Новости

16.05.2025 17:50:40

Обучение медитации и буддизму онлайн

Новый курс, обучающий основам обоих

Читать дальше …

16.05.2025 17:49:49

Обучение буддийской медитации онлайн

Научитесь медитировать!

Читать дальше …

16.05.2025 16:22:53

Отзывы о Суваннавире

Суваннавира - учитель медитации и буддийской практики

Ссылка для отзыва

Читать дальше …

16.05.2025 14:32:00

Группа в ВКонтакте

Обучение медитации и буддизму онлайн

Читать дальше …

Содержание книги «Что такое Дхарма?»

Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды
Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды

Читать: Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды, Сангхаракшита

Скачать бесплатно книгу «Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды»

Содержание книги «Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды» в формате PDF

Перевод с английского: Евгения Жаркова.

ISBN: 978-1-291-16557-9

Что такое Дхарма?

• Дхарма — это сущность учения Будды.  

• Сангхаракшита, автор книги, подчеркивает важность преданности, духовной дружбы и общины.  

• Книга основана на материалах из выступлений Сангхаракшиты различных периодов.  

Автор и его вклад

• Сангхаракшита родился в 1925 году в Лондоне, стал буддистом в 16 лет.  

• Во время Второй мировой войны он стал буддийским монахом в Индии.  

• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году.  

Предисловие издателя

• Сангхаракшита начал публичную деятельность в 1946 году в Сингапуре.  

• Книга основана на его лекциях и семинарах, проведенных в разные периоды.  

• Стиль выступлений Сангхаракшиты менялся со временем, но содержание учения оставалось неизменным.  

Введение

• Буддизм начинается с духовного опыта Будды, его Просветления.  

• Дхарма — это методы, с помощью которых Будда и его последователи передавали этот опыт другим.  

• Просветление — это видение истинной природы существования, которое преобразило Будду.  

Значение слова "Дхарма"

• Дхарма используется для передачи реальности, постигнутой Буддой, и для выражения его учения.  

• Дхарма как истина относится к объективному содержанию опыта Просветления.  

• Дхарма как доктрина относится к выражению опыта Будды в словах.  

• Эти значения взаимосвязаны и выражают два аспекта одной вещи.  

Многозначность слова "Дхарма"

• В Индии "Дхарма" может означать долг, связанный с системой каст.  

• В буддизме "Дхарма" используется для обозначения закона, принципа или истины.  

• "Дхарма" также может означать вещь, ментальный объект или состояние существования.  

Природа Дхармы

• Дхарма описывается как "сваккхато", что означает "хорошо преподанная".  

• Будда общался с другими, чтобы помочь им расти и развиваться.  

• Учения Будды доступны на разных языках, чтобы их могли понять все.  

Мгновенность и вечность Дхармы

• Дхарма описывается как "сандиттхико", что означает "мгновенно становящаяся очевидной".  

• Плоды практики Дхармы можно увидеть в этой жизни.  

• Дхарма не связана со временем, и практика может привести к просветлению.  

Универсальность Дхармы

• Дхарма не ограничена временем и пространством  

• Буддизм можно практиковать в любой стране и культуре  

• Дхарма одинакова для всех людей, независимо от их происхождения  

Критический подход к Дхарме

• Дхарма требует критического мышления и проверки на собственном опыте  

• Будда призывал проверять его слова, как ювелир проверяет золото  

Практичность Дхармы

• Дхарма ведет к духовному и культурному развитию  

• Каждый человек должен лично проверить учения Будды  

Будда и философия

• Будда не был философом, его учение практично  

• Буддизм не сводится к философским системам, а является средством достижения цели  

Притча о плоте

• Буддизм сравнивается с плотом, который помогает достичь Просветления  

• Важно не превращать Дхарму в цель, а использовать ее как средство  

Притча о плоте

• Люди спорят о плоте, но не решаются его использовать.  

• Некоторые украшают плот, но не переходят на него.  

• Некоторые утверждают, что плот принадлежит им по наследству.  

Символизм притчи

• Берег символизирует обычное существование с эгоизмом и страданием.  

• Другой берег символизирует Просветление и нирвану.  

• Буддизм — это плот, который помогает переправиться через поток.  

Переход от учения к опыту

• Будда предостерегает от принятия средств за цель.  

• В буддизме важно не цепляться за учения и практики.  

Что такое Дхарма?

• Дхарма — это учение, которое помогает достичь Просветления.  

• Будда учил, что Дхарма — это то, что способствует духовному росту.  

Разнообразие буддизма

• В мире существует множество форм буддизма.  

• На Западе буддизм интерпретируется по-разному, что вызывает путаницу.  

Критерии подлинности Дхармы

• Дхарма помогает людям двигаться к Просветлению.  

• Важно проверять, помогает ли учение лично вам.  

Будущее буддизма на Западе

• Западные буддисты должны адаптировать учения к своим нуждам.  

• Дхарма должна быть живой и актуальной для современных людей.  

Поиск учителя

• Шарипутра и Маудгальяяна отправились на поиски просветленного учителя.  

• Шарипутра встретил Ашваджита, одного из первых учеников Будды.  

Встреча с Ашваджитом

• Шарипутра спросил Ашваджита о его учителе.  

• Ашваджит ответил, что его учитель — Будда.  

• Шарипутра узнал, что Ашваджит недавно обрел Просветление.  

Учение Будды

• Ашваджит поделился с Шарипутрой строфами о зависимом возникновении.  

• Шарипутра понял, что все возникает из причин и условий и прекращается с их исчезновением.  

• Шарипутра стал "Вступившим в поток" и отправился к Маудгальяяне.  

Влияние учения

• Строфы Ашваджита стали основой для всех буддийских школ.  

• Они выражают великий закон обусловленности, пратитья-самутпаду.  

Решение Будды учить

• Будда сомневался, стоит ли передавать учение миру.  

• Брахма Сахампати убедил Будду, что это необходимо для спасения мира.  

• Будда решил учить, чтобы помочь существам обрести Просветление.  

Ливень Дхармы

• Будда учит Дхарме всех живых существ, как дождь проливается на все растения.  

• Каждый человек растет в соответствии со своей индивидуальной природой.  

Разнообразие учеников

• Будда хвалит своих учеников за их особые качества, которые не всегда совпадают.  

• Ученики не становятся копиями учителя, а развиваются по-своему.  

Изменение и свобода воли

• Люди могут измениться от плохого к хорошему, если захотят.  

• Мы в ответе за свою духовную судьбу и можем развиваться или не развиваться.  

Мост над пропастью

• Будда уверен в духовном потенциале людей, но мы можем не чувствовать уверенности в его реализации.  

• Передача истины от Будды к непросветленным сложна из-за огромной пропасти между ними.  

Буддизм и его трудности

• Будда не знает и не понимает нас, между его просветлением и нашим опытом существует бездна.  

• Пересечение этой бездны трудно даже для Будды, что иллюстрируют мифы о бодхисаттвах, спускающихся в ад.  

• Будда ощущает сострадание и необходимость передать истину, несмотря на трудности.  

Передача учения Будды

• Будда использует концепции и образы для передачи учения.  

• В Палийских писаниях преобладают концепции, в Махаяне — образы.  

• Основная концепция буддизма — обусловленность, выражающая опыт Просветления.  

Концепция обусловленности

• Будда формулирует обусловленность как "Из существования одного рождается другое".  

• Это утверждение охватывает все уровни существования: материю, ум и духовность.  

• Буддизм можно выразить одной фразой: "Если существует А, возникает B. Если А отсутствует, В не возникает".  

Следствия обусловленности

• Будда объясняет обусловленность через Четыре благородные истины: страдание, его причина, прекращение страдания и путь к нирване.  

• Страдание ума возникает из-за страстного желания, а не физических страданий.  

• Просветление устраняет страдания ума, но не физическую боль.  

Круг и спираль обусловленности

• Круг обусловленности — циклическое колебание между противоположностями, как в Колесе Жизни.  

• Спираль обусловленности — восходящее движение от одного состояния к другому, как духовный путь.  

• Круг удерживает нас в сфере обусловленности, спираль дает возможность роста и развития.  

Пустота и духовный путь

• В буддизме нет различия между обусловленным и Необусловленным, но на нашем уровне духовного развития это различие реально.  

• Духовный путь — это движение от обусловленного к Необусловленному, что является основной темой второй части книги.  

Спиральный путь и другие пути

• Спиральный путь объясняет спиральную обусловленность  

• Рассматриваются Благородный восьмеричный путь, семь факторов Просветления, семь ступеней очищения, пять духовных способностей  

• Три последние главы посвящены нравственности, медитации и мудрости  

Цель и завершение

• Цель - показать буддийскую практику и её применимость в повседневной жизни  

• Глава об Идеале Бодхисаттвы подчеркивает важность сострадания  

Динамика бытия

• "Бытие" не подходит для буддизма, лучше использовать "становление"  

• Рассматриваются "звенья обусловленного совозникновения" и возможность положить конец циклу перерождений  

Карма и перерождение в западном буддизме

• Влияние буддизма на Запад было многообразным  

• В разные периоды внимание к различным аспектам буддизма было разным  

История буддизма на Западе

• Период научного интереса связан с ориентализмом  

• В конце XIX века появились западные буддисты  

• В начале XX века появились западные монахи  

Причины популярности буддизма на Западе

• Личность Будды, этика и учение о карме и перерождении привлекали первых западных буддистов  

• В наши дни эти аспекты менее значимы  

Влияние христианства на восприятие буддизма

• В XIX веке христианство утратило интеллектуальное влияние, но сохраняло эмоциональную связь  

• Буддизм предлагал альтернативу христианству, особенно в вопросах личности, этики и надежды на будущую жизнь  

Промежуточный этап развития западного буддизма

• Переход к буддизму требует постепенного усвоения и адаптации.  

