуньята как абсолютное прекращение самосознания
• Каруна как динамический аспект шуньяты
Три вида каруны
• Саттваламбана-каруна: жалость к страдающим существам
• Дхармаламбана-каруна: жалость к болезненным ощущениям
• Аналамбана-каруна: чистая жалость без объекта
Парадоксальность "Голоса Безмолвия"
• Сострадание как Закон ЗАКОНОВ
• Шуньята и каруна как непостижимые для интеллекта
Духовный путь и самость
• Опасность буквального понимания метафоры пути
• Идея о неизменной душе как заблуждение
• Духовный прогресс как ослабление эго
Парадокс Пути и путника
• "Голос Безмолвия" отождествляет Путь и путника, показывая, что Путь — это условное обозначение последовательности мыслей, слов и поступков, направленных к Просветлению.
• Нирвана не является личным достижением, а достигается через не-достижение.
Два Пути: Шравака и Бодхисаттва
• Шравака стремится к индивидуальному освобождению, а Бодхисаттва — к всеобщему.
• Бодхисаттва противостоит соблазну считать Нирвану личной собственностью.
Бесконечный конец пути
• Бодхисаттва должен оставаться бескорыстным до бесконечности, чтобы достичь Просветления.
• Нирвана не может быть достигнута в абсолютном смысле, так как она вечна и выходит за пределы времени.
Поэзия "Голоса Безмолвия"
• Поэзия "Голоса Безмолвия" основана на образности, которая создается через метафоры и сравнения.
• Образы в поэзии основаны на реальных соответствиях и интуитивном восприятии.
Ритм и образность
• Ритм в поэзии важен для отражения периодичности и тождества в ходе времени.
• Поэзия "Голоса Безмолвия" ритмична и обладает удивительным действием.
Ритм и образность в поэзии
• Ритм играет важную роль в поэзии, как и образность.
• Пример: отрывок из "Голоса Безмолвия" с ямбическими триметрами и тетраметрами.
• Ритм делает поэзию приемлемой и традиционной.
Магия поэзии
• Поэзия воздействует скорее звуком, чем смыслом.
• Пример: первая строка "Эндимиона" Китса, которая стала поэзией благодаря звукам и рифмовке.
• Стихотворение можно сравнить с мантрой, где форма важнее содержания.
Комбинация образа и мантры
• Поэзия может сочетать образ и мантру, оставаясь поэзией.
• Смысл сам по себе - это проза, добавление размера превращает ее в стих.
• Стихотворение - это целое, его части неотделимы друг от друга.
"Голос Безмолвия" и его составляющие
• "Голос Безмолвия" сочетает парадоксы, образность и поэзию.
• Текст не соответствует ни одному известному тибетскому тексту, но содержит мантровые элементы.
• Переводчица пожертвовала буквой ради духа текста.
Парадокс и поэзия в "Голосе Безмолвия"
• "Голос Безмолвия" обращается к интуиции и сердцу.
• Главные методы для пробуждения мудрости Души - парадокс и поэзия.
• Текст не сводится только к парадоксам и поэзии, но включает рациональность и прозу.
Смысл буддизма и ценность искусства
Смысл буддизма и ценность искусства, Сангхаракшита.
Купить книгу «Смысл буддизма и ценность искусства» на LitRes.ru
Содержание книги «Смысл буддизма и ценность искусства» в формате PDF