Содержание книги «Что такое Дхарма?»
Читать: Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды, Сангхаракшита
Скачать бесплатно книгу «Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды»
Содержание книги «Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды» в формате PDF
Перевод с английского: Евгения Жаркова.
ISBN: 978-1-291-16557-9
Что такое Дхарма?
• Дхарма — это сущность учения Будды.
• Сангхаракшита, автор книги, подчеркивает важность преданности, духовной дружбы и общины.
• Книга основана на материалах из выступлений Сангхаракшиты различных периодов.
Автор и его вклад
• Сангхаракшита родился в 1925 году в Лондоне, стал буддистом в 16 лет.
• Во время Второй мировой войны он стал буддийским монахом в Индии.
• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году.
Предисловие издателя
• Сангхаракшита начал публичную деятельность в 1946 году в Сингапуре.
• Книга основана на его лекциях и семинарах, проведенных в разные периоды.
• Стиль выступлений Сангхаракшиты менялся со временем, но содержание учения оставалось неизменным.
Введение
• Буддизм начинается с духовного опыта Будды, его Просветления.
• Дхарма — это методы, с помощью которых Будда и его последователи передавали этот опыт другим.
• Просветление — это видение истинной природы существования, которое преобразило Будду.
Значение слова "Дхарма"
• Дхарма используется для передачи реальности, постигнутой Буддой, и для выражения его учения.
• Дхарма как истина относится к объективному содержанию опыта Просветления.
• Дхарма как доктрина относится к выражению опыта Будды в словах.
• Эти значения взаимосвязаны и выражают два аспекта одной вещи.
Многозначность слова "Дхарма"
• В Индии "Дхарма" может означать долг, связанный с системой каст.
• В буддизме "Дхарма" используется для обозначения закона, принципа или истины.
• "Дхарма" также может означать вещь, ментальный объект или состояние существования.
Природа Дхармы
• Дхарма описывается как "сваккхато", что означает "хорошо преподанная".
• Будда общался с другими, чтобы помочь им расти и развиваться.
• Учения Будды доступны на разных языках, чтобы их могли понять все.
Мгновенность и вечность Дхармы
• Дхарма описывается как "сандиттхико", что означает "мгновенно становящаяся очевидной".
• Плоды практики Дхармы можно увидеть в этой жизни.
• Дхарма не связана со временем, и практика может привести к просветлению.
Универсальность Дхармы
• Дхарма не ограничена временем и пространством
• Буддизм можно практиковать в любой стране и культуре
• Дхарма одинакова для всех людей, независимо от их происхождения
Критический подход к Дхарме
• Дхарма требует критического мышления и проверки на собственном опыте
• Будда призывал проверять его слова, как ювелир проверяет золото
Практичность Дхармы
• Дхарма ведет к духовному и культурному развитию
• Каждый человек должен лично проверить учения Будды
Будда и философия
• Будда не был философом, его учение практично
• Буддизм не сводится к философским системам, а является средством достижения цели
Притча о плоте
• Буддизм сравнивается с плотом, который помогает достичь Просветления
• Важно не превращать Дхарму в цель, а использовать ее как средство
Притча о плоте
• Люди спорят о плоте, но не решаются его использовать.
• Некоторые украшают плот, но не переходят на него.
• Некоторые утверждают, что плот принадлежит им по наследству.
Символизм притчи
• Берег символизирует обычное существование с эгоизмом и страданием.
• Другой берег символизирует Просветление и нирвану.
• Буддизм — это плот, который помогает переправиться через поток.
Переход от учения к опыту
• Будда предостерегает от принятия средств за цель.
• Буддизм учит, что нужно смотреть дальше учения и видеть духовный опыт.
Что такое Дхарма?
• Дхарма — это учение, которое помогает достичь Просветления.
• Будда учил, что Дхарма — это то, что способствует покою, чистоте и мудрости.
Разнообразие буддизма
• В мире существует множество форм буддизма, которые могут противоречить друг другу.
• Важно помнить, что Дхарма помогает духовному развитию.
Аутентичность буддизма
• Дхарма жива, если она помогает людям двигаться к Просветлению.
• Важно вычленить сущность учений Будды и адаптировать их к современным нуждам.
Цель буддизма
• Цель всех учений буддизма — помочь идти к Просветлению.
Поиск учителя
• Шарипутра и Маудгальяяна отправились на поиски просветленного учителя.
• Шарипутра встретил Ашваджита, одного из первых учеников Будды.
Встреча с Ашваджитом
• Шарипутра спросил Ашваджита о его учителе.
• Ашваджит ответил, что его учитель — Будда.
• Шарипутра узнал, что Ашваджит недавно обрел Просветление.
Учение Будды
• Ашваджит поделился с Шарипутрой строфами о зависимом возникновении.
• Шарипутра понял, что все возникает из причин и условий и прекращается с их исчезновением.
• Шарипутра стал "Вступившим в поток" и отправился к Маудгальяяне.
Влияние учения
• Строфы Ашваджита стали основой для всех буддийских школ.
• Они выражают великий закон обусловленности, пратитья-самутпаду.
Решение Будды учить
• Будда сомневался, стоит ли передавать учение миру.
• Брахма Сахампати убедил Будду, что это необходимо для спасения мира.
• Будда решил учить, чтобы помочь существам обрести Просветление.
Ливень Дхармы
• Будда учит Дхарме всех живых существ, как дождь проливается на все растения.
• Каждый человек растет в соответствии со своей индивидуальной природой.
Разнообразие учеников
• Будда хвалит своих учеников за их особые качества, которые не всегда совпадают.
• Ученики не становятся копиями учителя, а развиваются по-своему.
Изменение и свобода воли
• Люди могут измениться от плохого к хорошему, если захотят.
• Мы в ответе за свою духовную судьбу и можем развиваться или не развиваться.
Мост над пропастью
• Будда уверен в духовном потенциале людей, но мы можем не чувствовать уверенности в его реализации.
• Передача истины от Будды к непросветленным сложна из-за огромной пропасти между ними.
Буддизм и его трудности
• Будда не знает и не понимает нас, между его просветлением и нашим опытом существует бездна.
• Пересечение этой бездны трудно даже для Будды, что иллюстрируют мифы о бодхисаттвах, спускающихся в ад.
• Будда ощущает сострадание и необходимость передать истину, несмотря на трудности.
Передача учения Будды
• Будда использует концепции и образы для передачи учения.
• В Палийских писаниях преобладают концепции, в Махаяне — образы.
• Основная концепция буддизма — обусловленность, которая выражает опыт Просветления.
Концепция обусловленности
• Будда формулирует обусловленность как "Из существования одного рождается другое".
• Это утверждение охватывает все существующее, от материи до духовности.
• Буддизм можно выразить одной фразой: "Если существует А, возникает B. Если А отсутствует, В не возникает".
Следствия обусловленности
• Будда объясняет обусловленность через Четыре благородные истины: страдание, его причина, прекращение страдания и путь к нирване.
• Страдание ума возникает из-за страстного желания, а не физических страданий.
• Просветление устраняет страдания ума, но не физическую боль.
Круг и спираль обусловленности
• Круг обусловленности — циклическое колебание между противоположностями, как в Колесе Жизни.
• Спираль обусловленности — восходящее движение от одного состояния к другому, как духовный путь.
• Круг удерживает нас в сфере обусловленности, спираль дает возможность роста и развития.
Пустота и духовный путь
• В буддизме нет различия между обусловленным и Необусловленным, но на нашем уровне духовного развития это различие реально.
• Духовный путь — это движение от обусловленного к Необусловленному, что является основной темой второй части книги.
Спиральный путь и другие пути
• Спиральный путь объясняет спиральную обусловленность
• Рассматриваются Благородный восьмеричный путь, семь факторов Просветления, семь ступеней очищения, пять духовных способностей
• Три последние главы посвящены нравственности, медитации и мудрости
Цель и завершение
• Цель - показать буддийскую практику и её применимость в повседневной жизни
• Глава об Идеале Бодхисаттвы подчеркивает важность сострадания
Динамика бытия
• "Бытие" не подходит для буддизма, лучше использовать "становление"
• Рассматриваются "звенья обусловленного совозникновения" и возможность положить конец циклу перерождений
Карма и перерождение в западном буддизме
• Влияние буддизма на Запад было многообразным
• Разные учения и школы привлекали внимание в разные периоды
• Буддизм окончательно обосновался на Западе в начале XX века
Причины интереса к буддизму на Западе
• Личность Будды, этика и учение о карме и перерождении привлекали первых западных буддистов
• В наши дни эти аспекты менее значимы
Влияние христианства на интерес к буддизму
• В XIX веке христианство утратило интеллектуальное влияние, но сохраняло эмоциональную связь
• Люди искали в буддизме замену христианству, особенно в личности Будды, этике и учении о карме и перерождении
Промежуточный этап развития западного буддизма
• Переход к буддизму требует постепенного усвоения и адаптации.
• Современные западные буддисты меньше связаны с христианством.
• Религия больше не воспринимается как поклонение личности.
Смещение интереса с личности Будды на его учение
• Будда учил, что понимание Дхармы помогает увидеть его самого.
• Переводы учений Будды на европейские языки увеличились.
• Этика не является центральным вопросом, больше внимания уделяется медитации.
Медитация и этика
• Этика важна для достижения успеха в медитации.
• Современные буддисты больше интересуются настоящим существованием.
• Дзен-буддизм стал более популярным, чем Тхеравада.
Процесс перерождения и кармы
• Карма и перерождение важны, но не являются центральными для современных буддистов.
• Процесс перерождения анализируется через двенадцать звеньев становления.
• Ниданы помогают понять дух обусловленности, а не её число.
Неведение (авидья)
• Неведение — это недостаток духовной осознанности.
• Авидья проявляется в ложных воззрениях и вере в личного бога.
• Вера в очистительные ритуалы также является проявлением авидьи.
Проблема ритуальной стороны религии
• Лютер критиковал ритуальную сторону религии, особенно покупку индульгенций.
• Он утверждал, что ритуалы не обладают ценностью сами по себе.
• Католическая церковь считает, что грешность священника не влияет на силу ритуалов.
Неведение и кармические самскары
• Неведение (авидья) включает незнание закона всеобщей обусловленности.
• Самскары возникают под влиянием неведения и могут быть искусными или неискусными.
• Неискусные состояния ума приводят к "дурному перерождению", искусные - к "благому перерождению".
• Буддизм считает, что оба вида волевых актов коренятся в неведении.
Сознание и перерождение
• Сознание (виджняна) возникает под влиянием самскар.
• Перерождение происходит при определенных условиях, таких как сексуальное сношение и готовность матери к зачатию.
• Вопрос о том, кто перерождается, остается открытым: либо личность остается прежней, либо она полностью меняется.
Буддизм и причинность
• Буддизм избегает споров о тождественности или различии причины и результата.
• Принцип обусловленности (пратитья-самутпада) утверждает, что любой феномен возникает в зависимости от других феноменов.
• Вопрос о том, остается ли человек тем же или отличается, не имеет значения в рамках буддизма.
Реинкарнация и буддизм
• Буддизм не верит в реинкарнацию, так как это подразумевает наличие неизменной души.
• Буддизм стремится к независимости ума от обусловленного существования.
Психофизический организм и его составляющие
• Психофизический организм (нама-рупа) состоит из пяти скандх: физического тела, ощущения, восприятия, волевых актов и сознания.
• Шесть основ (шадаятана) включают пять физических органов чувств и ум как шестой орган чувств.
• Контакт (спарша) возникает под влиянием шести основ и представляет собой взаимодействие органов чувств с объектами.
• Ощущение (ведана) возникает под влиянием контакта и может быть приятным, неприятным или нейтральным.
• Страстное желание (тришна) возникает под влиянием ощущения и включает три вида: жажда чувственных переживаний, желание продлить жизнь и желание исчезнуть.
• Привязанность или цепляние (упадана) возникает под влиянием жажды и включает четыре вида: привязанность к удовольствиям, собственности, людям, воззрениям, нравственности и религиозным предписаниям, вере в постоянное "я".
• Становление (бхава) возникает под влиянием привязанности и включает жизнь на любом уровне, от ада до небес.
• Рождение (джати) возникает под влиянием становления и включает обретение физической независимости от матери.
• Разрушение и смерть (джара-марана) возникают в зависимости от рождения и включают печаль, плач, боль, скорбь и отчаяние.
Процесс действия и результат
• Двенадцать нидан можно разделить на процесс действия и процесс результата.
• Процесс действия включает действия, которые приводят к перерождению.
• Процесс результата включает результаты действий, которые мы испытываем.
• В каждой жизни процесс действия и результат чередуются.
Разрыв цепи
• Вторая точка перехода в середине жизни позволяет перейти от циклического к спиральному типу обусловленности.
• Это точка, в которой можно разорвать цепь перерождений.
Чувства и ощущения в буддизме
• Чувства и ощущения не являются плохими, они часть процесса.
• Выбор есть в том, как реагировать на ощущения.
• Страстное желание возникает автоматически под влиянием ощущений.
Три вида страстного желания
• Страстное желание бесконечного существования и исчезновения — противоположные тенденции.
• Страстное желание чувственных переживаний — ключ к разрыву замкнутого круга.
Три коренные яда
• Жадность, ненависть и неведение — силы, заставляющие вращаться Колесо Жизни.
• Реакция на приятные, неприятные и нейтральные ощущения создает новую карму.
Осознанность и вера
• Важно научиться испытывать чувства, не позволяя им привести к страстному желанию.
• Осознанность помогает понять, что мирские вещи не могут удовлетворить желания.
• Вера — противоположность страстного желания, первый шаг к спиральному пути.
Двенадцать положительных звеньев
• Символизируют спиральный тип обусловленности.
• Важны для понимания буддизма и духовного пути.
• Необходимо внимательно ознакомиться с ними и медитировать на них.
Текстура реальности
• Реальность в буддизме — это нечто осязаемое и конкретное.
• В буддизме обсуждаются два вида реальности: обусловленная и необусловленная.
• Необусловленное — естественное, необусловленное — искусственное.
Различие между обусловленным и необусловленным
• Фундаментально для буддийской мысли.
• Существовало задолго до Просветления Будды.
Автобиографический отрывок в "Маджхима-никае"
• "Арьяпариесана-сутта" рассказывает о том, как Будда покинул дом и стал монахом.
• В сутте нет упоминания о "четырех знаках", которые обычно связывают с его обращением.
Внутренний процесс принятия решения
• Будда размышляет о своей смертности и погоне за обусловленными вещами.
• Он решает искать Необусловленное, что приводит к его уходу из дома.
Путь к Просветлению
• Будда осознает, что его "неблагородные поиски" ведут к бесконечному кругу существования.
• Он выбирает "благородные поиски", которые ведут к Просветлению.
Три характеристики обусловленного существования
• Духкха (страдание), анитья (непостоянство), анатман (пустота "я").
• Эти характеристики определяют все обусловленные вещи и существа.
Страдание как основная характеристика
• Духкха переводится как "неудовлетворенность" или "болезненность".
• Будда выделяет семь форм страдания: рождение, старость, болезнь и другие.
Поиск Необусловленного
• Будда стремится к бессмертию, выходящему за пределы "я".
• Он задается вопросом, как смертный может стать бессмертным.
Психические нарушения и болезни
• Психические нарушения и неврозы сопровождаются страданием
• Стресс может привести к сердечным приступам, усталость — к синдрому
• Болезнь не отступает, несмотря на изменения облика
Страдание от смерти
• Смерть вызывает страх и страдания
• Люди не всегда готовы к смерти, особенно если она связана с близкими
• Раскаяние и страхи на смертном ложе усиливают страдания
Страдание от контакта с неприятным
• Общение с неприятными людьми может быть болезненным
• Работа, которая не нравится, может быть источником страданий
• Условия окружающей среды могут причинять неудобства
Страдание от расставания с любимым
• Разлука с близкими может быть мучительной
• Война и разлука с родными вызывают сильные страдания
• Некоторые люди не могут оправиться от этих потерь
Страдание от неудовлетворения желаний
• Неудача в достижении целей вызывает разочарование и отчаяние
• Жизнь некоторых людей полна разочарования и горечи
• Даже небольшие неудачи могут вызывать страдания
Учение Будды о страдании
• Будда учит освобождению от страдания
• Страдание — ключевой момент его учения
• Будда сравнивает себя с врачом, пытающимся избавить от болезни обусловленного существования
Скрытое страдание
• Удовольствие одного может приводить к страданиям других
• Бессознательное чувство вины может вызывать тревогу и беспокойство
• Богатые люди могут испытывать чувство вины из-за своего богатства
• Отдача части богатства может облегчить чувство вины
Скрытое страдание
• Пожертвования в религиозные организации могут быть анонимными, что указывает на угрызения совести.
• Политическая власть приносит удовольствие, но сопровождается страхом потери.
• Привязанность к приятным ощущениям в теле также связана с неприятными.
• Удовольствия от обусловленных вещей не могут удовлетворить глубокие желания сердца.
Непостоянство
• Все обусловленные вещи постоянно изменяются и не являются вечными.
• Ум меняется быстрее, чем физическое тело, и не имеет устойчивого "я".
• Вселенная состоит из взаимосвязанных процессов, которые постоянно меняются.
Пустота "я"
• Будда отрицал существование постоянного, неизменного "я".