• Современные западные буддисты меньше связаны с христианством.  

• Религия больше не воспринимается как поклонение личности.  

Смещение интереса с личности Будды на его учение

• Будда учил, что понимание Дхармы помогает увидеть его самого.  

• Переводы учений Будды на европейские языки увеличились.  

• Этика не является центральной, больше внимания уделяется медитации.  

Этика и медитация в буддизме

• Этика важна для достижения успеха в медитации.  

• Современные буддисты меньше интересуются кармой и перерождением.  

• Дзен-буддизм стал более популярным, чем Тхеравада.  

Процесс перерождения в буддизме

• Перерождение анализируется через принцип "обусловленного совозникновения".  

• Ниданы (звенья) помогают понять обусловленность.  

• Неведение (авидья) является одной из важнейших нидан.  

Неведение (авидья)

• Неведение — недостаток духовной осознанности.  

• Примеры авидьи: ложные воззрения, вера в личного бога, ритуалы без внутреннего состояния.  

• Устранение авидьи требует духовного развития и осознания.  

Проблема ритуальной стороны религии

• Лютер критиковал ритуальную сторону религии, особенно покупку индульгенций.  

• Он утверждал, что ритуалы не обладают ценностью сами по себе.  

• Католическая церковь считает, что грешность священника не влияет на силу ритуалов.  

Неведение и кармические самскары

• Неведение (авидья) включает незнание закона всеобщей обусловленности.  

• Самскары возникают под влиянием неведения и могут быть искусными или неискусными.  

• Неискусные состояния ума приводят к "дурному перерождению", искусные - к "благому перерождению".  

• Буддизм считает, что оба вида волевых актов коренятся в неведении.  

Сознание и перерождение

• Сознание (виджняна) возникает под влиянием самскар.  

• Перерождение происходит при определенных условиях, таких как сексуальное сношение и готовность матери к зачатию.  

• Вопрос о том, кто перерождается, остается открытым: либо личность остается прежней, либо она полностью меняется.  

Буддизм и причинность

• Буддизм избегает споров о тождественности или различии причины и результата.  

• Принцип обусловленности (пратитья-самутпада) утверждает, что любой феномен возникает в зависимости от других феноменов.  

• Вопрос о том, остается ли человек тем же или отличается, не имеет значения в рамках буддизма.  

Реинкарнация и буддизм

• Буддизм не верит в реинкарнацию, так как это подразумевает наличие неизменной души.  

• Буддизм стремится к независимости ума от обусловленного существования.  

Психофизический организм и его составляющие

• Психофизический организм (нама-рупа) состоит из пяти скандх: физического тела, ощущения, восприятия, волевых актов и сознания.  

• Шесть основ (шадаятана) включают пять физических органов чувств и ум как шестой орган чувств.  

• Контакт (спарша) возникает под влиянием шести основ и представляет собой взаимодействие органов чувств с объектами.  

• Ощущение (ведана) возникает под влиянием контакта и может быть приятным, неприятным или нейтральным.  

• Страстное желание (тришна) возникает под влиянием ощущения и включает три вида: жажда чувственных переживаний, желание продлить жизнь и желание исчезнуть.  

• Привязанность или цепляние (упадана) возникает под влиянием жажды и включает четыре вида: привязанность к удовольствиям, собственности, людям, воззрениям, нравственности и религиозным предписаниям, вере в постоянное "я".  

• Становление (бхава) возникает под влиянием привязанности и включает жизнь на любом уровне, от ада до небес.  

• Рождение (джати) возникает под влиянием становления и включает обретение физической независимости от матери.  

• Разрушение и смерть (джара-марана) возникают в зависимости от рождения и включают печаль, плач, боль, скорбь и отчаяние.  

Процесс действия и результат

• Двенадцать нидан можно разделить на процесс действия и процесс результата.  

• Процесс действия включает действия, которые приводят к перерождению.  

• Процесс результата включает результаты действий, которые мы испытываем.  

• В каждой жизни процесс действия и результат чередуются.  

Разрыв цепи

• Вторая точка перехода в середине жизни позволяет перейти от циклического к спиральному типу обусловленности.  

• Это точка, в которой можно разорвать цепь перерождений.  

Чувства и ощущения в буддизме

• Чувства и ощущения не являются плохими, они часть процесса.  

• Выбор есть в том, как реагировать на ощущения.  

• Страстное желание возникает автоматически под влиянием ощущений.  

Три вида страстного желания

• Страстное желание бесконечного существования и исчезновения — противоположные тенденции.  

• Страстное желание чувственных переживаний — ключ к разрыву замкнутого круга.  

Три коренные яда

• Жадность, ненависть и неведение — силы, заставляющие вращаться Колесо Жизни.  

• Реакция на ощущения запускает волевые акты и создает новую карму.  

Осознанность и вера

• Важно научиться испытывать чувства, не позволяя им привести к страстному желанию.  

• Осознанность помогает понять, что страстное желание невозможно удовлетворить.  

• Вера в возможность чего-то высшего возникает из осознания неудовлетворительности.  

Спиральный путь

• Осознанность между ощущением и страстным желанием ведет к вере.  

• Двенадцать положительных звеньев символизируют спиральный путь к Просветлению.  

Текстура реальности

• Реальность в буддизме — это нечто осязаемое и конкретное.  

• В буддизме обсуждаются два вида реальности: обусловленная и необусловленная.  

• Необусловленное — это естественное, необработанное, а обусловленное — искусственное.  

Различие между обусловленным и необусловленным

• Различие между искусственным и естественным фундаментально для буддийской мысли.  

• Это различие существовало задолго до Просветления Будды.  

Автобиографический отрывок в "Маджхима-никае"

• "Арьяпариесана-сутта" рассказывает о том, как Сиддхартха Гаутама стал монахом.  

• В отличие от других источников, здесь нет упоминания о "четырех знаках".  

Внутренний процесс принятия решения

• Сиддхартха размышляет о своей смертности и погоне за обусловленными вещами.  

• Он решает искать Необусловленное, что приводит к его уходу из дома.  

Путь к Просветлению

• Сиддхартха осознает, что его "неблагородные поиски" ведут к бесконечному кругу существования.  

• Он выбирает "благородные поиски", которые ведут к Просветлению.  

Три характеристики обусловленного

• Духкха (страдание), анитья (непостоянство), анатман (пустота "я").  

• Эти характеристики определяют все обусловленные вещи и существа.  

Страдание и его формы

• Рождение, старость и болезнь являются формами страдания.  

• Страдание включает физическую боль, беспомощность и отчаяние.  

Поиск Необусловленного

• Сиддхартха стремится к бессмертию, выходящему за пределы "я".  

• Он задается вопросом, как смертный может стать бессмертным.  

Психические нарушения и болезни

• Психические нарушения и неврозы сопровождаются страданием  

• Стресс может привести к сердечным приступам, усталость — к синдрому  

• Болезнь не отступает, несмотря на изменения облика  

Страдание от смерти

• Смерть вызывает страх и страдания  

• Люди не всегда готовы к смерти, особенно если она связана с близкими  

• Раскаяние и страхи на смертном ложе усиливают страдания  

Страдание от контакта с неприятным

• Общение с неприятными людьми может быть болезненным  

• Работа, которая не нравится, может быть источником страданий  

• Условия окружающей среды могут причинять неудобства  

Страдание от расставания с любимым

• Разлука с близкими может быть мучительной  

• Война и разлука с родными вызывают сильные страдания  

• Некоторые люди не могут оправиться от потери близких  

Страдание от неудовлетворения желаний

• Неудача в достижении целей вызывает разочарование и отчаяние  

• Жизнь некоторых людей полна разочарования и горечи  

• Даже небольшие неудачи могут вызывать страдания  

Учение Будды о страдании

• Будда учит освобождению от страдания  

• Страдание — ключевой момент его учения  

• Будда сравнивает себя с врачом, пытающимся избавить от болезни обусловленного существования  

Скрытое страдание

• Удовольствие одного может приводить к страданиям других  

• Бессознательное чувство вины может вызывать тревогу и беспокойство  

• Богатые люди могут испытывать чувство вины из-за своего богатства  

• Отдача части богатства может облегчить чувство вины  

Скрытое страдание

• Пожертвования в религиозные организации могут быть признаком совести.  

• Политическая власть приносит удовольствие, но сопровождается страхом потери.  

• Привязанность к приятным ощущениям приводит к неприятным.  

• Удовольствия от обусловленных вещей не удовлетворяют глубокие желания.  

Непостоянство

• Все обусловленные вещи постоянно изменяются.  

• Ум меняется быстрее, чем физическое тело.  

• Вселенная состоит из взаимосвязанных процессов, которые никогда не остаются в покое.  

Пустота "я"

• Все обусловленные вещи лишены постоянного, неизменного самобытия.  

• Будда отрицал реальность идеи атмана, утверждая, что нет независимой самости.  

• Пять категорий, на которые можно разделить психическую жизнь, не составляют самости.  

Три освобождения

• Проникновение в обусловленное существование через медитацию.  

• Антипатия к обусловленному и поворот к Необусловленному.  

• Необусловленное и обусловленное не являются двумя разными принципами, а представляют собой одно целое.  

Три освобождения в буддизме

• Апранихита: состояние ума без целей и желаний, спокойное и уравновешенное.  

• Анимитта: выход за пределы слов и мыслей, осознание пустоты концепций.  

• Шуньята: пустотность, осознание отсутствия самости и идентичности.  

Три лакшаны и их значение

• Лакшаны помогают постичь обусловленное и достичь Необусловленного.  

• Погружение в страдание приводит к невозмутимости.  

• Сосредоточение на непостоянстве ведет к беззнаковости.  

• Осознание отсутствия самости ведет к пустотности.  

Нирвана и её значение

• Нирвана — конечная цель буддийской практики.  

• Нирвана означает угасание страстей и омрачений.  

• Нирвана скандх — угасание психофизического существования.  

• Нирвана — состояние непревзойдённого блаженства.  

Интерпретации нирваны в буддизме

• Нирвана не является вечной жизнью или исчезновением, а представляет собой срединный путь.  

• Различные школы буддизма, такие как Тхеравада, Мадхьямака, Йогачара, тантра и Дзен, предлагают разные интерпретации нирваны.  

Психология целеполагания

• Цель в буддизме — это стремление к нирване.  

• Цель — это стремление к тому, кем вы хотите быть, а не к тому, чем вы обладаете.  

• Цель возникает из неудовлетворенности текущим состоянием.  

Проблемы с постановкой целей

• Постановка целей часто приводит к неудачам, так как мы стремимся к мимолетному счастью.  

• Мы продолжаем ставить цели, чтобы избежать осознанности и знания себя.  

Альтернатива осознанности

• Осознанность и знание себя — это альтернатива постановке целей.  

• Осознанность помогает понять причины наших проблем и страданий.  

Медитация и осознанность

• Медитация помогает достичь глубокого понимания себя и своих переживаний.  

• Осознанность развивается через разоблачение собственных мотивов и причин состояний ума.  

Отношение к нирване

• Осознанность и медитация имеют отношение к нирване, так как помогают достичь глубокого понимания себя.  

Подготовка почвы для понимания нирваны

• Традиционные описания нирваны могут быть обманчивыми.  

• Люди часто воспринимают нирвану как высшее блаженство, что не соответствует сути буддизма.  

• Бессознательное использование нирваны для решения проблем не приводит к осознанности.  

Признание реальности страдания

• Страдание — основа жизни, и его нужно признать.  

• Оптимизм не должен быть ценой самообмана.  

• Примирение с несчастьем и изучение его причин — первый шаг к осознанности.  

Осознанность как ключ к нирване

• Нирвана не избавление от несчастья, а осознанность.  

• Цель буддизма — полное осознание своих потребностей.  

• Осознанность помогает понять, почему мы хотим нирваны.  

Психологическая обусловленность восприятия нирваны

• Восприятие нирваны зависит от наших бессознательных нужд.  

• Стремление к удовольствию приводит к восприятию нирваны как блаженства.  

• Потребность в знании и понимании ведет к восприятию нирваны как просветления.  

• Чувство угнетения и ограничений приводит к восприятию нирваны как свободы.  

Исследование мотивации к нирване

• Важно понять, почему нас интересует нирвана.  

• Вопросы о мотивации могут помочь приблизиться к осознанности.  

• Изменение отношения к нирване может привести к углублению осознанности.  

Тайна пустоты и Пасха

• Пасха символизирует духовное возрождение после духовной смерти.  

• В буддизме распятие и воскресение Христа — мифы, символизирующие духовное пробуждение.  

• Яйцо — символ жизни и воскресения, присутствующий в разных религиозных традициях.  

• Буддисты не могут отмечать Пасху из-за её грубого мифологического толкования.  

Тайны христианства и буддизма

• Праздник Пасхи символизирует опыт, который невозможно передать.  

• В буддизме величайшая тайна — это шуньята, или пустота.  

Перевод и понимание шуньяты

• Шуньята переводится как "пустота", "ничтожность" или "ноль".  

• Это не теория или доктрина, а духовный опыт, который невозможно описать.  

Доктрина и философия шуньяты

• Доктрина шуньяты существует для передачи опыта Будды ученикам.  

• Эти формулировки помогают пережить истину шуньяты.  

Сутры "Совершенства Мудрости"

• Сутры "Совершенства Мудрости" — важный корпус канонической литературы Махаяны.  

• Они рассматривают шуньяту как непосредственный духовный опыт.  

Виды шуньяты

• Существует тридцать два вида шуньяты, которые тибетские монахи должны знать.  

• Четыре главных вида шуньяты представляют собой стадии опыта пустоты.  

Пустотность обусловленного

• Обусловленная реальность лишена удовлетворения, непостоянна и лишена самости.  

• Необусловленная реальность, нирвана, обладает блаженством, вечностью и самостью.  

Различия в понимании нирваны

• Тхеравадины считают, что нирвана лишена самости.  

• Махаяна и Дзен говорят о нирване как о "великом я" или "подлинном я".  

Аналогии и реальность нирваны

• Все утверждения о нирване следует воспринимать как аналогии.  

• Нирвана не является блаженством в привычном смысле.  

Использование терминов в Махаяне и Тантре

• В Махаяне нирвана иногда обозначается как "великое я".  

• В Тантре используются термины "великая страсть" и "великий гнев" для обозначения просветления.  

Пустотность обусловленного

• Жизнь, какой мы её знаем, пуста от Необусловленного.  

• Блаженство и подлинное самобытие находятся за пределами этого мира.  

Пустотность необусловленного

• Необусловленное пусто от обусловленного.  

• В нирване нет страданий, непостоянства и ложного "я".  

• Необусловленное — это запредельное, за пределами мира и страданий.  

Великая пустота

• Пустота самого различия между обусловленным и Необусловленным.  

• Все вещи принадлежат одной и той же реальности без различий.  

Пустота пустотности

• Пустота пустоты — последний уровень пустотности.  

• Пустота не является неизменной догмой, её нужно отвергнуть.  

• Привязанность к шуньяте может быть опасной.  

Опыт шуньяты

• Начинается с осознания пустоты мира.  

• Погружение в Необусловленное приводит к потере различия между мирским и запредельным.  

• Достигается состояние, которое можно выразить только молчанием.  

Вопрос императора

• Император попросил Бодхидхарму кратко изложить основополагающий принцип буддизма.  

• Бодхидхарма ответил строфой из "Дхаммапады": "Воздерживаться от дурного, совершать благое, очищать сердце".  

• Император разочаровался, ожидая более глубокого объяснения.  

Различие между теорией и практикой

• Бодхидхарма подчеркнул, что теория буддизма проста, но практика сложна.  

• Большинство изучающих буддизм часто разочарованы простотой практики.  

Путь к Просветлению

• В буддизме существует множество описаний практики, таких как Спиральный путь, Благородный восьмеричный путь и Трехчленный путь.  

• Все эти пути ведут к Просветлению, но практика часто оказывается сложной.  

Проблема применения теории на практике

• Теория буддизма понятна, но сложно применить её на практике.  

• Центральная проблема духовной жизни — найти эмоциональные соответствия интеллектуальному пониманию.  

Сансара и Дхармадхату

• Сансара — сфера обусловленного существования, управляемая жадностью, ненавистью и омрачениями.  

• Дхармадхату — сфера Необусловленного, управляемая влиянием Будды.  

• Духовный путь — это путешествие из одной сферы в другую.  

Этапы духовного пути

• Нравственность: действия, свободные от страстного желания, отвращения и неведения.  

• Медитация: промежуточная цель, подготавливающая к опыту Необусловленного.  

• Мудрость: окончательная цель, постижение Необусловленного.  

Нравственность в буддизме

• Нравственность в буддизме — это искусные действия, которые не причиняют вреда.  

• Искусные действия готовят почву для медитации, но сами по себе не приводят к Просветлению.  

• В буддизме различаются естественная и условная мораль.  

Заблуждения о буддизме

• Люди могут ошибочно думать, что буддизм учит только личной выгоде.  

• В буддизме Махаяны стало ясно, что саморазвитие невозможно без заботы о благополучии других.  

