Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Колесо Жизни

Текст, специально написанный Ваданайей.
 

Реактивная и творческая обусловленность

В последней сессии мы увидели, что обусловленность – центральное понятие, которое использовал Будда для передачи своего видения реальности. Обусловленность может работать двумя способами, которые Сангхаракшита назвал «моделью поведения, основанной на привычных реакциях», и «творческой моделью поведения». В модели, основанной на привычных реакциях, все движется по кругу и ничего нового никогда не происходит. В творческой модели, с другой стороны, открываются все новые и новые возможности.


Модель, основанная на привычных реакциях

Когда мы действуем, исходя из привычных реакций, мы ведем себя подобно машинам, делая то, что запрограммировала нас делать наша прошлая обусловленность. Мы видим пирог и тянемся к нему. Замечание раздражает нас, и мы огрызаемся. Нам скучно, и мы включаем телевизор. Мир дергает нас за рычаги, и мы отвечаем, подобно машине, привычным образом. Каждый раз, когда мы реагируем так, автоматически, мы усиливаем наши старые модели. В следующий раз, когда дернут за этот рычаг, мы с немного большей долей вероятности сделаем то же самое снова и обнаружим, что нам немного труднее сделать что-то другое. Классический пример этого – модели навязчивых привычек, например курения, но то же самое справедливо по отношению к любому поведению нашего тела, речи и ума.

Поэтому, действуя согласно реактивной модели, мы ходим по кругу, еще глубже пуская старые корни. Круги, которые мы совершаем, могут быть простыми, подобно бесконечному кругу курильщика – кругу цепляния и сигарет. Но они также могут быть более сложными и втягивать в себя других людей и мир вокруг нас. Отношения могут также развиваться по кругу, когда один человек реагирует на другого, а тот реагирует в ответ, и оба ведут себя привычным образом. Жизнь может идти по кругу, поскольку наши обычные реакции на людей и события приносят обычные результаты из внешнего мира, что вызывает у нас привычные реакции – и так далее, возможно, всю жизнь, даже несмотря на то, что результаты этого могут быть болезненными, разрушительными для самого себя или просто вызывающими глубокую скуку.


Творческая модель

Мы переходим к творческой модели, когда не делаем то, что обычно, а вместо этого сознательно делаем выбор в пользу того, что искусно и открывает нам новые возможности. Поэтому мы, например, не тянемся за шоколадкой, или пивом, или пультом телевизора, а садимся медитировать или идем на прогулку. Или мы извиняемся перед «трудным» человеком на работе за свою часть отношений между нами и приглашаем его на ужин. Или мы прекращаем вкладывать энергию в мысли, наполненные жалостью к себе, и вместо этого начинаем искать, как мы можем повлиять на ситуацию, на которую мы жалуемся. Когда мы делаем что-то новое, новое начинает происходить. Старая зацикленность становится немного слабее, а мы – чуть-чуть свободнее, и открываются новые возможности. После первоначального дискомфорта от того, что мы делаем что-то новое, мы начинаем ощущать более позитивные состояния ума, которые, если мы настойчивы, перерастают в состояния, которые еще более позитивны – и так далее в будущем, насколько мы не можем себе даже представить.


Колесо и Спираль

Колесо Жизни – яркий символ реактивной модели обусловленности. В Триратне мы склонны использовать образ Спирального пути, что символизирует творческую модель. В этой и следующей сессиях мы рассмотрим Колесо и Спираль более детально – так же, как и врата, которые ведут нас от первого ко второму.
 

Колесо Жизни 

Колесо Жизни – это наглядное описание процесса реактивной обусловленности. Это своего рода сложная карта и одновременно руководство по эксплуатации сансары. Мир, который оно описывает, подобен компьютерной игре, в которой мы заключены в замке. В замке мы можем оказаться в разных залах, где нам кажется, что мы набираем очки или копим множество сокровищ. Но ничто из этого не является целью игры – цель игры в том, чтобы выйти из замка. Колесо жизни рассказывает нам, как устроена эта игра, как перейти из одной комнаты в другую, оно описывает различные отвлекающие моменты в разных залах – и, что самое важное, рассказывает, как найти дверь, которая ведет к выходу из замка, на свободу.
 

Внутренний круг – что движет Колесо

Колесо Жизни состоит из четырех концентрических кругов. В центре находятся силы, которые движут колесо в непрекращающихся циклах – и которые движут нами, когда мы действуем согласно реактивной модели. Эти силы обычно называются неведением, жадностью и ненавистью и изображаются в виде свиньи, петуха и змеи. Неведение означает нашу фундаментальную неосознанность и незнание природы реальности. В нашем полубессознательном состоянии помрачения мы, с одной стороны, пытаемся избежать нашего экзистенциального дискомфорта, хватаясь за все, что доставляет нам приятные ощущения – и это называется жадностью. С другой стороны, мы пытаемся оттолкнуть от себя все, что причиняет нам неприятные чувства – наши реакции неприязни, гнева и страха суммируются словом «ненависть». Слова «жадность» и «ненависть», вероятно, слишком сильны для того, что мы обычно чувствуем («влечение» и «отторжение», возможно, более точны) – но это именно то, что побуждает нас двигаться в Колесе.  


Второй круг – подъемы и падения

Двигаясь от центра, мы попадаем в следующий круг Колеса, разделенный на две половины, одна из которых – светлая, а другая – темная. На светлой половине существа поднимаются вверх, а на их лицах – выражение радости. На темной половине существа падают вниз, а на их лицах – страх и печаль. Это означает, что мы, как нам кажется, попадаем куда-то в колесе, но, в конце концов, это не главное. Пока мы не найдем путь на свободу, мы всегда будем падать снова, и любые наши кажущиеся достижения обернутся потерями. 


Третий круг – шесть сфер существования

Третий круг Колеса разделен на шесть частей, которые представляют собой разные «уделы» существования, в которых мы можем проводить время, пока остаемся в Колесе. Традиционно они рассматриваются как шесть различных миров, в которых мы можем переродиться, но каждый из них – это также выражение состояния ума, так что шесть уделов представляют психологические состояния, которые мы переживаем здесь и сейчас, в этой жизни.


Сфера богов

На вершине третьего круга Колеса – измерение богов. Его часто изображают как идиллическую долину с рассыпанными по ней дворцами, в которых существа наслаждаются жизнью в удовольствиях и восторгах, не прикладывая никаких усилий и не испытывая страданий. На низших уровнях этого измерения они наслаждаются чувственными удовольствиями, но более тонкими. На высших уровнях они наслаждаются чисто эстетическим восторгом или блаженством медитативных состояний. Этот мир подобен некоторым представлениям о небесах, но с одним важным различием – это непостоянно. В конце концов боги исчерпывают позитивную карму и падают в более низкие и грубые уровни бытия.

В нашем мире некоторые знаменитости, возможно, проводят время в сфере богов, а также некоторые богатые люди, которые посвящают свою жизнь приятному, но относительно здоровому времяпрепровождению, возможно, деля его между яхтой и лыжными курортами. Некоторые люди даже проводят время в довольно высоких уровнях сферы богов, удовлетворяясь восторгом перед красотой или блаженством медитативных состояний. Если мы здоровы и удачливы и делаем это своей целью, тогда мы можем хотя бы какое-то время провести в сфере богов. Но ловушка в том, что эти состояния не длятся вечно. И когда они кончаются, тогда-то боги и испытывают страдания. Не имея практики в работе даже с малейшим дискомфортом, они не могут выносить переживаний, которые обитателям других измерений даже не покажутся неприятными. 


Сфера титанов

Перемещаясь по часовой стрелке из сферы богов, мы попадаем в измерение титанов, или асуров. Асуры большие, жестокие и уродливые, а их жизнь – это постоянная борьба за власть. Их сфера – удел большого эго, состязания, зависти и агрессии. Есть много асуров в бизнесе и политике или в любой ситуации, когда власть попадает в руки сильных, не критичных по отношению к себе людей, которые любят власть и жаждут конфликтов.

Состояние асуров – по крайней мере, в нашем мире – столь же непостоянно, как и богов. Чтобы быть успешным асуром, нам нужно все время побеждать, а это не длится долго. В конце концов асур проигрывает выборы, вынужден выйти в отставку, проигрывает в суде, или случается что-то еще, что свергает его с его пьедестала. Они становятся уязвимыми и падают в другое состояние бытия. И, поскольку у них такое большое эго, когда они обнаруживают себя в состоянии, где нужно смирение и их не слишком уважают, они очень страдают.


Сфера голодных духов

Преты, или голодные духи, традиционно изображаются с огромными животами и крошечными ртами, это символизирует, что у них огромный аппетит и жажда, но они не могут их удовлетворить. Они живут в пустыне, где мало воды и пищи, но когда они находят воду, у них во рту она превращается в огонь, а когда они находят пищу, в их желудке она превращается в ножи. То, чего они так жаждут, приносит им не удовлетворение, а страдание. 
Преты – это существа, которыми управляют невротические желания – цепляние за вещи, которые не приносят реального удовлетворения, но вместо этого причиняют вред и усиливают неудовлетворенность. У претов есть ощущение внутренней пустоты, и они пытаются восполнить это ощущение недостатка, поедая сладкое, куря, употребляя спиртное и нездоровую пищу, стремясь к сексу, удовольствиям, порнографии и игрушкам общества потребления.

В современном мире много претов и есть даже индустрия, посвященная их производству – рекламная индустрия. Самые крайние примеры состояния претов в нашем мире – страдающие наркотической зависимостью, к примеру, от героина, но у большинства из нас есть свои собственные маленькие зависимости. И многие люди, ведущие «нормальное» существование, на самом деле живут жизнью, в которой главенствует потребление, и даже кажутся вполне довольными, когда к ним обращаются как к «потребителям».


Адская сфера

Внизу третьего круга мы видим сферу страданий, ад. Это не тот ад, к которому существа приговорены каким-то богом, это просто отражение того факта, что некоторые модели существования сами по себе являются состояниями постоянного страдания. Измерение ада – это место сильных негативных эмоций, напряженных негативных состояний ума, умственных болезней. Многие из нас проводят, по крайней мере, краткое время в преддверии адских сфер.


Сфера животных

Мир животных часто изображается как естественный пейзаж со стадами диких зверей, бредущих по красивой местности. На первый взгляд это может показаться идиллией, но реальность не столь приятна. У животных нет разумности, языка, знаний и культуры, поэтому они предоставлены на милость своего окружения, людей и их собственных инстинктивных побуждений. В результате они страдают. Мы живем в измерении животных, когда существуем на уровне наших биологических влечений и природных инстинктов. На какое-то время это может показаться забавным, но долговременное пребывание в таком состоянии очень ограничивает и неизбежно ведет к страданию. Пребывая в измерении животных, мы почти полностью захвачены в ловушку реактивных моделей, и у нас мало возможностей для принятия сознательного, творческого выбора.


Сфера людей

Сфера людей – это мир, в котором мы существуем, когда мы живем, как здравомыслящие, зрелые, ответственные и эмоционально здоровые человеческие существа. Это традиционно рассматривается как самое благоприятное измерение, где легче всего продвигаться по духовному пути и найти врата, ведущие за пределы Колеса, на свободу. В человеческом измерении мы не испытываем всепоглощающего страдания, подобно претам или обитателям ада, но нас не убаюкивают и кажущиеся бесконечными удовольствия богов. Вместо этого мы испытываем полезную смесь удовольствия и дискомфорта. Мы не отделены совершенно от других, подобно асурам, мы можем относиться к ним, не нуждаясь всегда в первом месте в списке. И мы не попадаем в ловушку своего тела и инстинктов, подобно животным, но имеем доступ в мир разума, музыки и других искусств. Обрести освобождение можно в любом из шести измерений, но для практической цели большинство из нас должно стремиться утвердиться в человеческом измерении. Измерение богов – возможно, к вашему удивлению – не то место, куда нам стоит стремиться. Если мы делаем нашу духовную жизнь погоней за легкими удовольствиями, это усиливает наш эгоизм, а не искореняет его, и делает нас слабыми и склонными к беспокойству. Конечно, в жизни нам нужно место для уединения, медитации, наслаждения красотой и просто для безделья, но нам также нужно принимать вызовы и брать на себя ответственность, если мы хотим расти. Когда мы достигаем такого верного равновесия, это знак того, что мы находимся в человеческом измерении.


Будды шести сфер

В каждом из шести измерений есть свой Будда, который предлагает существам то, что им нужно для продвижения. В той мере, в которой мы существуем в этих измерениях, Будда также говорит нам, что нам нужно для того, чтобы выйти из нашего нынешнего состояния.

В измерении богов Будда играет на музыкальном инструменте, издающем музыку непостоянства. Боги слушают лишь то, что им приятно – они бы отвернулись от всего грубого, но эта музыка также несет послание, напоминая им, что их теперешнее состояние не продлится вечно, и им также нужно искать пути из Колеса. В сфере асуров Будда несет меч – он встречает асуров, говоря на их языке. Но этот меч – это также меч мудрости, который прорубается сквозь омраченное, рассеянное мышление. Есть связь между соревновательностью асуров и точным, практичным интеллектом, поэтому на асуров можно повлиять учениями мудрости, в то время как они, скорее всего, не откликнутся на призывы к любви и состраданию. В мире претов Будда предлагает пищу и питье, которые действительно приносят удовлетворение и являются символом того, что действительно заполнит чувство внутренней пустоты претов – учения и поддержки, которые помогут им вновь обрести чувство внутреннего богатства и высокой самооценки. В сфере ада Будда предлагает средство, исцеляющее и смягчающее страдания: то, что нужно существам ада – это просто ненадолго избежать страданий, чтобы они больше не попадали под их власть. В сфере животных Будда держит книгу, символизирующую знание и культуру. Существам в животном состоянии нужно нечто, что могло бы поднять их над их сосредоточенностью на их телесных побуждениях и сиюминутном физическом переживании. 


Внешний круг – процесс становления 

Внешний круг колеса разделен на двенадцать частей, которые иллюстрируют наиболее общепринятое описание процесса взаимозависимого возникновения в его реактивной модели – цепь Двенадцати нидан, или звеньев (Есть другой список – 12 нидан, описывающих духовный путь).

Двенадцать нидан описывают, как наш внутренний мир и внешний мир взаимно влияют друг на друга, совместно создавая реальность, которую мы переживаем, по мере того, как они сами развиваются во времени. Двенадцать шагов, которые они описывают, обычно рассматриваются как происходящие в трех жизнях, описывающие, как человек, которым мы были в нашей последней жизни, обусловил то, что мы переживаем сейчас, и как это, в свою очередь, обуславливает то, кем мы станем в будущей жизни. Некоторые ученые предположили, что Двенадцать нидан первоначально были описанием процесса «становления», который происходит все время, и его необязательно рассматривать как происходящий в течение трех жизней. Поэтому, верим ли мы в перерождение или нет, мы можем рассматривать ниданы как описание того, как наше прошлое создает наше настоящее, что, в свою очередь, создает наше будущее, которое становится нашим прошлым, и так далее по кругу Колеса.

В этом смысле то, что имеет значение, – это принцип, лежащий в основе нидан, а не все остальные детали. Однако есть одно звено в формулировке двенадцати нидан, которое особенно важно для нас, потому что оно объясняет, где мы можем найти врата, ведущие нас за пределы колеса на Спиральный путь.


От контакта до становления

Контакт (санскр. спарша)

Первое звено в этой особенно важной части цепи нидан – это контакт между одним из наших органов чувств и стимулом (что иллюстрируется обнимающимися мужчиной и женщиной). Наши глаза видят объект, наш язык чувствует вкус, или наш ум думает мысль (в буддизме ум рассматривается как один из органов чувств, поэтому контакт также включает воспоминание о прошлом событии или воображение чего-то, что должно случиться). Мы вступаем в контакт постоянно: мы ощущаем непрерывную последовательность стимулов, приходящих из мира вокруг нас, от других людей и из нашего собственного ума.
 

Ощущение (санскр. ведана)

Обусловленные потоком стимулов, которые мы регистрируем нашими чувствами и воспринимаем умом, мы переживаем постоянный поток реакций, ощущений. Это изображается в виде человека со стрелой в глазу, чтобы передать непреодолимую силу реакций, которые мы можем испытывать. Ведана переводится как ощущение, но не имеется в виду эмоция – это просто наша реакция удовольствия или боли (или отсутствия и того, и другого).


Страстное желание (санскр. тришна) 

Обусловленные нашими ощущениями удовольствия или боли, мы или цепляемся за вещи, события и мысли, или отталкиваем их, пытаясь остановить. Обе эти реакции объединены в коротком выражении «страстное желание» и иллюстрируются образом женщины, предлагающей напиток мужчине. Так, при виде шоколада мы испытываем приятное ощущение и хотим попробовать его, а затем продолжаем есть, хотя множество калорий – это то, что нам нужно в последнюю очередь. Или резкие звуки голоса неприятного нам человека заставляют нас ощущать боль, и мы реагируем раздражением, пытаясь избавить наши переживания от этих звуков, хотя именно эта реакция приводит к тому, что он говорит с нами таким тоном, который нам не нравится.
 

Привязанность (санскр. упадана)

Обусловленные нашими моделями цепляния и отторжения, мы развиваем привязанность, что иллюстрируется образом кого-то, кто срывает плод с дерева. Мы развиваем предпочтения и неприязнь, что также превращается во мнения и взгляды. Одному человеку нравится Фред, а другой его ненавидит. Одному человеку нравится, скажем, ореховое масло, или дождливая погода, или походы по магазинам, а другой все это терпеть не может. Один человек придерживается одного мнения, а другой, столь же образованный и умный, – противоположного. Очевидно, что, если реакции людей столь различны, обычно не существует абсолютной объективной истины, лежащей в основе нашей привязанности, но это не мешает нам принимать ее совершенно серьезно.


Становление (санскр. бхава) 

Обусловленные нашими симпатиями и антипатиями, а также мнениями, мы ведем себя согласно определенным избитым моделям и становимся человеком определенного рода. Это иллюстрируется беременной женщиной – в следующей части Колеса она даст начало нашему будущему «я», человеку, в которого превратили нас наши обусловленные реакции.
 

Точка свободы

Процесс, который мы только что описали, протекает автоматически, и мы большей частью не можем ничего с этим сделать. Но есть одна точка в этой последовательности, где мы можем сделать выбор и остановить конвейер. Это так называемый «разрыв» между ощущением и страстным желанием – «точка свободы». Именно здесь мы можем найти выход из Колеса на Спиральный путь.

Чтобы открыть эти врата, нам нужно уделить пристальное внимание тому, как мы реагируем на ощущения, или веданы, которые производят в нас символы. У нас нет выбора относительно ведан, которым дает начало наш опыт – это результат нашего прошлого. Но у нас есть выбор относительно того, как мы реагируем на эти ощущения, и этот выбор – развилка между путем в Колесе и Спиральным путем. Если мы реагируем полуавтоматически на приятные и неприятные веданы, хватаясь за то, что нам нравится, и отвергая то, что нам не нравится, тогда мы переходим к страстному желанию и начинаем еще один оборот вокруг Колеса. Но если мы встречаемся лицом к лицу с собственным дискомфортом, переживаем свои ощущения и решаем действовать творчески и искусно – все то, к чему нас принуждают наши веданы, тогда мы открываем врата  и выходим на Спиральный путь.
 
Нашим первым ощущением при этом, скорее всего, будет дискомфорт, если не хуже. Новый образ действий, речи и мыслей может доставить нам много неудобств. Стремление избежать дискомфорта – вот что удерживает нас в Колесе. Поэтому неудивительно, что первый шаг на Спиральном пути – это духкха, страдание, неудовлетворенность, дискомфорт. Но когда мы не отворачиваемся от него, не бежим от него, цепляясь и отвергая, мы можем начать работать с ним. А когда мы начинаем действовать искусно и творчески, мы начинаем создавать условия, что означает, что мы будем ощущать куда больше приятных чувств и меньше духкхи в будущем – как мы увидим в следующей сессии.


Вопросы для размышления и обсуждения

1. Вы более склонны действовать под влиянием мотивации притяжения или отвержения? Как эти две мотивации могут дать начало различным подходам к жизни в Колесе?
2. В какой из шести сфер вы проводили время в прошлом? В какой вы находитесь сейчас? Может ли Будда того измерения, в котором вы проводите больше всего времени (помимо человеческого измерения) сказать вам что-нибудь относительно того, что вам теперь нужно в практике?
3. Какие увлекательные аспекты жизни в Колесе большего всего удерживают вас от того, чтобы заглянуть во врата к свободе?
4. Есть ли у вас склонность рассматривать духовную жизнь как погоню за сферой богов? Как вы считаете, в вашем случае это вредно или полезно?
5. Как вы считаете, не слишком ли человек со стрелой в глазу сильный образ для наших ведан, или реакций на стимулы? Какие стимулы – из мира, от других людей или нашего собственного ума – склонны создавать наиболее сильные веданы в вас, и как вы на них отвечаете?
6. Вспомните один случай, когда вы переключились с реактивной на творческую модель поведения, когда попали в «разрыв». На что это было похоже, и каков был эффект?