Новости

16.05.2025 17:50:40

Обучение медитации и буддизму онлайн

Новый курс, обучающий основам обоих

Читать дальше …

16.05.2025 17:49:49

Обучение буддийской медитации онлайн

Научитесь медитировать!

Читать дальше …

16.05.2025 16:22:53

Отзывы о Суваннавире

Суваннавира - учитель медитации и буддийской практики

Ссылка для отзыва

Читать дальше …

16.05.2025 14:32:00

Группа в ВКонтакте

Обучение медитации и буддизму онлайн

Читать дальше …

Содержание книги «Смысл буддизма и ценность искусства»

Об авторе

• Сангхаракшита (Деннис Лингвуд) родился в 1925 году в Лондоне.  

• В 16 лет стал буддистом, во время Второй мировой войны остался в Индии.  

• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году.  

• В последние годы посвятил себя писательской деятельности.  

Комментарий издателя

• Русское издание книги называется "Смысл буддизма и ценность искусства".  

• В последнем английском издании сделаны исправления и заменены переводы палийской поэзии.  

Введение к "Смыслу буддизма и ценности искусства"

• Сангхаракшита исследует возможность целостного видения, объединяющего буддизм и искусство.  

• Интерес к искусству начался в детстве, когда он читал поэзию и рассматривал живопись.  

• В Индии стремление к красоте и духовному пути вступили в конфликт, который позже был разрешен.  

Процесс достижения согласия

• Сангхаракшита осознал, что смысл буддизма и искусства совпадают.  

• Преданность искусству и духовной жизни должна стать абсолютной и непререкаемой.  

• Это осознание стало синтезом противоборствующих страстей.  

Эссе в книге

• Эссе "Религия искусства" и "Смысл буддизма и ценность искусства" отражают это осознание.  

• "Совет юному поэту" написан для друга и содержит советы по развитию личности.  

• "Голос Безмолвия" посвящен парадоксу и поэзии, подчеркивая их эффективность для передачи духовных учений.  

Эссе и их значение

• Эссе — это попытка или испытание, пролагающее новое направление мысли.  

• Эссе Сангхаракшиты вдохновлены буддизмом и искусством.  

Влияние Ламы Говинды

• Лама Говинда, друг Сангхаракшиты, написал книгу "Искусство и медитация" в 1936 году.  

• Сангхаракшита вдохновился идеями Ламы Говинды и воспроизвел их в своих эссе.  

Идеи Сангхаракшиты

• Сангхаракшита развивает идею глубинного единства искусства и религии.  

• В эссе "Смысл буддизма и ценность искусства" он утверждает, что буддизм и искусство расширяют сознание.  

• В "Религии искусства" он отождествляет искусство и буддизм с бессамостностью и трансформацией.  

Определение искусства Сангхаракшитой

• Сангхаракшита определяет искусство как организацию чувственных впечатлений в формальные связи.  

• Его определение искусства отличается от популярного и направлено на преображение жизни.  

Практическое применение идей

• Автор размышляет о влиянии искусства на примере посещения часовни Королевского колледжа.  

• Он отмечает, что искусство может расширить видение и преобразить человека, подобно медитации.  

Западная буддизм и искусство

• Западные буддисты находятся в особой ситуации, и идея "религии искусства" помогает это понять.  

• Сангхаракшита не упоминает об этом в своих эссе, но его идеи актуальны для всех.  

Конфликт вдохновения и влияний

• Воспитанные в западной культуре, мы вдохновляемся западным искусством.  

• В то же время мы стремимся к азиатской религиозной традиции.  

• Конфликт между этими двумя влияниями требует решения.  

Музей Фицуильяма и скульптура Гуаньиня

• Автор посещает Музей Фицуильяма и видит китайскую скульптуру Гуаньиня.  

• Скульптура вызывает у него размышления о связи религии и искусства.  

• Автор осознает, что искусство может помочь выйти за пределы эго.  

Искусство Сезанна и его влияние

• Автор рассматривает картину Сезанна с яблоками.  

• Искусство Сезанна помогает ему погрузиться в созерцание реальности.  

• Это приводит к осознанию, что искусство может быть окном в мир за пределами эго.  

Эссе Сангхаракшиты о религии искусства

• Сангхаракшита подчеркивает важность восприимчивости к искусству.  

• Его эссе о религии искусства стимулируют к такой восприимчивости.  

• Сангхаракшита определяет религию искусства как "сознательное покорение прекрасному".  

Творчество и духовная жизнь

• Активная вовлеченность в искусство помогает ценить его силу.  

• Сангхаракшита продолжает заниматься искусством и буддизмом.  

• В буддийской общине "Триратна" проводятся ретриты и фестивали искусств.  