Индивидуальное спасение и идеал бодхисаттвы

• Стремление к индивидуальному спасению ради блага всех существ  

• Особое внимание этому учению в Махаяне  

Медитация как второй этап Трехчленного пути

• Медитация включает три уровня: сосредоточение, собственно медитация и созерцание  

• Сосредоточение: отвлечение внимания от внешнего мира, сосредоточение психофизических энергий  

• Собственно медитация: поднятие энергий на более высокий уровень сознания, достижение состояний сверхсознания  

• Созерцание: обращение к Необусловленному, контакт с реальностью  

Проблемы медитации

• Легкость падения с высот медитации в мирские заботы  

• Сомнения в возможности духовного продвижения  

• Необходимость медитации как основы для развития мудрости  

Притяжение Необусловленного

• Ощущение притяжения Необусловленного при успешной медитации  

• Сопротивление этому притяжению из-за страха потери себя  

• Пример японской старухи, молящейся о перерождении в Чистой земле  

Путь к Просветлению

• Мы стремимся к Просветлению, но боимся потерять себя.  

• Нужно научиться отпускать, покориться Необусловленному.  

Мудрость и точка невозвращения

• Мудрость — осознавание реальности Необусловленного.  

• Точка невозвращения — момент, когда притяжение Необусловленного становится сильнее.  

Гравитационное притяжение обусловленного

• Притяжение обусловленного действует на всех уровнях жизни.  

• Важно видеть его силу и не прекращать усилия.  

Вхождение в поток

• Вхождение в поток — невозможность преодолеть силу Необусловленного.  

• Метафора реки: первый этап — нравственность, второй — медитация, третий — мудрость.  

Разрыв оков

• Буддийская традиция перечисляет десять оков, привязывающих к существованию.  

• Разорвав первые три оковы, человек становится Вошедшим в поток.  

• Ослабив четвертую и пятую оковы, человек становится "однажды возвращающимся".  

• "Невозвращающийся" достигает Просветления без необходимости перерождения.  

Пять низших оков и их влияние

• Приковывают к миру чувственных желаний  

• Относятся к внутреннему кругу гравитационного поля обусловленного  

Шестая и седьмая оковы

• Относятся к миру формы и миру без форм  

• Относятся к среднему и внешнему кругам гравитационного поля обусловленного  

Разрыв оков и достижение свободы

• Разрыв пяти высших оков освобождает человека  

• Человек испытывает гравитационное притяжение Необусловленного  

• Такого человека называют архатом  

Традиционный способ изложения в буддизме Тхеравады

• Достижение полной реализации шуньяты  

• Нет различий между сансарой и нирваной  

Буддизм Махаяны и процесс Просветления

• Возникновение воли к Просветлению или принятие обета бодхисаттвы  

• Движение к Просветлению с альтруистическими мотивами  

Разрыв первых трех оков

• Воззрения относительно "я"  

• Сомнение или нерешительность  

• Зависимость от правил морали и религиозных предписаний  

Значение разрыва оков

• Освобождение от ограничений и возможность изменения  

• Достижение Вхождения в поток и дальнейшее продвижение  

Спиральный путь к Просветлению

• Последовательность переживаний, где одно влияет на другое  

• Духовный путь не фиксирован, а растет, подобно дереву  

• Цель духовной практики - разорвать бесконечный круг действия и реакции  

Бардо между жизнями и духовный рост

• Бардо между жизнями предоставляет духовные возможности.  

• Духовный рост возможен не только после смерти, но и в середине жизни.  

Цепь зависимого возникновения

• Цепь зависимого возникновения можно разорвать в любой момент.  

• Самое слабое звено цепи — желание, возникающее под влиянием ощущений.  

• Разрыв цепи возможен через внезапный или постепенный метод.  

Внезапный и постепенный методы

• Внезапный метод редок, но возможен.  

• Постепенный метод более эффективен для большинства людей.  

• Постепенный метод состоит из последовательных шагов, образующих спиральный путь.  

Неудовлетворенность и страдание

• Ощущения могут быть приятными, болезненными или нейтральными.  

• Мы стремимся к приятным ощущениям и избегаем боли.  

• Жизнь полна неудовлетворенности и страдания.  

Будда и его путь

• Будда осознал, что материальное благополучие не приносит счастья.  

• Он оставил все и отправился искать ответ на проблему страдания.  

Причины страдания

• Большинство людей считает, что счастье в удовлетворении желаний.  

• Будда утверждал, что все вещи непостоянны и не могут длиться вечно.  

• Удовлетворение желаний не избавляет от страдания.  

Поиск духовного

• Многие люди начинают искать духовное удовлетворение.  

• Эти поиски могут привести к встрече с чем-то более высоким и духовным.  

Встреча с "не от этого мира"

• Символ, эхо, отражение: книга, картина, человек  

• Отклик на нечто, что искали, но не знали об этом  

Вера в буддизме

• Отклик называется верой (шраддха)  

• Вера в Необусловленное, Абсолют  

• Противоположность страстному желанию (тришна)  

Три Драгоценности

• Будда, Дхарма, Сангха  

• Самые ценные вещи в духовном мире  

Радость и удовлетворение

• Радость возникает после нахождения высшего  

• Преобразование жизни, появление конкретной цели  

Укрепление веры

• Вера может угаснуть, но со временем укрепляется  

• Человек становится менее эгоистичным, более щедрым  

Нравственная жизнь

• Соблюдение пяти наставлений: не отнимать жизнь, не брать того, что не дано, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, говорить правду, воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков  

Радость как признак буддиста

• Счастье, безмятежность, внутренний покой  

• Избегание сожалений и вины  

Восторг

• Сильная, восторженная радость (прити)  

• Физическая реакция на эмоции, экстаз  

Сходство восторга и творчества

• Восторг в творчестве подобен подъему вдохновения.  

• Творчество требует труда, но сопровождается экстазом.  

Виды восторга

• "Малое волнение" возникает при сильном эмоциональном воздействии.  

• "Мгновенный восторг" подобен вспышке молнии, быстро проходит.  

• "Заполняющий восторг" наполняет человека, особенно во время медитации.  

• "Всепроникающий восторг" создает ощущение легкости и жизнерадостности.  

• "Перемещающий восторг" связан с левитацией.  

Летитация в буддизме

• Левитация в буддизме связана с достижением восторга.  

• Пример левитации в Кхарагпуре: Кабирапантхи, который не может контролировать подъем.  

• Тибетский лама в Калимпонге: утверждает, что может левитировать после шести месяцев медитации.  

Процесс достижения восторга

• Восторг возникает из высвобождения блокированной энергии.  

• Медитация помогает устранить комплексы и освободить энергию.  

Покой и блаженство

• Покой (прашрабдхи) наступает после восторга, успокаивая физические ощущения.  

• Блаженство (сукха) — это состояние сильного счастья, объединяющее все эмоциональные энергии.  

Позитивность в духовной жизни

• Важно быть эмоционально позитивным для себя и других.  

• Отрицательные эмоции могут сковывать и препятствовать духовному развитию.  

Препятствие отрицательным эмоциям

• Важно развивать положительные эмоции, такие как любовь, радость и сострадание.  

• Духовная жизнь часто скована отрицательными эмоциями, что можно увидеть на примере истории Европы.  

Буддизм и счастье

• Девиз буддизма: "пусть все живые существа будут счастливы".  

• Счастье и сосредоточение взаимосвязаны: чем счастливее человек, тем дольше он может оставаться сосредоточенным.  

История Будды и царя

• Царь считал себя счастливее Будды из-за своих материальных благ.  

• Будда показал, что его счастье проистекает из сосредоточения, а не наоборот.  

Медитация и сосредоточение

• Медитация начинается с сосредоточения, но многие люди находят его трудным.  

• Насильственное сосредоточение не приносит пользы, так как не интегрирует эмоциональные энергии.  

Подготовка к медитации

• Важно развивать веру, удовлетворенность и радость перед практикой медитации.  

• Подготовка к каждой сессии медитации требует постепенного подхода.  

Переход к следующему этапу

• Сосредоточенный ум видит вещи такими, какие они есть, в отличие от ума, полного мыслей.  

• Сосредоточение помогает видеть вещи в их истинной природе.  

Ятхабхута-джнянадаршана

• Переход от медитации к мудрости  

• Непостоянство, неудовлетворительность и нереальность обусловленных вещей  

• Видение Необусловленного сквозь обусловленное  

Отстраненность (нирведа)

• Спокойная, сознательная отстраненность от обусловленного  

• Потеря интереса к мирским вещам  

• Внутренний отстраненный взгляд на игры жизни  

Бесстрастность (вайрагья)

• Состояние отсутствия привязанностей  

• Невозмутимость и невозмутимость перед мирскими происшествиями  

• Будда не замечает Мары и его армии  

Свобода (вимукти)

• Полная свобода ума и мудрости  

• Цель буддийской жизни и практики  

• Вкус свободы как завершение буддизма  

Знание о разрушении ашрав

• Разрушение трех ядов: желания, цепляния и неведения  

• Отсутствие желаний под влиянием ощущений  

• Достижение состояния Будды  

Спиральный путь и духовная жизнь

• Духовная жизнь — это естественный процесс роста.  

• Каждая стадия развивается из переполнения предыдущей.  

• Медитация помогает обнаружить этот процесс.  

Принцип обусловленности

• Осознание цикличности жизни может преобразить её.  

• Прогрессивные реакции ведут к Просветлению.  

Перевернутые воззрения

• Мы видим вещи неправильно, что мешает видеть реальность.  

• Будда выделял четыре "перевернутых воззрения".  

• Эти воззрения связаны с тремя лакшанами обусловленного существования.  

Совершенное видение

• Совершенное видение — первый шаг на Благородном восьмеричном пути.  

• Оно позволяет видеть реальность такой, какая она есть.  

Благородный восьмеричный путь

• Состоит из двух разделов: Путь Видения и Путь Преображения.  

• Путь Видения начинается с Совершенного видения.  

• Путь Преображения включает Совершенные эмоции, речь, деяние и другие шаги.  

Этапы пути

• Совершенные эмоции преображают эмоциональную и волевую природу.  

• Совершенная речь правдива, приятна и способствует гармонии.  

• Совершенное деяние — нравственное поведение, основанное на любви и щедрости.  

Буддийская этика и общество

• Буддийская этика учитывает не только себя, но и других.  

• Совершенный образ жизни требует зарабатывать деньги без вреда для живых существ.  

• Важно не только следовать нравственности, но и изменять общество.  

Этапы Восьмеричного пути

• Совершенное усилие направлено на устранение неискусных состояний ума.  

• Совершенная внимательность включает осознанность к себе и реальности.  

• Совершенное самадхи означает погружение в реальность.  

Семь факторов Просветления

• Осознанность, различение состояний ума, энергия, радость, умиротворение, самадхи и беспристрастность.  

• Эти факторы являются ветвями духовной жизни, которые нужно развивать для достижения Просветления.  

Осознанность и внимательность

• Осознанность начинается с понимания своих действий, чувств и мыслей.  

• Внимательность можно практиковать в любой ситуации, а не только во время медитации.  

Различение состояний ума

• Дхарма-вичая помогает осознавать состояния ума.  

• Это важный аспект духовной жизни, который помогает развивать осознанность.  

Вичая: различение состояний ума

• Вичая означает "выделение" или "различение" состояний ума.  

• Важно различать искусные (нравственные) и неискусные состояния ума.  

• Процесс различения можно сравнить с сортировкой риса.  

Вирья: энергия

• Вирья означает "энергия".  

• Буддист должен использовать энергию для благих целей.  

• Шантидева сравнивает бодхисаттву с диким слоном, ныряющим в пруды.  

Прити: радость и воодушевление

• Прити означает радость или воодушевление.  

• Это естественное следствие развития энергии.  

• Буддагхоша сравнивает прити с воздушным шаром.  

Прашрабдхи: умиротворение

• Прашрабдхи означает умиротворение.  

• Возбуждение прити утихает, оставляя ощущение чистого счастья.  

• Будда сравнивает это с пчелой, собирающей нектар.  

Самадхи: однонаправленность ума

• Самадхи включает однонаправленность ума.  

• Пример однонаправленности: Будда не слышал шума повозок, несмотря на их движение.  

• Однонаправленность можно развивать в повседневных делах.  

Упекша: беспристрастность

• Упекша означает беспристрастность.  

• Это состояние безопасности и непоколебимости.  

• Будда сравнивает это с горой, устойчивой к ветрам.  

Висуддхи: путь чистоты

• Висуддхи означает "очищение".  

• Путь делится на семь частей, соответствующих нравственности, медитации и мудрости.  

• Первая висуддхи - сила-висуддхи, чистота поведения.  

• Вторая висуддхи - читта-висуддхи, чистота ума через медитацию.  

• Остальные пять висуддх - последовательный подход к мудрости.  

Ратнавинита-сутта: диалог о висуддхах

• Шарипутра спрашивает Пунью о достижении нирваны через висуддхи.  

• Пунья отвечает, что нирвана не достигается ни с висуддхами, ни без них.  

Смена колесниц

• Царь меняет колесницы, чтобы добраться до города.  

• Каждая колесница переносит его на следующий этап.  

• Седьмая колесница приводит его к месту назначения.  

Сила-висуддхи

• Нравственное поведение.  

• Пять нравственных принципов: не причинять вреда, не брать чужого, не совершать неправильных поступков в сексуальной сфере, не говорить лжи, не принимать одурманивающих веществ.  

Читта-висуддхи

• Очищение ума.  

• Избавление от неискусных состояний ума: гнева, зависти, страха, неведения.  

• Замещение их позитивными состояниями: дружелюбия и ясности.  

Диттхи-висуддхи

• Постижение истинной природы феноменального существования и нирваны.  

• Избавление от ложных воззрений: "все создано Богом", "все является результатом судьбы", "все зависит от случайностей".  

• Развитие правильных воззрений: осознание причинности и условий.  

Кханкавитарана-висуддхи

• Пересечение посредством избавления от сомнений.  

• Преодоление нежелания разбираться в происходящем.  

• Препятствия и возражения как защита от изменений.  

Магга-амагга-нана-дассана

• Знание и проникновение в то, что является путем и что не является путем.  

• Доверие определенному пути и понимание его эффективности.  

• Критерии для отличия ложного пути от верного.  

Патипада-нана-дассана

• Знание и видение пути.  

• Прохождение пути на собственном опыте.  

• Преодоление сопротивления изменениям.  

Нана-дассана

• Знание и проникновение.  

• Возвышенное, чистое знание, соединенное с состраданием.  

• Работа на благо других людей и мира.  

Путь к Просветлению

• Семь ступеней очищения ведут к Просветлению.  

Дхарма как путь к Просветлению

• Дхарма требует практики и энтузиазма для достижения Просветления.  

• Путь к Просветлению описывается в различных формах, таких как Восьмеричный путь и семь стадий очищения.  

• Путь можно также назвать "мадхьяма марга" или "срединным путем".  

Модель буддийской жизни и работы

• Буддизм фокусируется на жизни и её реализации.  

• Буддист наполнен положительной вибрацией присутствия и духовной жизни.  

• В Индии буддизм помогает улучшить жизнь бедных и неграмотных людей.  

Пять духовных способностей

• Пять духовных способностей, или "индрии", включают веру, мудрость, энергию, сосредоточение и внимательность.  

• Эти способности важны для духовной жизни и аналогичны пяти чувственным способностям.  

• Развитие этих способностей составляет модель буддийской жизни.  

Вера в буддизме

• Вера в буддизме не противопоставляется разуму, а дополняет его.  

• Вера включает в себя преданность и чувства в духовной жизни.  

• Вера не является убеждением, основанным на авторитете.  

Вера в Будду

• Шраддха в буддизме — это вера в Три Драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.  

• Вера в Будду особенно важна, так как он является основоположником буддизма.  

• Вера в Будду — это эмоциональный отклик на встречу с воплощением Просветления.  

• Встреча может произойти лично, через литературу или искусство.  

Преданность

• Преданность — это отклик нашей потенциальной Просветленности на действительное Просветление.  

• Преданность выражается через простирания, поклонения, подношения цветов и благовоний.  

• Отказ от преданности может привести к эмоциональной увлеченности, но также и к фанатизму.  

Мудрость

• Праджня в буддизме — это мудрость или знание, созвучное Дхарме.  

• Мудрость заключается в видении вещей такими, какие они есть, и в постижении пустотности.  

• Три вида мудрости: шрута-майи-праджня (мудрость знания и понимания), чинта-майи-праджня (мудрость, основанная на обдумывании), бхавана-майи-праджня (мудрость, основанная на медитации).  

Самостоятельность мышления

• Важно понимать, насколько наши идеи и представления являются результатом собственных размышлений.  

• Большинство знаний и понимания мы получаем из вторых рук.  

• Самостоятельные мысли и оригинальные идеи редки, особенно в высших медитативных состояниях.  

Различия в восприятии идей

• Неправильное восприятие идей может привести к разочарованию.  

• Различия помогают глубже исследовать реальность и достичь Истины.  

Праджня и её аспекты

• Праджня представляет интеллектуальную сторону буддизма.  

• Третий уровень мудрости сочетает интеллектуальное и эмоциональное.  

• Развитие праджни может привести к академическим познаниям.  

Вера и мудрость

• Вера и мудрость должны работать в гармонии.  

• Немецкая традиция интеллектуальной точности может стать слабостью без баланса.  

Энергия и её виды

• Вирья — энергия, направленная на достижение нирваны.  

• Объективная вирья включает действия на благо других.  

• Субъективная вирья связана с правильным усилием ума.  

Развитие вирьи

• Оба аспекта вирьи нуждаются в развитии.  

• Будда подчеркивал важность поддержания движущей силы практики.  

История с белкой

• История из джатак иллюстрирует важность упорства и настойчивости.  

• Будда говорил, что успех достигается регулярными усилиями.  

Реальная и невротическая энергия

• Невротическая энергия может стать беспокойством.  

• Реальная энергия расслаблена и легка в управлении.  

Самадхи и его уровни

• Самадхи означает однонаправленность ума.  

• Буддийские писания описывают самадхи через четыре дхьяны.  

• Первая дхьяна — состояние целостного сознания, гармонии и покоя.  

Притча Будды о дхьянах

• Вторая дхьяна: пруд с чистой водой, состояние ясного сознания с восторгом и радостью.  

• Третья дхьяна: лотосы в пруду, сознание, пропитанное блаженством.  

• Четвертая дхьяна: купание в озере, завертывание в чистую простыню, защита от грязи мира.  

Уравновешивание самадхи

• Самадхи нужно уравновешивать вирьей, работой на благо других, особенно физическим трудом.  

• В дзенских монастырях медитация и физический труд были сбалансированы.  

• Важно поддерживать равновесие между медитацией и физическими усилиями.  

Практика внимательности

• Внимательность практикуется по отношению к телу, чувствам, мыслям и высшим духовным идеалам.  

• Внимательность не нуждается в уравновешивании, так как сама по себе приводит к равновесию.  

• Буддийская жизнь стремится к равновесию на всех уровнях.  

Пять духовных способностей

• Вера, мудрость, энергия, сосредоточение и внимательность.  

• Каждая способность должна быть уравновешена остальными для духовной эффективности.  

• Буддийская модель жизни включает равномерное развитие всех способностей.  

Сравнение с индуистскими йогами

• Буддийские духовные способности можно сравнить с четырьмя основными йогами индуизма.  

• Йога означает союз с высшим "я" или Богом.  

Сравнение йоги и буддизма

• Бхакти-йога соответствует вере, джняна-йога — мудрости, карма-йога — энергии, раджа-йога — медитации.  

• В буддизме подход к развитию способностей противоположный: развивать слабую сторону, чтобы усилить сильную.  

Различия в подходах

• Индуизм предлагает следовать пути наименьшего сопротивления, выбирая йогу по склонностям.  

• Буддизм требует развития всех четырех способностей, включая внимательность.  

Роль внимательности

• В индуизме внимательности не уделяется внимания, что может быть причиной выбора между йогами.  

• В буддизме внимательность является ключевой способностью.  

Роль духовного сообщества

• В буддизме духовное сообщество (Сангха) помогает развивать духовные способности.  

• Сангха обеспечивает благоприятные условия для духовного роста, такие как общественные центры и ретритные центры.  

Условия для духовного роста

• Пять условий для духовного роста: семя, почва, тепло, свет, вода.  

• Семя — это потенциальность Просветления, доступная всем живым существам.  

• Почва — благоприятные обстоятельства, такие как свободное время и здоровье.  

• Тепло — духовная дружба, вертикальная и горизонтальная.  

• Свет — интеллектуальная ясность и ясное мышление.  

• Вода — незагрязненный ливень Дхармы, свободный от антидхармических элементов.  

Сущность учения Будды

• Будда и его ученики были счастливы и производили глубокое впечатление на окружающих.  

• Будда учил, что есть различные небеса и ады, но все они временны.  

• Все существа, включая птиц и цветы, могут обрести Просветление.  

Закон кармы

• Закон кармы объясняет, что мы пожинаем то, что сеем.  

• Страдание или счастье не всегда результат прошлых действий.  

• Будда выделял пять порядков обусловленности: физический, биологический, психологический, кармический и трансцендентный.  

Пять наставлений

• Пять наставлений включают воздержание от убийства, взятия чужого, неправильного сексуального поведения, лживых речей и напитков и наркотиков.  

• Принцип ненасилия (ахимса) означает воздержание от причинения вреда и оскорблений других.  

• Ненасилие требует любви к людям и работы ради блага человечества.  

Любовь как мощное оружие

• Любовь может преодолеть ненависть и является самым мощным оружием в мире.  

• Практика ахимсы в международных масштабах исключила бы войны и кровопролитие.  

• Ахимса должна быть всеобъемлющей, как в "Метта-сутте".  

Принцип неприсвоения

• Насилие и присвоение основаны на чувстве "я" и "моего".  

• Мы не должны брать то, что принадлежит другим, включая материальные вещи и время.  

• Нравственность влияет на нас самих, очищая тело, речь и ум.  

Принцип целомудрия

• Мы не должны подвергать других сексуальной эксплуатации.  

• Сексуальное желание не должно занимать центральное место в жизни.  

• Важно развивать спокойствие, скромность и умиротворённость в сексуальных отношениях.  

Принцип правдивости

• Мы не должны давать согласие на ложь.  

• Правдивость важна для торговли, управления, правосудия и политики.  

• Лживость основывается на жадности, страхе наказания или тщеславии.  

• В некоторых случаях можно пожертвовать правдой ради высшего блага.  

Последствия неискусного поведения

• Мы сами ощущаем последствия своего поведения.  

• Важно помнить о разрушительном воздействии лжи на ум.  

Пятое наставление и алкоголь

• Пятое наставление связано с воздержанием от алкоголя.  

• В буддийских кругах существуют разногласия по этому вопросу.  

• Автор считает, что буддисты должны полностью воздерживаться от алкоголя.  

Внимательность и Четыре благородные истины

• Внимательность означает постоянное осознание истинной природы ситуации.  

• Важно помнить Четыре благородные истины: страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страданий.  

Этика и Просветление

• Одно добродетельное поведение не ведет к Просветлению.  

• Этика является первым этапом Трехчленного пути.  

• Нравственность воспринимается как средство достижения Просветления.  

Три Прибежища

• Три Прибежища: Будда, Дхарма и Сангха.  

• Повторение Прибежища выражает преданность Трем Драгоценностям.  

• Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях является основополагающим событием духовной жизни буддиста.  

Значение Прибежища

• Буддист обращается к Прибежищу в Будде как в Просветленном существе.  

• Дхарма понимается как запредельный путь к Просветлению.  

• Сангха включает как монахов, так и мирян, достигших высших этапов пути.  

Различие между обращением и принятием Прибежища

• Обращение к Прибежищу означает действие, движение к чему-то большему.  

• Принятие Прибежища предполагает присвоение, что может быть эгоистичным.  

Современное состояние буддизма

• В наши дни существует множество форм буддизма.  

• Автор вспоминает, как в прошлом в Лондоне была только одна буддийская группа.  

• В наши дни буддизм в Британии стал более разнообразным.  

Буддизм на Западе

• В Британии сотни буддийских групп, в Америке несколько тысяч.  

• Буддизм пришел на Запад за последние 20-30 лет, что привело к культурному сдвигу.  

• Духовный горизонт Запада расширился благодаря знакомству с буддизмом.  

Угроза псевдодуховного потребления

• Потребительское отношение к буддизму может привести к его искажению.  

• Буддизм должен быть принят как путь к преображению, а не как товар.  

Уровни обращения к Прибежищу

• Культурное Обращение к Прибежищу: формальное повторение слов, не придающее им значения.  

• Временное Обращение к Прибежищу: интерес к буддизму, но без серьезных усилий.  

• Действительное Обращение к Прибежищу: искреннее желание практиковать Дхарму и стремиться к Просветлению.  

• Подлинное Обращение к Прибежищу: непоколебимая вера и ясное видение, приближение к Необусловленному.  

Обращение к Прибежищу

• Основной и решающий поступок в жизни буддиста  

• Часто пренебрегается, но интерес к нему возрождается  

• Пример: вера Догена в Будду, Дхарму и Сангху  

Прибежища и наставления

• Пение Трех Прибежищ сопровождается повторением Наставлений  

• Наставления поддерживают Обращение к Прибежищу  

• Наставления - основная практика буддизма  

Тантрические посвящения

• В прошлом были тайными и священными  

• В наши дни на Западе широко рекламируются  

• Не соответствуют буддийской традиции Ваджраяны  

Век психологии

• Ум и сознание стали предметом исследований  

• Фрейд подвел научную основу под концепцию подсознательного ума  

• Исследования состояний ума под воздействием наркотиков изменили взгляды  

Медитация в буддизме

• Буддизм уделяет особое внимание уму  

• Дзен описывает медитацию как "прямое указание на ум"  

• Медитация - систематическое расширение осознанности сознания  

Мотивация к медитации

• Психологическая мотивация: поиски покоя ума  

• Духовная мотивация: стремление к духовному росту и просветлению  

Мотивация для медитации

• Психологическая мотивация: стремление к покою ума, внутреннему умиротворению.  

• Духовная мотивация: желание Просветления, понимания смысла существования, познания реальности.  

Психологический и духовный подходы

• Психологический подход может привести к духовному опыту.  

• Духовный подход требует здоровой психологической основы.  

• Психологический и духовный подходы взаимно проникают друг в друга.  

Приготовления к медитации

• Нравственность: соблюдение пяти этических наставлений, контроль над пищей, сексом и сном.  

• Контроль над пищей: умеренность, избегание тяжелой и острой пищи.  

• Контроль над сексом: умеренность, воздержание.  

• Контроль над сном: снижение потребности во сне при глубокой медитации.  

Дополнительные аспекты подготовки

• Обуздание агрессивности: избегание грубости и высокомерия.  

• Вегетарианская диета: выражение жизни, не причиняющей вреда.  

• Тихая и простая жизнь: избегание шума, общественной деятельности и тяжелого труда.  

• Спокойные упражнения и техники релаксации: хатха-йога, тайцзи дзюань.  

• Выбор мирного пути заработка: влияние работы на ум.  

Внимательность и сдержанность

• Осознание тела, эмоций, мыслей.  

• Развитие невозмутимости, собранности, внимательности во всем.  

Подготовка к медитации

• Постоянная осознанность помогает легко погружаться в медитацию.  

• Изучение медитации по книгам недостаточно, нужен личный наставник.  

• Упражнения на развитие преданности полезны для некоторых людей.  

Пять методов медитации

• Осознанное дыхание устраняет блуждающие мысли.  

• Метта-бхавана развивает любящую доброту.  

• Размышление о распаде противостоит жажде.  

• Двенадцать звеньев обусловленного совозникновения борются с неведением.  

• Анализ шести элементов противостоит тщеславию.  

Осознанное дыхание

• Практика включает четыре этапа: счет дыхания, внимание к началу дыхания, непрерывное осознавание дыхания, фокус на одном аспекте дыхания.  

Метта-бхавана

• Практика включает пять этапов: любовь к себе, любовь к близкому другу, любовь к нейтральному человеку, любовь ко всем живым существам.  

Практика метта-бхаваны

• На четвертом этапе мы думаем о врагах и не испытываем ненависти.  

• На пятом этапе мы развиваем любовь ко всем живым существам, включая животных и ангелов.  

• Практика может быть сложной, но потенциал метты есть в каждом.  

Размышление о распаде

• Практика включает посещение площадок для кремации или визуализацию разложения трупа.  

• Цель - осознать неизбежность смерти и изменить направление жизни.  

• Практика помогает преодолеть страх и привязанность к телу.  

Размышление о двенадцати звеньях обусловленного совозникновения

• Практика помогает избавиться от неведения.  

• Включает образы, символизирующие различные аспекты человеческого существования.  

• Цель - понять процесс обусловленного совозникновения и его влияние на нашу жизнь.  

Процесс рождения, жизни, смерти и перерождения

• Процесс включает в себя рождение, жизнь, смерть и перерождение.  

• Обусловленность происходит из-за неведения и волевых актов в предыдущих жизнях.  

• Шести органы чувств дают начало ощущениям, которые обуславливают рождение и смерть.  

Колесо жизни и самоосознание

• Колесо жизни иллюстрирует, как мы обуславливаем себя своими реакциями.  

• В каждом круге Колеса жизни мы находим себя: гнев, жадность, неведение.  

• Мы видим себя как часть часового механизма, обусловленного нашими реакциями.  

Практика шести элементов

• Анализ шести элементов помогает осознать, что ничто не принадлежит нам.  

• Мы размышляем о земле, воде, огне, воздухе, эфире и сознании.  

• Эти элементы помогают ослабить ощущение "я" и растворить его.  

Развитие осознанности

• Практика шести элементов развивает осознанность и освобождает от чувства "я".  

• Осознанное дыхание и метта-бхавана связаны с развитием шаматхи.  

• Три другие практики связаны с випашьяной.  

Медитация и её цели

• Медитация направлена на глубокое понимание реальности за пределами разума.  

• Техники медитации могут быть разнообразными, но важнее внутренний опыт.  

Три этапа медитации

• Шаматха: состояние покоя и сосредоточения ума.  

• Самапатти: достижения, такие как видения, звуки, изменения в теле.  

• Самадхи: состояние ясности, свободы от мыслей, граничащее с Просветлением.  

Трехчленный путь

• Будда говорил о Трехчленном пути: этика, медитация, мудрость.  

• Нравственность и медитация необходимы для достижения мудрости.  

• Сострадание дополняет мудрость и медитацию.  

Различие между виджняной и джняной

• Виджняна: знание, основанное на физических чувствах и рациональном уме.  

• Джняна: запредельная мудрость, свободная от жадности и ненависти.  

• Большинство людей полагаются на виджняну, немногие — на джняну.  

Джняна и виджняна

• Джняна и виджняна — важные понятия в буддизме.  

• Джняна — состояние, виджняна — состояние.  

• Джняна статична, виджняна динамична.  

Праджня

• Праджня — истинное знание, динамичная способность.  

• Праджня видит вещи такими, какие они есть, свободна от жадности и ненависти.  

• Праджня и джняна взаимосвязаны, как лампа и свет.  

Три уровня праджни

• Мудрость из слышания.  

• Мудрость, основанная на мышлении.  

• Мудрость, основанная на медитации (бхавана-майи-праджня).  

Мудрость Будды

• Будда стремился передать мудрость другим через сострадание и искусные средства.  

• Пример с Кисой Готами: Будда попросил её принести семена горчицы из дома, где никто не умирал.  

• Киса Готами поняла, что смерть неизбежна, и приняла Прибежище.  

Праджняпарамита

• Школа буддийской мысли, посвящённая "Совершенству мудрости".  

• Будда начал эту традицию, но позже некоторые последователи не продолжили её.  

• Абхидхарма стала буквальным воплощением истины, что не все буддисты приняли.  

• Праджняпарамита создала свою литературу, выходящую за пределы буквализма.  

Значение сутр Совершенства Мудрости

• Основная тема сутр - пустота, шуньята  

• Важнейшие сутры: "Алмазная сутра", "Сутра Сердца", "Праджняпарамита"  

• Переведены на английский язык доктором Эдвардом Конзе  

Благодарность в буддизме

• Благодарность - буддийская добродетель  

• Будды испытывают благодарность к Дхарме и Совершенству Мудрости  

• Благодарность к духовным друзьям и переводчикам  

Трудности с благодарностью

• Благодарность часто пренебрегается  

• Люди стыдятся выражать благодарность  

• Благодарность может вызывать чувство подчинения  

Влияние сутр на мышление

• Тексты Праджняпарамиты бросают вызов буквализму  

• Они побуждают к преданности и чувственному восприятию  

• Совершенство Мудрости почитается как богиня Праджняпарамита  

Гимн Совершенству Мудрости

• Совершенство Мудрости дает свет и избавляет от тьмы  

• Она направляет на путь и защищает незащищенных  

• Она равнозначна всеведению и не создает дхармы  

Две группы учеников Будды

• Одна группа сосредоточилась на устном учении Будды  

• Другая группа считала важным его жизнь и личность  

• Примеры щедрости и доброты Будды сохранились в памяти людей  

Свидетельства о Будде

• Ананда, спутник Будды, оставил записи о его жизни  

• Эти записи подтверждают, каким был Будда как человек  

Ананда и учения Будды

• Ананда был главным источником информации о учениях Будды.  

• Он запоминал все слова Будды и был ближе всех к его доктринам.  

• Ананда больше всего ценил доброту Будды, а не его мудрость.  

Сострадание и мудрость в буддизме

• Буддизм включает в себя не только мудрость, но и сострадание.  

• Буддисты должны стремиться к Просветлению на благо всех живых существ.  

• Махаяна развилась на основе этого понимания.  

Бодхисаттва и воля к Просветлению

• Бодхисаттва стремится к Просветлению ради всех живых существ.  

• Бодхичитта — это желание достичь Просветления, а не просто мысль о нем.  

• Бодхичитта универсальна и проявляется через отдельных людей.  

Путь бодхисаттвы

• Путь начинается с принятия обета бодхисаттвы.  

• Обет бодхисаттвы включает в себя освобождение всех живых существ и достижение состояния Будды.  

• Для принятия обета необходимо пройти большой путь духовной практики.  

Шесть совершенств бодхисаттвы

• Бодхисаттва практикует шесть парамит: даяние, честность, терпение, усердие, медитацию и мудрость.  

• Даяние включает в себя материальные вещи, бесстрашие, образование и культуру, а также готовность помочь.  

Жертва и даяние

• Жертва жизнью и конечностями ради убеждений редка в наши дни, но в прошлом люди умирали за свои принципы.  

• Бодхисаттва готов отдать все свои заслуги, накопленные через благие действия.  

• Дар Дхармы — величайший дар, ведущий к Просветлению.  

• Даяние себя — высшая форма даяния, включающая все остальные.  

Нравственность

• Нравственность в буддизме — это искусное действие, свободное от страстного желания, ненависти и неведения.  

• В буддизме есть различные модели нравственного поведения, такие как пять, десять или шестьдесят четыре наставления.  

• В сфере еды важно питаться для поддержания здоровья, а не для удовлетворения желаний.  

• Работа должна соответствовать "правильному добыванию средств к существованию" и не причинять вреда другим.  

• Брак в буддизме рассматривается как отношения между двумя людьми, которые могут закончиться без споров, если это в интересах всех.  

Терпение и энергия следования благому

• Кшанти — терпение, включающее мягкость, послушание, любовь и терпимость.  

• Вирья — энергия следования благому, направленная на Просветление всех живых существ.  

Энергия и духовная жизнь

• Энергия необходима для духовной жизни, особенно эмоциональная.  

• Многие люди испытывают недостаток энергии, что может быть связано с болезнями или блокировкой энергии.  

• Способы освобождения энергии включают осознанность, творческую работу, медитацию и веру.  

Медитация и мудрость

• Медитация является пятым совершенством бодхисаттвы и включает три уровня: сосредоточение, восхождение к высшим состояниям сознания и созерцание реальности.  

• Мудрость, шестое совершенство, означает интуитивное восприятие реальности и включает пять знаний: знание Дхармадхату, зерцалоподобное знание, знание беспристрастности, всеразличающее знание и всесвершающее знание.  

Уравновешивание совершенств

• Шесть совершенств бодхисаттвы можно разделить на три пары: даяние и честность, терпение и энергия, медитация и мудрость.  

• Бодхисаттва синтезирует и уравновешивает эти пары противоположностей в своем Просветленном уме.  

Продвижение бодхисаттвы

• Бодхисаттва проходит десять ступеней духовного прогресса, начиная с зарождения бодхичитты и заканчивая достижением Высшего Просветления.  

• Этот процесс занимает длительный период времени, возможно, три кальпы или три эона.  

• Бодхисаттва проживает множество уделах и планов существования, держась за свою волю к Просветлению.  

Космическое значение бодхисаттвы

• Идеал бодхисаттвы имеет космическое значение, не ограниченное временем и пространством.  

• Бодхисаттва посвящает себя достижению Просветления на благо всех живых существ, включая не только земные существа.  

Буддизм и вселенское учение

• Буддизм рассматривает все существа всех миров как часть одного учения.  

• Практика метта-бхаваны развивает любовь ко всем существам, включая другие планеты и галактики.  

Спор католических теологов

• Вопрос о применимости христианского искупления к существам других миров.  

• Буддизм утверждает, что учение применимо ко всем разумным существам.  

"Лотосовая сутра"

• "Лотосовая сутра" описывает проповедь Будды Шакьямуни на вершине Пика Коршуна.  

• В сутре присутствуют боги, люди, демоны и другие существа.  

Пророчества и видения

• Будда дает пророчества своим ученикам, предсказывая их будущее как Будд.  

• В конце сутры появляется ступа с телом Будды Изобильные Сокровища, который подтверждает истинность учений.  

Возвращение Будд

• Будда Шакьямуни собирает всех Будд, чтобы они вернулись в мир Саха.  

• Это действие очищает мир для принятия учения.  

Преобразование Земли и прибытие Будд

• Земля преображается в синее сияние с драгоценными деревьями.  

• Боги и люди переносятся в любое место.  

• Пять сотен Будд прибывают и занимают места на тронах.  

Действия Будды Шакьямуни

• Будда Шакьямуни очищает и преображает миллионы миров.  

• Он открывает врата ступы и показывает нетленное тело Будды Изобильные Сокровища.  

• Будда Шакьямуни поднимает собрание в небо и задает важный вопрос.  

Сравнение с научной фантастикой

• "Лотосовая сутра" напоминает научную фантастику.  

• Оба жанра выходят за пределы этой планеты и показывают путешествия во времени и пространстве.  

Космическая значимость бодхисаттвы

• Бодхисаттва перемещается между мирами и планами существования.  

• Авалокитешвара появляется в разных формах, соответствующих нуждам существ.  

• Бодхисаттва Кшитигарбха спускается в глубины ада для облегчения страданий.  

Идеал бодхисаттвы

• Идеал бодхисаттвы не ограничен временем и пространством.  

• Он символизирует потенциал Просветления человечества и силу, действующую во всех мирах.  

• Бодхичитта и Дхарма направляют все существующее к более высоким уровням существования.  

Источники и переводы

• Дхаммапада, 20, 279, пер. Сангхаракшиты  

• Махамангала-сутта, 11, 11  

• Ангуттара-никая, 8, 5  

• Висуддхамагга, 22, 51  

Палийский канон и его переводы

• Полностью переведен на английский Обществом палийских текстов  

• Другие переводы: Дигха-никая Мориса Уолша, Маджхима-никая Бхикку Бодхи  

• Отсылки к Палийскому канону по книге "Жизнь Будды" Нанамоли  

Сутра и сутта

• Сутра переводится как "проповедь"  

• Длина сутры колеблется от нескольких строк до нескольких томов  

• Большинство сутр - записи учений Будды  

История и мифы

• История Ангулималы, рассказанная Нанамоли  

• Жизнь Миларепы, описанная Л. Лхалунгпой  

• Легенда о короле Ашоке, переведенная Дж. С. Стронгом  

Колесо Жизни и ниданы

• Первоначально разрабатывалось школой Сарвастивады  

• Многочисленные отсылки к двенадцати циклическим ниданам в Палийском каноне  

• Позитивные ниданы перечислены в Самьютта-никае  

Скандхи и три лакшаны

• Скандха означает "охапка" или "совокупность"  

• Будда учил о пяти "совокупностях": рупы, веданы, самджни, самскар, виджняны  

• Три лакшаны: непостоянство, неудовлетворительность, отсутствие самобытия  

Тибетская книга мертвых и линии доказательств

• Тибетское название "Бардо Тходол"  

• Текст составлен Падмасамбхавой в VIII в.  

• Линии доказательств Саткарьявады и Асаткарьявады  

Привязанности и три освобождения

• Упоминание о четырех типах привязанности в Самьютта-никае  

• Три освобождения упоминаются в Абхидхарма-питаке и Висуддхимагге  

Нирвана и блаженство

• Ниббанам парамам сукхам, "нирвана - это высочайшее блаженство"  

• Клеша-нирвана и скандха-нирвана  

Дзен-буддизм и сутры Совершенства Мудрости

• "Великая смерть" тождественна абсолютному самадхи  

• Сутры Совершенства Мудрости доступны в английском переводе  

Татхагатагарбха и Благородный Восьмеричный Путь

• Последователи доктрины Татхагатагарбхи  

• Благородный Восьмеричный Путь включает тричленное деление  

Три Драгоценности и Три Прибежища

• Будда, Дхарма и Сангха известны как Три Драгоценности и Три Прибежища.  

• Эти понятия восходят к первым дням существования буддизма.  

Наставления и покаяние

• Наставления Будды перечислены в Палийском каноне.  

• Покаяние в буддизме отличается от христианской практики.  

Три тела Будды

• В махаянской доктрине Будда проявляется на материальном, архетипическом и нематериальном уровнях.  

• Подробное описание можно найти в книге Вессантары.  

Обращение и освобождение ума

• Обращение в буддизме связано с освобождением ума и мудростью.  

• Эти понятия описаны в Палийском каноне и книгах Сангхарашиты.  

Ашравы и випарьясы

• Три ашравы и четыре випарьясы перечислены в Палийском каноне.  

• Випарьясы связаны с практикой и мудростью.  

Восьмеричный путь и уровни осознанности

• Восьмеричный путь делится на сверхмирской и мирской.  

• Четыре уровня осознанности описаны в книгах Сангхарашиты.  

Око Дхармы и бодхьянг

• Око Дхармы символизирует достижение проникновения.  

• Семь бодхьянг перечислены в Палийском каноне.  

Абхидхарма и энергия

• Абхидхарма систематизирует учения Будды.  

• Энергия в буддизме связана с искусными действиями.  

Срединный Путь и неприкасаемые

• Срединный Путь помогает избежать крайностей чувственных удовольствий и умерщвления плоти.  

• Неприкасаемые в Индии обратились в буддизм благодаря примеру доктора Амбедкара.  

Преданность и дхьяны

• Преданность в буддизме важна для сосредоточения.  

• Дхьяны описаны в Палийском каноне.  

Мантры и сангха

• Мантры защищают ум и поддерживают связь с запредельным.  

• Сангха включает арья-сангху и маха-сангху.  

Небеса и ады

• Некоторые буддисты верят в буквальное существование небес и адов.  

• Другие воспринимают учение символически.  

Буддагхошу и его комментарии

• Буддагхошу комментирует Дхаммасангани, первую книгу Абхидхарма-питаки.  

• Комментарий содержит ссылки на различные тексты и книги, включая работы Фрэнсиса Г. Кука и Сангхаракшиты.  

Реакция на учение Будды

• В палийском каноне используются выражения для описания реакции людей на учение Будды.  

• Приводится пример из "Длинных проповедей Будды" Мориса Уолша.  

Медитация и практика

• Медитация описывается Буддагхошей в Висуддхимагге.  

• Практика медитации повторяет процесс, который Будда прошел до достижения Просветления.  

Алая-виджняна и практика шести элементов

• Объяснения по поводу алая-виджняны можно найти в книге Сангхаракшиты "Значение обращения в буддизме".  

• Каноническое упоминание о "практике шести элементов" можно найти у Нанамоли.  

Праджня и мудрость

• Праджня сравнивается с мечом, который можно использовать как для спасения, так и для убийства.  

• Три уровня мудрости перечисляются в Дигха-никае.  

Бодхисаттвы и архетипические фигуры

• Проводится различие между "историческими" и "архетипическими" бодхисаттвами.  

• Перечисление архетипических фигур приводится в Панчавимсатисахасрику.  

Пять Будд мандалы и "Сутра белого лотоса"

• Информация о пяти Буддах мандалы можно найти в книге Вессантары "Встречая Будд".  

• Дальнейшая информация о "Сутре белого лотоса" доступна в книге Сангхаракшиты "Театр космического просветления".  

Кшитагарбха и другие темы

• Более подробно о Кшитагарбхе можно прочесть в книге Вессантары "Встречая Будд".

Купить буддийские книги в интернет-магазине

Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:

 

        «Благородный Восьмеричный Путь Будды»

        «Буддизм: основы пути»

        «Кто такой Будда?»

        «Что такое Дхарма?»

        «Что такое Сангха?»

        «Встречи с Просветлением»

        «Медитация: Буддийский путь покоя и прозрения»

        «История Триратны – взгляд изнутри»

 

Где их купить в России? Напишите на е-майл: