Предисловие издателя
В 1946 году в Сингапурском отделении теософского общества «появился лектор. Не знаю, что заставило его членов подумать, что солдат двадцати одного года от роду будет хорошим оратором. К моему изумлению (если и не к их изумлению), моя первая лекция имела успех. Я обнаружил, что идеи сплетались в сложные узоры сами по себе, подобно персидскому ковру, а эти узоры отливались в красочные слова без малейших затруднений. Нервозность оставила меня, едва я поднялся на трибуну».
Так начался длительный и успешный путь публичных выступлений, равно как и общественного признания буддизма, которому молодой человек был предан всем сердцем с тех самых пор, как впервые, шестнадцатилетним, открыл его для себя в охваченном войной Лондоне. Несколькими годами позже, в Индии, он получил посвящение в буддийские монахи и имя Сангхаракшита.
Спустя почти пятьдесят лет после его первой лекции в Сингапуре Сангхаракшиту пригласили выступать в качестве «старшего учителя» на конференции западных буддистов в Таскане, штат Аризона. В начале своего выступления он немного подшутил над организаторами конференции по поводу этого титула: «Я пришел к выводу, что это означает всего-навсего, что я старый учитель». Он также предположил, что было бы не совсем точным называть его буддистом Махаяны:
«Я не отождествляю себя исключительно с традицией Махаяны. Я не меньше ценю Тхераваду, Дзен или Чань и различные формы Ваджраяны. Все они по-своему занимают достойное место в буддизме. Но я не отождествляю себя исключительно с какой-то одной из них. У меня было множество учителей из разных традиций. Поэтому я предпочитаю считать себя просто буддистом».
Такой подход к буддизму отражен в его книге, которая сосредотачивается на учениях Палийского канона, но включает идеи и учения, взятые из самых разнообразных учений буддийской традиции. Книга основана на материалах, заимствованных из выступлений Санхаракшиты различных периодов: его обращений к теософам в Сингапуре в 1940 году, лекций, прочитанных в шестидесятые обитателям Лондона, которые впервые пробовали применять буддизм на практике, лекций восьмидесятых годов, где он обращался к тысячам новообращенных буддистов, лекций, прочитанных при содействии Буддийской Общины « Триратна », западного буддийского движения, основанного им в 1967 году, и лекций, прочитанных в Америке в девяностые.
Эти лекции были адресованы разным слушателям в различные периоды раннего этапа развития буддизма на Западе, но свести их воедино было довольно просто: на протяжении пятидесяти лет как в стиле, так и в содержании наблюдается строгая преемственность. На самом деле, стиль выступлений Сангхаракшиты несколько изменился со временем. Расшифровки создают впечатление, что в молодости он был склонен говорить с формальностями и серьезностью, свойственными людям более старшего возраста, а в поздние годы его стиль стал более расслабленным и игривым. Но у него всегда было чувство юмора, сочетающееся с доскональной ясностью, и мы попытались сделать все, чтобы сохранить как юмор, так и ясность при переводе устной речи в письменную форму.
Что касается содержания учения, за годы оно изменилось очень незначительно. Мы предпочли собрать воедино ряд размышлений на одну основополагающую тему: что такое Дхарма. Черпая вдохновение из огромного разнообразия буддийских текстов и традиций, Сангхаракшита всегда заботился о том, чтобы найти способы обеспечить доступность Дхармы и ее практическое применение для современных людей. В этой книге, как и в других книгах, основанных на его лекциях и семинарах, мы попытались передать эти учения, как обращенные непосредственно к каждому, и в результате «стиль письма» очень сильно отличается от литературных работ – к примеру, «Обзора буддизма» и « Триратна » - Трех Драгоценностей, благодаря которым Сангахаркшита, вероятно, более известен.
За участие в подготовке этой книги к изданию мы благодарим Шилабхадру, предоставившего нам многие переводы лекций, и Виджаянанди, который также оказал помощь в переводе. Мы также хотели бы выразить признательность за помощь, полученную от сотрудников издательства «Windhorse», в особенности, от Шантавиры, чьи исправления значительно улучшили текст. Мы добавили некоторые замечания для того, чтобы читателям было проще проследить канонические источники учений и историй, и в этом нам помогли различные люди, чье содействие мы высоко ценим. И, безусловно, было величайшим удовольствием работать с Сангхаракшитой, который охотно откликался на просьбы и помогал нам в наших трудах.
Видьядеви и Джинананда,
проект «Spoken Word»,
осень 1997 года.
Сангхаракшита - что такое Дхарма?
Что такое Дхарма?Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания