Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Будда – цель буддизма

Первое из буддийских прибежищ – в самом Будде. В следующих четырех частях этого курса мы рассмотрим фигуру Будды и исследуем, что может означать «обращение к Прибежищу в Будде», пытаясь прорваться через странные и, возможно, чуждые нам слова к опыту, на который они указывают.

 

Важность Будды не в том, кем он был, а в том, что он из себя представлял. «Будда» – не имя, это титул, означающий «тот, кто пробужден». Значение Будды для буддистов проистекает из того факта, что он пробудился: он достиг состояния, которое мы называем Просветлением. Будда – тот, кто пробудился от подобного сновидению состояния, в котором мы существуем, к истинному опыту реальности. 

 

В следующем тексте Сангхаракшита объясняет некоторые моменты значения слова «Просветление», рассказывая нам, в чем заключалась важность Будды. По мере объяснения он проясняет некоторые частые заблуждения по поводу природы Будды и его места в буддизме. Он также, возможно, дает нам ключ к тому, как «обращение к Прибежищу в Будде» может стать лекарством от лежащей в основе нашего бытия дуккхи (страдания или неудовлетворенности), потому что это означает вверение себя осознанию нашего собственного духовного потенциала, что является единственным путем к истинному счастью.  

 

Идеал человеческого просветления 

(Сокращенный текст «Идеала человеческого просветления» Сангхаракшиты).

 

Даже те люди, которые совсем ничего не знают об учениях буддизма, по крайней мере, видели изображение Будды. Что изображено на этих картинах? Человек в расцвете жизни, хорошо сложенный, приятной внешности. Он сидит со скрещенными ногами под деревом. Его глаза наполовину закрыты, на губах – улыбка. Фигура производит впечатление крепости, устойчивости и силы. Она производит впечатление абсолютного покоя, абсолютного самообладания. Но что привлекает нас больше всего, это его лицо, потому что оно выражает нечто, что трудно определить словами. Когда мы смотрим на него, возможно, даже концентрируемся на нем, мы видим, что это лицо живое, оно сияет, и в этом свете мы видим отражение неизмеримого знания, безграничного сострадания и неописуемой радости.

 

Вот такова фигура, образ Будды, Просветленного. Обычно он представляет собой исторического Будду Гаутаму, «основателя» буддизма, великого индийского учителя, который жил приблизительно за пять столетий до Христа. Но этот образ также обладает значимостью в более широком смысле. Он представляет собой идеал человеческого Просветления.   

 

Просветление человека – центральная тема буддизма. Это именно то, в чем в своей основе заинтересован буддизм – как в теории, так и на практике. На самом деле, это то, в чем в основном заинтересован и сам буддист. Следовательно, в этой лекции мы попытаемся понять, что подразумевается под Просветлением в целом и в частности, что подразумевается под «человеческим Просветлением». Так появляются три вопроса:

 

     1.  «Что такое Просветление, или состояние Будды?» 

 

     2.  «Откуда мы знаем, что это состояние, которое мы называем Просветлением, идеал для человека?»

 

     3.  «Где берет начало этот идеал просветления? Из какого источника он проистекает?» 

 

Что такое Просветление?

Буддийская традиция утверждает, что Просветление заключает в себе главным образом три вещи. Прежде всего, о Просветлении говорится как о состоянии чистой, ясной, всегда сияющей осознанности. Некоторые школы заходят так далеко, что говорят, что в этом состоянии осознанности больше не переживается двойственность субъекта и объекта. Нет ни ничего «внешнего там», ни «внутреннего здесь». Это различение, субъектно-объектное различение, как мы обычно его называем, полностью преодолевается. Есть только одна непрерывная, чистая, ясная осознанность, распространяющаяся во всех направлениях, чистая и однородная. Более того, это осознавание вещей как они есть на самом деле, что означает, конечно, не вещи в смысле объектов, но вещи в преодолении двойственности субъекта и объекта. Поэтому об этой чистой, ясной осознанности также говорится как об осознавании реальности, и, следовательно, это также состояние знания.  

Это знание – не знание в обычном смысле, не знание, которое функционирует в рамках двойственности субъекта и объекта, но скорее состояние прямого, непосредственного духовного видения, которое видит все вещи прямо, ясно, отчетливо и истинно. Это духовное видение, даже Запредельное видение, свободное от всех омрачений, всех неверных представлений, всего неправильного, искривленного мышления, всей неопределенности, всего непонятного, всей умственной обусловленности, всех предрассудков. Таким образом, прежде всего Просветление – это такое состояние чистой, ясной осознанности, это состояние знания или видения.  

 

Во-вторых, о Просветлении говорится как о состоянии сильной, глубокой, бьющей через край любви и сострадания. Иногда эта любовь сравнивается с любовью матери к единственному ребенку. Это сравнение появляется, например, в очень известном буддийском тексте под названием «Мета-сутта», «Рассказ о любящей доброте». В этом повествовании Будда говорит:

 

«Как мать защищает своего единственного сына даже ценой собственной жизни, так следует развивать ум, исполненный всеохватывающей любви ко всем живым существам».

 

Такое чувство, такое отношение мы должны взращивать. Вы видите, что Будда говорит не только обо всех человеческих существах, но обо всех живых существах: всем, что обладает чувствами. Вот такое чувство испытывает просветленный ум. И эта любовь и сострадание заключаются в сердечном желании, глубоком, жгучем желании их благополучия и счастья – желании, чтобы все живые существа освободились от страданий, от всех затруднений, чтобы они могли расти и развиваться и в конце концов обрели Просветление. Такие любовь и сострадание – бесконечные, бьющие через край, безграничные, направленные на всех живых существ – это также часть Просветления.

 

В-третьих, Просветление заключается в состоянии или переживании неистощимой умственной и духовной энергии. Энергия – это качество состояния Просветления. Состояние Просветления – состояние огромной энергии, абсолютной спонтанности, постоянно бьющей ключом, состояние непрерывной творческой активности. Состояние Просветления – состояние совершенной, необусловленной свободы от любых субъективных ограничений. 

 

Вот так обычно описывается Просветление. Но, конечно, Просветление на самом деле нельзя передать словами или разделить на части. Что происходит на самом деле, так это то, что знание переходит в любовь и сострадание, любовь и сострадание – в энергию, энергия – в знание и т.д. В действительности мы не можем отделить один аспект от других. Тем не менее, мы традиционно даем этот «расписанный» вариант Просветления, чтобы передать некий намек на опыт, дать некоторое представление или чувство, на что это походит.

 

Если мы хотим получить об этом более полное представление, тогда нам нужно, возможно, прочесть какой-нибудь более расширенный, поэтический рассказ, предпочтительно из буддийских писаний, или нам придется заняться практикой медитации и попытаться получить по крайней мере проблеск состояния Просветления в медитации. Итак, когда в буддизме говорят о Просветлении, состоянии Будды или нирване, вот что это означает: это означает состояние высшего знания, любви и сострадания, и энергии. 

 

Откуда нам известно, что это состояние Просветления – идеал для человека?

Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, нам придется определить различие между двумя видами идеала – «естественными идеалами» и «искусственными идеалами». Естественный идеал – это идеал, который принимает во внимание природу вещи или человека, для которых он является идеалом. Искусственный идеал, напротив, не делает этого. Искусственный идеал навязывается извне, в искусственной манере. 

 

Используя это различение, мы можем сказать, что Просветление – не искусственный идеал. Это не что-то, навязанное человеческим существам извне, что-то, что не принадлежит нашей природе или не согласуется с ней. Просветление – естественный идеал для человека, или даже просто естественный идеал. В нем нет ничего искусственного, ничего произвольного. Это идеал, который соответствует нашей природе и нашим потребностям. 

 

Мы узнаем об этом двумя способами. Я уже говорил о природе Просветления, и это, очевидно, казалось вам чем-то очень редким, далеким от нашего опыта. Но качества, которые составляют Просветление, на самом деле уже присутствуют в человеке в зародышевой форме. Они не являются чем-то совершенно чуждым для нас. В каком-то смысле они естественны для человеческих существ. В каждом мужчине, в каждой женщине есть некое знание, некое переживание реальности, каким бы слабым и далеким оно ни было, некоторое чувство любви и сострадания, какими бы ограниченными и выборочными они ни были, и некая энергия, какой бы грубой и неочищенной, обусловленной и принужденной она ни была. Все эти качества в некоторой степени уже здесь. 

 

Но в состоянии Просветления эти качества полностью и в совершенстве развиты, до такой степени, которую мы с трудом в состоянии вообразить. Именно поэтому, поскольку качества знания, любви и энергии уже присутствуют внутри нас, в какой бы зародышевой форме они ни находились, мы естественным образом близки к Просветлению и можем откликнуться на идеал Просветления, когда встречаемся с ним. Таким образом, даже когда кто-то говорит в терминах абсолютного знания, видения реальности, или в терминах безграничной, беспредельной любви и сострадания ко всем живым существам, это не нечто совершенно чуждое нам, это не просто многочисленные слова. Мы можем что-то почувствовать. И именно потому, что зародыш, семя уже здесь, в нашем переживании, мы можем откликнуться на идеал Просветления, где бы и когда мы с ним не встретились, даже если мы встречаемся с ним в относительно слабой, ограниченной или искаженной форме.

 

Мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человеческих существ, поскольку в нашей постоянной гонке нас в действительности не удовлетворяет ничто другое. Мы можем испытать все виды удовольствий, достичь чего угодно, но рано или поздно мы все же почувствуем, что что-то внутри нас не удовлетворено. Это то, что в буддизме называют дуккхой – неудовлетворенностью или даже страданием. 

 

Традиционно говорится о трех формах дуккхи. Первую мы называем просто «страданием страдания». Очевидно, что мы страдаем, если порезали палец, если кто-то огорчает или разочаровывает нас, например. Это вид страдания, которое просто является страданием. Затем есть то, что называют «страданием перемен». У нас есть что-то, мы наслаждаемся этим, мы получаем от этого большое удовольствие, но по самой своей природе это не может длиться долго. И поскольку мы наслаждались этим и привязались к нему, появляется страдание. Это страдание, которое появляется в результате измерения, течения времени. Далее, есть «страдание самого обусловленного существования»: в конечном счете страдание от всего, что не является Просветлением. Даже если мы обретаем вещи, даже если мы владеем и наслаждаемся ими, в нашем сердце все еще есть уголок, где есть неудовлетворенность, которой хочется что-то еще, дальше и больше. И это «что-то» мы называем Просветлением.    

 

Итак, и по этой причине мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человека, потому что его в конечном счете не удовлетворяет ничто иное. Персонифицируя идеал Просветления и заимствуя богословский язык Св. Августина, мы можем сказать: «Ты создал нас для себя, и наши сердца не успокоятся, пока не обретут покой в тебе».

 

Откуда берет начало идеал Просветления?

Идеал берет начало в самой человеческой жизни, в человеческой истории. Он не может произойти откуда-то еще. Идеал для человека, можно сказать, может иметь источником только человеческое существо. И если мы оглянемся на историю, мы увидим различных людей, которые действительно достигли Просветления, преодолели пропасть между реальностью и идеалом. Если мы оглянемся на историю, мы увидим людей, которые являются живым воплощением этого идеала. 

 

В частности, мы увидим фигуру юного индийского аристократа, который около 2500 лет назад обрел Просветление, или, как говорят буддийские писания, Бодхи, что означает «знание» или «пробуждение». Он был тем, кто после достижения этого состояния Просветления стал у истоков великого духовного переворота, великой духовной традиции, которую мы теперь называем буддизмом.  

 

Заблуждения

Здесь мне хотелось бы прояснить определенные заблуждения по отношению к Будде. В начале этой лекции я сказал, что даже человек, не являющийся буддистом, по крайней мере видел изображение или картину Будды и, возможно, знаком с ними довольно близко. Однако, хотя, может быть, он и видел его много раз, у него может не быть четкого представления о том, что это изображение символизирует; он может не знать, кем или чем является Будда. 

 

В действительности у многих людей существуют довольно серьезные заблуждения относительно него. В частности, есть два главных заблуждения: во-первых, что Будда был обычным человеком, во-вторых, что Будда был Богом. Оба эти заблуждения являются результатом мышления, сознательного или бессознательного, в теистических терминах, то есть в терминах персонифицированного Бога, который создал вселенную и управляет ею своим провидением.

 

Для ортодоксального христианства Бог и человек – это полностью различные существа. Бог – создатель. Человек – создание. Человек никогда не сможет стать Богом: такая идея была бы лишена смысла. Следовательно, ортодоксальные христиане, встречаясь с личностью Будды, классифицируют его как обычного человека, по сути такого же, как любой другой, даже как грешного человека, хотя, возможно, и лучше, чем большинство людей.

 

Второе заблуждение возникает из первого. Вы часто можете прочитать в книгах, даже теперь, что после смерти Будды последователи «обожествили» его или сделали из него Бога. Об этом свидетельствует, говорят нам, тот факт, что буддисты поклоняются Будде, а поклонение, несомненно, причитается лишь Богу. Если вы поклоняетесь кому-то или чему-то, христианин неизбежно подумает, что мы относитесь к чему-то или к кому-то как к Богу.  

 

Теперь оба эти противоречия можно прояснить довольно легко. Все, что нам нужно сделать, – освободиться от обусловленности христианством, которое влияет, по крайней мере, бессознательно, даже на тех, кто больше не считает себя христианами. Нам нужно прекратить попытки думать о Будде в терминах, которые на самом деле не являются буддийскими. 

 

Новая категория

Так кем или чем был Будда? Как о нем думают буддисты? Как он думал о себе? Прежде всего, Будда был человеком, человеческим существом. Но он не был обычным человеком. Он был Просветленным человеком: человеком, который был живым воплощением совершенного знания, безграничной любви и сострадания и неистощимой энергии. Но он не родился выдающимся. Он стал выдающимся в результате своих собственных человеческих усилий сделать действительным то, что было в нем в качестве потенциала. Поэтому буддизм различает две большие категории: категорию обычного человека и категорию Просветленного человека.

 

Хотя пропасть между ними не столь ощутима, как пропасть между Богом и человеком в христианстве, расстояние между ними очень велико, и требуются огромные усилия, чтобы преодолеть эту бездну. На самом деле многие буддисты верят, что эти усилия должны прикладываться на протяжении многих жизней, будь то на земле или в высших сферах. По этой причине считается, что Просветленный человек составляет независимую категорию существования. Просветленный считается высочайшим существом во вселенной, даже высшим, нежели боги. По этой причине Просветленному поклоняются. Ему поклоняются в благодарность за то, что он стал примером, показав путь, показав нам, чем мы тоже способны стать. Другими словами, Будде поклоняются не как Богу, но как учителю, давшему пример, как проводнику.

 

В связи с этим к Будде Гаутаме часто обращаются как к «старшему брату мира» или «старшему брату человечества», потому что Он первым обрел духовное рождение, а мы обретаем его вслед за ним. Иногда Будду сравнивают с первым цыпленком, появившимся в выводке. Этот первый цыпленок начинает стучать в скорлупу других яиц своим клювиком, помогаю другим цыплятам появиться на свет. И поэтому, говорят нам, Будда похож на этого первого цыпленка. Он первый, кто вылупился из скорлупы неведения, скорлупы духовной тьмы и слепоты, и затем он стучит в нашу скорлупу, он пробуждает нас своим Учением, Он помогает нам появиться на свет. 

 

Исходя из этого, можно увидеть, что буддийская концепция о Просветленном представляет собой категорию, для которой нет эквивалента в западной религиозной традиции. Он ни Бог, ни человек в христианском смысле. Он даже не человек-без-Бога, человек, предоставленный самому себе в отсутствие Бога. Он что-то среднее, что-то выше. Возможно, лучше думать о Просветленном в терминах эволюции. Человек – животное, но в то же самое время нечто бесконечно большее, нежели животное. Подобно этому, Будда – человек, но он не обычный человек. Он Просветленный. Он также представляет собой новую категорию существования: человеческое существо, но в то же самое время бесконечно большее, чем человеческое существо: Просветленное человеческое существо, Будду. 

 

Выводы

Давайте, как мы уже начали, сделаем выводы относительно личности Будды Гаутамы. Он сидит под деревом бодхи, несколько недель спустя после его великого пробуждения. Согласно одному из старейших повествований, в это время он охватил весь мир, все человечество своим духовным видением, или тем, что называется его «божественным оком». 

 

И, смотря так, он увидел человечество как большой пруд, полный лотосовых цветов. Он увидел, что некоторые цветы глубоко увязли в грязи, в то время как другие наполовину поднялись из воды. Некоторые стояли над поверхностью воды, совершенно чистые. Другими словами, он увидел всех человеческих существ на различных ступенях их развития. И именно так буддизм с тех пор рассматривает человечество: как клумбу растений, которые могут дать побеги, как побеги, которые могут дать почки, как почки, которые могут распуститься цветами, лотосовыми цветами, даже лотосом с тысячей лепестков. 

 

Но для того, чтобы расти, для того, чтобы развиваться, человеческие существа должны иметь что-то, во что они вырастут. Они не могут расти бессознательно, как растения, они должны расти сознательно. На самом деле, для человеческих существ рост означает рост сознания, рост в осознанности. Вот почему человеку нужен идеал для себя как для человеческого существа. Более того, это должен быть идеал не искусственный, но естественный, не навязанный ему извне, но внутренне присущий его собственной природе, глубине его собственного существа: идеал, который на самом деле представляет собой завершенность его природы в глубочайшем из возможных смыслов. Именно об этом идеале, идеале человеческого Просветления, я пытался вам рассказать. 

 

Вопросы для размышления и обсуждения 

     1.  Какие чувства вызывает у вас традиционное изображение Будды?  

 

     2. Сангхаракшита описывает Просветление как состояние ясной осознанности, бесконечной любви и безграничной энергии, а также как «совершенной, неограниченной свободы от всех субъективных ограничений».

 

             а)   Какой из этих аспектов состояния Будды вызывает у вас самый сильный отклик? 

 

             б)   Есть ли какие-то другие качества, которые вы считаете частью «естественного» идеала для человеческих существ?

 

     3.  Сангхаракшита говорит, что какие бы «мирские» удовольствия мы ни испытывали, пока мы не реализуем наш духовный потенциал, «в нашем сердце все еще есть уголок, где есть неудовлетворенность, которой хочется что-то еще, дальше и больше».

 

             а)   Соответствует ли это вашему опыту? 

 

             б)   Если это так, проливает ли это свет на то, как Будда может являться прибежищем от дуккхи (неудовлетворенности или страдания)? 

 

    4.   Говорится, что Будда представляет собой новую категорию существ: нечто большее, чем человек, точно так же, как человек – нечто большее, чем животное. 

 

             а)  Чувствуете ли вы связь с этой идеей? 

 

             б)  Предпочитаете ли вы считать Будду более или менее обычным существом? Или, напротив, предпочитаете считать его богом?

 

     5. Вы верите, что можете стать Просветленным? Насколько величественным вы, по вашему представлению, можете стать?