Как действует медитация с мантрой?
Мантры — явление довольно загадочное. Говорят, что это «звуки-символы», то есть звуки, находящиеся в соответствии с духовными силами, которые можно представлять в виде зрительных образов — Тары, Авалокитешвары и других, — и обладающие способностью эти силы вызывать. Легко понять, что изображение того или иного персонажа может иметь символический смысл, но не так легко объяснить это рационально, когда дело касается мантры. Наверное, лучше всего рассматривать мантру как нечто промежуточное между поэзией и магическими заклинаниями.
Есть много мантр, которые даже на санскрите не несут никакого подлинного, рационального смысла, поэтому их нельзя переводить, как обычные предложения. Например, в мантре Тары — ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА — варьируется ее имя, которое значит «спасительница», «звезда» или «переправляющая на другой берег». Но эта мантра ничего не сообщает нам о Таре, а просто дает звуки, которые служат для ее призывания.
В мантрах часто присутствуют такие слоги, как ОМ, А, ХУМ (произносится, скорее, ХУНг с насализацией конечного «н»), которые вообще не имеют никакого буквального смысла. Есть разные «понимания» или «толкования» того, что они могут значить; эти три слога соотносят, соответственно, с телом, речью и умом или (тоже соответственно) с дхармакаей, самбхогакаей и нирманакаей. Еще их соотносят с буддами мандалы, причем ОМ выступает как семенной слог центрального будды, Вайрочаны, А — северного будды, Амогхасиддхи, а ХУМ — восточного будды, Акшобхьи. По мере нашего знакомства с буддизмом эти связи могут оказаться важными.
Некоторые слова мантр могут рождать более конкретные ассоциации. Так, в мантре Авалокитешвары ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ слово мани значит «драгоценность», а падме — «лотос». Иногда считают, что эта мантра значит «Приветствую сокровище в лотосе», хотя с грамматической точки зрения здесь все довольно туманно. На мой взгляд, эта мантра имеет, скорее, поэтический и символический смысл. Драгоценность — символ ясности мудрости, а лотос — символ чистоты и сострадания. Так что мантра Авалокитешвары объединяет мудрость и сострадание. Произнося ее, мы вспоминаем эти качества.
Но стремление понять мантру умом, наверное, слегка похоже на попытку логически препарировать шутку: это можно сделать, но, доведя задачу до конца, вы обнаружите, что шутка утратила главное — свою соль. Одни считают, что мантры имеют исконный «духовный смысл», то есть, произнося мантру Авалокитешвары, человек развивает связь с состраданием Авалокитешвары, даже не представляя себе смысла мантры (поскольку постольку таковой имеется) и ничего не зная о самом бодхисаттве. Другие утверждают, что, произнося мантру, человек развивает связь с ней и больше узнает о бодхисаттве. Разумеется, мантра может приносить пользу даже тому, кто ничего о ней не знает.
В практике сосредоточения мантра, как и любой другой объект, может помочь успокоить ум. Когда вы повторяете мантру, вслух или про себя, кутерьма в уме начинает стихать. Даже если поток внутренней болтовни продолжается параллельно с чтением мантры, ее произнесение создает ощущение непрерывности, растущее по мере практики. Ведь говорят, что слово мантра значит «то, что защищает ум».
Эта цитата публикуется по договоренности с Wildmind: Buddhist meditation, Свободный дух: буддийская медитация.
Медитация с мантрой
Что такое медитация с мантрой?
Как действует медитация с мантрой?