• Психическая жизнь делится на пять категорий, которые не имеют постоянного самобытия.
• Эти категории не составляют самости, как утверждали индуисты.
Три освобождения
• Проникновение в обусловленное существование через медитацию.
• Антипатия к обусловленному и поворот к Необусловленному.
• Необусловленное и обусловленное не являются двумя разными принципами, а представляют собой одно целое.
Три освобождения в буддизме
• Апранихита: состояние ума без целей и желаний, спокойное и уравновешенное.
• Анимитта: выход за пределы слов и мыслей, осознание пустоты концепций.
• Шуньята: пустотность, осознание отсутствия самости и идентичности.
Три лакшаны и их значение
• Лакшаны помогают постичь обусловленное и достичь Необусловленного.
• Погружение в страдание приводит к невозмутимости.
• Сосредоточение на непостоянстве ведет к беззнаковости.
• Осознание отсутствия самости ведет к пустотности.
Нирвана и её значение
• Нирвана — конечная цель буддийской практики.
• Нирвана означает угасание страстей и омрачений.
• Нирвана скандх — угасание психофизического существования.
• Нирвана — состояние непревзойдённого блаженства.
Интерпретации нирваны в буддизме
• Нирвана не является вечной жизнью или исчезновением, а представляет собой срединный путь.
• Различные школы буддизма, такие как Тхеравада, Мадхьямака, Йогачара, тантра и Дзен, предлагают разные интерпретации нирваны.
Психология целеполагания
• Цель в буддизме — это стремление к нирване.
• Цель может быть связана с желанием быть или иметь что-то.
• Цель всегда связана с неудовлетворенностью текущим состоянием.
Проблемы с постановкой целей
• Постановка целей часто приводит к неудачам, так как мы стремимся к мимолетному счастью.
• Мы продолжаем ставить цели, чтобы избежать осознанности и знания себя.
Альтернатива осознанности
• Осознанность и знание себя — это альтернатива постановке целей.
• Осознанность помогает понять причины наших проблем и страданий.
Медитация и осознанность
• Медитация помогает достичь глубокого понимания себя и своих переживаний.
• Осознанность развивается через разоблачение собственных мотивов и причин состояний ума.
Связь с нирваной
• Осознанность и медитация могут привести к пониманию нирваны как цели буддизма.
Подготовка почвы для понимания нирваны
• Традиционные описания нирваны могут быть обманчивыми.
• Люди часто воспринимают нирвану как высшее блаженство, что не соответствует сути буддизма.
• Бессознательное использование нирваны для решения проблем.
Признание реальности страдания
• Страдание — основа жизни, нужно признать это.
• Оптимизм не должен быть ценой самообмана.
• Примирение с действительным опытом и изучение несчастья.
Осознанность как ключ к нирване
• Нирвана не избавление от несчастья, а осознанность.
• Цель буддизма — полное осознание потребностей.
• Осознанность помогает понять, почему мы хотим нирваны.
Психологическая и социальная обусловленность
• Люди принимают нирвану в соответствии с собственными нуждами.
• Стремление к удовольствию или просветлению влияет на восприятие нирваны.
• Нирвана становится проекцией мирских нужд.
Вопросы о мотивации
• Важно задавать вопросы о мотивации, а не о самом понятии нирваны.
• Любопытство, обязанность, тщеславие — возможные мотивы.
• Исследование собственного отношения к нирване приближает к осознанности.
Тайна пустоты
• Пасха символизирует духовное возрождение и просветление.
• В буддизме распятие и воскресение — мифы, символизирующие духовное возрождение.
• Яйцо — символ жизни и воскресения, встречающийся в разных религиозных традициях.
Тайны буддизма и христианства
• Праздник Пасхи символизирует опыт, который невозможно передать.
• В буддизме также есть свои тайны, одна из которых — тайна пустоты (шуньяты).
Шуньята как тайна
• Шуньята — это не теория или доктрина, а духовный опыт, который невозможно описать.
• Доктрины шуньяты существуют для передачи опыта Будды ученикам.
• Эти доктрины помогают достичь нирваны, но не являются её целью.
Сутры "Совершенства Мудрости"
• Сутры "Совершенства Мудрости" — важный корпус канонической литературы Махаяны.
• Они рассматривают шуньяту как непосредственный духовный опыт.
• Эти тексты представляют собой проповеди Будды, основанные на его трансцендентном опыте.
Виды шуньяты
• Существует тридцать два вида шуньяты, которые тибетские монахи должны знать.
• Четыре главных вида шуньяты представляют собой последовательные стадии в опыте пустоты.
Пустотность обусловленного
• Обусловленная реальность характеризуется неудовлетворением, непостоянством и отсутствием самости.
• Необусловленная реальность, нирвана, обладает блаженством, вечностью и самостью.
• Тхеравадины считают, что нирвана также лишена самости, в то время как Махаяна говорит о ней как о "великом Я".
Аналогии и реальность
• Все утверждения о нирване следует воспринимать как аналогии, а не буквально.
• В Махаяне и Палийском каноне используются термины "великое я" и "маха-атта" для обозначения нирваны.
• Тантры используют ещё более сильные выражения, такие как "великая".
Эзотерическое понимание страсти и гнева
• Страсть и гнев следует понимать в эзотерическом смысле, где они могут быть положительными в определенных ситуациях.
• На Западе существует опасность неправильного понимания этих понятий из-за отсутствия соответствующей традиции.
Пустотность обусловленного
• Жизнь, какой мы её знаем, пуста от Необусловленного.
• Блаженство, постоянство и подлинное самобытие нельзя найти в этом мире.
• Пустотность обусловленного заключается в том, что оно пусто от Необусловленного.
Пустотность Необусловленного
• Необусловленное пусто от обусловленного.
• В Необусловленном нет страданий, непостоянства и ложного "я".
• Необусловленное также называется "запредельным" и находится за пределами мира.
Великая пустота
• Третья шуньята - пустота самого различия между обусловленным и Необусловленным.
• Все вещи, какими бы они ни были, принадлежат одной и той же реальности без различий.
Пустота пустотности
• Последняя и самая важная шуньята - пустота пустоты.
• Пустота сама по себе пуста и не является неизменной догмой.
• Учения шуньяты предназначены для исцеления от привязанностей, но не должны становиться догмой.
Опыт шуньяты
• Мы начинаем с осознания пустоты мира и переходим к Необусловленному.
• В Необусловленном мы находим блаженство, вечность и подлинную индивидуальность.
• В конце концов, мы достигаем состояния, которое можно выразить только молчанием.
Встреча императора и Бодхидхармы
• Император просит Бодхидхарму объяснить основополагающий принцип буддизма.
• Бодхидхарма отвечает строфой из "Дхаммапады", что учение Будды заключается в воздержании от дурного, совершении благого и очищении сердца.
• Император разочарован, что это все, что есть в буддизме.
Различие между теорией и практикой
• Бодхидхарма подчеркивает, что теория буддизма проста, но практика сложна.
• Император и многие западные буддисты часто ждут более сложных объяснений.
Путь к Просветлению
• В буддизме существуют различные пути к Просветлению, такие как Спиральный путь, Благородный восьмеричный путь и Трехчленный путь.
• Все эти пути подчеркивают разные аспекты, но ведут к одной цели.
Проблема применения теории на практике
• Теория буддизма проста, но на практике она сложна.
• Основная проблема духовной жизни — найти эмоциональные соответствия интеллектуальному пониманию.
Сансара и Дхармадхату
• Сансара — сфера обусловленного существования, управляемая жадностью, ненавистью и омрачениями.
• Дхармадхату — сфера Необусловленного, управляемая влиянием Будды.
• Духовный путь — это путешествие из одной сферы в другую.
Этапы духовного пути
• Нравственность: действия, свободные от страстного желания, отвращения и неведения.
• Медитация: промежуточная цель, ведущая к опыту Необусловленного.
• Мудрость: окончательная цель, постижение Необусловленного.
Нравственность в буддизме
• Нравственность в буддизме называется искусными действиями.
• Искусные действия готовят почву для медитации, но сами по себе не приводят к Просветлению.
• В буддизме различаются естественная и условная мораль.
Заблуждения о буддизме
• Люди могут ошибочно думать, что буддизм учит только личной выгоде.
• В буддизме Махаяны стало ясно, что саморазвитие невозможно без заботы о благополучии других.
