Эволюция личности
Если принять за основу вышеизложенное, кому бы не захотелось быть подлинной личностью? В то же самое время, мы уже увидели, что личности чрезвычайно редки, что подразумевает, что стать одной из них нелегко. Так как же вы становитесь личностью? На самом деле, как каждый становится личностью? Что это за процесс? Мы рассмотрели, как личности впервые начали появляться на протяжении того, что Ясперс назвал «осевой эпохой». Но как это случилось? Мы можем исследовать этот вопрос в рамках концепции, которая во многом является самой важной идеей из всего многообразия современной мысли, – эволюции.
Классический пример эволюции как концепции – это, конечно, великая теория Дарвина о естественном отборе и происхождении видов. Однако эволюцию не стоит ограничивать сугубо научным применением. В более общем смысле она относится к тому, каким образом все процессы, какими бы застывшими в своих формах и функциях они ни казались внешне, являются обусловленными и непостоянными приспособлениями или совокупностями обстоятельств, которые проистекают из более ранних совокупностей обстоятельств или менее высокоорганизованных приспособлений. Вероятно, это самыйважный смысл, который вкладывается в понятие «эволюция» с точки зрения буддизма.
Как общий принцип, эволюция применима практически ко всему. Она позволяет нам понимать существование в целом – от образования планет до центрального представления Дарвина о биологической эволюции и, далее, человеческих установлений и даже самих идей – как пребывание в процессе определенного раскрытия, определенного развития. Можно сказать, что вся вселенная – один гигантский процесс становления. А мы – часть этого процесса.
Модель эволюции, которая нам лучше всего знакома, – это слепое, случайное, безжалостное движение на ощупь, к все более удачному приспособлению, к постоянно меняющимся условиям окружения. Если один вид развивается к новой генетической конфигурации, которая дает ему преимущество над его окружением, другим видам приходится развивать собственные приспособления для того, чтобы ответить на этот вызов. Даже то, что известно нам как «я», можно объяснить как более или менее удачный способ адаптации определенной группы организмов к окружающей среде. Можно сказать, что это развитие изнутри.
Эта модель чрезвычайно механистична и оставляет неразрешенными многие важные вопросы. Можно даже сказать, что будет мудрее оставить их неразрешенными, доказывая, что ни одно объяснение не может рассеять основную тайну вещей, в особенности, тайну сознания и «я». И иногда именно к этой, совершенно другой модели, нас и призывают – погрузиться в эту тайну. Согласно подобному образу мышления, эволюция происходит не столько под действием внутренних сил, сколько под внешним воздействием. Конечно, в общем и целом такие идеи – сфера религии, у которой обычно есть виталистическая или телеологическая точка зрения на принцип эволюции в целом. Сам тот факт, что эволюция начинает размышлять над своими собственными результатами, рассматривается как доказательство того, что этот процесс – одновременно и прогресс, и того, что, так или иначе, он должен управляться откуда-то свыше или извне. То есть, если в процессе эволюции наблюдается прогресс, делается вывод, что этот прогресс происходит в связи с некой определенной целью, ценностью или принципом, который находится выше или вне процесса в целом.
Ни одна из этих моделей не работает достаточно удовлетворительно сама по себе, но их не обязательно противопоставлять друг другу. Если не придерживаться той или иной модели слишком буквально, можно сказать, что каждая из них достоверна по отношению к определенным аспектам ситуации. Таким образом, в неуверенных, непредсказуемых шагах дарвинистской эволюции мы можем также прочесть прогрессивное проявление на протяжении времени абсолютной, трансцендентной реальности, само присутствие которой делает возможным возникновение новых качеств и характеристик, следующих друг за другом в этом эволюционном процессе. Несомненно, с точки зрения буддизма не существует никакого предопределенного великого плана, стоящего за всем процессом эволюции, но, вероятно, можно сказать, что эта абсолютная реальность – своего рода резервуар, в котором эволюция, в особенности человеческая эволюция, постоянно находит источник.
Цель обсуждения эволюции в контексте буддизма заключается не столько в том, чтобы объяснить эволюцию в духовных понятиях, сколько в том, чтобы использовать идею эволюции и пролить свет на духовное развитие личности. Цель не в том, чтобы предложить нечто чисто научное, историческое или даже религиозное. Это способ описания процесса в нас самих как личностях. Это подразумевает, что мы – постоянно растущие, развивающиеся существа, существа, которые на самом деле способны к бесконечному развитию.
Сначала мы можем проследить то, как мы развивались до этого. Мы – результат миллиардов лет космической эволюции, около полумиллиона лет человеческой эволюции и десяти тысяч лет культурной эволюции. С точки зрения биологии, мы развились из низших, более простых форм жизни, с точки зрения антропологии, мы развивались от дикости и варварства к цивилизации и культуре, в то время как с точки зрения психологии мы развились от бессознательного состояния к простому сознанию, а от простого сознания – к зачаткам самосознания. Во-вторых, мы можем посмотреть вперед, на то, во что мы развиваемся сейчас – не как группа, не как вид, а как личность. Разделительная черта между двумя этими видами развития – самосознание или осознанность.
Итак, мы стоим на этом водоразделе. Лучшие из человеческих существ – осознанные, ответственные, разумные, чувствительные – стоят на этой поворотной точке, где высшая эволюция возникает из «низшей» эволюции. К несчастью, мы вполне можем сползти намного ниже этой точки, а не только подняться намного выше ее. Нам нравится считать, что мы ведем полную человеческую жизнь, но стоит сказать, что большую часть времени глубоко укорененное в нас животное начало – наше групповое сознание – только урывками озаряется индивидуальным самосознанием. Подлинное человечество, другими словами, – это достижение, а не то, с чем мы родились.
Это ни в коем случае не означает, что мы должны отвергнуть нашу общую человеческую природу. Это напоминает нам, что означает быть человеком, что выделяет нас из того, что находится на низшей ступени эволюции. Высшая эволюция – это эволюция нашей человеческой природы, и этот процесс должен развиваться постоянно. Свобода, которую мы обретаем с помощью нашего самосознания, непременно дает нам свободу отказаться от этой свободы. Но мы как личности также способы упрочить этот фундамент человечества. Мы способны развиваться за пределы самосознание к еще одной ключевой точке. Именно здесь возникает запредельная мудрость – непосредственное осознавание реальности, – и это осознавание побуждает нас двигаться еще дальше, к тому, что буддисты называют Просветлением. Именно поэтому можно рассматривать буддизм не как религию в условном и искаженном смысле этого слова, а как путь высшей эволюции, поскольку весь эволюционный процесс становится процессом самосознания в человеческих существах.
Когда русского писателя Владимира Набокова спросили, что отличает нас от животных, он ответил так:
Это осознавание того, что мы осознаем свое существование. Другими словами, если я не только знаю, что я есть, но также знаю то, что я это знаю, тогда я принадлежу к человеческому роду. Все остальное из этого вытекает: величие мысли, поэзии, видение вселенной. В этом отношении пропасть между обезьяной и человеком неизмеримо больше, чем пропасть между амебой и обезьяной. Различие между памятью обезьяны и человеческой памятью – это различие между знаком и библиотекой Британского музея48.
Хотя в развитии высшей эволюции из низшей эволюции есть определенная преемственность, есть одна важная черта, которая нарушает эту непрерывность. Низшая эволюция собирательна: мутация должна распространиться на целую группу организмов, прежде чем можно будет сказать, что появился новый вид. Напротив, высшая эволюция осуществляется индивидуально, поскольку процесс роста заключается в развитии самосознания, осознанности, внимательности. Высшая эволюция возможна лишь в той степени, в какой существует осознанность, и наоборот. Так же, как, увидев почку на голой ветке дерева, вы понимаете, что рано или поздно там появится лист и даже цветок, вы понимаете, что, если в жизни какого-то человека вы замечаете проблески осознанности, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно он выйдет в своем развитии за пределы этого уровня осознанности.
В результате растущей осознанности отдельная личность может в конечном итоге развить качества, которые будут отличаться от тех, которые присущи большинству людей, не только количественно, но и качественно. Такой человек может стать существом совершенно нового вида – тем, кого в буддийской традиции называют Буддой, Просветленным. Важно понимать, что истинная цель любой мировой религии (в отличие от этнических и племенных религий) – в создании таких существ, и что они представляют собой не просто прежний, переделанный по-новому и улучшенный, а совершенно новый вид существ, новую, так сказать, «метабиологическую» мутацию.
Поскольку высшая эволюция – ключевой вопрос для личности, нам нужно думать о ней не в целом, а в частном, личном аспекте. Рассмотрев обширные процессы эволюции будто бы в телескоп, мы должны поднести к ним микроскоп и исследовать, как возникает или развивается личность. Под микроскоп мы, по сути, должны положить себя.
Грубо говоря, человеческие существа состоят из двух больших частей: физического тела и ума или сознания. Тело принадлежит к низшей эволюции. Мы унаследовали это столь чудесным образом устроенное тело от долгого ряда животных предков, уходящего вглубь туманных и отдаленных веков. Что касается ума – что ж, все было бы определенно, если бы мы сказали, что человеческий ум принадлежит в основном к высшей эволюции. Но мы определенно не можем так сказать. Аристотель определяет человека как разумное животное, но обычного рационального сознания самого по себе недостаточно, чтобы поднять нас над низшей эволюцией. На самом деле, у некоторых высших млекопитающих, вне всякого сомнения, есть зачатки самостоятельного мышления. Все, что мы можем сказать, – что человеческий ум обладает потенциалом перейти на высший уровень эволюции. Развитие обеих наших сил, и физической, и умственной, строго ограничено нашим эволюционным генетическим наследием. Но именно ум содержит в себе возможность продолжения развития, того, что я называю высшей эволюцией. В каком-то смысле, мы больше ум, нежели тело, и если где-то у нас есть будущее, оно заложено в нашем уме. Другими словами, будущая эволюция человечества будет большей частью, если не исключительно, психологической и духовной.
Прежде, чем описать этапы развития, которые проходит сознание, будет уместно определить, что мы понимаем под сознанием. К несчастью, нужно сразу признать, что любое определение будет содержать в себе тавтологию. Вот попытка дать определение сознания в одном из словарей: «Черта, принадлежащая определенным процессам или событиям в живом организме, которая должна считаться уникальной и потому неопределимой с помощью каких-либо других терминов, но, которую, возможно, лучше всего описать как видение этих процессов или явления как бы изнутри». Личность находится, так сказать, внутри того, что происходит – это наиболее точное если не определение, то, по крайней мере, описание сознания. Следовательно, сознание синонимично осознанности, чем бы она ни была.
Трудность, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, чтобы различить последовательные этапы в развитии чего-то, что уникально и необъяснимо. Если сознание на одном этапе уникально и необъяснимо, оно будет таким же и на любом другом этапе. Как можно отличить одну уникальную и необъяснимую вещь от другой?
Эта трудность скорее кажущаяся, чем реальная. Сознание описывается как «видение определенных процессов или событий в живом организме». Там, где есть видение, несомненно, есть и то, что видится. Этапы развития, через которые проходит сознание, можно, следовательно, различить на основе соответствующих им объектов. Если мы это сделаем, мы сможем выделить четыре ступени или уровня сознания: простое сознание, самосознание, трансцендентную мудрость и абсолютное сознание49. Эти обозначения условны – другие, вероятно, подойдут не меньше. Например, иначе можно назвать эти уровни чувственным сознанием, субъективным сознанием, объективным сознанием и универсальным сознанием.
Первый уровень – простое сознание – синонимичен чувственному восприятию. Он состоит, так сказать, в осознании ощущений, возникающих в результате контакта органов чувств и внешнего мира. Это уровень сознания, который мы разделяем с животными; он связывает нас с бесконечным процессом биологической эволюции, с процессом почти невообразимой продолжительности, тянущимся от простого одноклеточного организма к чудесам сложности наших биологических функций как приматов.
Второй уровень – самосознание – это не просто восприятие или даже представление (посредством познающего разума). Вы воспринимаете, что вы воспринимаете. Вы осознаете, что вы осознаете. Вы не только испытываете ощущения, чувства, эмоции, ощущаете мысли, побуждения и так далее, вы ощущаете себя, как нечто, ощущающее их.
Вы не просто осознаете то, что поступает к вам через органы чувств, вы способны, так сказать, отступить и осознать себя как нечто, осознающее вещи, которые вы ощущаете, вместо того, чтобы, так сказать, погрузиться в них, отождествиться с ними.
Именно эта рефлексивная форма сознания – сознания, обращенного, так сказать, к самому себе, – наиболее характерна для нашей человеческой природы. Она связывает нас с десятками тысяч лет, на протяжении которых саморефлексирующее сознание постепенно позволило нам выделить себя из остального животного мира. Здесь мы обнаруживаем себя в, собственно, человеческом измерении, измерении, которое исследуют когнитивные и общественные науки. Это кульминация низшей эволюции и начало высшей эволюции. Это водораздел между ними, и, следовательно, это момент чрезвычайной важности. Однако это не все, на что мы способны: мы можем продвинуться еще дальше.
Когда наше самосознание полностью развито, мы начинаем видеть себя такими, какие мы есть в действительности. С развитием третьего уровня, запредельного сознания, мы видим мир таким, каков он есть в действительности. Это сфера владений философии и религии. Именно на этом уровне мы обретаем определенную связь с природой реальности, высшей точкой которой является переживание запредельной осознанности. Это осознание высшей духовной реальности охватывает одновременно себя и все обусловленное существование – весь процесс эволюции. Его описывают как запредельное, поскольку оно выходит за пределы разделения субъекта и объекта.
По крайней мере, до определенной степени. На этом этапе объект все еще воспринимается как объект, но «линия», где субъект и объект встречаются и отделяются друг от друга, как бы заменяется трещиной, которая может расшириться до щели, в которой сияет свет абсолютного или вселенского сознания. Так, с узкого дрожащего луча света, начинается проблеск проникновения, в свете которого мы видим запредельное. И этот свет, в котором мы видим запредельное, – это также свет, в котором запредельное видит нас. Другими словами, осознанность или сознание, посредством которых мы узнаем запредельное, тождественны осознанности или сознанию, посредством которых запредельное узнает нас50. Осознанность более не отождествляется полностью с «я» и его субъективной, психологической обусловленностью. Именно по этой причине о запредельном сознании можно также говорить, как об объективном сознании.
Четвертый уровень, абсолютное сознание или вселенское сознание, – это постепенное созревание самого состояния Будды из этого опыта запредельного сознания. Оно освобождает нас от всего круга человеческой жизни и перерождения и, следовательно, о нем можно говорить как о сверхчеловеческом уровне. Трещина расширяется и становится щелью, и щель продолжает раскрываться, расширяться, так сказать, до бесконечности. Так сознание становится единым со своим объектом, который бесконечен. Субъект и объект полностью исчезают. Следовательно, об этом нельзя ничего сказать.
На практике реальное развитие сознания – по крайней мере, за пределами уровней низшей эволюции – несомненно, более разнообразно и неопределенно, чем в этом описании. Есть различные промежуточные этапы эволюции сознания; я вычленил четыре основных этапа, чтобы дать ясную, понятную и простую картину вопроса.
Предполагается, что человек, находясь в утробе матери, за девять месяцев проходит сотни миллионов лет эволюции, в течение которых развивался человеческий вид в целом. Ребенок также проходит в ранние годы эволюцию сознания от простого сознания к самосознанию, от животной природы – к примитивной человеческой. В момент рождения ребенок – это животное с чисто животными потребностями, но за примерно три года у него развивается мышление, память и речь, а также зачатки самосознания, которое отражают и подпитывают эти достижения.
Однако продвижение на протяжении этих первых трех лет резко замедляется. Пройдя в утробе путь, равный сотням миллионов лет, мы за эти три года внутренне повторяем лишь несколько миллионов лет эволюции. А после этого момента практически никакого развития не происходит, в сравнении с потрясающим развитием, которое имеет место в эти ранние годы. В последующие отведенные нам годы мы учимся читать и писать, накапливаем знания – иногда огромные их количества, возможно, мы учимся рисовать или играть на пианино, скорее всего, учимся водить машину. Другими словами, мы повторяем, более или менее бегло, историю цивилизации. Но в том, что касается сознания, мы остаемся на протяжении всей жизни более или менее такими же, какими мы были в возрасте трех лет.
Почему так происходит? Почему мы останавливаемся на этом этапе зачаточного самосознания? Причину можно найти в различии между низшей эволюцией, которая является коллективным процессом, и высшей эволюцией, которая является индивидуальным достижением. Высшую эволюцию нельзя повторить тем же путем, каким повторяет низшую эволюцию зародыш в утробе матери. Вы можете унаследовать простое сознание от своих родителей, но не самосознание и еще в меньшей мере – запредельное сознание. Даже если вам настолько повезло, что ваши родители наделены запредельным сознанием, вам самим все же придется начать с самого начала. Хорошая новость заключается в том, что высшую эволюцию можно пройти за одну человеческую жизнь.
Низшая эволюция поднимает нас до уровня зачаточного самосознания, а затем прекращается. С этого момента наше продвижение зависит от наших собственных сознательных усилий. Без этого дальнейшее продвижение невозможно. Эта ситуация в некотором роде напоминает другой ключевой момент эволюции, когда жизнь покинула море, в котором она зародилась, и начала завоевывать сушу. Прибой выносит на берег морских обитателей, которые развивают способность в некоторой мере, очень ограниченно, использовать условия суши – возможно, откладывать яйца. Затем, когда прибой отступает, он оставляет этих существ выброшенными на берег, и они должны справиться с этим сами. Море больше ничего не может сделать для их развития. Положение, в котором мы оказались, в чем-то похоже на это. Жизнь выбросила нас на берег самосознания и оставила нас, предоставив самим себе. Общий источник и поток эволюции не могут больше ничего сделать для нас. С этого момента все зависит лично от нас.
Следовательно, мы сталкиваемся с выбором – не коллективным выбором, не выбором, стоящим перед нами как видом, но с индивидуальным выбором. Он стоит перед вами и мной. Мы – то есть вы и я – можем либо остановиться там, где мы находимся, либо продолжить процесс эволюции. И если мы решим идти дальше, мы вступим на путь того, что будет означать только одно, – развитие сознания.
Более того, если мы продолжим процесс эволюции, мы можем сделать это посредством нашего индивидуального устремления и усилий. Природа – даже сама Мать-Природа – не поможет нам в этом. Человеческое существование является – и по определению должно являться – борьбой, даже битвой. Может показаться, что жизнь просто течет мимо, и, без сомнения, мы можем течь вместе с ней. Но, хотя некоторые аспекты жизни подразумевают пассивное следование преобладающему течению, высшая эволюция не является одним из них. Саморазвитие – развитие сознания до более высокого уровня – это схватка с тем, что на самом деле очень непокорно.
Это происходит потому, что большинство из нас большую часть времени думает о саморазвитии, если вообще думает, в рамках физического или интеллектуального развития. Например, мы просыпаемся утром и думаем: «Сегодня я собираюсь заняться здоровьем» или «Сегодня я почитаю что-нибудь о буддизме». Но как часто наши устремления имеют своей целью развитие нашего сознания – самосознания, которое является отличительным качеством человека, в полном смысле этого слова? Если наш ответ: «Не часто, если вообще имеют», – нам нужно признать тот факт, что мы вовсе не ведем подлинно человеческую жизнь.
Нельзя принудить человека следовать пути высшей эволюции. На самом деле, многие люди не осознают даже возможности этого, а большинство тех, кто осознает, не заботится о том, чтобы воспользоваться этой осознанностью. Даже сама готовность заинтересоваться подобным вопросом помещает нас в стан меньшинства. Любое меньшинство оказывается в трудном положении, а меньшинство тех, кто устремляется по пути высшей эволюции, оказывается в особенно трудной ситуации, потому что это путь, с которого очень легко сойти.
Вопрос высшей эволюции обычно затрагивается в мировых религиях – то есть религиях личности, религиях, которые говорят не только от лица определенной этнической группы, но, по сути, всех людей. Но сегодня у священников, жрецов и мулл немногое можно узнать о том, как развивать собственные уровни сознания. Во многих частях мира – включая те, где преобладает буддизм, – мировые религии стали по существу этническими в своих заботах. Они – часть социальной среды, предлагающая себя как форму общественной службы и ничего более. По-видимому, в сфере искусств и некоторых ветвях психологии уделяется больше внимания развитию сознания, чем в более традиционных попытках вести духовную жизнь.
В «Бхагавад-гите», прославленном и популярном тексте индуизма, в котором Кришна (воплощающий, можно сказать, абсолютное сознание), как утверждается, говорит, что из тысячи людей лишь один ищет его, а из тысячи ищущих – лишь один найдет его51. Поэтому, как говорит Кришна, цели достигнет, возможно, лишь один человек из миллиона – и, вероятно, это довольно щедрая оценка.
Дхаммапада говорит о том же менее трагично. Будда говорит:
«Трудно обрести человеческое состояние. Трудно услышать подлинную истину. Трудно появиться Просветленному»52.
Говоря иначе, можно сказать, что действительно трудно быть человеческим существом – легче устраниться от этого вызова в более или менее животное состояние. Трудно развивать самосознание, а еще труднее развивать запредельное сознание. Трудно быть личностью, продолжать прикладывать усилия к тому, чтобы быть осознанным.
Эту трудность нужно подчеркнуть, не для того, чтобы лишить нас мужества, но для того, чтобы дать нам надежду на успех. Пока мы понимаем, что процесс сложен и принимаем его сложность всерьез, мы можем преодолеть эти сложности. Но если мы не позволяем себе осознать, насколько трудным это будет, если мы думаем, что это будет совсем не трудно, мы не сможем этого сделать.
Хотя все против нас и цель кажется далекой, наша непосредственная цель ясна. Она заключается в развитии нашего зачаточного самосознания до полного самосознания, а также в том, чтобы начать развивать третий уровень сознания, запредельное или объективное сознание. Хотя третий уровень не может быть полностью освоен, пока полностью не развит второй уровень, тем не менее, оба они развиваются совместно. Полное развитие самосознания совершенствует нашу человеческую природу, а с полным развитием запредельного сознания мы становимся Вошедшими в поток, теми, в ком воздействие высшей эволюции перевешивает низшую эволюцию.
Высшая эволюция – труднодостижимая задача, и она потребует всей нашей энергии. Если мы собираемся заняться ею, нам придется заниматься этим – развитием сознания – везде и всюду. Мы не можем посвятить этому лишь половину нашего времени и энергии. Все или ничего. С какой бы ситуацией мы не столкнулись, какие бы переживания мы не испытывали, какая бы возможность не возникла перед нами, нам нужно всегда спрашивать себя: «Как это повлияет – напрямую или косвенно – на высшую цель, которую я перед собой поставил?» Нам нужно поднимать этот вопрос по отношению к работе, личным отношениям, социальной и культурной деятельности, занятиям спортом, интересам – книгам, которые мы читаем, музыке, которую мы слушаем, фильмам, которые мы смотрим. Вопрос всегда один и тот же: как это повлияет на развитие меня как человеческого существа?
Если нашей главной заботой будет ведение религиозной или даже духовной жизни, это совсем не обязательно положительно повлияет на наше развитие. Но если нашей главной мотивацией во всем, что мы делаем, будет развитие сознания, мы, несомненно, будем продвигаться вперед. А если не будет – и мы не будем.