Связь искусства и буддизма

• Искусство и буддизм имеют глубокую связь.  

• Увлеченность искусством помогает буддистам развивать эмоциональную жизнь.  

• Искусство может возвысить и увести воображение за пределы эго.  

Призыв к эстетической жизни

• Автор призывает к искреннему погружению в музыку, поэзию и изобразительное искусство.  

• Знакомство с новыми творениями расширяет опыт и вкус.  

• Это помогает ощутить опыт религии искусства и стать участником поисков Сангхаракшиты.  

Возрождение восточной литературы

• Шопенгауэр предсказал возрождение восточной литературы в XIX веке.  

• В XX веке это предсказание начинает воплощаться.  

• Политические и коммерческие контакты между Востоком и Западом перерастают в культурные взаимосвязи.  

Буддизм и его восприятие

• Буддизм привлекает внимание Запада как новый мир ценностей.  

• Западные авторы часто повторяют заблуждения о Нирване и других аспектах буддизма.  

• Непонимание буддизма связано с его восприятием как философской системы.  

Философия и религия в западной культуре

• В древности философия была страстью и благородной жизнью.  

• Христианство нарушило идеалы умеренности и гармонии.  

• Наука развивалась как протест против религиозных предпосылок.  

Разрыв между философией и религией

• Философия стала чисто теоретическим предметом.  

• Буддизм стал восприниматься как этико-философская система, а не религия.  

• Практические аспекты буддизма были забыты.  

Буддизм как образ жизни

• Буддизм ведет к духовному опыту и Нирване.  

• Дхарму Просветленного нельзя понять через книги, только через практику.  

• Преподавание буддийской философии без практики может быть вредным.  

Притчи как средство понимания буддизма

• Притчи помогают глубже понять суть буддизма.  

• Притча о Колодезной Лягушке и Океанской Лягушке иллюстрирует ограниченность ума.  

• Притча об узниках пещеры отражает важность духовного опыта.  

Притча о пещере Платона

• Узники в пещере ограничены в движении и видят только тени.  

• Освобожденный узник сначала видит только свет и не может различить объекты.  

• Узник возвращается к старым видениям, считая их более реальными.  

Притча о слепых и слоне Будды

• Слепцы изучают слона, но каждый видит его по-своему.  

• Раджа радуется, видя их разногласия, и сравнивает их с ограниченными людьми.  

• Будда осуждает их за цепляние за свои воззрения.  

Сравнение притч

• Притчи иллюстрируют различия между ограниченным и обширным сознанием.  

• Буддизм направлен на расширение сознания, как в притче о пещере.  

• Цель буддизма — вывести человека из тьмы к свету и излечить духовную слепоту.  

Этика буддизма

• Буддизм требует проверки истинности учения на собственном опыте.  

• Расширение сознания происходит на двух планах: вертикальном и горизонтальном.  

Расширение сознания в буддизме

• Буддизм стремится к расширению сознания через мудрость и сострадание.  

• Мудрость (праджня) и сострадание (каруна) являются ключевыми аспектами буддизма.  

Искусство и буддизм

• Искусство включает живопись, музыку, поэзию, архитектуру и скульптуру.  

• Буддизм оказал значительное влияние на искусство в Индии и Азии.  

Природа искусства

• Искусство — это не абстрактная идея, а конкретные произведения.  

• Произведение искусства состоит из содержания и формы.  

Содержание и форма в искусстве

• Содержание выражает степень восприимчивости и состояние сознания.  

• Форма — это модель ощущений, воплощающая мысли и эмоции художника.  

Процесс творчества и восприятия

• Художник движется от содержания к форме, создавая произведение.  

• Ценитель движется от формы к содержанию, наслаждаясь произведением.  

Расширение сознания в искусстве

• Искусство расширяет сознание как художника, так и ценителя.  

• Некоторые формы искусства расширяют сознание в одном направлении, другие — в обоих.  

Духовная ценность искусства

• Каждое произведение искусства расширяет сознание.  

• Степень расширения зависит от качества вдохновения художника.  

Вдохновение и духовная ценность

• Вдохновение может исходить из разных уровней, от физического до сверх-ума.  

• Чем выше источник вдохновения, тем выше духовная ценность произведения.  

Классификация искусства по Шри Ауробиндо

• Искусство делится на четыре категории: псевдохудожественное, религиозное по форме, религиозное по сути и религиозное и по форме, и по сути.  

• Псевдохудожественное искусство не расширяет сознание, а потворствует низменным желаниям.  

• Религиозное по форме, но не по сути искусство не способствует расширению сознания, а вызывает рефлекторный отклик.  

• Религиозное по сути, но не по форме искусство, как китайская пейзажная живопись, духовно и расширяет сознание.  

• Религиозное и по форме, и по сути искусство, как буддийское искусство, достигает высшего уровня духовного воздействия.  

Влияние искусства на человека

• Искусство может глубоко воздействовать на человека, как это произошло с француженкой, увидевшей буддийское искусство в музее.  

• Поэт Рильке, увидев торс Аполлона, испытал духовное преображение, что отразилось в его творчестве.  

Буддизм и искусство как инструменты духовного развития

• Буддизм и искусство ведут к расширению сознания, воздействуя на разные аспекты личности.  

• Буддизм развивает ум и волю, искусство — эмоции и воображение.  

• Оба инструмента необходимы для уравновешенной духовной жизни.  

Критика пуританства и крайностей

• Пуритане считают, что религия и искусство исключают друг друга.  

• Крайности пуританства и искусства ради искусства также не являются оптимальными.  

• Шри Ауробиндо предлагает промежуточное решение, признавая важность искусства для духовной практики.  

Духовная функция поэзии и искусства

• Ведические поэты использовали поэзию как мантру для передачи своих осознаний.  

• Поэзия и искусство помогают духовным искателям выражать свои устремления и переживания.  

• Духовная ценность искусства подтверждается его способностью зажигать внутренний огонь и раскрывать небо.  

Буддизм и искусство

• Некоторые буддисты считают, что искусство стимулирует сексуальное желание и Будда запретил его своим ученикам.  

• Восьмое наставление Будды запрещает танцы, пение, инструментальную музыку и театральные представления.  

• Буддизм не исключает полностью искусство, но ограничивает его виды, которые не являются глубокими и подлинными.  

Примеры из жизни Будды

• Будда ценил музыку, что подтверждается "Сакка-панча-суттантой".  

• Будда одобрял поэзию, что видно из его диалога с Панчасикхой.  

• Будда был чувствителен к зримой красоте, что подтверждается его реакцией на красоту природы.  

Заключение

• Буддизм признает духовную ценность искусства, но ограничивает его виды, которые не способствуют духовной жизни.  

• Примеры из жизни Будды показывают, что он наслаждался искусством и создавал его, что совместимо с требованиями духовной жизни.  

Музыка и поэзия в буддизме

• Будда признавал ценность музыки и поэзии.  

• В "Суттанте" Будда сделал Достигшего пяти вершин царем музыкантов.  

• В "Вангиша-самьютте" Будда поощрял Вангишу совершенствовать поэтический дар.  

Вангиша и его поэзия

• Вангиша был одним из наиболее одаренных учеников Будды.  

• В "Тхерагатхе" и "Сутта-нипате" содержатся его поэтические произведения.  

• Вангиша сочинял строфы в честь различных событий и лиц.  

Эстетическое восприятие Будды

• Будда ценил красоту человеческого тела и гармоничное влияние контрастных цветов.  

• В "Махапариниббана-суттанте" он сравнил собрание личчавов с собранием богов Таватимсы.  

Литературные произведения и поэзия

• Учения Будды сохранились в словах, записанных в книги.  

• Канонические книги на пали часто написаны в стихах.  

• "Дхаммапада" и "Сутта-нипата" содержат жемчужины духовной поэзии.  

Будда как поэт

• Палийские писания содержат тысячи строф, приписываемых Будде.  

• Книга "Удана" состоит из строф, сопровождаемых прозаическими текстами.  

Поэтичность буддийских проповедей

• Буддийские проповеди прозаичны по форме, но поэтичны по духу.  

• Они обогащены метафорами и фигурами речи, которые делают их красивыми и истинными.  

• Будда и его ученики ценили красоту природы и искусства.  

Связь религии и искусства

• Религия и искусство являются проявлениями одного и того же движения к преодолению эго.  

• Подлинный последователь и художник проходят смыкающийся путь.  

Духовное развитие и гармония

• Духовное развитие должно охватывать все аспекты личности, включая эмоциональные и интеллектуальные.  

• Духовная практика должна развивать все способности человека в гармоничной манере.  

Разрыв между интеллектом и эмоциями

• Современный человек страдает от разрыва между интеллектом и эмоциями.  

• Интеллектуально зрелые люди часто остаются эмоционально неразвитыми.  

Роль искусства в духовном развитии

• Искусство помогает сублимировать эмоции и поднимать их на более высокие уровни.  

• Сублимация желания является центральной проблемой этики.  

Необходимость искусства в образовании

• Современное общество часто ограничивает эмоции на одном уровне, не открывая выхода на другом.  

• Образование должно уделять больше внимания интересам и видам деятельности, возвышающим эмоции.  

Эстетический голод и необходимость искусства

• Современный человек страдает от эстетического голода.  

• Искусство и религия помогают выразить чувства на высших уровнях опыта.  

Духовный искатель и искусство

• Духовный искатель подобен жаворонку Шелли, парящему в воздухе.  

• Искусство и религия открывают смысл буддизма и ценность духовной жизни.  

Религия и искусство

• В искусстве есть религиозная составляющая, но не все религиозные элементы можно отнести к искусству.  

• Религия и искусство частично пересекаются, но не полностью совпадают.  

Религия искусства

• Религия искусства не заменяет религию, а дополняет её.  

• Искусство может быть использовано для духовного удовлетворения, но это не всегда приводит к положительным результатам.  

Эссе Хаксли "Заменители религии"

• Хаксли рассматривает искусство как заменитель религии, но предупреждает о возможных негативных последствиях.  

• Он отмечает, что искусство может привести к разложению, если используется без морали и философии.  

Стихотворение Теннисона "Дворец искусства"

• Теннисон описывает разложение души, которая наслаждается искусством в одиночестве.  

• Душа в конце концов возвращается к людям и осознает свои ошибки.  

Мораль стихотворения

• Стихотворение подчеркивает важность любви и самоотречения.  

• Эстетизм может привести к эгоизму и отчуждению от людей.  

Религия и искусство: различия

• Религия стремится к освобождению от эгоистической жизни, а искусство может быть использовано для эгоистического удовольствия.  

• Религия искусства рассматривает искусство как средство достижения бессамостности.  

Определение религии

• Религия многогранна и трудно поддается формальному определению.  

• Хаксли предлагает каталог основных состояний ума и действий, признаваемых религиозными.  

Описание и определение

• Описание и определение религии могут быть запутанными и неполными.  

• Хаксли предлагает видение религии с точки зрения Религии Искусства, что может помочь в определении.  

Религиозные обобщения и их ограничения

• Хаксли выделяет "чувство благоговения перед лицом тайн и безмерности мира" как фундаментальное религиозное состояние.  

• Это чувство рационализируется в веру в сверхъестественных существ.  

• Обобщения Хаксли игнорируют буддизм, который не основан на страхе.  

Буддизм и свобода от страха

• Буддизм стремится к полной свободе от страха, а не к его рационализации.  

• Будда не рационализировал свой страх, а подчинил его и победил.  

• Буддийские учения о сверхъестественных существах являются рационализацией страхов добуддийской Индии.  

Буддизм и ритуалы

• Ритуалы в буддизме являются пережитками примитивных верований.  

• Буддийское религиозное чувство воплощается в практике нравственности, сосредоточения и интуитивной мудрости.  

• Буддизм не стремится к умилостивлению богов и демонов, а к достижению состояния ума, свободного от страха и эгоцентрических эмоций.  

Буддизм и социальные чувства

• Буддизм исключает "воодушевляющие" чувства дионисийского рода.  

• Дхарма предназначена для уединения, а не для компании.  

• Блаженство в буддизме рождается в уединении.  

Тишина и спокойствие в буддизме

• Тишина и молчание Арьев пробуждают чувство, которое не связано с возбуждением.  

• Пример с раджой Магадхи и Дживакой показывает, как тишина и спокойствие буддийского собрания контрастируют с настороженностью царя.  

Аскетизм в буддизме

• Аскетизм в буддизме не связан с завоеванием расположения богов.  

• Будда осудил крайние методы самобичевания и воздержания.  

• Аскетизм в буддизме способствует росту мудрости и является инструментом для достижения физического, интеллектуального и артистического совершенства.  

Компенсаторные состояния в буддизме

• Буддизм не отрицает страдания, но учит, что они являются воздаянием за неверные стремления в предыдущих существованиях.  

• Подлинное счастье достигается через устранение цепляния за индивидуальное существование и достижение Нирваны в этой жизни.  

Относительность религиозных верований

• Буддизм учит об относительности всех религиозных верований и практик.  

• Дхарма и Адхарма представляют собой средства достижения Нирваны.  

• Буддисты не стремятся к абсолютности своих верований и не отказываются признавать противоположные верования других.  

Буддизм и его особенности

• Буддизм не признает абсолютность верований, они используются для достижения целей.  

• Вера и поклонение в буддизме не имеют значения.  

• Священники в буддизме выполняют двойную функцию: посредничество между человеком и тайной и мирскую функцию.  

Определение религии

• Религия - это опыт бессамостности, подлинная религиозная жизнь - жизнь в бессамостности.  

• Религиозные верования и практики направлены на постижение бессамостности.  

Роль бхикшу

• Бхикшу - живое воплощение буддийского идеала и учителя.  

• Они хранят наследие буддийской культуры и направляют жизнь к высшей цели.  

Религиозное искусство

• Религиозное искусство пытается представить учения для чувства, а не только для разума.  

• Миф, ритуал, литература, живопись, скульптура и музыка направляют эмоции в доктрины и практики.  

Религиозное искусство и его виды

• Религиозное искусство способствует опыту бессамостности.  

• Псевдорелигиозное искусство усиливает чувство эго.  

• Естественно религиозное искусство религиозно по содержанию, но не по теме.  

Природа искусства

• Искусство связано с творчеством и организацией чувственных впечатлений.  

• Оно передает осознание ценностей и способствует преображению личности.  

• Искусство может вызывать страх перед трансформацией, но также радость рождения к новой жизни.  

Связь искусства и религии

• Искусство и религия имеют общие точки пересечения.  

• Бессамостность и формальные отношения в искусстве выражают восприимчивость автора и передают осознание ценностей аудитории.  

• Эго как принцип отрицается в бессамостности, что приводит к преображению личности.  

Ложная идея и её последствия

• Ложная идея приводит к ложным результатам.  

• Материальные частицы соединяются в человеческое тело.  

• Эго стремится к индивидуальному существованию.  

Эгоистичная эмоциональная жизнь

• Эго испытывает приятные и болезненные ощущения.  

• Эгоистичные эмоции связаны с внешней причиной.  

• Эгоизм приводит к конфликтам и войнам.  

Эгоизм и альтруизм

• Эгоизм стремится сохранить привычный образ жизни.  

• Альтруизм открыт новым переживаниям и изменениям.  

Художник и его опыт

• Художник стремится расширить и углубить свой опыт.  

• Опыт делится на внешний и внутренний.  

• Художник обогащает и возвышает свой опыт.  

Связь внешнего и внутреннего мира

• Внешний мир влияет на внутренний через чувства.  

• Внутренний мир влияет на внешний через творчество.  

• Поэт укоренён в объективном мире и преображает его в искусство.  

Ритм жизни поэта

• Ритм жизни поэта определяется систолой и диастолой.  

• Поэзия требует накопления переживаний и размышлений.  

• Поэзия должна быть обогащена и возвышена.  

Воспоминания и творчество

• Воспоминания не являются достаточным условием для творчества.  

• Воспоминания должны стать частью личности, чтобы из них могло родиться стихотворение.  

Философия любви Рильке

• Рильке считал, что эмоциональную энергию нужно использовать для духовного развития.  

• Сублимация эмоций важна для художника, но не всегда применима к человечеству в целом.  

Искусство и изменение

• Искусство требует от человека изменения и принятия нового опыта.  

• Отказ от изменения делает искусство недоступным или превращает человека в эстета.  

Религия и искусство

• Религия искусства — это покорение Прекрасному для разрушения эгоцентрических моделей поведения.  

• Новый опыт в искусстве требует постоянного изменения и движения вперед.  

Красота и изменения

• Красота всегда остается новой и требует от человека новых изменений.  

• Абсолютная Красота требует постоянного движения и не позволяет успокоиться на достигнутом.  

Буддизм и бессамостность

• Буддизм признает два направления причинного развития: циклическое и восходящее.  

• Нирвана — это восходящее направление, ведущее к полному освобождению и блаженству.  

• Бессамостность — это отношение к переживаниям, а не состояние.  

Призыв к альтруистичной жизни

• Стремление к альтруистичной жизни не должно сводиться к достижению.  

• Бессамостность требует отказа от старого опыта и принятия нового.  

Успокоение на определенном переживании добра или красоты

• Успокоение на определенном переживании сводит к нулю духовный или эстетический путь.  

• Искусство требует постоянного изменения жизни, предлагая радость повторного рождения.  

Относительность совершенства

• Совершенство не является абсолютной ценностью, а существует как мгновение гармонии в движении.  

• Подлинный художник понимает относительность совершенства, как и подлинный святой.  

Бессамостность художников

• Красота не истощается, и стремление художника к ней постоянно удовлетворяется, но не находит удовлетворения.  

• Подлинная эстетическая жизнь — это жизнь в духовности.  

Трудности восприятия искусства

• Жизнь художников часто нестабильна и непостоянна, что вызывает ассоциации с аморальностью.  

• Подлинный художник духовен и ведет альтруистическую жизнь.  

Различие между подлинным и ложным искусством

• Подлинное искусство передает опыт, убеждающий изменить жизнь, и связано с религиозными символами.  

• Ложное искусство не является религиозным и часто связано с эгоистическими порывами.  

Нравственность и духовность

• Нравственная жизнь заключается в следовании внутреннему моральному коду, а не внешнему.  

• Условно безнравственные действия могут быть альтруистичными и духовными.  

Примеры духовных мастеров

• Сократ, Иисус и Будда казались безнравственными в глазах современников, но их действия были духовными.  

Религия и искусство

• Религия и искусство не связаны с аморальностью.  

• Подлинные художники заменяют грубую мораль более тонкой.  

• Искусство лишено эгоизма.  

Трудности восприятия искусства

• Люди часто не могут активно наслаждаться искусством из-за повседневных забот.  

• Те, кто обладает глубокими чувствами к искусству, находятся в меньшинстве.  

Различие между художником и любителем искусства

• Художник активно участвует в Религии Искусства через творчество.  

• Любитель искусства участвует пассивно, наслаждаясь произведениями.  

Практические аспекты восприятия искусства

• Важно отличать ложное искусство от подлинного.  

• Избегать низкопробной литературы и предметов искусства.  

• Защищать себя от дурного искусства, как от заразной болезни.  

Красота дома и её влияние

• Почитатель должен заботиться о красоте дома как снаружи, так и внутри.  

• В деревне легче жить красиво, чем в городе.  

• Красота и уродство заразны и влияют на окружение.  

Городское искусство и его ограничения

• Городскому любителю искусства трудно украсить свой дом без облагораживания домов соседей.  

• Уродливые дома и улицы сложно убрать, и протест против них не всегда успешен.  

• Государство должно помогать гражданам вести эстетическую жизнь.  

Изгнание уродства и его формы

• Любитель искусства может изгнать фальшивые картины и литературу из своего жилища.  

• Это помогает очистить сердце от эгоистически окрашенных эмоций.  

• Периодические исходы из города в деревню помогают убежать от однообразия и убогости.  

Красота природы и её значение

• Красота природы важна для последователя Религии Искусства.  

• Кант связывает эстетические и религиозные аспекты существования.  

• Незаинтересованное созерцание красоты природы освобождает от эгоистических желаний.  

Различия в восприятии красоты

• Художник наслаждается красотой активно, а расика пассивно.  

• Эти различия важны для понимания ценности Религии Искусства.  

• Религия Искусства обогащает и облагораживает как тех, кто ждёт её, так и тех, кто стоит во внутреннем святилище.  

Функция искусства в расширении ума

• Искусство расширяет ум за границы понимания, будь то духовное, трансцендентное или фантастическое.  

• Фантастическое также может быть духовным, если оно способно изменить модель существования.  

Расширение ума как процесс

• Искусство расширяет ум, передавая длительность и прогрессивное развитие.  

• Рациональное не является внешним по отношению к уму, а является его стадией развития.  

Заблуждения и их преодоление

• Заблуждения возникают из непонимания, что ум — это процесс, а не неизменная вещь.  

• Религия Искусства помогает избежать этих заблуждений.  

Ценность Религии Искусства для рядового приверженца

• Произведения искусства расширяют ум, делая его более гибким и податливым.  

• Искусство помогает преодолеть эгоизм и достичь бессамостности.  

Влияние искусства на характер

• Искусство вызывает восторг и удовлетворение, что приводит к изменениям в характере.  

• Шелли описывает это как "укрепление" ума, что соответствует расширению ума по Риду.  

Бессамостность и альтруизм

• Опыт искусства и религии приводит к бессамостности, что способствует альтруистичным поступкам.  

• Человек, несущий печать бессамостности, становится хорошим и чутким к страданиям других.  

Участие в Религии Искусства

• Участие может быть через наслаждение прекрасными вещами или через творческую деятельность.  

• Творчество помогает выразить эмоции и достичь гармонии с миром.  

Очистительная функция искусства

• Искусство освобождает личность, освобождая чувства и сублимируя их.  

• Творчество приносит больше удовлетворения, чем созерцание.  

Творческий инстинкт и его проявления

• Творческий инстинкт проявляется в повседневной деятельности.  

• Сознательное творчество приносит большее удовлетворение.  

Религия Искусства и её значение

• Религия Искусства позволяет ощутить высшие ценности жизни.  

• Она может заменить условную религию, которая часто не трогает сердца людей.  

Трудности и преодоление в искусстве

• Трудности в искусстве усиливают наслаждение.  

• "Человек в студии" понимает трудности и преодолевает их, что усиливает его восторг.  

Эмоции и их выражение

• Эмоции должны находить выход на культурном уровне, иначе они могут быть разрушительными.  

• Образование часто не развивает эмоции, что приводит к антисоциальному поведению.  

Роль Религии Искусства в обществе

• Религия Искусства восстанавливает индивидуальную и социальную жизнь.  

• Она трансформирует эмоции из опасных трутней в "поющих каменщиков".  

Религия Искусства и её отличия от традиционных религий

• Религия Искусства не ведёт к священным войнам и преследованиям еретиков.  

• Она свободна от организационных и вероучительных оков, что делает её привлекательной для современных людей.  

• Религия Искусства обращается к сердцам и умам, а не только к религиозным убеждениям.  

Советы юному поэту

• Поэзия требует развития способностей, заложенных природой.  

• Содержание поэзии эмоционально окрашено, а форма включает различные виды композиции и стили.  

• Поэзия выражает личность поэта, и улучшение поэта ведёт к улучшению поэзии.  

Эмоциональные качества поэта

• Наблюдение, восприимчивость, сочувствие, уединение и размышление обогащают содержание поэзии.  

• Наблюдение требует сосредоточенности и внимания к деталям внешнего мира.  

• Поэт должен видеть природу собственными глазами, а не через описания других поэтов.  

Восприимчивость и поэзия

• Поэзия должна передавать ощущение сиюминутного контакта с жизнью, а не просто описывать описания.  

• Восприимчивость позволяет поэту воспринимать тонкие вибрации и эмоции, которые не всегда можно выразить телесно.  

Аскетизм искусства

• Эстетический и религиозный опыт требуют отречения от грубых форм для достижения высших вершин.  

• Платон в "Симпозиуме" описывает процесс восхождения от низкого к высокому через аскетизм.  

Развитие восприимчивости

• Эмоция должна быть сознательно ограничена, чтобы обрести более тонкую энергию и форму.  

• Поэт должен осознавать свои чувства и насыщать их сознанием, чтобы они разрешались в более тонких формах.  

Универсальное сочувствие

• Поэт должен развивать способность к универсальному сочувствию, ощущая эмоции других существ.  

• Шелли в "Защите поэзии" описывает это как любовь или выход за пределы собственной природы.  

Сочувствие и поэзия

• Сочувствие должно быть всеохватным, включая не только людей, но и животных, растения и природу.  

• Поэт, обладающий высоким уровнем сочувствия, способен описать мысли и эмоции других с особой силой и яркостью.  

Преодоление себя и развитие сочувствия

• Эгоистичный человек не может стать великим поэтом  

• Развитие сочувствия требует альтруистичного отношения к жизни  

• Чтение возвышенной поэзии помогает в развитии наблюдения и восприимчивости  

Взаимосвязь качеств

• Наблюдение ведет к Восприимчивости, Восприимчивость к Сочувствию  

• Ум поэта переполнен яркими впечатлениями, сердце отвечает на чувства  

Уединение и размышление

• Уединение необходимо для поэтического творчества  

• Размышление помогает создать нетленную поэтическую сущность  

• Поэт нуждается в уединении, чтобы сосредоточиться на творчестве  

Трудности современного мира

• В урбанизированных обществах сложно найти уединение  

• Необходимость зарабатывать на жизнь мешает уединению  

• Поэт должен искать баланс между уединением и сочувствием  

Рекомендации для юного поэта

• Не выбирать средства к существованию, которые не гарантируют уединения  

• Избегать коммерциализации литературного дарования  

• Предпочитать академическую карьеру или физический труд  

Поэтический темперамент и социальные обязательства

• Поэтический темперамент может не соответствовать правилам рассудка  

• Социальные обязательства и семейные узы могут мешать творчеству  

• Поэт должен сам обеспечить себе уединение, если это необходимо  

Процесс размышления в поэзии

• Размышление начинается в уединении и внутренней изоляции.  

• Это процесс извлечения поэзии из опыта, который трудно описать.  

• Поэт должен поддерживать огонь размышления, как зороастрийский жрец.  

Интеллектуальные качества поэта

• Признание: поэт должен учиться у предшественников и ценить их работу.  

• Понимание: знакомство с философией и эстетикой помогает в создании поэзии.  

• Техника: практическое знакомство с риторикой и просодией.  

Парадокс и поэзия в "Голосе безмолвия"

• Буддийская литература делится на сутры и шастры.  

• "Голос Безмолвия" ближе к сутрам, чем к шастрам, и стремится вдохновлять, а не наставлять.  

• Учение "Глаза" шастр передает обучение Ума, а учение "Сердца" сутр стимулирует мудрость Души.  

• "Голос Безмолвия" пробуждает Мудрость, обращаясь к сердцу и подчиняя интеллектуальное духовному.  

Два типа медитативного опыта

• Мирской опыт: объект дхьяны или самадхи принадлежит миру, не ведет к освобождению.  

• Запредельный опыт: объект трансцендентен, ведет к Нирване.  

Различие между мирским и запредельным самадхи

• Мирское самадхи: контроль над чувствами, исключение деятельности ума.  

• Запредельное самадхи: выход за пределы ума, трансцендентность.  

Проблема передачи опыта

• Язык не может описать самадхи, так как сам ограничен уровнями опыта.  

• Дзенские мастера обходятся без языка, буддийские используют парадокс и поэзию.  

Парадокс и поэзия в буддизме

• Парадокс: истина, стоящая на голове, содержит элемент истины.  

• Буддийский парадокс: попытка выразить то, что выходит за пределы логики.  

Законы Мышления и их ограничения

• Закон Тождества: А есть А.  

• Закон Противоречия: А не может быть не-А.  

• Закон Исключения Третьего: А либо является, либо не является Б.  

Мистики и парадокс

• Мистики отказываются от Законов Мышления, говоря о запредельных логике вещах.  

• Парадоксы помогают описать духовный опыт, а не логически согласованные утверждения.  

Примеры парадоксов в буддийских текстах

• "Ваджраччхедика-сутра": Бодхисаттва становится живым парадоксом.  

• "Шаптасатика": Будда называет существ "не-существами".  

"Голос Безмолвия" и парадокс

• Использует парадокс для пробуждения мудрости Души.  

• Название "Избранных изречений" парадоксально, предупреждая о необходимости смиренной и.  

Возвышенная духовная интуиция

• Работающая вне узких границ формальной логики  

• Парадоксальное противопоставление "голос" и "безмолвие"  

Четыре вида безмолвия

• Молчание звука, желаний, мыслей и воли  

• Соответствие буддийской традиции  

Молчание воли

• Эгоистичная воля и воля Бога  

• Связь с понятием самости  

Шуньята и сострадание

• Шуньята как абсолютное прекращение самосознания  

• Каруна как динамический аспект шуньяты  

Три вида каруны

• Саттваламбана-каруна: жалость к страдающим существам  

• Дхармаламбана-каруна: жалость к болезненным ощущениям  

• Аналамбана-каруна: чистая жалость без объекта  

Парадоксальность "Голоса Безмолвия"

• Сострадание как Закон ЗАКОНОВ  

• Шуньята и каруна как непостижимые для интеллекта  

Духовный путь и самость

• Опасность буквального понимания метафоры пути  

• Идея о неизменной душе как заблуждение  

• Духовный прогресс как ослабление эго  

Парадокс Пути и путника

• "Голос Безмолвия" отождествляет Путь и путника, показывая, что Путь — это условное обозначение последовательности мыслей, слов и поступков, направленных к Просветлению.  

• Нирвана не является личным достижением, а достигается через не-достижение.  

Два Пути: Шравака и Бодхисаттва

• Шравака стремится к индивидуальному освобождению, а Бодхисаттва — к всеобщему.  

• Бодхисаттва противостоит соблазну считать Нирвану личной собственностью.  

Бесконечный конец пути

• Бодхисаттва должен оставаться бескорыстным до бесконечности, чтобы достичь Просветления.  

• Нирвана не может быть достигнута в абсолютном смысле, так как она вечна и выходит за пределы времени.  

Поэзия "Голоса Безмолвия"

• Поэзия "Голоса Безмолвия" основана на образности, которая создается через метафоры и сравнения.  

• Образы в поэзии основаны на реальных соответствиях и интуитивном восприятии.  

Ритм и образность

• Ритм в поэзии важен для отражения периодичности и тождества в ходе времени.  

• Поэзия "Голоса Безмолвия" ритмична и обладает удивительным действием.  

Ритм и образность в поэзии

• Ритм играет важную роль в поэзии, как и образность.  

• Пример: отрывок из "Голоса Безмолвия" с ямбическими триметрами и тетраметрами.  

• Ритм делает поэзию приемлемой и традиционной.  

Магия поэзии

• Поэзия воздействует скорее звуком, чем смыслом.  

• Пример: первая строка "Эндимиона" Китса, которая стала поэзией благодаря звукам и рифмовке.  

• Стихотворение можно сравнить с мантрой, где форма важнее содержания.  

Комбинация образа и мантры

• Поэзия может сочетать образ и мантру, оставаясь поэзией.  

• Смысл сам по себе - это проза, добавление размера превращает ее в стих.  

• Стихотворение - это целое, его части неотделимы друг от друга.  

"Голос Безмолвия" и его составляющие

• "Голос Безмолвия" сочетает парадоксы, образность и поэзию.  

• Текст не соответствует ни одному известному тибетскому тексту, но содержит мантровые элементы.  

• Переводчица пожертвовала буквой ради духа текста.  

Парадокс и поэзия в "Голосе Безмолвия"

• "Голос Безмолвия" обращается к интуиции и сердцу.  

• Главные методы для пробуждения мудрости Души - парадокс и поэзия.  

• Текст не сводится только к парадоксам и поэзии, но включает рациональность и прозу.