Новости

25.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Медитация: что помогает и мешает нам в медитации?

Введение

В первом тексте этой части курса Будда описывает помехи, которые могут прервать наше сосредоточение на объекте медитации – это было описало как «мирские» желания, враждебность, апатичность и вялость,беспокойство и тревога, сомнение. Эти пять помех имеют причиной не медитацию: это привычки ума, которым мы подвержены в повседневной жизни, и когда наш энтузиазм и мотивация для медитации недостаточно сильны, они, скорее всего, заявят о себе, когда мы медитируем.

Вероятно, все практикующие медитацию время от времени ощущают те или иные из пяти помех, и работа с ними может быть полезным способом узнать наши умственные процессы и научиться управлять своим умом, своей энергией, своими эмоциями. Но нам не следует представлять, что медитация – просто работа с помехами. Если мы подходим к медитации должным образом и основываемся на верных условиях, мы зачастую можем оставить позади наши старые привычки ума на какое-то время, открывая врата состояниям ума, которые мы, возможно, никогда не испытывали в повседневной жизни.
 
В следующем тексте Камалашила описывает, как мы можем использовать положительные элементы нашего медитативного опыта, чтобы оставить в прошлом пять помех, а также как мы можем работать с помехами, когда они возникают. Вы найдете больше информации о способах работы в медитации в книге, из которой взят этот отрывок – «Медитации»Камалашилы, которая включает приложение, детально перечисляющее способы противостояния отдельным помехам.
 

Как работать в медитации

(Этот текст – отредактированный отрывок из «Медитации» Камалашилы, стр. 49-57).

 

Оценивая сосредоточенные состояния ума

Если вы хотя бы однажды попробовали практику осознания дыхания, вы, вероятно, открыли кое-что о природе сосредоточения. Даже если это было всего на отдельную секунду, вы, возможно, ощутили некоторую ясность ума. Если это так, у вас есть чувство, каково было бы остаться без всех помех, образов и мыслей, которые обычно «трещат» в уме. Сосредоточенный ум – счастливый ум, он ясен, подобно голубому летнему небу. Чем сосредоточеннее вы становитесь в практике медитации, тем больше вы будете обнаруживать, как рассеиваются эти отвлекающие мысли. На самом деле, когда кто-то очень погружен в медитацию, может почти не быть мыслей. Мы обычно отождествляем ментальный опыт с мыслями. Но опыт медитации показывает нам, что мышление не обязательно является самым важным процессом, который происходит в нашем уме. Мы можем обнаружить, что наш ум может пребывать в его самой чистой, богатой и утонченной форме, когда мыслей фактически нет.

 

Популярный миф о медитации заключается в том, что она подразумевает «опустошение ума». Но свободная от мыслей осознанность – очень позитивная и естественная вещь. Несомненно, она не прикована к медитации. Мы можем испытывать такое счастье, погрузившись, занявшись каким-то делом, когда мысли просто не возникают.

 

Элементы медитации

Прежде, чем мы начнем рассматривать все возможные отвлечения и помехи, полезно хотя бы приблизительно знать, какова наша цель. Когда мы медитируем, мы должны искать погруженное, уравновешенное, счастливое, сосредоточенное состояние ума. И полезно иметь некоторые ожидания, что это счастливое состояние «просто за углом» или «просто под поверхностью». На самом деле, всегда присутствует некоторая степень сосредоточения, даже если мы отвлечены! Если у нас есть такое отношение, гораздо более вероятно, что возникнет глубокое сосредоточение.

 

Медитация подобна полету на планере, вместе с ветром, или серфингу. Нам нужно воспользоваться возможностями, предлагаемыми элементами медитации. Нам нужно оседлать теплые воздушные потоки, использовать силу ветра, искусно держаться на спусках и подъемах волн. И если мы это делаем, нам нужно осознавать позитивный потенциал состояний, которые возникают в нашем уме. Нам нужно быть готовыми «оседлать» наши состояния ума, когда они возникают.

 

Один из примеров – удовольствие и наслаждение. Если мы замечаем, что переживаем приятное состояние покоя – даже если оно очень мимолетно – посреди противоположной ему тупости отвлеченного состояния ума, нам нужно поддерживать это чувство. Мы можем позволить этому чувству продолжаться и просто переживать его и наслаждаться этим, как когда мы сосредотачиваемся на объекте медитации. Нам следует избегать отвлечения ощущением и просто использовать его как поддержку нашего сосредоточения. В удовольствии есть ясная энергия, которую мы можем научиться использовать в русле практики, а не позволять ей отвлекать наше внимание.

 

Подобно этому, и воодушевление – глубокая радость и волнение, которое может ощущаться даже физически, в форме «мурашек» или «приливов» удовольствия. И снова мы можем поддерживать его, делая его аспектом нашего сосредоточения. Другой вид памятования, на которое мы можем направить наше сосредоточение, – более мягкий, терпеливый вид устремления: мы глубоко ощущаем, что хотим медитировать, что не хотим быть в отвлечении, что мы хотим расти и развиваться. Этот вид мотивации может быть глубоко волнующим. Другою подобной целью может быть чувство сосредоточения само по себе. По мере продвижения сосредоточение и ясность мысли обретают свои различимые оттенки ощущений, которые мы можем научиться распознавать и поддерживать.

 

Нам нужно изучить эти союзников медитации – предвидеть их, использовать их поддержку, «оседлать» их положительное влияние. Чем больше мы используем этих союзников, тем меньше нас будут заботить помехи медитации.

 

Помехи для медитации

Уделять внимание только одной вещи, как мы это делаем в медитации, не всегда просто. Часто возникает полусознательное сопротивление той части нас, которая хочет оставаться в обычном мире ощущений и заниматься другими вещами. Есть пять узнаваемых видов помех для концентрации, и каждый из нас ощущает все из них время от времени. Если вы знаете, каковы они, вы можете распознать их, когда они возникают – возможно, до того, как они захватили вас!

 

Пять помех таковы:

1. Жажда чувственных переживаний

2. Враждебность

3. Беспокойство и тревога

4. Апатичность и вялость

5. Сомнение и нерешительность

 

1. Жажда чувственных переживаний

Жажда чувственных переживаний – самый фундаментальный тип отвлечения. Мы не особенно заинтересованы в медитации, поэтому наш ум продолжает увлекаться в мир чувственных ощущений. Мы еще не научились находить удовольствие в сосредоточении, поэтому мы не можем не искать его в приятных чувственных переживаниях. Если мы слышим звук, он кажется таким интересным, что мы начинаем прислушиваться к нему. У нас могут быть приятные мысли – о том, чем мы могли бы заняться сегодня вечером, о том, что будем есть, об идеях, о которых мы недавно прочитали. Эти побуждения совершенно естественны сами по себе, но они делают невозможным сосредоточение.

 

2. Враждебность

Враждебность – это вариант предыдущей помехи: на этот раз наше внимание приковывается к каким-нибудь болезненным переживаниям. Мы взбудоражены чем-то или кем-то и не можем это отпустить. Мы не можем не думать о том, как с нами неправильно обращались, о том, что нам хотелось бы сказать или сделать, чтобы отомстить. Или, возможно, есть какой-то внешний звук или запах, который раздражает нас так сильно, что мы не можем прекратить думать о нем. Возможно, какая-то идея или мнение задели нас за живое, и мы чувствуем, что должны детально проанализировать все его недостатки. До тех пор, пока это продолжается, невозможно сосредоточиться на чем-то другом.

 

3. Беспокойство и тревога

Беспокойство и тревога не оставляют места для покоя – мы не можем сесть и сосредоточиться. Нам нужно сбавить обороты. Мы «на скорости», движемся слишком быстро. Это может быть беспокойство и ерзание тела, или озабоченность ума, или то и другое одновременно! Беспокойные тело и ум могут быть результатом недостаточной подготовленности. Возможно, мы сели медитировать слишком скоро после какой-то стимулирующей деятельности, или наш ум забит в настоящий момент множеством дел, возможно, что-то зависло в нашем сознании. Если мы сможем терпеливо работать с этой ситуацией, сама практика медитации со временем приведет в гармонию эти противоречия.

 

4. Апатичность и вялость

В апатичности и вялости помехой нашему сосредоточению становится притупленность ума. Мы чувствуем усталость, наше тело тяжелеет. Ум пуст (это апатичность), а тело тяжело (это вялость). Иногда физическаявялость может быть таким неодолимым, что у нас падает голова или мы начинаем храпеть! Причиной этой помехи может быть просто физическая или умственная усталость, или наше пищеварение, справляющееся с нападением недавнего обеда. Но иногда кажется, что здесь вовлечены психологические факторы – возможно, возникло сопротивление из-за каких-то нераспознанных чувств или эмоций. Далее, это может быть отражением более ранних помех, непрестанной деятельности ума, ведущей к истощению! Иногда мы колеблемся между беспокойством и притупленностью, когда и то, и другое посещают нас в медитации. Если так происходит, это показывает необходимость в установлении нового равновесия.

 

5. Сомнение и нерешительность

Могу ли я, со всеми моими проблемами, надеяться добиться чего-то в медитации – особенно в этой медитации? Является ли этот вид практики медитации действительно хорошим? Может ли он на самом деле принести мне что-нибудь? Полезен ли для меня этот учитель? Знает ли он на самом деле то, о чем говорит? И как мне это узнать, в любом случае?

 

Все это – сомнение, и это также нерешительность, поскольку в этом состоянии ума мы не можем решиться продолжать сосредоточение. В конце концов, мы приходим к увиливанию, «сидению между двух стульев» – мы теряем нашу мотивацию. Сомнение в этом смысле – очень серьезная помеха для медитации.

 

Нет ничего неправильного в искренних сомнениях, которые непременно появятся у нас относительно медитации и ее эффективности. Это связано с некоторой степенью неопределенности в нашем уме; некоторые вещи можно обнаружить только опытным путем. До определенной степени мы должны принимать то, что нам говорят, на веру и обнаруживать истину через собственный опыт. Но мы можем сделать это, только если всем сердцем отдадимся эксперименту. Сомневающееся, чересчур скептичное состояние ума зачастую коренится в неуверенности в себе или рациональных обоснованиях этой неуверенности. Мы вряд ли можем ожидать сосредоточения, не обладая уверенностью в том, что сможем его достичь.

 

Учиться на помехах

Эти пять помех – полезный перечень для оценки того, как идет сессия медитации. Самое важное – это распознать помеху как помеху. Очень часто само распознавание ослабляет помеху. Однако может существовать склонность избегать распознавания. Большинство помех обладает собственным стилем «защиты», встроенным в них. Апатичность и вялость, например, успешно и полностью отгораживают себя от распознавания. Это напоминает нежелание вставать утром: сначала наш ум не хочет ничего знать, затем продолжает искать хорошие «причины» для того, чтобы полежать «всего ещё пять минут». Когда мы охвачены враждебностью, мы, вероятно, не захотим прекратить отыскивать недостатки и уноситься умом вслед за болезненными, неприятными вещами, которые с нами случились. А наши сомнения немедленно воплощают свои собственные пророчества.

 

Нам нужно ясно распознать, что мы встречаемся с помехой для сосредоточения: первый принцип – распознавание того, что помеха действительно существует. Нет ничего хорошего в том, чтобы продолжать медитацию несмотря ни на что, пытаясь игнорировать это и желая, чтобы оно ушло. Этот подход ведет только к головной боли, апатичностии вялости! Вы должны взять на себя ответственность за помехи. Вы должны принять, что на то время, пока вы здесь, здесь и ваша помеха и что вам нужно что-нибудь с этим делать. В медитации вы должны признавать каждое новое состояние ума, когда оно возникает. Для многих из нас проблемой может быть вина. Многим людям не нравится, что они могут испытывать эмоции, подобные ненависти, или животные влечения к пище и сексу. Однако когда их переживания в медитации заставляют их признавать, что на самом деле они их испытывают, они могут ужасно расстроиться по этому поводу. Такое отношение непомерно и нереалистично, и оно может блокировать возможность продвижения. В медитации нам нужно развивать позитивное видение себя, чтобы верить в наш духовный потенциал.

 

Творческое использование противоядий

Есть ряд способов, с помощью которых мы можем противостоять помехам. Первый – рассмотреть последствия от допущения того, чтобы помехи бесконтрольно росли. Что, если мы просто не будем ничего делать с нашей склонностью к отвлечению, к ненависти, к сомнению? Очевидно, они возрастут: эти черты будут все больше и больше главенствовать в нашем характере. Если мы поразмышляем над этим, важность того, что мы делаем, может стать очевидной.

 

Второй способ – взращивать противоположное качество. Если есть сомнение, развивайте уверенность. Если есть апатичность, взращивайте энергию. Если есть беспокойство, взращивайте довольство и покой. Если ум слишком зажат, расслабьте его, если он слишком расслаблен, сделайте его острее. Другими словами, когда бы на пути нашего сосредоточения ни возникало негативное состояние ума, мы пытаемся взращивать некоторые положительные качества, которые преодолевают или нейтрализуют его.

 

Третье противоядие – взращивать отношение, подобное небу. Иногда чем больше мы противостоим какому-то состоянию ума, тем сильнее оно, кажется, становится. Если два предыдущих метода не работают, попробуйте «отношение, подобное небу»: ум подобен ясному голубому небу, помехи – облакам. Используя этот метод работы, мы признаем, что помеха «здесь», и просто наблюдаем ее. Мы смотрим, как само представление происходит в нашем уме: наблюдаем фантазии, страхи, образы – мы наблюдаем все, что возникает. Мы наблюдаем, но пытаемся не вовлекаться в это. Вовлечение только подпитывает помеху. Если мы терпеливо наблюдаем, не вовлекаясь в помеху, со временем она потеряет свою силу и растворится.

 

В-четвертых, есть подавление. Это своего рода последнее средство: мы говорим «нет» помехе и выталкиваем ее. Это наиболее эффективно, когда помеха слаба и когда мы вполне убеждены в бессмысленности ее принятия. Если помеха слишком сильна или если она является составной частью эмоционального конфликта, мы можем обнаружить, что использование этого метода создает вредные побочные эффекты. Напряжение, потеря чувствительности и тупость ума – вот частые результаты чрезмерного применения силы. Самое лучшее, следовательно, использовать подавление только в случае слабых помех. Если мы находимся в положительном, ясном состоянии ума, будет довольно просто устранить такую помеху.

 

Наконец, есть Обращение к Прибежищу. Иногда, когда нам совершенно не удается справиться с помехами, мы проводим всю сессию медитации или ее часть в отвлеченном состоянии ума. Когда это случается, важно не удручаться. Нам нужно видеть эту сессию практики в перспективе нашего развития в целом. Бессознательные тенденции сильны во всех нас, и иногда с ними несомненно придется побороться. Результатом этих усилий станут, несомненно, некоторые положительные эффекты, даже если мы не ощущаем этих плодов в этой сессии медитации! Обращение к Прибежищу – не столько способ борьбы с помехами, сколько отношение, с которым мы пытаемся сохранять связь после сессии медитации. Нам нужно еще раз подтвердить нашу преданность практике – традиционными словами, нам нужно Обратиться к Прибежищу – для развития высших человеческих качеств в направлении Просветления (символом которого является Будда), его учения (Дхармы) и тех, кто его практикует (Сангхи).

 

Сбалансированные усилия

Вам нужно делать все эти усилия уравновешенно: нужно избрать срединный путь между слишком сильными и слабыми усилиями. Если вы слишком рассеянны и ленивы, если вы не прикладываете никаких особенных усилий для сосредоточения, если вы не поддерживает позитивные качества и не заботитесь об избегании помех, вы, скорее всего, будете блуждать в потемках затуманенного, несвязного состояния ума. Это одна крайность. С другой стороны, если вы слишком давите на себя, вы, скорее всего, станете жестким и неподатливым. Возможно, будет некоторая реакция: насилие ведет к тупости и головным болям. Вы можете найти срединный путь между этими двумя крайностями, убедившись, что есть достаточно напряжения и достаточно расслабления. Нам нужно расслабиться, когда наш ум слишком зажат, обострить внимание, когда он слишком рассеян.

 

Когда мы преодолеваем эти помехи и достигаем устойчивого потока уравновешенного сосредоточения, мы можем стать особенно расслабленными и энергичными в одно и то же время. Когда эти два качества – яркая, радостная энергия и глубокий покой – возникают одновременно, мы входим в состояние погружения. Это состояние сознания, традиционно известное как джняна на санскрите (дхьяна на пали).

 

Некоторые благоприятные знаки

Если мы регулярно практикуем, мы вскоре заметим, какую пользу приносит наша медитация. Мы, вероятно, увидим некоторые знаки продвижения во время самой медитации: возможно, чувство неизмеримого счастья и покоя. Иногда может возникнуть восторженное состояние блаженства. Вне медитации мы также обнаружим, что стали счастливее, что наша жизнь кажется более гладкой, более поддающейся контролю. Возможно, мы обнаружим, что наши мысли и представления стали яснее, видение – более обширным и творческим. Мы даже можем обнаружить, что наши сны стали необычайно четкими и цветными. Это типичные результаты медитации.

 

Наше продвижение может также выражаться менее определенным образом. Мы можем просто замечать, что происходят некие неуловимые изменения. Это может быть даже отклик со стороны других людей, который привлекает наше внимание: мы можем обнаружить, что люди больше тянутся к нам, чем раньше. Возможно, они ощущают, что мы внутренне более свободны и удовлетворены.

 

Эти внутренние изменения могут также бросить нам своего рода вызов. Медитация может поднять бурю разнообразных новых чувств и эмоций, и мы можем не знать с уверенностью, что нам с ними делать. Мы можем начать видеть нашу жизнь совсем по-другому и чувствовать, что готовы к фундаментальным изменениям. Такие переживания приветствуются, они показывают нам, что мы преодолеваем некоторые из наших основных психологических ограничений. Однако важно, чтобы мы понимали, что происходит. Медитация действительно может изменить жизнь, и нам нужно активно и охотно участвовать в процессе изменений – если это то, чего мы хотим. Если мы на самом деле не хотим меняться – возможно, мы всего лишь искали чего-то, что помогло бы нам расслабиться после работы – нет никакого вреда, но нам нужно осознавать, что медитация, которую мы практикуем, главным образом ведет к духовной трансформации и что ее последствия проникают глубоко в нас.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Какие положительные переживания – возможно, удовольствие, воодушевление, или «вкус» сосредоточения – у вас уже были в практике медитации? Как вы можете их использовать в мотивировании себя и придании импульса вашей медитации?

 

2. С какой из пяти помех вы встречаетесь чаще всего в обычной жизни? Есть ли изменения, которые вы можете предпринять вне медитации, чтобы ослабить силу привычки, которую вы вкладываете в помеху, или помочь вам развивать ее противоположность?

 

3. Какую из пяти помех вы испытываете чаще всего или сильнее всего в медитации? Если это не та помеха, которую вы выбрали во втором вопросе, может ли быть что-то в вашем подходе к медитации, что поддерживает эту помеху?

 

4. Какое из «творческих противоядий» от помех вы находите самым полезным? Есть ли то, что вы еще не использовали, но считаете, что оно будет вам полезным?

 

5. Нужно ли вам прикладывать больше усилий или быть менее волевым в медитации, есть ли у вас склонность к лени или жесткости? (Или, возможно, вы ее обретаете в настоящий момент?)

 

6. Оказала ли на данный момент практика медитации положительное воздействие на вашу повседневную жизнь?

Исследуя буддийскую практику: Медитация