Медитация: медитативные состояния
Введение
На прошлой неделе мы рассматривали привычки ума, которые могут мешать медитации. На этой неделе мы рассмотрим, что лежит за этими привычками – состояния, к которым мы можем получить доступ в медитации, – используя еще один текст из той же книги.
Пороговое сосредоточение и первые четыре «дхьяны»
(Сокращенный текст из «Медитации» Камалашилы, гл. 4)
Дхьяна и психологическая интеграция
Иногда, медитируя, мы можем обнаружить, как спонтанно возникает чувство блаженства. Такие ощущения могут варьироваться от слабого удовольствия до почти всепоглощающего восторга – переживания, которое иногда бывает таким красивым, что мы плачем. Люди часто краснеют, обнаруживают, что у них встают дыбом волосы или мурашки бегут по телу. Более того, их способность к сосредоточению может открыть им путь в совершенно новое измерение ясности и покоя. Что, в конце концов, происходит? Говоря языком психологии, они непосредственно переживают то, что известно как процесс интеграции: каким-то образом разрозненные части психики собираются в единое целое.
Говоря языком духовности, мы начинаем входить в более высокое состояния сознания – первый из восьми уровней «дхьяны», перечисленных в буддийской традиции, который переживается как глубокая внутренняя гармония. Именно переход к этой гармонии и доставляет нам такое блаженство.
Прежде, чем я начну дальше объяснять природу дхьяны, нам будет полезно понять, как происходит процесс интеграции, увидеть связь между дхьяной и повседневными состояниями ума, которые не всегда наполнены блаженством и внутренним покоем! Гораздо чаще наш ум напоминает поле битвы противоположных симпатий, антипатий, надежд и страхов.
Практика осознанности, скорее всего, вскроет противоречия и противоположности в нашем характере. Почти кажется, что мы не один человек, как будто у нас есть несколько разных «я». Мы можем, например, вести себя совершенно по-другому, когда мы на работе, когда мы дома и когда мы среди определенного круга друзей.
Это справедливо по отношению ко всем (в различной степени и различным образом) и совершенно естественно. Вероятно, мы даже выбираем наши виды деятельности и друзей именно потому, что они позволяют нам выражать различные стороны нашей личности. Однако тот факт, что мы это делаем, свидетельствует о своего рода дисбалансе, хотя мы и не начнем смотреть так на ситуацию прямо сейчас.
Представьте, что вы гуляете где-то с другом и встречаете коллегу по работе. Эти два человека никогда до этого не встречались, оба знают вас довольно хорошо, в различном окружении. Личность, которую ваши коллеги видят каждый будний день, вероятно, отличается в определенном отношении от вашей «выходной» личности. Каждый друг может видеть вас совершенно другим и ожидать от вас различного поведения. Такая встреча может показаться довольно странной, поскольку вы обнаружите, что трудно соответствовать обоим наборам ожиданий одновременно.
Это пример иллюстрирует способ, в котором мы иногда распознаем намек на скрытые расхождения внутри ума. Обычно мы не замечаем такие «белые пятна» сами, пока нам на них не укажут. Все выглядит так, как будто у нас есть много различных «я», разных «субличностей», которые по-разному влияют на ум. Иногда кажется, что в нас – целый автобус этих разнообразных характеров, и каждый из них хочет им управлять! Подобные противоречия и конфликты являются корнем большинства состояний психологического напряжения, которые мы испытываем в повседневной жизни. Они могут быть очень сильны – поэтому, когда подобное состояние, сплетенное в конфликт, освобождается в медитации, неудивительно, что у нас могут возникнуть чувство блаженства и ясное сосредоточение.
Однако эти дхьяноподобные чувства, какое бы наслаждение они ни приносили, не являются целью медитации. На этом этапе они обычно длятся от силы несколько секунд, поэтому может показаться привлекательной погоня за ними: вероятно, нам захочется их вернуть! Но такой подход, скорее всего, приведет к возбуждению и отвлечению в медитации. Приятные чувства, которые мы переживаем в дхьяне, – побочный продукт процесса интеграции: они – это то, что мы чувствуем, когда назревают и разрешаются внутренние конфликты. Вполне естественно, что какое-то время спустя мы уже не испытываем удовольствия той же силы, когда наша практика вновь продвигается в направлении работы с менее целостными участками ума. За время, пока мы медитируем, наша медитация будет более или менее «возвращаться в норму». Однако общий тон вашей практики, в терминах сосредоточения и эмоциональной вовлеченности, установится на новом уровне. И в случае, если мы продолжим практиковать, мы сможем поддерживать этот уровень.
«Горизонтальная» и «вертикальная» интеграция
Интеграция – интересное явление. Похоже на то, что наша жизнь происходила одновременно в нескольких «отсеках», а теперь движущая сила нашей практики начинает убирать некоторые из разделяющих их стен. Мы начали приводить в гармонию противоречивые аспекты нашего характера вместе с мыслями, эмоциями и чувствами, связанными с ними.
В целом мы на самом деле видим, что изменения происходят, они более или менее протекают на поверхности нашего ума, располагаясь на одном и том же горизонтальном плане. Но иногда медитация может проникнуть глубже. Иногда мы можем выйти за пределы всех помех разом и за пределы чувственного мира и обычного ума. Именно тогда мы входим в состояние погружения (дхьяны) в полном смысле. Когда мы входим в погружение на этом более глубоком уровне, некоторая часть содержимого нашего бессознательного ума «поднимается» в наше сознание. Это отмечает начало «вертикального» аспекта процесса интеграции.
Этот второй аспект интеграции называется «вертикальным», потому что мы вступаем в контакт с нашими высотами и глубинами: мы открываем наши небесные и адские сферы. На этом этапе нашему сознанию открывается совершенно новый ряд эмоций, чувств, мыслей и картинок. Они могут быть связаны со значительными событиями прошлого: счастливыми воспоминаниями детства или, возможно, болезненными переживаниями, которые давно были позабыты. Они могут быть похожи на видения: иногда люди видят божественно красивые или внушающие благоговение образы, например, богов, демонов, будд или символические образы. Такие переживания очень отличаются от самапатти (искажений чувственного восприятия), которые могут возникнуть на грани более глубокого сосредоточения. Они более похожи на зрительные переживания: универсальные образы возникают из высот и глубин нашего ума как архетипы, описанные Карлом Юнгом. Подобные образы часто переживаются в глубокой медитации. Очевидно, что в глубинах таится гораздо больше скрытой энергии и творческой силы, которые ожидают проявления посредством медитации.
«Пороговое» сосредоточение
Когда пять помех начинают исчезать, мы вступаем в то, что называется «пороговым» сосредоточением («упачара самадхи» на пали): теперь мы «переступили порог» и получили доступ к дхьянам.
Чрезвычайно полезно, чтобы мы распознали, достигли ли мы этой ступени в медитации. Мы будем знать, что «вход открыт», когда сосредоточение становится значительно проще. В этот момент наши мысли, эмоции и чувства начнут сотрудничать с нашими усилиями по сосредоточению вместо того, чтобы постоянно тащить нас в другую сторону. Мы все еще будет переживать некоторые отвлечения, но это не будет вызывать сильного эмоционального давления, как это было в случае с пятью помехами.
Эта новая ситуация приводит нас к важному открытию. Поскольку теперь отвлекающие мысли имеют над нами меньшую силу, нам доступно больше свободной энергии. Это позволяет нам замечать отвлечения очень быстро, до того, как у них было время укорениться, поэтому легче освободиться от них. Уменьшая уровень активности ума, направленной на отвлечения, мы освобождаем еще больше энергии, что еще более обостряет нашу осознанность. Мы вступаем в обширную фазу продвижения; на самом деле, это и есть начало собственно медитации.
Термин «пороговое сосредоточение» не просто означает переходный момент от обычного ума к дхьяне. Он описывает множество видов состояний сознания, от момента, когда мы сосредоточены, но еще зачастую соскальзываем в отвлечение (т.е. почти в помехи) до состояния, в котором сосредоточение дается чрезвычайно легко (почти в дхьяне).
Этот этап доступен для каждого, кто регулярно медитирует, – он не так уж далек от нашего обычного состояния ума. Если мы знаем, как распознать пороговое сосредоточение, мы можем научиться, как поддерживать его и пребывать в нем так долго, насколько это возможно. Чем дольше мы можем поддерживать пороговое сосредоточение, тем скорее мы достигнем полного сосредоточения, то есть первой дхьяны.
Первый уровень дхьяны, опять же, легко доступен для любого, кто регулярно занимается медитацией. Мы, скорее всего, ощутим, по крайней мере, ее вкус во время первых нескольких недель медитации – особенно если мы «подкормим» нашу практику, проведя некоторое время в ретрите.
Только что мы отвечали, что цепляние за удовольствие дхьянических переживаний, если таковые возникают, не помогает. Но это не означает, что дхьяну не нужно сознательно развивать. Напротив, важно, чтобы мы это делали. Нам нужно определенно нацелиться на развитие высших состояний сознания: польза относительно прогресса в зрелости и проникновении будет значительной. Мы можем развивать дхьяну теми способами, которые мы уже обозначили: внимательным сосредоточением на объекте медитации, распознанием помех и работой с ними с верой и убежденностью. Что касается помех и порогового сосредоточения, важным ключом здесь является распознание. Будет очень полезно, если мы научимся распознавать различные аспекты состояния дхьяны, чтобы мы могли поддерживать их возникновение.
Образы первых четырех дхьян
Так как же мы распознаем их? Возможно, проще всего соединиться с переживанием посредством образов, как это делал сам Будда (как, например, рассказано в первом тексте этой части курса).
1. Переживание первой дхьяны сравнивается с мыльным порошком и водой, которые тщательно смешиваются воедино – смешиваются, пока мыльный порошок не пропитается полностью водой и вода не проникнет полностью в мыльный порошок.
2. Пребывание во второй дхьяне ощущается как спокойное озеро, питаемое поднимающимся на поверхность родником.
3. Третья дхьяна переживается как лотосы и водяные лилии, растущие в этом озере, смачиваемые и питаемые его водой.
4. Четвертая дхьяна подобна переживанию от купания в этом озере очень жарким днем и отдыха на берегу в совершенно чистой белой ткани.
Заметьте, как вода, универсальный символ бессознательного ума, соединяет эти образы в единую последовательность. В первой дхьяне вода совершенно смешивается со своей противоположностью, сухим порошком. Этот образ противоположностей, смешивающихся совершенным образом, отражает тему интеграции; мы уже видели, как в нашем сознании имеют место все виды противоположностей, нуждающиеся в интеграции, которые теперь начинают сосуществовать в гармонии.
Дхьяна – это переживание чистого счастья, чистого в смысле того, что оно не возникают в результате чего-то внешнего, но берет начало в нашем собственном уме. Пока оно длится, он делает нас подлинными нами. Мы можем почувствовать эффект этого «совершенного смешивания противоположностей» на некоторое время – часы, даже дни или недели – после медитации.
Однако дхьяна необязательно возникает в результате применения определенной техники медитации. Это состояние ума, которое возникает естественно в том, кто чрезвычайно счастлив. В особых обстоятельствах возможно пребывать в дхьяне вне медитации продолжительные периоды времени. В целом высшие состояния сознания естественно возникают в нашей медитации, когда мы довольно счастливы и свободны от чувства вины.
Во второй дхьяне наше сосредоточение так чисто, что мы не переживаем никаких мыслей. Мысли, конечно, проскальзывают в первой дхьяне, но даже там их количество минимально, и это в основном мысли об объекте медитации. Следовательно, когда мы переходим от первой ко второй дхьяне, мы обнаруживаем себя в гораздо более ясном погружении, которое, несмотря на тонкое распознавание состояния, в котором мы находимся, совершенно лишено мыслей.
Маловероятно, что вторая дхьяна просто возникнет сама по себе вне медитации, спонтанно, но это не является невозможным. Кроме практиков медитации, по-видимому, это могут переживать великие художники, композиторы или философы в миру, которые пребывают в подобном состоянии довольно часто, хотя совсем не практикуют формальную медитацию. Таким образом, вторая дхьяна – это очень вдохновенное состояние ума: нас поддерживает внутренний поток вдохновения, который пробивается из нашей глубины, подобно постоянному просачиванию родника под спокойной поверхностью озера.
Во времена античности художники и поэты в поисках вдохновения призывали муз, богинь, олицетворяющих различные аспекты этой высшей поддержки. Иногда вдохновение может переживаться как яркое объединение с силами, которые обычно рассматриваются как «внешние» по отношению к нашей сознательной личности. Поэтому данный уровень дхьяны – это также состояние ума вдохновенного пророка, который получает «послания» из более глубокого уровня сознания.
Третья дхьяна сравнивается с лотосами, растущими в водах озера, полностью окруженными водой и пропитанными ей. Продвигаясь по дхьянам, мы становимся все более и более едиными с высшим элементом вдохновения (которое во второй дхьяне ощущается как просто просачивающееся в наше сознание). Ко времени, когда мы достигаем третьей дхьяны, поток значительно расширяется, до той степени, что начинает окружать нас со всех сторон. Это очень яркое переживание «вертикальной» интеграции. В этой третьей дхьяне мы чувствуем себя частью чего-то намного большего, чем наше сознательное «я». Это мистическое состояние, в котором мы полностью окружены, пропитаны и «едины» с высшим элементом.
Четвертая дхьяна – это высшее человеческое счастье, по крайней мере, по эту сторону Просветления. Это достижение не наделяет нас никакой абсолютной мудростью или состраданием – даже теперь мы все еще можем действовать безнравственно и откатываться назад в своем продвижении. Однако, несмотря на то, что мы не обладаем полнотой проникновения, мы в наилучшем из возможных состояний умственного здоровья. В четвертой дхьяне все мощные энергии, которые были укрощены и освобождены посредством предшествующей медитации, сосуществуют в совершенной гармонии и мире. Обратите внимание, как Будда изменяет свою образную систему в этот момент. Появляется безупречно чистое существо, защищенное от вредоносных воздействий, будучи завернутым в чистую белую ткань. Как будто вдохновенное состояние сознания, тщательно очищенное посредством опыта других дхьян, теперь становится нашим одеянием, которое мы можем носить и брать с собой и как защиту, и как внешнее воздействие на мир. Мы так счастливы, что наше позитивное состояние излучается вовне, противостоя вредоносным воздействиям – влияя также и на других, так что мы начинаем притягивать людей и даже обладать магической силой. Вот почему четвертая дхьяна рассматривается как основа для развития «магических» сил (способности ходить по воде, проходить сквозь стены, и т.д., что приписывается практикующим многих религий) и поразительно острых способностей восприятия.
«Компоненты» дхьяны
Образы могут помочь нам распознать дхьяну в собственном опыте. Но перечень ее главных «составных частей» – состояний ума, из которых состоит дхьяна – также может быть полезным. Традиционно перечисляются пять «факторов дхьяны», а также шестой, который возникает только в четвертой дхьяне. Однако мы не должны думать, что дхьяна состоит только из этих факторов, поскольку мы будем ощущать также многие другие позитивные качества.
Дхьяна – это и «теплое» состояние положительных эмоций, и «прохладное» состояние возросшего сосредоточения. «Прохладная» часть включает однонаправленность, нашу способность удерживать внимание. Она также включает то, что традиционно называется отправным и направленным мышлением, которые являются аспектами ясного мышления.
В «теплой» части спектра располагаются чувства восторга и блаженства, о которых говорилось ранее. Восторг означает, что мы переживаем процесс интеграции как телесное удовольствие. Это главным образом физическое чувство, хотя и не полностью: мы чувствуем как физическое возбуждение, так и дикое счастье одновременно. Традиционно выделяется пять степеней интенсивности восторга! Вероятно, мы сможем распознать хотя бы первую из них – ощущение мурашек на коже и волос, вставших дыбом на голове.
Блаженство более утонченно, чем восторг, но по-своему, будучи «тихим», оно на самом деле более интенсивно. Блаженство отмечает более глубокую стадию интеграции, на которой наш ум начинает укрощать несколько дикие, грубые ощущения восторга. С опытом мы становимся менее привязанными к этим относительно грубым чувствам и начинаем входить в более глубокое, сильное и даже счастливое состояние ума. Погружение становится крепче, углубляющееся блаженство постепенно поглощает живую, взбудораженную энергию, освобождаемую в переживании восторга. Это отличительная черта третьей дхьяны, в то время как скорее физические ощущения восторга – черта первой и второй дхьян.
Поддерживая положительные моменты
Мы можем поддерживать состояние дхьяны, развивая те ее факторы, которых недостает в нашем медитативном переживании. Развивая какую-либо из позитивных черт дхьяны, мы одновременно противодействуем одной из пяти помех. Во время работы вы можете обнаружить «промежуточные» факторы, например, попытки взращивания интереса к практике, а не к объектам чувственных желаний.
Действительный опыт
Традиционная классификация уровней дхьяны полезна для определения высших состояний ума в абстрактном смысле, но это, по сути, искусственный способ рассмотрения нашего опыта. Что мы действительно переживаем, так это различные позитивные состояния ума, которые у нас возникают. Эти факторы становятся сильнее, и тогда, когда мы вступаем в более глубокую медитацию, рациональное мышление остается позади. В этот момент мы обнаруживаем себя в этом состоянии светоносного, неконцептуального сосредоточения, которое традиционно классифицируется как вторая дхьяна.
Начиная с этой стадии, мы переживаем постоянное усиление «вертикальной» интеграции. Словами из примеров Будды, подземный источник начинает просачиваться из глубин. Поток вдохновения расширяется и разливается, пока в третьей дхьяне не станет всеохватным пространством, в котором мы ощущаем себя. К этому моменту вся дикость восторга была поглощена блаженством, поэтому единственные оставшиеся факторы дхьяны – это мирное блаженство и однонаправленность. Этот процесс очищения продолжается в четвертой дхьяне, и в этой точке блаженство трансформируется в равностность. На этом этапе наш ум выходит за пределы любой возможности конфликта и достигает пика эмоциональной стабильности и чистоты. Однонаправленность нашего ума становится непоколебимой, так что мы можем поддерживать сосредоточение без отвлечения так долго, сколько захотим.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. «Почти кажется, что мы – не одна личность, как будто у нас несколько разных «я». Вы согласны с этим? Можете ли вы распознать и, возможно, дать название некоторым из ваших главных «я»?
2. Переживали ли вы нечто подобное «высшим состояниям», описанным в тексте – особенно пороговое сосредоточение и первую дхьяну – в медитации или вне ее?
3. Если вы ответили «да» на второй вопрос, когда это случалось, и каковы были условия, которые привели к такому переживанию?
4. Если вы ответили «нет» на второй вопрос, принимаете ли вы возможность того, что люди могут переживать такие состояния и действительно их переживают? Если вы сравните свою жизнь с жизнью, описанной Буддой в первом тексте этой части курса, можете ли вы найти какие-либо факторы в вашем образе жизни, которые, возможно, препятствуют вашему вхождению в глубокое сосредоточение?
5. Вернитесь и посмотрите, как Будда описывает дхьяны, или джняны, в первой части этого раздела. Можете ли вы соотнести эти описания с описаниями в тексте?
6. «Развивая любое из позитивных качеств дхьяны, мы одновременно противодействуем одной из пяти помех». Какие качества противоположны каждой из пяти помех? Какие качества, как вы думаете, должны быть присущи состоянию медитативной осознанности? Одинаковы ли они? Какое из позитивных качеств обычно отсутствует в вашем опыте медитации, и как вы могли бы развить его?
Исследуя буддийскую практику: Медитация
Учебный курс для митр Буддийской Общины Триратна
Часть 1. Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях
Часть 2. Исследуя буддийскую практику: Пять наставлений
Часть 3. Исследуя буддийскую практику: Медитация
Часть 4. Исследуя буддийскую практику: Мудрость
Часть 5. Буддизм и Буддийская Община Триратна