Достижение Просветления
• Просветление не для индивидуального спасения, а для блага всех существ
• Идеал бодхисаттвы в Махаяне
Медитация
• Второй этап Трехчленного пути
• Три значения медитации: сосредоточение ума, собственно медитация, созерцание
Сосредоточение ума
• Отвлечение внимания от внешнего мира
• Сосредоточение психофизических энергий
Собственно медитация
• Поднятие уровня сознания и бытия
• Четыре состояния дхьяны
Созерцание
• Обращение к Необусловленному
• Контакт с высоким и низким в существовании
Проблемы медитации
• Легкость падения в мирские заботы
• Сомнения в возможности духовного продвижения
Необходимость медитации
• Основа для развития мудрости
• Медитация как первая ступень к мудрости
Притяжение Необусловленного
• Ощущение движения к Просветлению
• Сопротивление из-за страха потери себя
История о японской старухе
• Молитва о перерождении в Чистой земле
• Монах, подслушивающий молитвы, и его реакция
Путь к Просветлению
• Мы стремимся к Просветлению, но боимся потерять себя.
• Нужно научиться отпускать, покориться Необусловленному.
Мудрость и точка невозвращения
• Третий этап пути — мудрость, осознавание реальности Необусловленного.
• Точка невозвращения — момент, когда притяжение Необусловленного становится сильнее.
Гравитационное притяжение обусловленного
• Притяжение обусловленного действует на всех уровнях жизни.
• Важно видеть его силу и не прекращать усилия.
Вхождение в поток
• Вхождение в поток — невозможность преодолеть силу Необусловленного.
• Метафора реки: первый этап — нравственность, второй — медитация, третий — мудрость.
Разрыв оков
• Буддийская традиция перечисляет десять оков, привязывающих к существованию.
• Разорвав первые три оковы, человек становится Вошедшим в поток.
• Ослабив четвертую и пятую оковы, человек становится "однажды возвращающимся".
• Разорвав все оковы, человек достигает Просветления в одной из "чистых обителей".
Пять низших оков и их влияние
• Первые пять оков приковывают к миру чувственных желаний.
• Шестая и седьмая оковы относятся к миру формы и миру без форм.
• Разрыв пяти оков освобождает человека от перерождений, делая его архатом.
Разрыв оков и духовный путь
• Разрыв первых трех оков равноценен Вхождению в поток.
• Первая окова: воззрение относительно "я" как неизменного.
• Вторая окова: сомнение или нерешительность.
• Третья окова: зависимость от правил морали и религиозных предписаний.
Важность духовного пути
• Духовный путь не должен быть самоцелью, а средством достижения Просветления.
• Необходимо постоянно задавать себе вопросы о продвижении к Просветлению.
• Разрыв оков и достижение Вхождения в поток возможны в течение жизни.
Спиральный путь к Просветлению
• Духовное развитие представляет собой последовательность переживаний.
• Каждый этап духовного пути ведет к более продвинутому опыту.
• Цель духовной практики - разорвать бесконечный круг действия и реакции.
Бардо между жизнями и духовный рост
• Бардо между жизнями предоставляет духовные возможности.
• Духовный рост возможен не только после смерти, но и в середине жизни.
Цепь зависимого возникновения
• Цепь нидан прочна настолько, насколько прочно её самое слабое звено.
• Самое слабое звено — момент возникновения желания под влиянием ощущений.
• Желание заставляет процесс продолжаться, но его можно разорвать.
Методы разрыва цепи
• Внезапный метод: мгновенное преображение, как у Шарипутры.
• Постепенный метод: состоит из последовательных шагов, как у Благородного восьмеричного пути.
Неудовлетворенность и страдание
• Ощущения могут быть приятными, болезненными или нейтральными.
• Мы стремимся к приятным ощущениям и избегаем боли.
• Жизнь полна неудовлетворенности и страдания, даже при наличии материальных благ.
Будда и его путь
• Будда осознал, что материальные блага не приносят счастья.
• Он оставил всё и отправился искать ответ на проблему страдания.
Причины страдания
• Большинство людей считает, что счастье в удовлетворении желаний.
• Будда утверждал, что все вещи непостоянны, и удовлетворение желаний не решает проблему страдания.
Поиск духовного
• Неудовлетворенность заставляет нас искать что-то высшее.
• Рано или поздно мы встречаемся с духовным, что приносит больше удовлетворения и счастья.
Встреча с "не от этого мира"
• Символ, эхо, отражение: книга, картина, человек
• Отклик на нечто, что искали, но не знали об этом
Вера в буддизме
• Отклик называется верой (шраддха)
• Вера в Необусловленное, Абсолют
• Противоположность страстному желанию (тришна)
Три Драгоценности
• Будда, Дхарма, Сангха
• Самые ценные вещи в духовном мире
Радость и удовлетворение
• Радость возникает после нахождения высшего
• Преобразование жизни, появление конкретной цели
Укрепление веры
• Вера может угаснуть, но со временем укрепляется
• Человек становится менее эгоистичным, более щедрым
Нравственная жизнь
• Соблюдение пяти наставлений: не отнимать жизнь, не брать того, что не дано, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, говорить правду, воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков
Радость как признак буддиста
• Радость важна для духовного пути
• Признак настоящего буддиста - радость и безмятежность
Избегание сожалений
• Сожаления мешают духовному продвижению
• Признание ошибок и намерение больше так не поступать
Восторг
• Следующий этап пути после радости
• Сильная, восторженная радость, ощущаемая умом и телом
Сходство восторга и творчества
• Восторг в творчестве подобен подъему вдохновения.
• Творчество требует труда, но сопровождается экстазом.
Виды восторга
• "Малое волнение" возникает при сильном эмоциональном воздействии.
• "Мгновенный восторг" подобен вспышке молнии, быстро проходит.
• "Заполняющий восторг" наполняет человека, особенно во время медитации.
• "Всепроникающий восторг" создает ощущение легкости и жизнерадостности.
• "Перемещающий восторг" связан с левитацией.
Летитация в буддизме
• Левитация в буддизме связана с достижением восторга.
• Пример левитации в Кхарагпуре: Кабирапантхи, который не может контролировать подъем.
• Тибетский лама в Калимпонге: утверждает, что может левитировать после шести месяцев медитации.
Процесс достижения восторга
• Восторг возникает из высвобождения блокированной энергии.
• Медитация помогает устранить комплексы и освободить энергию.
Покой и блаженство
• Покой (прашрабдхи) наступает после восторга, успокаивая физические ощущения.
• Блаженство (сукха) — это состояние сильного счастья, объединяющее все эмоциональные энергии.
Позитивность в духовной жизни
• Важно быть эмоционально позитивным для себя и других.
• Отрицательные эмоции могут сковывать и препятствовать духовному развитию.
Препятствие отрицательным эмоциям
• Важно быстро препятствовать развитию отрицательных эмоций.
• Духовная жизнь часто скована отрицательными эмоциями.
• История Европы показывает, что отрицательные эмоции могут привести к преследованиям.
Буддизм и счастье
• Девиз буддизма: "пусть все живые существа будут счастливы".
• Счастье и сосредоточение взаимосвязаны.
• Сосредоточенный человек счастлив, а счастливый человек сосредоточен.
История Будды и царя
• Царь считал себя счастливее Будды из-за своих богатств.
• Будда показал, что его счастье проистекает из сосредоточения.
• Царь не мог сосредоточиться, что показывало его неудовлетворенность.
Медитация и сосредоточение
• Медитация начинается с сосредоточения, но многие находят его трудным.
• Насильственное сосредоточение не приносит пользы.
• Медитация требует постепенного роста и подготовки.
Подготовка к медитации
• Важно развивать веру, удовлетворенность, радость и восторг.
• Сосредоточение должно расти естественно и спонтанно.
• Подготовка к каждой сессии медитации требует постепенного подхода.
Переход к следующему этапу
• Медитация на мирском уровне подвержена гравитационному притяжению.
• Следующий этап полностью запредельен и не может скатиться вниз.
• Сосредоточенный ум видит вещи такими, какие они есть.
Ятхабхута-джнянадаршана
• Переход от медитации к мудрости
• Непостоянство, неудовлетворительность и нереальность обусловленных вещей
• Видение Необусловленного сквозь обусловленное
Отстраненность (нирведа)
• Духовная отстраненность от обусловленного
• Потеря интереса к мирским вещам
• Безразличие к жизни, но участие в ней
Бесстрастность (вайрагья)
• Состояние отсутствия привязанностей
• Невозмутимость и невозмутимость
• Будда и Мара: Будда не замечает демонов
Свобода (вимукти)
• Духовная свобода от эмоциональной и психологической обусловленности
• Свобода от неверных воззрений и ложной философии
• Цель буддийской жизни и практики
Знание о разрушении ашрав
• Разрушение трех ядов: желания, цепляния и духовного неведения
• Отсутствие желаний и достижение состояния Будды
Спиральный путь и духовная жизнь
• Духовная жизнь — это естественный процесс роста.
• Каждая стадия развивается из переполнения предыдущей.
• Медитация помогает обнаружить этот процесс.
Принцип обусловленности
• Осознание цикличности жизни может преобразить её.
• Прогрессивные реакции ведут к Просветлению.
Перевернутые воззрения
• Мы видим вещи неправильно, что мешает видеть реальность.
• Будда выделял четыре "перевернутых воззрения".
• Эти воззрения связаны с тремя лакшанами обусловленного существования.
Совершенное видение
• Совершенное видение — первый шаг на Благородном восьмеричном пути.
• Оно позволяет видеть реальность такой, какая она есть.
Благородный восьмеричный путь
• Состоит из двух разделов: Путь Видения и Путь Преображения.
• Путь Видения начинается с Совершенного видения.
• Путь Преображения включает Совершенные эмоции, речь, деяние и другие шаги.
Этапы пути
• Совершенные эмоции преображают эмоциональную и волевую природу.
• Совершенная речь правдива, приятна и способствует гармонии.
• Совершенное деяние — нравственное поведение, основанное на любви и щедрости.
Буддийская этика и общество
• Буддийская этика учитывает не только себя, но и других.
• Совершенный образ жизни требует зарабатывать деньги без вреда для живых существ.
• Важно не только следовать нравственности, но и изменять общество.
Этапы Восьмеричного пути
• Совершенное усилие направлено на устранение неискусных состояний ума.
• Совершенная внимательность включает осознанность к себе и реальности.
• Совершенное самадхи означает погружение в реальность.
Семь факторов Просветления
• Осознанность, различение состояний ума, энергия, радость, умиротворение, самадхи и беспристрастность.
• Эти факторы представляют собой семь ветвей духовной жизни.
Осознанность
• Включает осознание действий, чувств и мыслей.
• Важно практиковать осознанность в любой ситуации.
Различение состояний ума
• Помогает различать различные состояния ума.
• Способствует развитию духовной жизни.
Вичая: различение состояний ума
• Вичая означает "выделение" или "различение" состояний ума.
• Важно различать искусные (нравственные) и неискусные состояния ума.
• Процесс различения можно сравнить с сортировкой риса.
Вирья: энергия
• Вирья означает "энергия".
• Буддист должен использовать энергию для благих целей.
• Шантидева сравнивает бодхисаттву с диким слоном, ныряющим в пруды.
Прити: радость и воодушевление
• Прити - это радость или воодушевление, вытекающее из развития энергии.
• Буддагхоша сравнивает прити с воздушным шаром, наполненным воздухом.
Прашрабдхи: умиротворение
• Прашрабдхи - это умиротворение, когда возбуждение утихает.
• Будда сравнивает это с пчелой, собирающей нектар.
Самадхи: однонаправленность ума
• Самадхи включает однонаправленность ума.
• Пример однонаправленности: Будда не слышал шума повозок, несмотря на их движение.
Упекша: беспристрастность
• Упекша означает "беспристрастность" или "психологическую безопасность".
• Обладая упекшей, человек остается непоколебимым, как гора.
Висуддхи: путь чистоты
• Висуддхи - это семь очищений ума.
• Первая висуддхи - сила-висуддхи, чистота поведения.
• Вторая висуддхи - читта-висуддхи, чистота ума через медитацию.
• Остальные пять висуддх - последовательный подход к мудрости.
Ратнавинита-сутта: диалог о висуддхах
• Шарипутра спрашивает Пунью, достигаем ли мы нирваны через висуддхи.
• Пунья отвечает, что ни с висуддхами, ни без них мы не достигаем нирваны.
Смена колесниц
• Царь меняет колесницы, чтобы добраться до города.
• Каждая колесница переносит его на следующий этап.
• Седьмая колесница приводит его к месту назначения.
Сила-висуддхи
• Нравственное поведение.
• Пять нравственных принципов: не причинять вреда, не брать чужого, не совершать неправильных поступков в сексуальной сфере, не говорить лжи, не принимать одурманивающих веществ.
Читта-висуддхи
• Очищение ума.
• Избавление от неискусных состояний ума: гнева, зависти, страха, неведения.
• Замещение их позитивными состояниями: дружелюбия и ясности.
Диттхи-висуддхи
• Постижение истинной природы феноменального существования и нирваны.
• Избавление от ложных воззрений: "все создано Богом", "все является результатом судьбы", "все зависит от случайностей".
• Развитие правильных воззрений: осознание причинности и условий.
Кханкавитарана-висуддхи
• Пересечение посредством избавления от сомнений.
• Преодоление нежелания разбираться в происходящем.
• Препятствия и возражения как защита от изменений.
Магга-амагга-нана-дассана
• Знание и проникновение в то, что является путем и что не является путем.
• Доверие определенному пути и понимание его эффективности.
• Критерии для отличия ложного пути от верного.
Патипада-нана-дассана
• Знание и видение пути.
• Прохождение пути на собственном опыте.
• Преодоление сопротивления изменениям.
Нана-дассана
• Знание и проникновение.
• Возвышенное, чистое знание, соединенное с состраданием.
• Работа на благо других людей и мира.
Путь к Просветлению
• Семь ступеней очищения ведут к Просветлению.
Дхарма как путь к Просветлению
• Дхарма требует практики и энтузиазма для достижения Просветления.
• Путь к Просветлению описывается в различных формах, таких как Восьмеричный путь и семь стадий очищения.
• Путь можно также назвать "мадхьяма марга" или "срединным путем".
Модель буддийской жизни и работы
• Буддизм фокусируется на жизни и её реализации.
• Буддист наполнен положительной вибрацией присутствия и духовной жизни.
• В Индии буддизм помогает улучшить жизнь бедных и неграмотных людей.
Пять духовных способностей
• Пять духовных способностей, или "индрии", включают веру, мудрость, энергию, сосредоточение и внимательность.
• Эти способности важны для духовной жизни и аналогичны пяти чувственным способностям.
• Развитие этих способностей составляет модель буддийской жизни.
Вера в буддизме
• Вера в буддизме не противопоставляется разуму, а дополняет его.
• Вера включает в себя преданность и чувства в духовной жизни.
• Вера не является убеждением, основанным на авторитете.
Вера в Будду
• Шраддха в буддизме — это вера в Три Драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.
• Вера в Будду особенно важна, так как он является основоположником буддизма.
• Вера в Будду — это эмоциональный отклик на встречу с воплощением Просветления.
• Встреча может произойти лично, через литературу или искусство.
Преданность
• Преданность — это отклик нашей потенциальной Просветленности на действительное Просветление.
• Преданность выражается через простирания, поклонения, подношения цветов и благовоний.
• Отказ от преданности может привести к эмоциональной увлеченности, но также и к фанатизму.
Мудрость
• Праджня в буддизме — это мудрость или знание, созвучное Дхарме.
• Мудрость заключается в видении вещей такими, какие они есть, и в постижении пустотности.
• Три вида мудрости: шрута-майи-праджня (мудрость знания и понимания), чинта-майи-праджня (мудрость, основанная на обдумывании), бхавана-майи-праджня (мудрость, основанная на медитации).
Самостоятельность мышления
• Важно понимать, насколько наши идеи и представления являются результатом собственных размышлений.
• Большинство знаний и понимания мы получаем из вторых рук.
• Самостоятельные мысли и оригинальные идеи редки, особенно в высших медитативных состояниях.
Различия в восприятии идей
• Неправильное восприятие идей может привести к разочарованию.
• Различия помогают глубже исследовать реальность и достичь Истины.
Праджня и её аспекты
• Праджня представляет интеллектуальную сторону буддизма.
• Третий уровень мудрости сочетает интеллектуальное и эмоциональное.
• Развитие праджни может привести к академическим познаниям.
Вера и мудрость
• Вера и мудрость должны работать в гармонии.
• Немецкая традиция интеллектуальной точности может стать слабостью без баланса.
Вирья и её виды
• Вирья — энергия, направленная на достижение нирваны.
• Объективная вирья включает действия на благо других.
• Субъективная вирья связана с правильным усилием ума.
Развитие вирьи
• Оба аспекта вирьи нуждаются в развитии.
• Будда подчеркивал важность поддержания движущей силы практики.
История с белкой
• История из джатак иллюстрирует важность упорства и настойчивости.
• Будда говорил, что успех достигается регулярными усилиями.
Реальная и невротическая энергия
• Реальная энергия расслаблена и легка в управлении.
• Невротическая энергия беспокойна и хаотична.
Самадхи и его уровни
• Самадхи — однонаправленность ума.
• Буддийские писания описывают самадхи через четыре дхьяны.
• Первая дхьяна — состояние целостного сознания и гармонии.
Притча Будды о дхьянах
• Вторая дхьяна: пруд с чистой водой, состояние ясного сознания с восторгом и радостью.
• Третья дхьяна: лотосы в пруду, сознание, пропитанное блаженством.
• Четвертая дхьяна: купание в озере, завертывание в чистую простыню, защита от грязи мира.
Уравновешивание самадхи
• Самадхи нужно уравновешивать вирьей, работой на благо других, особенно физическим трудом.
• В дзенских монастырях медитация и физический труд были сбалансированы.
• Важно поддерживать равновесие между медитацией и физическими усилиями.
Практика внимательности
• Внимательность практикуется по отношению к телу, чувствам, мыслям и высшим духовным идеалам.
• Внимательность не нуждается в уравновешивании, так как сама по себе приводит к равновесию.
• Буддийская жизнь стремится к равновесию на всех уровнях.
Пять духовных способностей
• Вера, мудрость, энергия, сосредоточение и внимательность.
• Каждая способность важна, но их развитие должно быть сбалансировано.
• Буддийская модель жизни включает равномерное развитие всех способностей.
Сравнение с индуистскими йогами
• Буддийские духовные способности можно сравнить с четырьмя основными йогами индуизма.
• Йога означает союз с высшим "я" или Богом.
Сравнение йоги и буддизма
• Бхакти-йога соответствует вере, джняна-йога — мудрости, карма-йога — энергии, раджа-йога — медитации.
• В буддизме подход к развитию способностей противоположный: развивать слабую сторону, чтобы усилить сильную.
Различия в подходах
• Индуизм предлагает следовать пути наименьшего сопротивления, выбирая йогу по склонностям.
• Буддизм требует развития всех четырех способностей, включая внимательность.
Роль внимательности
• В индуизме внимательности не уделяется внимания, что может быть причиной выбора между йогами.
• В буддизме внимательность является ключевой способностью.
Роль духовного сообщества
• В буддизме духовное сообщество (Сангха) помогает развивать духовные способности.
• Сангха обеспечивает благоприятные условия для духовного роста, такие как общественные центры и ретритные центры.
Условия для духовного роста
• Пять условий для духовного роста: семя, почва, тепло, свет, вода.
• Семя — это потенциальность Просветления, доступная всем живым существам.
• Почва — благоприятные обстоятельства, такие как свободное время и здоровье.
• Тепло — духовная дружба, вертикальная и горизонтальная.
• Свет — интеллектуальная ясность и ясное мышление.
• Вода — незагрязненный ливень Дхармы, свободный от антидхармических элементов.
Сущность учения Будды
• Будда и его ученики были счастливы и производили глубокое впечатление на окружающих.
• Будда учил, что есть различные небеса и ады, но все они временны.
• Все существа, включая птиц и цветы, могут обрести Просветление.
Закон кармы
• Закон кармы объясняет, что мы пожинаем то, что сеем.
• Страдание или счастье не всегда результат прошлых действий.
• Будда выделял пять порядков обусловленности: физический, биологический, психологический, кармический и трансцендентный.
Пять наставлений
• Пять наставлений включают воздержание от убийства, взятия чужого, неправильного сексуального поведения, лживых речей и напитков и наркотиков.
• Принцип ненасилия (ахимса) означает воздержание от причинения вреда и оскорблений других.
• Ненасилие требует любви к людям и работы ради блага человечества.
Любовь как мощное оружие
• Любовь может преодолеть ненависть и является самым мощным оружием в мире.
• Практика ахимсы в международных масштабах исключила бы войны и кровопролитие.
• Ахимса должна быть всеобъемлющей, как в "Метта-сутте".
Принцип неприсвоения
• Насилие и присвоение основаны на чувстве "я" и "моего".
• Мы не должны брать то, что принадлежит другим, включая материальные вещи и время.
• Нравственность влияет на нас самих, очищая тело, речь и ум.
Принцип целомудрия
• Мы не должны подвергать других сексуальной эксплуатации.
• Сексуальное желание не должно занимать центральное место в жизни.
• Важно развивать спокойствие, скромность и умиротворённость в сексуальных отношениях.
Принцип правдивости
• Мы не должны давать согласие на ложь.
• Правдивость важна для торговли, управления, правосудия и политики.
• Лживость основана на жадности, страхе наказания или тщеславии.
• В некоторых случаях можно пожертвовать правдой ради высшего блага.
Последствия неискусного поведения
• Мы сами ощущаем последствия своего поведения.
• Важно помнить о разрушительном воздействии лжи на ум.
Пятое наставление и алкоголь
• Пятое наставление связано с воздержанием от алкоголя.
• В буддийских кругах существуют разногласия по этому вопросу.
• Автор считает, что буддисты должны полностью воздерживаться от алкоголя.
Внимательность и Четыре благородные истины
• Внимательность означает постоянное осознание истинной природы ситуации.
• Важно помнить Четыре благородные истины: страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страданий.
Этика и Просветление
• Одно добродетельное поведение не ведет к Просветлению.
• Этика является первым этапом Трехчленного пути.
• Нравственность воспринимается как средство достижения Просветления.
Три Прибежища
• Три Прибежища: Будда, Дхарма и Сангха.
• Повторение Прибежища выражает преданность Трем Драгоценностям.
• Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях является основополагающим событием духовной жизни буддиста.
Значение Прибежища
• Буддист обращается к Прибежищу в Будде как в Просветленном существе.
• Дхарма понимается как запредельный путь к Просветлению.
• Сангха включает как монахов, так и мирян, достигших высших этапов пути.
Различие между обращением и принятием Прибежища
• Обращение к Прибежищу означает действие, движение к чему-то большему.
• Принятие Прибежища предполагает присвоение, что может быть эгоистичным.
Современное состояние буддизма
• В наши дни существует множество форм буддизма.
• Автор вспоминает, как в прошлом в Лондоне была только одна буддийская группа.
• В наши дни буддизм в Британии стал более разнообразным.
Буддизм на Западе
• В Британии сотни буддийских групп, в Америке несколько тысяч.
• Буддизм пришел на Запад за последние 20-30 лет, что привело к культурному сдвигу.
• Духовный горизонт Запада расширился благодаря знакомству с буддизмом.
Угроза псевдодуховного потребления
• Потребительское отношение к буддизму может привести к его искажению.
• Буддизм должен быть принят как путь к преображению, а не как товар.
Уровни обращения к Прибежищу
• Культурное Обращение к Прибежищу: формальное повторение слов, не придающее им значения.
• Временное Обращение к Прибежищу: интерес к буддизму, но без серьезных усилий.
• Действительное Обращение к Прибежищу: искреннее желание практиковать Дхарму и стремиться к Просветлению.
• Подлинное Обращение к Прибежищу: непоколебимая вера и ясное видение, приближение к Необусловленному.
Обращение к Прибежищу
• Основной и решающий поступок в жизни буддиста
• Часто пренебрегается, но интерес к нему возрождается
• Пример: вера Догена в Будду, Дхарму и Сангху
Прибежища и наставления
• Пение Трех Прибежищ сопровождается повторением Наставлений
• Наставления поддерживают Обращение к Прибежищу
• Наставления - основная практика буддизма
Тантрические посвящения
• В прошлом были тайными и священными
• В наши дни на Западе широко рекламируются
• Не соответствуют буддийской традиции Ваджраяны
Век психологии
• Ум и сознание стали предметом исследований
• Фрейд подвел научную основу под концепцию подсознательного ума
• Исследования состояний ума под воздействием наркотиков изменили взгляды
Медитация в буддизме
• Буддизм уделяет особое внимание уму
• Дзен описывает медитацию как "прямое указание на ум"
• Медитация - систематическое расширение осознанности сознания
Мотивация к медитации
• Психологическая мотивация: поиски покоя ума
• Духовная мотивация: стремление к духовному росту и просветлению
Мотивация для медитации
• Психологическая мотивация: стремление к покою ума, внутреннему умиротворению.
• Духовная мотивация: желание Просветления, понимания смысла существования, познания реальности.
Психологический и духовный подходы
• Психологический подход может привести к духовному опыту.
• Духовный подход требует здоровой психологической основы.
• Психологический и духовный подходы взаимно проникают друг в друга.
Приготовления к медитации
• Нравственность: соблюдение пяти этических наставлений, контроль над пищей, сексом и сном.
• Контроль над пищей: умеренность, избегание тяжелой и острой пищи.
• Контроль над сексом: умеренность, воздержание.
• Контроль над сном: снижение потребности во сне при глубокой медитации.
Дополнительные аспекты подготовки
• Обуздание агрессивности: избегание грубости и высокомерия.
• Вегетарианская диета: выражение жизни, не причиняющей вреда.
• Тихая и простая жизнь: избегание шума, общественной деятельности и тяжелого труда.
• Спокойные упражнения и техники релаксации: хатха-йога, тайцзи дзюань.
• Выбор мирного пути заработка: избегание психологического воздействия работы.
Внимательность и сдержанность
• Осознание тела, эмоций, мыслей.
• Развитие невозмутимости, собранности, внимательности.
Подготовка к медитации
• Важно оставаться наблюдательными и осознанными в повседневной жизни.
• Это помогает легко погружаться в медитативное состояние.
• Изучение медитации по книгам недостаточно, нужен личный наставник.
• Упражнения на развитие преданности могут быть полезны.
Пять методов медитации
• Пять методов соответствуют пяти "ядам ума": отвлечение, гнев, жажда, неведение, тщеславие.
• Осознанное дыхание устраняет блуждающие мысли.
• Метта-бхавана развивает любящую доброту.
• Размышление о распаде противостоит жажде.
• Двенадцать звеньев обусловленного совозникновения борются с неведением.
• Анализ шести элементов противостоит тщеславию.
Осознанное дыхание
• Практика включает четыре этапа: счет дыхания, внимание к началу дыхания, непрерывное осознавание дыхания, фокус на одном аспекте дыхания.
• Цель - устранить блуждающие мысли и развить сосредоточение.
Метта-бхавана
• Практика включает пять этапов: любовь к себе, любовь к близкому другу, любовь к нейтральному человеку, любовь ко всем живым существам.
• Цель - развить всеобъемлющую любовь и заботу.
Практика метта-бхаваны
• Первые четыре этапа подготовки к метте
• Развитие любви ко всем людям, включая врагов
• Расширение любви на всех живых существ, включая животных и ангелов
• Практика может быть сложной, но достижимой
Размышление о распаде
• Практика созерцания трупов на площадке для кремации
• Визуализация разложения трупа или размышления о смерти
• Мягкие размышления о непостоянстве вещей
• Практика помогает преодолеть страх смерти
Цепь нидан
• Размышление о двенадцати звеньях обусловленного совозникновения
• Символическое представление звеньев в тибетском Колесе Жизни
• Практика помогает осознать процесс обусловленного совозникновения
Колесо жизни и обусловленность
• Колесо жизни иллюстрирует процесс рождения, жизни, смерти и перерождения.
• Неведение и волевые акты обуславливают наше рождение и смерть.
• Мы делаем себя такими, какие мы есть, своими реакциями на ощущения.
Размышления о двенадцати ниданах
• Ниданы охватывают три жизни, но все они содержатся в одной жизни.
• Мы видим себя как часть часового механизма, обусловленного нашими реакциями.
• Размышления о ниданах помогают осознать обусловленность и механическую природу наших жизней.
Практика шести элементов
• Анализ шести элементов помогает осознать, что ничто не принадлежит нам.
• Мы пытаемся увидеть, что "я" - иллюзия, не существующая в абсолютной реальности.
• Практика включает медитацию на земле, воде, огне, воздухе, эфире и сознании.
Этапы практики
• Земля: осознание, что тело состоит из элементов, которые не принадлежат нам.
• Вода: понимание, что вода в теле взята из мировых запасов.
• Огонь: осознание, что тепло тела исходит от Солнца.
• Воздух: понимание, что дыхание не принадлежит нам.
• Эфир: осознание, что пространство, занимаемое телом, возвращается к изначальному пространству.
• Сознание: понимание, что сознание растворяется в высшее сознание.
Развитие осознанности
• Осознанное дыхание и метта-бхавана развивают шаматху.
• Эти техники необходимы для более сложных практик.
Три основные практики медитации
• Випашьяна связана с развитием глубокого понимания реальности.
• Медитация не сводится к технике, важнее внутренний опыт.
Этапы медитации
• Шаматха: покой и равновесие ума, три уровня сосредоточения.
• Самапатти: достижения, такие как видения, звуки, изменения в теле.
• Самадхи: состояние ясности, свободное от мыслей, граничит с Просветлением.
Трехчленный путь
• Этика, медитация, мудрость.
• Нравственность и медитация необходимы для мудрости.
• Сострадание дополняет мудрость.
Различие между виджняной и джняной
• Виджняна: знание через опыт и рациональный ум.
• Джняна: запредельная мудрость, свободная от жадности и ненависти.
• Большинство людей полагаются на виджняну, немногие на джняну.
Джняна и виджняна
• Джняна и виджняна — два вида знания в буддизме.
• Джняна — состояние, виджняна — способность.
• Джняна статична, виджняна динамична.
Праджня
• Праджня — истинное знание, свободное от жадности и заблуждений.
• Праджня динамична, джняна статична.
• Праджня включает три уровня: мудрость из слышания, мышления и медитации.
Мудрость Будды
• Будда стремился передать мудрость другим через сострадание и искусные средства.
• Пример с Кисой Готами показывает, как мудрость помогает понять неизбежность смерти.
Праджняпарамита
• Школа буддийской мысли, посвященная "Совершенству мудрости".
• Будда учил, что его учение — средство достижения Нирваны.
• Некоторые последователи Будды не использовали учение для достижения цели, что привело к созданию Праджняпарамиты.
Абхидхарма и Праджняпарамита
• Абхидхарма — доктринальная система, буквальное воплощение абсолютной истины.
• Праджняпарамита — литература, выходящая за пределы буквализма Абхидхармы.
• Праджняпарамита включает около тридцати пяти независимых текстов.
Сутры и их значение
• Сутры — проповеди Будды, но не в буквальном смысле.
• Основная тема сутр — пустота, шуньята.
• Важнейшие сутры: "Алмазная сутра", "Сутра Сердца", "Праджняпарамита".
Благодарность в буддизме
• Благодарность — буддийская добродетель.
• Будды испытывают благодарность к Дхарме и Совершенству Мудрости.
• Благодарность к переводчикам, включая доктора Конзе.
Трудности с благодарностью
• Благодарность часто пренебрегается.
• Люди стыдятся благодарности, считая, что не заслуживают её.
Влияние сутр на мышление
• Тексты Праджняпарамиты бросают вызов буквализму.
• Они побуждают к преданности и чувственному восприятию.
Мудрость в буддизме
• Совершенство Мудрости почитается как богиня Праджняпарамита.
• Мудрость даёт свет, избавляет от тьмы и заблуждений.
Две группы учеников Будды
• Одна группа сосредоточилась на устном учении Будды.
• Другая группа считала, что важна и личность Будды.
Свидетельства о Будде
• Примеры щедрости и доброты Будды.
• Записи об отношениях Будды с Анандой.
Ананда и учения Будды
• Ананда был главным источником информации о учениях Будды.
• Он запомнил все слова Будды и был свидетелем его странностей.
• Ананда больше всего ценил доброту Будды, а не его мудрость.
Сострадание и мудрость в буддизме
• Буддизм включает в себя не только мудрость, но и сострадание.
• Буддисты должны стремиться к Просветлению на благо всех живых существ.
• Махаяна развилась на основе этого понимания.
Бодхисаттва и воля к Просветлению
• Бодхисаттва стремится к Просветлению ради всех живых существ.
• Бодхичитта — это желание достичь Просветления, а не просто мысль о нем.
• Бодхичитта универсальна и проявляется через отдельных людей.
Путь бодхисаттвы
• Путь начинается с принятия обета бодхисаттвы.
• Обет бодхисаттвы включает в себя освобождение всех живых существ и достижение состояния Будды.
• Для принятия обета необходимо пройти большой путь духовной практики.
Шесть совершенств
• Бодхисаттва практикует шесть парамит: даяние, честность, терпение, усердие, медитацию и мудрость.
• Даяние включает в себя материальные вещи, бесстрашие, образование и культуру.
• Эти добродетели помогают бодхисаттве на пути к Просветлению.
Поддержка искусства и науки
• Бодхисаттва должен поддерживать искусство и науку.
• В прошлом люди жертвовали жизнью за свои убеждения.
Жертва и даяние
• Бодхисаттва готов пожертвовать жизнью и конечностями.
• Он отдает свои заслуги, накопленные благими действиями.
• Дар Дхармы — величайший дар, ведущий к Просветлению.
• Даяние себя — высшая форма даяния, включающая все остальные.
Нравственность
• Нравственность — это искусное действие, свободное от страстей и неведения.
• В буддизме важны три сферы: еда, работа и брак.
• Еда должна быть вегетарианской и поддерживать здоровье.
• Работа должна быть правильной и не причинять вреда другим.
• Брак рассматривается как отношения, которые могут закончиться без споров.
Терпение и энергия следования
• Терпение включает в себя мягкость, послушание, любовь и терпимость.
• Энергия следования — это сила, направленная на благое.
Благое и энергия
• Благое обозначает Просветление на благо всех живых существ
• Энергия необходима для духовной жизни, особенно эмоциональная
• Многие люди испытывают недостаток энергии из-за блокировок или растраты
Способы освобождения энергии
• Осознанность, творческая работа, общение, медитация, искусство, вера и преданность
• Бодхисаттва как воплощение энергии, его энергия открыта для духовного продвижения
Медитация и мудрость
• Медитация включает сосредоточение, восхождение к высшим состояниям сознания и созерцание реальности
• Мудрость обозначает интуицию по отношению к Необусловленному, пять знаний: Дхармадхату, зерцалоподобное знание, беспристрастность, всеразличающее знание, всесвершающее знание
Уравновешивание совершенств
• Шесть совершенств бодхисаттвы можно разделить на три пары: даяние и честность, терпение и энергия, медитация и мудрость
• Бодхисаттва синтезирует и уравновешивает эти пары противоположностей
Продвижение бодхисаттвы
• Бодхисаттва проходит десять ступеней духовного прогресса, начиная с зарождения бодхичитты и заканчивая Высшим Просветлением
• Процесс занимает длительный период времени, возможно, три кальпы
• Бодхисаттва проживает множество уделах и планов существования, держась за волю к Просветлению
Идеал бодхисаттвы
• Идеал бодхисаттвы имеет космическое значение, не ограниченное временем и пространством
• Бодхисаттва посвящает себя достижению Просветления на благо всех чувствующих существ
Вселенская любовь в буддизме
• Буддизм рассматривает всех существ, включая обитателей других миров, как часть одного большого сообщества.
• Практика метта-бхаваны развивает любовь ко всем живым существам, включая тех, кто находится в других галактиках.
Вселенское учение буддизма
• Буддизм утверждает, что существует множество миров, населенных разумными существами.
• Буддизм применим ко всем разумным существам, независимо от времени и места.
"Лотосовая сутра" как пример
• "Лотосовая сутра" демонстрирует вселенское учение буддизма.
• В сутре Будда проповедует Дхарму, окруженный множеством существ, включая богов и демонов.
Пророчества и видения
• Будда дает пророчества своим ученикам, предсказывая их будущее как Будд.
• В сутре появляется ступа с телом древнего Будды, который обещает свидетельствовать об истинности учений.
Возвращение Будд
• Будда Шакьямуни собирает всех Будд, чтобы они могли увидеть ступу.
• Будды осознают важность послания и возвращаются в мир Саха.
Очищение мира для Бодхисаттв
• Мир очищается для принятия Бодхисаттв
• Земля преображается в синее сияние с драгоценными деревьями
• Боги и люди переносятся в любое место
Прибытие Будд и Бодхисаттв
• Пять сотен Будд прибывают из отдаленных миров
• Будда Шакьямуни очищает миллионы миров для их размещения
• Шакьямуни открывает врата ступы, где сидит Будда Изобильные Сокровища
Вознесение собрания
• Будда Шакьямуни поднимает собрание в небо
• Будда задает важный вопрос
Сравнение с научной фантастикой
• "Лотосовая сутра" напоминает научную фантастику
• Сходства в выходе за пределы планеты и путешествиях во времени и пространстве
Космическая значимость Бодхисаттвы
• Бодхисаттва перемещается между мирами и планами существования
• Авалокитешвара появляется в разных формах для разных существ
• Кшитигарбха спускается в глубины ада для освобождения
Идеал бодхисаттвы
• Идеал бодхисаттвы не ограничен временем и пространством
• Бодхисаттва символизирует потенциал Просветления человечества
• Бодхичитта и Дхарма действуют вечно и направляют все к высшим уровням существования
Сущность учения Будды
• Дхарма — это учение Будды, которое включает в себя различные аспекты его философии и практики.
• Дхарма включает в себя как мирские, так и духовные аспекты.
Мирские дхармы
• Мирские дхармы включают в себя различные аспекты жизни, такие как формы, ощущения, восприятия, волевые акты и знания.
• Эти дхармы характеризуются непостоянством, неудовлетворительностью и отсутствием самобытия.
Духовные дхармы
• Духовные дхармы включают в себя освобождение от страданий и достижение состояния нирваны.
• Эти дхармы связаны с медитацией и практикой, направленной на освобождение от привязанностей и достижение просветления.
Сутра и сутта
• Сутра и сутта — это литературные формы, в которых записаны учения Будды.
• Сутра может быть короткой или длинной, но всегда содержит учения Будды или его учеников.
Колесо Жизни
• Колесо Жизни — это символ, который символизирует цикл рождения, жизни и смерти.
• Оно символизирует путь к освобождению и просветлению.
Скандхи и лакшаны
• Скандхи — это пять совокупностей, из которых состоит личность.
• Лакшаны — это три характеристики, которые делают эти совокупности непостоянными и неудовлетворительными.
Три освобождения
• Три освобождения включают в себя клеша-нирвану, скандха-нирвану и паринирвану.
• Паринирвана — это полное освобождение, достигаемое после смерти Будды или архата.
Благородный Восьмеричный Путь
• Благородный Восьмеричный Путь включает в себя правильное понимание, правильное намерение, правильную речь, правильное действие, правильное усилие, правильное осознание, правильное внимание и правильное сосредоточение.
• Этот путь помогает достичь просветления и освобождения от страданий.
Правильный образ жизни и предписанная нравственность
• Паннати-шила включает внешние правила для монахов и мирян.
• Будда, Дхарма и Сангха известны как Три Драгоценности и Три Прибежища.
Покаяние и прити
• Покаяние в буддизме отличается от христианской практики.
• Буддагхоша перечисляет пять видов прити.
Три тела Будды
• Нирманакая, самбхогакая и дхармакая.
• Описание в книге Вессантары "Встречая Будд".
Обращение и паравритти
• Паравритти связано с обращением к учению Будды.
• Информация в книге Сангхарашиты "Значение обращения в буддизме".
Махаянские рассказы о Будде
• Упоминания о нападении "полчищ Мары" на будущего Будду.
• Примеры в Буддхачарите Ашвагхоши и Лалитавистара-сутре.
Освобождение ума и мудрость
• Чето-вимутти и панна-вимутти.
• Ньянатилока приводит отсылку к Палийскому канону.
Три ашравы и випарьясы
• Три ашравы перечислены в Палийском каноне.
• Випарьясы перечислены в Ангуттара-никае.
Восьмеричный путь и уровни осознанности
• Разделение на сверхмирской и мирской пути.
• Четыре уровня осознанности не смешивать с "четырьмя опорами внимательности".
Око Дхармы и бодхьянг
• Око Дхармы символизирует достижение проникновения.
• Семь бодхьянг перечислены в Махасатипаттхана-сутте.
Абхидхарма и энергия
• Абхидхарма систематизирует учения Будды.
• Энергия как стремление совершать искусные действия.
Срединный Путь и неприкасаемые
• Срединный Путь избегает крайностей чувственных удовольствий и умерщвления плоти.
• История доктора Б.Р. Амбедкара и его влияние на неприкасаемых.
Преданность и ритуалы
• Преданность в буддизме.
• Детальное рассмотрение в книге Сангхаракшиты "Ритуал и преданность в буддизме".
Четыре правильных усилия и дхьяны
• Упоминания в канонических текстах.
• Описание дхьян в Маджхима-никае.
Мантра и сангха
• Мантра как средство сосредоточения и связи с запредельным.
• Сангха как сообщество арья-сангхи и маха-сангхи.
Небеса и ады в буддизме
• Символическое восприятие или буквальное существование.
• Возможность жить как на небесах, так и в аду внутри человеческого существования.
Сущность учения Будды
• Дхарма — это учение Будды, которое он изложил различными путями.
• Реакция людей на учение Будды описывается как восстановление разрушенного, указание пути заблудшему и принесение светильника в темноту.
Медитация и практика
• Медитация повторяет процесс, который Будда прошел, чтобы достичь Просветления.
• Практика шести элементов упоминается в канонических текстах.
Мудрость и её уровни
• Три уровня мудрости перечисляются в различных текстах.
• Виджняна — это мудрость, которая может быть использована как для спасения, так и для убийства.
Бодхисаттвы и архетипические фигуры
• Различие между историческими и архетипическими бодхисаттвами.
• Архетипические бодхисаттвы воплощают просветленные качества.
Буддийские тексты и их переводы
• Перечисление пяти Будд мандалы приводится в различных текстах.
• Информация о "Сутре белого лотоса" и "Лотосе чудесного Закона" доступна в переводах.
Содержание книги
• Книга состоит из двух частей: "Истина" и "Путь".
• В "Истине" рассматриваются основополагающая истина, динамика бытия, текстура реальности, нирвана и тайна пустоты.
• В "Пути" обсуждаются гравитационное притяжение и точка невозвращения, спиральный путь, путешествие к просветлению, модель буддийской жизни и работы, трехчленный путь: нравственность, медитация и мудрость, космическое значение идеала Будды.
Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания
Читать на PDF
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания
Читать целую книгу: Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Содержание книги «Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды» в формате PDF
Купить буддийские книги в интернет-магазине
Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:
«Благородный Восьмеричный Путь Будды»
«Медитация: Буддийский путь покоя и прозрения»
«История Триратны – взгляд изнутри»
Где их купить в России? Напишите на е-майл: