Содержание книги «Что такое Дхарма?»
Читать: Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды, Сангхаракшита
Скачать бесплатно книгу «Что такое Дхарма? — Сущность учения Будды»
Содержание книги «Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды» в формате PDF
Перевод с английского: Евгения Жаркова.
ISBN: 978-1-291-16557-9
Что такое Дхарма?
• Дхарма — это сущность учения Будды.
• Сангхаракшита, автор книги, подчеркивает важность преданности, духовной дружбы и общины.
• Книга основана на материалах из выступлений Сангхаракшиты различных периодов.
Автор и его вклад
• Сангхаракшита родился в 1925 году в Лондоне, стал буддистом в 16 лет.
• Во время Второй мировой войны он стал буддийским монахом в Индии.
• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году.
Предисловие издателя
• Сангхаракшита начал публичную деятельность в 1946 году в Сингапуре.
• Книга основана на его лекциях и семинарах, проведенных в разные периоды.
• Стиль выступлений Сангхаракшиты менялся со временем, но содержание учения оставалось неизменным.
Введение
• Буддизм начинается с духовного опыта Будды, его Просветления.
• Дхарма — это методы, с помощью которых Будда и его последователи передавали этот опыт другим.
• Просветление — это видение истинной природы существования, которое преобразило Будду.
Значение слова "Дхарма"
• Дхарма используется для передачи реальности, постигнутой Буддой, и для выражения его учения.
• Дхарма как истина относится к объективному содержанию опыта Просветления.
• Дхарма как доктрина относится к выражению опыта Будды в словах.
• Эти значения взаимосвязаны и выражают два аспекта одной вещи.
Многозначность слова "Дхарма"
• В Индии "Дхарма" может означать долг, связанный с системой каст.
• В буддизме "Дхарма" используется для обозначения закона, принципа или истины.
• "Дхарма" также может означать вещь, ментальный объект или состояние существования.
Природа Дхармы
• Дхарма описывается как "сваккхато", что означает "хорошо преподанная".
• Будда общался с другими, чтобы помочь им расти и развиваться.
• Учения Будды доступны на разных языках, чтобы их могли понять все.
Мгновенность и вечность Дхармы
• Дхарма описывается как "сандиттхико", что означает "мгновенно становящаяся очевидной".
• Плоды практики Дхармы можно увидеть в этой жизни.
• Дхарма не связана со временем, и практика может привести к просветлению.
Универсальность Дхармы
• Дхарма не ограничена временем и пространством
• Буддизм можно практиковать в любой стране и культуре
• Дхарма одинакова для всех людей, независимо от их происхождения
Критический подход к Дхарме
• Дхарма требует критического мышления и проверки на собственном опыте
• Будда призывал проверять его слова, как ювелир проверяет золото
Практичность Дхармы
• Дхарма ведет к духовному и культурному развитию
• Каждый человек должен лично проверить учения Будды
Будда и философия
• Будда не был философом, его учение практично
• Буддизм не сводится к философским системам, а является средством достижения цели
Притча о плоте
• Буддизм сравнивается с плотом, который помогает достичь Просветления
• Важно не превращать Дхарму в цель, а использовать ее как средство
Притча о плоте
• Люди спорят о плоте, но не решаются его использовать.
• Некоторые украшают плот, но не переходят на него.
• Некоторые утверждают, что плот принадлежит им по наследству.
Символизм притчи
• Берег символизирует обычное существование с эгоизмом и страданием.
• Другой берег символизирует Просветление и нирвану.
• Буддизм — это плот, который помогает переправиться через поток.
Переход от учения к опыту
• Будда предостерегает от принятия средств за цель.
• В буддизме важно не цепляться за учения и практики.
Что такое Дхарма?
• Дхарма — это учение, которое помогает достичь Просветления.
• Будда учил, что Дхарма — это то, что способствует духовному росту.
Разнообразие буддизма
• В мире существует множество форм буддизма.
• На Западе буддизм интерпретируется по-разному, что вызывает путаницу.
Критерии подлинности Дхармы
• Дхарма помогает людям двигаться к Просветлению.
• Важно проверять, помогает ли учение лично вам.
Будущее буддизма на Западе
• Западные буддисты должны адаптировать учения к своим нуждам.
• Дхарма должна быть живой и актуальной для современных людей.
Поиск учителя
• Шарипутра и Маудгальяяна отправились на поиски просветленного учителя.
• Шарипутра встретил Ашваджита, одного из первых учеников Будды.
Встреча с Ашваджитом
• Шарипутра спросил Ашваджита о его учителе.
• Ашваджит ответил, что его учитель — Будда.
• Шарипутра узнал, что Ашваджит недавно обрел Просветление.
Учение Будды
• Ашваджит поделился с Шарипутрой строфами о зависимом возникновении.
• Шарипутра понял, что все возникает из причин и условий и прекращается с их исчезновением.
• Шарипутра стал "Вступившим в поток" и отправился к Маудгальяяне.
Влияние учения
• Строфы Ашваджита стали основой для всех буддийских школ.
• Они выражают великий закон обусловленности, пратитья-самутпаду.
Решение Будды учить
• Будда сомневался, стоит ли передавать учение миру.
• Брахма Сахампати убедил Будду, что это необходимо для спасения мира.
• Будда решил учить, чтобы помочь существам обрести Просветление.
Ливень Дхармы
• Будда учит Дхарме всех живых существ, как дождь проливается на все растения.
• Каждый человек растет в соответствии со своей индивидуальной природой.
Разнообразие учеников
• Будда хвалит своих учеников за их особые качества, которые не всегда совпадают.
• Ученики не становятся копиями учителя, а развиваются по-своему.
Изменение и свобода воли
• Люди могут измениться от плохого к хорошему, если захотят.
• Мы в ответе за свою духовную судьбу и можем развиваться или не развиваться.
Мост над пропастью
• Будда уверен в духовном потенциале людей, но мы можем не чувствовать уверенности в его реализации.
• Передача истины от Будды к непросветленным сложна из-за огромной пропасти между ними.
Буддизм и его трудности
• Будда не знает и не понимает нас, между его просветлением и нашим опытом существует бездна.
• Пересечение этой бездны трудно даже для Будды, что иллюстрируют мифы о бодхисаттвах, спускающихся в ад.
• Будда ощущает сострадание и необходимость передать истину, несмотря на трудности.
Передача учения Будды
• Будда использует концепции и образы для передачи учения.
• В Палийских писаниях преобладают концепции, в Махаяне — образы.
• Основная концепция буддизма — обусловленность, выражающая опыт Просветления.
Концепция обусловленности
• Будда формулирует обусловленность как "Из существования одного рождается другое".
• Это утверждение охватывает все уровни существования: материю, ум и духовность.
• Буддизм можно выразить одной фразой: "Если существует А, возникает B. Если А отсутствует, В не возникает".
Следствия обусловленности
• Будда объясняет обусловленность через Четыре благородные истины: страдание, его причина, прекращение страдания и путь к нирване.
• Страдание ума возникает из-за страстного желания, а не физических страданий.
• Просветление устраняет страдания ума, но не физическую боль.
Круг и спираль обусловленности
• Круг обусловленности — циклическое колебание между противоположностями, как в Колесе Жизни.
• Спираль обусловленности — восходящее движение от одного состояния к другому, как духовный путь.
• Круг удерживает нас в сфере обусловленности, спираль дает возможность роста и развития.
Пустота и духовный путь
• В буддизме нет различия между обусловленным и Необусловленным, но на нашем уровне духовного развития это различие реально.
• Духовный путь — это движение от обусловленного к Необусловленному, что является основной темой второй части книги.
Спиральный путь и другие пути
• Спиральный путь объясняет спиральную обусловленность
• Рассматриваются Благородный восьмеричный путь, семь факторов Просветления, семь ступеней очищения, пять духовных способностей
• Три последние главы посвящены нравственности, медитации и мудрости
Цель и завершение
• Цель - показать буддийскую практику и её применимость в повседневной жизни
• Глава об Идеале Бодхисаттвы подчеркивает важность сострадания
Динамика бытия
• "Бытие" не подходит для буддизма, лучше использовать "становление"
• Рассматриваются "звенья обусловленного совозникновения" и возможность положить конец циклу перерождений
Карма и перерождение в западном буддизме
• Влияние буддизма на Запад было многообразным
• В разные периоды внимание к различным аспектам буддизма было разным
История буддизма на Западе
• Период научного интереса связан с ориентализмом
• В конце XIX века появились западные буддисты
• В начале XX века появились западные монахи
Причины популярности буддизма на Западе
• Личность Будды, этика и учение о карме и перерождении привлекали первых западных буддистов
• В наши дни эти аспекты менее значимы
Влияние христианства на восприятие буддизма
• В XIX веке христианство утратило интеллектуальное влияние, но сохраняло эмоциональную связь
• Буддизм предлагал альтернативу христианству, особенно в вопросах личности, этики и надежды на будущую жизнь
Промежуточный этап развития западного буддизма
• Переход к буддизму требует постепенного усвоения и адаптации.
• Современные западные буддисты меньше связаны с христианством.
• Религия больше не воспринимается как поклонение личности.
Смещение интереса с личности Будды на его учение
• Будда учил, что понимание Дхармы помогает увидеть его самого.
• Переводы учений Будды на европейские языки увеличились.
• Этика не является центральной, больше внимания уделяется медитации.
Этика и медитация в буддизме
• Этика важна для достижения успеха в медитации.
• Современные буддисты меньше интересуются кармой и перерождением.
• Дзен-буддизм стал более популярным, чем Тхеравада.
Процесс перерождения в буддизме
• Перерождение анализируется через принцип "обусловленного совозникновения".
• Ниданы (звенья) помогают понять обусловленность.
• Неведение (авидья) является одной из важнейших нидан.
Неведение (авидья)
• Неведение — недостаток духовной осознанности.
• Примеры авидьи: ложные воззрения, вера в личного бога, ритуалы без внутреннего состояния.
• Устранение авидьи требует духовного развития и осознания.
Проблема ритуальной стороны религии
• Лютер критиковал ритуальную сторону религии, особенно покупку индульгенций.
• Он утверждал, что ритуалы не обладают ценностью сами по себе.
• Католическая церковь считает, что грешность священника не влияет на силу ритуалов.
Неведение и кармические самскары
• Неведение (авидья) включает незнание закона всеобщей обусловленности.
• Самскары возникают под влиянием неведения и могут быть искусными или неискусными.
• Неискусные состояния ума приводят к "дурному перерождению", искусные - к "благому перерождению".
• Буддизм считает, что оба вида волевых актов коренятся в неведении.
Сознание и перерождение
• Сознание (виджняна) возникает под влиянием самскар.
• Перерождение происходит при определенных условиях, таких как сексуальное сношение и готовность матери к зачатию.
• Вопрос о том, кто перерождается, остается открытым: либо личность остается прежней, либо она полностью меняется.
Буддизм и причинность
• Буддизм избегает споров о тождественности или различии причины и результата.
• Принцип обусловленности (пратитья-самутпада) утверждает, что любой феномен возникает в зависимости от других феноменов.
• Вопрос о том, остается ли человек тем же или отличается, не имеет значения в рамках буддизма.
Реинкарнация и буддизм
• Буддизм не верит в реинкарнацию, так как это подразумевает наличие неизменной души.
• Буддизм стремится к независимости ума от обусловленного существования.
Психофизический организм и его составляющие
• Психофизический организм (нама-рупа) состоит из пяти скандх: физического тела, ощущения, восприятия, волевых актов и сознания.
• Шесть основ (шадаятана) включают пять физических органов чувств и ум как шестой орган чувств.
• Контакт (спарша) возникает под влиянием шести основ и представляет собой взаимодействие органов чувств с объектами.
• Ощущение (ведана) возникает под влиянием контакта и может быть приятным, неприятным или нейтральным.
• Страстное желание (тришна) возникает под влиянием ощущения и включает три вида: жажда чувственных переживаний, желание продлить жизнь и желание исчезнуть.
• Привязанность или цепляние (упадана) возникает под влиянием жажды и включает четыре вида: привязанность к удовольствиям, собственности, людям, воззрениям, нравственности и религиозным предписаниям, вере в постоянное "я".
• Становление (бхава) возникает под влиянием привязанности и включает жизнь на любом уровне, от ада до небес.
• Рождение (джати) возникает под влиянием становления и включает обретение физической независимости от матери.
• Разрушение и смерть (джара-марана) возникают в зависимости от рождения и включают печаль, плач, боль, скорбь и отчаяние.
Процесс действия и результат
• Двенадцать нидан можно разделить на процесс действия и процесс результата.
• Процесс действия включает действия, которые приводят к перерождению.
• Процесс результата включает результаты действий, которые мы испытываем.
• В каждой жизни процесс действия и результат чередуются.
Разрыв цепи
• Вторая точка перехода в середине жизни позволяет перейти от циклического к спиральному типу обусловленности.
• Это точка, в которой можно разорвать цепь перерождений.
Чувства и ощущения в буддизме
• Чувства и ощущения не являются плохими, они часть процесса.
• Выбор есть в том, как реагировать на ощущения.
• Страстное желание возникает автоматически под влиянием ощущений.
Три вида страстного желания
• Страстное желание бесконечного существования и исчезновения — противоположные тенденции.
• Страстное желание чувственных переживаний — ключ к разрыву замкнутого круга.
Три коренные яда
• Жадность, ненависть и неведение — силы, заставляющие вращаться Колесо Жизни.
• Реакция на ощущения запускает волевые акты и создает новую карму.
Осознанность и вера
• Важно научиться испытывать чувства, не позволяя им привести к страстному желанию.
• Осознанность помогает понять, что страстное желание невозможно удовлетворить.
• Вера в возможность чего-то высшего возникает из осознания неудовлетворительности.
Спиральный путь
• Осознанность между ощущением и страстным желанием ведет к вере.
• Двенадцать положительных звеньев символизируют спиральный путь к Просветлению.
Текстура реальности
• Реальность в буддизме — это нечто осязаемое и конкретное.
• В буддизме обсуждаются два вида реальности: обусловленная и необусловленная.
• Необусловленное — это естественное, необработанное, а обусловленное — искусственное.
Различие между обусловленным и необусловленным
• Различие между искусственным и естественным фундаментально для буддийской мысли.
• Это различие существовало задолго до Просветления Будды.
Автобиографический отрывок в "Маджхима-никае"
• "Арьяпариесана-сутта" рассказывает о том, как Сиддхартха Гаутама стал монахом.
• В отличие от других источников, здесь нет упоминания о "четырех знаках".
Внутренний процесс принятия решения
• Сиддхартха размышляет о своей смертности и погоне за обусловленными вещами.
• Он решает искать Необусловленное, что приводит к его уходу из дома.
Путь к Просветлению
• Сиддхартха осознает, что его "неблагородные поиски" ведут к бесконечному кругу существования.
• Он выбирает "благородные поиски", которые ведут к Просветлению.
Три характеристики обусловленного
• Духкха (страдание), анитья (непостоянство), анатман (пустота "я").
• Эти характеристики определяют все обусловленные вещи и существа.
Страдание и его формы
• Рождение, старость и болезнь являются формами страдания.
• Страдание включает физическую боль, беспомощность и отчаяние.
Поиск Необусловленного
• Сиддхартха стремится к бессмертию, выходящему за пределы "я".
• Он задается вопросом, как смертный может стать бессмертным.
Психические нарушения и болезни
• Психические нарушения и неврозы сопровождаются страданием
• Стресс может привести к сердечным приступам, усталость — к синдрому
• Болезнь не отступает, несмотря на изменения облика
Страдание от смерти
• Смерть вызывает страх и страдания
• Люди не всегда готовы к смерти, особенно если она связана с близкими
• Раскаяние и страхи на смертном ложе усиливают страдания
Страдание от контакта с неприятным
• Общение с неприятными людьми может быть болезненным
• Работа, которая не нравится, может быть источником страданий
• Условия окружающей среды могут причинять неудобства
Страдание от расставания с любимым
• Разлука с близкими может быть мучительной
• Война и разлука с родными вызывают сильные страдания
• Некоторые люди не могут оправиться от потери близких
Страдание от неудовлетворения желаний
• Неудача в достижении целей вызывает разочарование и отчаяние
• Жизнь некоторых людей полна разочарования и горечи
• Даже небольшие неудачи могут вызывать страдания
Учение Будды о страдании
• Будда учит освобождению от страдания
• Страдание — ключевой момент его учения
• Будда сравнивает себя с врачом, пытающимся избавить от болезни обусловленного существования
Скрытое страдание
• Удовольствие одного может приводить к страданиям других
• Бессознательное чувство вины может вызывать тревогу и беспокойство
• Богатые люди могут испытывать чувство вины из-за своего богатства
• Отдача части богатства может облегчить чувство вины
Скрытое страдание
• Пожертвования в религиозные организации могут быть признаком совести.
• Политическая власть приносит удовольствие, но сопровождается страхом потери.
• Привязанность к приятным ощущениям приводит к неприятным.
• Удовольствия от обусловленных вещей не удовлетворяют глубокие желания.
Непостоянство
• Все обусловленные вещи постоянно изменяются.
• Ум меняется быстрее, чем физическое тело.
• Вселенная состоит из взаимосвязанных процессов, которые никогда не остаются в покое.
Пустота "я"
• Все обусловленные вещи лишены постоянного, неизменного самобытия.
• Будда отрицал реальность идеи атмана, утверждая, что нет независимой самости.
• Пять категорий, на которые можно разделить психическую жизнь, не составляют самости.
Три освобождения
• Проникновение в обусловленное существование через медитацию.
• Антипатия к обусловленному и поворот к Необусловленному.
• Необусловленное и обусловленное не являются двумя разными принципами, а представляют собой одно целое.
Три освобождения в буддизме
• Апранихита: состояние ума без целей и желаний, спокойное и уравновешенное.
• Анимитта: выход за пределы слов и мыслей, осознание пустоты концепций.
• Шуньята: пустотность, осознание отсутствия самости и идентичности.
Три лакшаны и их значение
• Лакшаны помогают постичь обусловленное и достичь Необусловленного.
• Погружение в страдание приводит к невозмутимости.
• Сосредоточение на непостоянстве ведет к беззнаковости.
• Осознание отсутствия самости ведет к пустотности.
Нирвана и её значение
• Нирвана — конечная цель буддийской практики.
• Нирвана означает угасание страстей и омрачений.
• Нирвана скандх — угасание психофизического существования.
• Нирвана — состояние непревзойдённого блаженства.
Интерпретации нирваны в буддизме
• Нирвана не является вечной жизнью или исчезновением, а представляет собой срединный путь.
• Различные школы буддизма, такие как Тхеравада, Мадхьямака, Йогачара, тантра и Дзен, предлагают разные интерпретации нирваны.
Психология целеполагания
• Цель в буддизме — это стремление к нирване.
• Цель — это стремление к тому, кем вы хотите быть, а не к тому, чем вы обладаете.
• Цель возникает из неудовлетворенности текущим состоянием.
Проблемы с постановкой целей
• Постановка целей часто приводит к неудачам, так как мы стремимся к мимолетному счастью.
• Мы продолжаем ставить цели, чтобы избежать осознанности и знания себя.
Альтернатива осознанности
• Осознанность и знание себя — это альтернатива постановке целей.
• Осознанность помогает понять причины наших проблем и страданий.
Медитация и осознанность
• Медитация помогает достичь глубокого понимания себя и своих переживаний.
• Осознанность развивается через разоблачение собственных мотивов и причин состояний ума.
Отношение к нирване
• Осознанность и медитация имеют отношение к нирване, так как помогают достичь глубокого понимания себя.
Подготовка почвы для понимания нирваны
• Традиционные описания нирваны могут быть обманчивыми.
• Люди часто воспринимают нирвану как высшее блаженство, что не соответствует сути буддизма.
• Бессознательное использование нирваны для решения проблем не приводит к осознанности.
Признание реальности страдания
• Страдание — основа жизни, и его нужно признать.
• Оптимизм не должен быть ценой самообмана.
• Примирение с несчастьем и изучение его причин — первый шаг к осознанности.
Осознанность как ключ к нирване
• Нирвана не избавление от несчастья, а осознанность.
• Цель буддизма — полное осознание своих потребностей.
• Осознанность помогает понять, почему мы хотим нирваны.
Психологическая обусловленность восприятия нирваны
• Восприятие нирваны зависит от наших бессознательных нужд.
• Стремление к удовольствию приводит к восприятию нирваны как блаженства.
• Потребность в знании и понимании ведет к восприятию нирваны как просветления.
• Чувство угнетения и ограничений приводит к восприятию нирваны как свободы.
Исследование мотивации к нирване
• Важно понять, почему нас интересует нирвана.
• Вопросы о мотивации могут помочь приблизиться к осознанности.
• Изменение отношения к нирване может привести к углублению осознанности.
Тайна пустоты и Пасха
• Пасха символизирует духовное возрождение после духовной смерти.
• В буддизме распятие и воскресение Христа — мифы, символизирующие духовное пробуждение.
• Яйцо — символ жизни и воскресения, присутствующий в разных религиозных традициях.
• Буддисты не могут отмечать Пасху из-за её грубого мифологического толкования.
Тайны христианства и буддизма
• Праздник Пасхи символизирует опыт, который невозможно передать.
• В буддизме величайшая тайна — это шуньята, или пустота.
Перевод и понимание шуньяты
• Шуньята переводится как "пустота", "ничтожность" или "ноль".
• Это не теория или доктрина, а духовный опыт, который невозможно описать.
Доктрина и философия шуньяты
• Доктрина шуньяты существует для передачи опыта Будды ученикам.
• Эти формулировки помогают пережить истину шуньяты.
Сутры "Совершенства Мудрости"
• Сутры "Совершенства Мудрости" — важный корпус канонической литературы Махаяны.
• Они рассматривают шуньяту как непосредственный духовный опыт.
Виды шуньяты
• Существует тридцать два вида шуньяты, которые тибетские монахи должны знать.
• Четыре главных вида шуньяты представляют собой стадии опыта пустоты.
Пустотность обусловленного
• Обусловленная реальность лишена удовлетворения, непостоянна и лишена самости.
• Необусловленная реальность, нирвана, обладает блаженством, вечностью и самостью.
Различия в понимании нирваны
• Тхеравадины считают, что нирвана лишена самости.
• Махаяна и Дзен говорят о нирване как о "великом я" или "подлинном я".
Аналогии и реальность нирваны
• Все утверждения о нирване следует воспринимать как аналогии.
• Нирвана не является блаженством в привычном смысле.
Использование терминов в Махаяне и Тантре
• В Махаяне нирвана иногда обозначается как "великое я".
• В Тантре используются термины "великая страсть" и "великий гнев" для обозначения просветления.
Пустотность обусловленного
• Жизнь, какой мы её знаем, пуста от Необусловленного.
• Блаженство и подлинное самобытие находятся за пределами этого мира.
Пустотность необусловленного
• Необусловленное пусто от обусловленного.
• В нирване нет страданий, непостоянства и ложного "я".
• Необусловленное — это запредельное, за пределами мира и страданий.
Великая пустота
• Пустота самого различия между обусловленным и Необусловленным.
• Все вещи принадлежат одной и той же реальности без различий.
Пустота пустотности
• Пустота пустоты — последний уровень пустотности.
• Пустота не является неизменной догмой, её нужно отвергнуть.
• Привязанность к шуньяте может быть опасной.
Опыт шуньяты
• Начинается с осознания пустоты мира.
• Погружение в Необусловленное приводит к потере различия между мирским и запредельным.
• Достигается состояние, которое можно выразить только молчанием.
Вопрос императора
• Император попросил Бодхидхарму кратко изложить основополагающий принцип буддизма.
• Бодхидхарма ответил строфой из "Дхаммапады": "Воздерживаться от дурного, совершать благое, очищать сердце".
• Император разочаровался, ожидая более глубокого объяснения.
Различие между теорией и практикой
• Бодхидхарма подчеркнул, что теория буддизма проста, но практика сложна.
• Большинство изучающих буддизм часто разочарованы простотой практики.
Путь к Просветлению
• В буддизме существует множество описаний практики, таких как Спиральный путь, Благородный восьмеричный путь и Трехчленный путь.
• Все эти пути ведут к Просветлению, но практика часто оказывается сложной.
Проблема применения теории на практике
• Теория буддизма понятна, но сложно применить её на практике.
• Центральная проблема духовной жизни — найти эмоциональные соответствия интеллектуальному пониманию.
Сансара и Дхармадхату
• Сансара — сфера обусловленного существования, управляемая жадностью, ненавистью и омрачениями.
• Дхармадхату — сфера Необусловленного, управляемая влиянием Будды.
• Духовный путь — это путешествие из одной сферы в другую.
Этапы духовного пути
• Нравственность: действия, свободные от страстного желания, отвращения и неведения.
• Медитация: промежуточная цель, подготавливающая к опыту Необусловленного.
• Мудрость: окончательная цель, постижение Необусловленного.
Нравственность в буддизме
• Нравственность в буддизме — это искусные действия, которые не причиняют вреда.
• Искусные действия готовят почву для медитации, но сами по себе не приводят к Просветлению.
• В буддизме различаются естественная и условная мораль.
Заблуждения о буддизме
• Люди могут ошибочно думать, что буддизм учит только личной выгоде.
• В буддизме Махаяны стало ясно, что саморазвитие невозможно без заботы о благополучии других.
Индивидуальное спасение и идеал бодхисаттвы
• Стремление к индивидуальному спасению ради блага всех существ
• Особое внимание этому учению в Махаяне
Медитация как второй этап Трехчленного пути
• Медитация включает три уровня: сосредоточение, собственно медитация и созерцание
• Сосредоточение: отвлечение внимания от внешнего мира, сосредоточение психофизических энергий
• Собственно медитация: поднятие энергий на более высокий уровень сознания, достижение состояний сверхсознания
• Созерцание: обращение к Необусловленному, контакт с реальностью
Проблемы медитации
• Легкость падения с высот медитации в мирские заботы
• Сомнения в возможности духовного продвижения
• Необходимость медитации как основы для развития мудрости
Притяжение Необусловленного
• Ощущение притяжения Необусловленного при успешной медитации
• Сопротивление этому притяжению из-за страха потери себя
• Пример японской старухи, молящейся о перерождении в Чистой земле
Путь к Просветлению
• Мы стремимся к Просветлению, но боимся потерять себя.
• Нужно научиться отпускать, покориться Необусловленному.
Мудрость и точка невозвращения
• Мудрость — осознавание реальности Необусловленного.
• Точка невозвращения — момент, когда притяжение Необусловленного становится сильнее.
Гравитационное притяжение обусловленного
• Притяжение обусловленного действует на всех уровнях жизни.
• Важно видеть его силу и не прекращать усилия.
Вхождение в поток
• Вхождение в поток — невозможность преодолеть силу Необусловленного.
• Метафора реки: первый этап — нравственность, второй — медитация, третий — мудрость.
Разрыв оков
• Буддийская традиция перечисляет десять оков, привязывающих к существованию.
• Разорвав первые три оковы, человек становится Вошедшим в поток.
• Ослабив четвертую и пятую оковы, человек становится "однажды возвращающимся".
• "Невозвращающийся" достигает Просветления без необходимости перерождения.
Пять низших оков и их влияние
• Приковывают к миру чувственных желаний
• Относятся к внутреннему кругу гравитационного поля обусловленного
Шестая и седьмая оковы
• Относятся к миру формы и миру без форм
• Относятся к среднему и внешнему кругам гравитационного поля обусловленного
Разрыв оков и достижение свободы
• Разрыв пяти высших оков освобождает человека
• Человек испытывает гравитационное притяжение Необусловленного
• Такого человека называют архатом
Традиционный способ изложения в буддизме Тхеравады
• Достижение полной реализации шуньяты
• Нет различий между сансарой и нирваной
Буддизм Махаяны и процесс Просветления
• Возникновение воли к Просветлению или принятие обета бодхисаттвы
• Движение к Просветлению с альтруистическими мотивами
Разрыв первых трех оков
• Воззрения относительно "я"
• Сомнение или нерешительность
• Зависимость от правил морали и религиозных предписаний
Значение разрыва оков
• Освобождение от ограничений и возможность изменения
• Достижение Вхождения в поток и дальнейшее продвижение
Спиральный путь к Просветлению
• Последовательность переживаний, где одно влияет на другое
• Духовный путь не фиксирован, а растет, подобно дереву
• Цель духовной практики - разорвать бесконечный круг действия и реакции
Бардо между жизнями и духовный рост
• Бардо между жизнями предоставляет духовные возможности.
• Духовный рост возможен не только после смерти, но и в середине жизни.
Цепь зависимого возникновения
• Цепь зависимого возникновения можно разорвать в любой момент.
• Самое слабое звено цепи — желание, возникающее под влиянием ощущений.
• Разрыв цепи возможен через внезапный или постепенный метод.
Внезапный и постепенный методы
• Внезапный метод редок, но возможен.
• Постепенный метод более эффективен для большинства людей.
• Постепенный метод состоит из последовательных шагов, образующих спиральный путь.
Неудовлетворенность и страдание
• Ощущения могут быть приятными, болезненными или нейтральными.
• Мы стремимся к приятным ощущениям и избегаем боли.
• Жизнь полна неудовлетворенности и страдания.
Будда и его путь
• Будда осознал, что материальное благополучие не приносит счастья.
• Он оставил все и отправился искать ответ на проблему страдания.
Причины страдания
• Большинство людей считает, что счастье в удовлетворении желаний.
• Будда утверждал, что все вещи непостоянны и не могут длиться вечно.
• Удовлетворение желаний не избавляет от страдания.
Поиск духовного
• Многие люди начинают искать духовное удовлетворение.
• Эти поиски могут привести к встрече с чем-то более высоким и духовным.
Встреча с "не от этого мира"
• Символ, эхо, отражение: книга, картина, человек
• Отклик на нечто, что искали, но не знали об этом
Вера в буддизме
• Отклик называется верой (шраддха)
• Вера в Необусловленное, Абсолют
• Противоположность страстному желанию (тришна)
Три Драгоценности
• Будда, Дхарма, Сангха
• Самые ценные вещи в духовном мире
Радость и удовлетворение
• Радость возникает после нахождения высшего
• Преобразование жизни, появление конкретной цели
Укрепление веры
• Вера может угаснуть, но со временем укрепляется
• Человек становится менее эгоистичным, более щедрым
Нравственная жизнь
• Соблюдение пяти наставлений: не отнимать жизнь, не брать того, что не дано, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, говорить правду, воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков
Радость как признак буддиста
• Счастье, безмятежность, внутренний покой
• Избегание сожалений и вины
Восторг
• Сильная, восторженная радость (прити)
• Физическая реакция на эмоции, экстаз
Сходство восторга и творчества
• Восторг в творчестве подобен подъему вдохновения.
• Творчество требует труда, но сопровождается экстазом.
Виды восторга
• "Малое волнение" возникает при сильном эмоциональном воздействии.
• "Мгновенный восторг" подобен вспышке молнии, быстро проходит.
• "Заполняющий восторг" наполняет человека, особенно во время медитации.
• "Всепроникающий восторг" создает ощущение легкости и жизнерадостности.
• "Перемещающий восторг" связан с левитацией.
Летитация в буддизме
• Левитация в буддизме связана с достижением восторга.
• Пример левитации в Кхарагпуре: Кабирапантхи, который не может контролировать подъем.
• Тибетский лама в Калимпонге: утверждает, что может левитировать после шести месяцев медитации.
Процесс достижения восторга
• Восторг возникает из высвобождения блокированной энергии.
• Медитация помогает устранить комплексы и освободить энергию.
Покой и блаженство
• Покой (прашрабдхи) наступает после восторга, успокаивая физические ощущения.
• Блаженство (сукха) — это состояние сильного счастья, объединяющее все эмоциональные энергии.
Позитивность в духовной жизни
• Важно быть эмоционально позитивным для себя и других.
• Отрицательные эмоции могут сковывать и препятствовать духовному развитию.
Препятствие отрицательным эмоциям
• Важно развивать положительные эмоции, такие как любовь, радость и сострадание.
• Духовная жизнь часто скована отрицательными эмоциями, что можно увидеть на примере истории Европы.
Буддизм и счастье
• Девиз буддизма: "пусть все живые существа будут счастливы".
• Счастье и сосредоточение взаимосвязаны: чем счастливее человек, тем дольше он может оставаться сосредоточенным.
История Будды и царя
• Царь считал себя счастливее Будды из-за своих материальных благ.
• Будда показал, что его счастье проистекает из сосредоточения, а не наоборот.
Медитация и сосредоточение
• Медитация начинается с сосредоточения, но многие люди находят его трудным.
• Насильственное сосредоточение не приносит пользы, так как не интегрирует эмоциональные энергии.
Подготовка к медитации
• Важно развивать веру, удовлетворенность и радость перед практикой медитации.
• Подготовка к каждой сессии медитации требует постепенного подхода.
Переход к следующему этапу
• Сосредоточенный ум видит вещи такими, какие они есть, в отличие от ума, полного мыслей.
• Сосредоточение помогает видеть вещи в их истинной природе.
Ятхабхута-джнянадаршана
• Переход от медитации к мудрости
• Непостоянство, неудовлетворительность и нереальность обусловленных вещей
• Видение Необусловленного сквозь обусловленное
Отстраненность (нирведа)
• Спокойная, сознательная отстраненность от обусловленного
• Потеря интереса к мирским вещам
• Внутренний отстраненный взгляд на игры жизни
Бесстрастность (вайрагья)
• Состояние отсутствия привязанностей
• Невозмутимость и невозмутимость перед мирскими происшествиями
• Будда не замечает Мары и его армии
Свобода (вимукти)
• Полная свобода ума и мудрости
• Цель буддийской жизни и практики
• Вкус свободы как завершение буддизма
Знание о разрушении ашрав
• Разрушение трех ядов: желания, цепляния и неведения
• Отсутствие желаний под влиянием ощущений
• Достижение состояния Будды
Спиральный путь и духовная жизнь
• Духовная жизнь — это естественный процесс роста.
• Каждая стадия развивается из переполнения предыдущей.
• Медитация помогает обнаружить этот процесс.
Принцип обусловленности
• Осознание цикличности жизни может преобразить её.
• Прогрессивные реакции ведут к Просветлению.
Перевернутые воззрения
• Мы видим вещи неправильно, что мешает видеть реальность.
• Будда выделял четыре "перевернутых воззрения".
• Эти воззрения связаны с тремя лакшанами обусловленного существования.
Совершенное видение
• Совершенное видение — первый шаг на Благородном восьмеричном пути.
• Оно позволяет видеть реальность такой, какая она есть.
Благородный восьмеричный путь
• Состоит из двух разделов: Путь Видения и Путь Преображения.
• Путь Видения начинается с Совершенного видения.
• Путь Преображения включает Совершенные эмоции, речь, деяние и другие шаги.
Этапы пути
• Совершенные эмоции преображают эмоциональную и волевую природу.
• Совершенная речь правдива, приятна и способствует гармонии.
• Совершенное деяние — нравственное поведение, основанное на любви и щедрости.
Буддийская этика и общество
• Буддийская этика учитывает не только себя, но и других.
• Совершенный образ жизни требует зарабатывать деньги без вреда для живых существ.
• Важно не только следовать нравственности, но и изменять общество.
Этапы Восьмеричного пути
• Совершенное усилие направлено на устранение неискусных состояний ума.
• Совершенная внимательность включает осознанность к себе и реальности.
• Совершенное самадхи означает погружение в реальность.
Семь факторов Просветления
• Осознанность, различение состояний ума, энергия, радость, умиротворение, самадхи и беспристрастность.
• Эти факторы являются ветвями духовной жизни, которые нужно развивать для достижения Просветления.
Осознанность и внимательность
• Осознанность начинается с понимания своих действий, чувств и мыслей.
• Внимательность можно практиковать в любой ситуации, а не только во время медитации.
Различение состояний ума
• Дхарма-вичая помогает осознавать состояния ума.
• Это важный аспект духовной жизни, который помогает развивать осознанность.
Вичая: различение состояний ума
• Вичая означает "выделение" или "различение" состояний ума.
• Важно различать искусные (нравственные) и неискусные состояния ума.
• Процесс различения можно сравнить с сортировкой риса.
Вирья: энергия
• Вирья означает "энергия".
• Буддист должен использовать энергию для благих целей.
• Шантидева сравнивает бодхисаттву с диким слоном, ныряющим в пруды.
Прити: радость и воодушевление
• Прити означает радость или воодушевление.
• Это естественное следствие развития энергии.
• Буддагхоша сравнивает прити с воздушным шаром.
Прашрабдхи: умиротворение
• Прашрабдхи означает умиротворение.
• Возбуждение прити утихает, оставляя ощущение чистого счастья.
• Будда сравнивает это с пчелой, собирающей нектар.
Самадхи: однонаправленность ума
• Самадхи включает однонаправленность ума.
• Пример однонаправленности: Будда не слышал шума повозок, несмотря на их движение.
• Однонаправленность можно развивать в повседневных делах.
Упекша: беспристрастность
• Упекша означает беспристрастность.
• Это состояние безопасности и непоколебимости.
• Будда сравнивает это с горой, устойчивой к ветрам.
Висуддхи: путь чистоты
• Висуддхи означает "очищение".
• Путь делится на семь частей, соответствующих нравственности, медитации и мудрости.
• Первая висуддхи - сила-висуддхи, чистота поведения.
• Вторая висуддхи - читта-висуддхи, чистота ума через медитацию.
• Остальные пять висуддх - последовательный подход к мудрости.
Ратнавинита-сутта: диалог о висуддхах
• Шарипутра спрашивает Пунью о достижении нирваны через висуддхи.
• Пунья отвечает, что нирвана не достигается ни с висуддхами, ни без них.
Смена колесниц
• Царь меняет колесницы, чтобы добраться до города.
• Каждая колесница переносит его на следующий этап.
• Седьмая колесница приводит его к месту назначения.
Сила-висуддхи
• Нравственное поведение.
• Пять нравственных принципов: не причинять вреда, не брать чужого, не совершать неправильных поступков в сексуальной сфере, не говорить лжи, не принимать одурманивающих веществ.
Читта-висуддхи
• Очищение ума.
• Избавление от неискусных состояний ума: гнева, зависти, страха, неведения.
• Замещение их позитивными состояниями: дружелюбия и ясности.
Диттхи-висуддхи
• Постижение истинной природы феноменального существования и нирваны.
• Избавление от ложных воззрений: "все создано Богом", "все является результатом судьбы", "все зависит от случайностей".
• Развитие правильных воззрений: осознание причинности и условий.
Кханкавитарана-висуддхи
• Пересечение посредством избавления от сомнений.
• Преодоление нежелания разбираться в происходящем.
• Препятствия и возражения как защита от изменений.
Магга-амагга-нана-дассана
• Знание и проникновение в то, что является путем и что не является путем.
• Доверие определенному пути и понимание его эффективности.
• Критерии для отличия ложного пути от верного.
Патипада-нана-дассана
• Знание и видение пути.
• Прохождение пути на собственном опыте.
• Преодоление сопротивления изменениям.
Нана-дассана
• Знание и проникновение.
• Возвышенное, чистое знание, соединенное с состраданием.
• Работа на благо других людей и мира.
Путь к Просветлению
• Семь ступеней очищения ведут к Просветлению.
Дхарма как путь к Просветлению
• Дхарма требует практики и энтузиазма для достижения Просветления.
• Путь к Просветлению описывается в различных формах, таких как Восьмеричный путь и семь стадий очищения.
• Путь можно также назвать "мадхьяма марга" или "срединным путем".
Модель буддийской жизни и работы
• Буддизм фокусируется на жизни и её реализации.
• Буддист наполнен положительной вибрацией присутствия и духовной жизни.
• В Индии буддизм помогает улучшить жизнь бедных и неграмотных людей.
Пять духовных способностей
• Пять духовных способностей, или "индрии", включают веру, мудрость, энергию, сосредоточение и внимательность.
• Эти способности важны для духовной жизни и аналогичны пяти чувственным способностям.
• Развитие этих способностей составляет модель буддийской жизни.
Вера в буддизме
• Вера в буддизме не противопоставляется разуму, а дополняет его.
• Вера включает в себя преданность и чувства в духовной жизни.
• Вера не является убеждением, основанным на авторитете.
Вера в Будду
• Шраддха в буддизме — это вера в Три Драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.
• Вера в Будду особенно важна, так как он является основоположником буддизма.
• Вера в Будду — это эмоциональный отклик на встречу с воплощением Просветления.
• Встреча может произойти лично, через литературу или искусство.
Преданность
• Преданность — это отклик нашей потенциальной Просветленности на действительное Просветление.
• Преданность выражается через простирания, поклонения, подношения цветов и благовоний.
• Отказ от преданности может привести к эмоциональной увлеченности, но также и к фанатизму.
Мудрость
• Праджня в буддизме — это мудрость или знание, созвучное Дхарме.
• Мудрость заключается в видении вещей такими, какие они есть, и в постижении пустотности.
• Три вида мудрости: шрута-майи-праджня (мудрость знания и понимания), чинта-майи-праджня (мудрость, основанная на обдумывании), бхавана-майи-праджня (мудрость, основанная на медитации).
Самостоятельность мышления
• Важно понимать, насколько наши идеи и представления являются результатом собственных размышлений.
• Большинство знаний и понимания мы получаем из вторых рук.
• Самостоятельные мысли и оригинальные идеи редки, особенно в высших медитативных состояниях.
Различия в восприятии идей
• Неправильное восприятие идей может привести к разочарованию.
• Различия помогают глубже исследовать реальность и достичь Истины.
Праджня и её аспекты
• Праджня представляет интеллектуальную сторону буддизма.
• Третий уровень мудрости сочетает интеллектуальное и эмоциональное.
• Развитие праджни может привести к академическим познаниям.
Вера и мудрость
• Вера и мудрость должны работать в гармонии.
• Немецкая традиция интеллектуальной точности может стать слабостью без баланса.
Энергия и её виды
• Вирья — энергия, направленная на достижение нирваны.
• Объективная вирья включает действия на благо других.
• Субъективная вирья связана с правильным усилием ума.
Развитие вирьи
• Оба аспекта вирьи нуждаются в развитии.
• Будда подчеркивал важность поддержания движущей силы практики.
История с белкой
• История из джатак иллюстрирует важность упорства и настойчивости.
• Будда говорил, что успех достигается регулярными усилиями.
Реальная и невротическая энергия
• Невротическая энергия может стать беспокойством.
• Реальная энергия расслаблена и легка в управлении.
Самадхи и его уровни
• Самадхи означает однонаправленность ума.
• Буддийские писания описывают самадхи через четыре дхьяны.
• Первая дхьяна — состояние целостного сознания, гармонии и покоя.
Притча Будды о дхьянах
• Вторая дхьяна: пруд с чистой водой, состояние ясного сознания с восторгом и радостью.
• Третья дхьяна: лотосы в пруду, сознание, пропитанное блаженством.
• Четвертая дхьяна: купание в озере, завертывание в чистую простыню, защита от грязи мира.
Уравновешивание самадхи
• Самадхи нужно уравновешивать вирьей, работой на благо других, особенно физическим трудом.
• В дзенских монастырях медитация и физический труд были сбалансированы.
• Важно поддерживать равновесие между медитацией и физическими усилиями.
Практика внимательности
• Внимательность практикуется по отношению к телу, чувствам, мыслям и высшим духовным идеалам.
• Внимательность не нуждается в уравновешивании, так как сама по себе приводит к равновесию.
• Буддийская жизнь стремится к равновесию на всех уровнях.
Пять духовных способностей
• Вера, мудрость, энергия, сосредоточение и внимательность.
• Каждая способность должна быть уравновешена остальными для духовной эффективности.
• Буддийская модель жизни включает равномерное развитие всех способностей.
Сравнение с индуистскими йогами
• Буддийские духовные способности можно сравнить с четырьмя основными йогами индуизма.
• Йога означает союз с высшим "я" или Богом.
Сравнение йоги и буддизма
• Бхакти-йога соответствует вере, джняна-йога — мудрости, карма-йога — энергии, раджа-йога — медитации.
• В буддизме подход к развитию способностей противоположный: развивать слабую сторону, чтобы усилить сильную.
Различия в подходах
• Индуизм предлагает следовать пути наименьшего сопротивления, выбирая йогу по склонностям.
• Буддизм требует развития всех четырех способностей, включая внимательность.
Роль внимательности
• В индуизме внимательности не уделяется внимания, что может быть причиной выбора между йогами.
• В буддизме внимательность является ключевой способностью.
Роль духовного сообщества
• В буддизме духовное сообщество (Сангха) помогает развивать духовные способности.
• Сангха обеспечивает благоприятные условия для духовного роста, такие как общественные центры и ретритные центры.
Условия для духовного роста
• Пять условий для духовного роста: семя, почва, тепло, свет, вода.
• Семя — это потенциальность Просветления, доступная всем живым существам.
• Почва — благоприятные обстоятельства, такие как свободное время и здоровье.
• Тепло — духовная дружба, вертикальная и горизонтальная.
• Свет — интеллектуальная ясность и ясное мышление.
• Вода — незагрязненный ливень Дхармы, свободный от антидхармических элементов.
Сущность учения Будды
• Будда и его ученики были счастливы и производили глубокое впечатление на окружающих.
• Будда учил, что есть различные небеса и ады, но все они временны.
• Все существа, включая птиц и цветы, могут обрести Просветление.
Закон кармы
• Закон кармы объясняет, что мы пожинаем то, что сеем.
• Страдание или счастье не всегда результат прошлых действий.
• Будда выделял пять порядков обусловленности: физический, биологический, психологический, кармический и трансцендентный.
Пять наставлений
• Пять наставлений включают воздержание от убийства, взятия чужого, неправильного сексуального поведения, лживых речей и напитков и наркотиков.
• Принцип ненасилия (ахимса) означает воздержание от причинения вреда и оскорблений других.
• Ненасилие требует любви к людям и работы ради блага человечества.
Любовь как мощное оружие
• Любовь может преодолеть ненависть и является самым мощным оружием в мире.
• Практика ахимсы в международных масштабах исключила бы войны и кровопролитие.
• Ахимса должна быть всеобъемлющей, как в "Метта-сутте".
Принцип неприсвоения
• Насилие и присвоение основаны на чувстве "я" и "моего".
• Мы не должны брать то, что принадлежит другим, включая материальные вещи и время.
• Нравственность влияет на нас самих, очищая тело, речь и ум.
Принцип целомудрия
• Мы не должны подвергать других сексуальной эксплуатации.
• Сексуальное желание не должно занимать центральное место в жизни.
• Важно развивать спокойствие, скромность и умиротворённость в сексуальных отношениях.
Принцип правдивости
• Мы не должны давать согласие на ложь.
• Правдивость важна для торговли, управления, правосудия и политики.
• Лживость основывается на жадности, страхе наказания или тщеславии.
• В некоторых случаях можно пожертвовать правдой ради высшего блага.
Последствия неискусного поведения
• Мы сами ощущаем последствия своего поведения.
• Важно помнить о разрушительном воздействии лжи на ум.
Пятое наставление и алкоголь
• Пятое наставление связано с воздержанием от алкоголя.
• В буддийских кругах существуют разногласия по этому вопросу.
• Автор считает, что буддисты должны полностью воздерживаться от алкоголя.
Внимательность и Четыре благородные истины
• Внимательность означает постоянное осознание истинной природы ситуации.
• Важно помнить Четыре благородные истины: страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страданий.
Этика и Просветление
• Одно добродетельное поведение не ведет к Просветлению.
• Этика является первым этапом Трехчленного пути.
• Нравственность воспринимается как средство достижения Просветления.
Три Прибежища
• Три Прибежища: Будда, Дхарма и Сангха.
• Повторение Прибежища выражает преданность Трем Драгоценностям.
• Обращение к Прибежищу в Трех Драгоценностях является основополагающим событием духовной жизни буддиста.
Значение Прибежища
• Буддист обращается к Прибежищу в Будде как в Просветленном существе.
• Дхарма понимается как запредельный путь к Просветлению.
• Сангха включает как монахов, так и мирян, достигших высших этапов пути.
Различие между обращением и принятием Прибежища
• Обращение к Прибежищу означает действие, движение к чему-то большему.
• Принятие Прибежища предполагает присвоение, что может быть эгоистичным.
Современное состояние буддизма
• В наши дни существует множество форм буддизма.
• Автор вспоминает, как в прошлом в Лондоне была только одна буддийская группа.
• В наши дни буддизм в Британии стал более разнообразным.
Буддизм на Западе
• В Британии сотни буддийских групп, в Америке несколько тысяч.
• Буддизм пришел на Запад за последние 20-30 лет, что привело к культурному сдвигу.
• Духовный горизонт Запада расширился благодаря знакомству с буддизмом.
Угроза псевдодуховного потребления
• Потребительское отношение к буддизму может привести к его искажению.
• Буддизм должен быть принят как путь к преображению, а не как товар.
Уровни обращения к Прибежищу
• Культурное Обращение к Прибежищу: формальное повторение слов, не придающее им значения.
• Временное Обращение к Прибежищу: интерес к буддизму, но без серьезных усилий.
• Действительное Обращение к Прибежищу: искреннее желание практиковать Дхарму и стремиться к Просветлению.
• Подлинное Обращение к Прибежищу: непоколебимая вера и ясное видение, приближение к Необусловленному.
Обращение к Прибежищу
• Основной и решающий поступок в жизни буддиста
• Часто пренебрегается, но интерес к нему возрождается
• Пример: вера Догена в Будду, Дхарму и Сангху
Прибежища и наставления
• Пение Трех Прибежищ сопровождается повторением Наставлений
• Наставления поддерживают Обращение к Прибежищу
• Наставления - основная практика буддизма
Тантрические посвящения
• В прошлом были тайными и священными
• В наши дни на Западе широко рекламируются
• Не соответствуют буддийской традиции Ваджраяны
Век психологии
• Ум и сознание стали предметом исследований
• Фрейд подвел научную основу под концепцию подсознательного ума
• Исследования состояний ума под воздействием наркотиков изменили взгляды
Медитация в буддизме
• Буддизм уделяет особое внимание уму
• Дзен описывает медитацию как "прямое указание на ум"
• Медитация - систематическое расширение осознанности сознания
Мотивация к медитации
• Психологическая мотивация: поиски покоя ума
• Духовная мотивация: стремление к духовному росту и просветлению
Мотивация для медитации
• Психологическая мотивация: стремление к покою ума, внутреннему умиротворению.
• Духовная мотивация: желание Просветления, понимания смысла существования, познания реальности.
Психологический и духовный подходы
• Психологический подход может привести к духовному опыту.
• Духовный подход требует здоровой психологической основы.
• Психологический и духовный подходы взаимно проникают друг в друга.
Приготовления к медитации
• Нравственность: соблюдение пяти этических наставлений, контроль над пищей, сексом и сном.
• Контроль над пищей: умеренность, избегание тяжелой и острой пищи.
• Контроль над сексом: умеренность, воздержание.
• Контроль над сном: снижение потребности во сне при глубокой медитации.
Дополнительные аспекты подготовки
• Обуздание агрессивности: избегание грубости и высокомерия.
• Вегетарианская диета: выражение жизни, не причиняющей вреда.
• Тихая и простая жизнь: избегание шума, общественной деятельности и тяжелого труда.
• Спокойные упражнения и техники релаксации: хатха-йога, тайцзи дзюань.
• Выбор мирного пути заработка: влияние работы на ум.
Внимательность и сдержанность
• Осознание тела, эмоций, мыслей.
• Развитие невозмутимости, собранности, внимательности во всем.
Подготовка к медитации
• Постоянная осознанность помогает легко погружаться в медитацию.
• Изучение медитации по книгам недостаточно, нужен личный наставник.
• Упражнения на развитие преданности полезны для некоторых людей.
Пять методов медитации
• Осознанное дыхание устраняет блуждающие мысли.
• Метта-бхавана развивает любящую доброту.
• Размышление о распаде противостоит жажде.
• Двенадцать звеньев обусловленного совозникновения борются с неведением.
• Анализ шести элементов противостоит тщеславию.
Осознанное дыхание
• Практика включает четыре этапа: счет дыхания, внимание к началу дыхания, непрерывное осознавание дыхания, фокус на одном аспекте дыхания.
Метта-бхавана
• Практика включает пять этапов: любовь к себе, любовь к близкому другу, любовь к нейтральному человеку, любовь ко всем живым существам.
Практика метта-бхаваны
• На четвертом этапе мы думаем о врагах и не испытываем ненависти.
• На пятом этапе мы развиваем любовь ко всем живым существам, включая животных и ангелов.
• Практика может быть сложной, но потенциал метты есть в каждом.
Размышление о распаде
• Практика включает посещение площадок для кремации или визуализацию разложения трупа.
• Цель - осознать неизбежность смерти и изменить направление жизни.
• Практика помогает преодолеть страх и привязанность к телу.
Размышление о двенадцати звеньях обусловленного совозникновения
• Практика помогает избавиться от неведения.
• Включает образы, символизирующие различные аспекты человеческого существования.
• Цель - понять процесс обусловленного совозникновения и его влияние на нашу жизнь.
Процесс рождения, жизни, смерти и перерождения
• Процесс включает в себя рождение, жизнь, смерть и перерождение.
• Обусловленность происходит из-за неведения и волевых актов в предыдущих жизнях.
• Шести органы чувств дают начало ощущениям, которые обуславливают рождение и смерть.
Колесо жизни и самоосознание
• Колесо жизни иллюстрирует, как мы обуславливаем себя своими реакциями.
• В каждом круге Колеса жизни мы находим себя: гнев, жадность, неведение.
• Мы видим себя как часть часового механизма, обусловленного нашими реакциями.
Практика шести элементов
• Анализ шести элементов помогает осознать, что ничто не принадлежит нам.
• Мы размышляем о земле, воде, огне, воздухе, эфире и сознании.
• Эти элементы помогают ослабить ощущение "я" и растворить его.
Развитие осознанности
• Практика шести элементов развивает осознанность и освобождает от чувства "я".
• Осознанное дыхание и метта-бхавана связаны с развитием шаматхи.
• Три другие практики связаны с випашьяной.
Медитация и её цели
• Медитация направлена на глубокое понимание реальности за пределами разума.
• Техники медитации могут быть разнообразными, но важнее внутренний опыт.
Три этапа медитации
• Шаматха: состояние покоя и сосредоточения ума.
• Самапатти: достижения, такие как видения, звуки, изменения в теле.
• Самадхи: состояние ясности, свободы от мыслей, граничащее с Просветлением.
Трехчленный путь
• Будда говорил о Трехчленном пути: этика, медитация, мудрость.
• Нравственность и медитация необходимы для достижения мудрости.
• Сострадание дополняет мудрость и медитацию.
Различие между виджняной и джняной
• Виджняна: знание, основанное на физических чувствах и рациональном уме.
• Джняна: запредельная мудрость, свободная от жадности и ненависти.
• Большинство людей полагаются на виджняну, немногие — на джняну.
Джняна и виджняна
• Джняна и виджняна — важные понятия в буддизме.
• Джняна — состояние, виджняна — состояние.
• Джняна статична, виджняна динамична.
Праджня
• Праджня — истинное знание, динамичная способность.
• Праджня видит вещи такими, какие они есть, свободна от жадности и ненависти.
• Праджня и джняна взаимосвязаны, как лампа и свет.
Три уровня праджни
• Мудрость из слышания.
• Мудрость, основанная на мышлении.
• Мудрость, основанная на медитации (бхавана-майи-праджня).
Мудрость Будды
• Будда стремился передать мудрость другим через сострадание и искусные средства.
• Пример с Кисой Готами: Будда попросил её принести семена горчицы из дома, где никто не умирал.
• Киса Готами поняла, что смерть неизбежна, и приняла Прибежище.
Праджняпарамита
• Школа буддийской мысли, посвящённая "Совершенству мудрости".
• Будда начал эту традицию, но позже некоторые последователи не продолжили её.
• Абхидхарма стала буквальным воплощением истины, что не все буддисты приняли.
• Праджняпарамита создала свою литературу, выходящую за пределы буквализма.
Значение сутр Совершенства Мудрости
• Основная тема сутр - пустота, шуньята
• Важнейшие сутры: "Алмазная сутра", "Сутра Сердца", "Праджняпарамита"
• Переведены на английский язык доктором Эдвардом Конзе
Благодарность в буддизме
• Благодарность - буддийская добродетель
• Будды испытывают благодарность к Дхарме и Совершенству Мудрости
• Благодарность к духовным друзьям и переводчикам
Трудности с благодарностью
• Благодарность часто пренебрегается
• Люди стыдятся выражать благодарность
• Благодарность может вызывать чувство подчинения
Влияние сутр на мышление
• Тексты Праджняпарамиты бросают вызов буквализму
• Они побуждают к преданности и чувственному восприятию
• Совершенство Мудрости почитается как богиня Праджняпарамита
Гимн Совершенству Мудрости
• Совершенство Мудрости дает свет и избавляет от тьмы
• Она направляет на путь и защищает незащищенных
• Она равнозначна всеведению и не создает дхармы
Две группы учеников Будды
• Одна группа сосредоточилась на устном учении Будды
• Другая группа считала важным его жизнь и личность
• Примеры щедрости и доброты Будды сохранились в памяти людей
Свидетельства о Будде
• Ананда, спутник Будды, оставил записи о его жизни
• Эти записи подтверждают, каким был Будда как человек
Ананда и учения Будды
• Ананда был главным источником информации о учениях Будды.
• Он запоминал все слова Будды и был ближе всех к его доктринам.
• Ананда больше всего ценил доброту Будды, а не его мудрость.
Сострадание и мудрость в буддизме
• Буддизм включает в себя не только мудрость, но и сострадание.
• Буддисты должны стремиться к Просветлению на благо всех живых существ.
• Махаяна развилась на основе этого понимания.
Бодхисаттва и воля к Просветлению
• Бодхисаттва стремится к Просветлению ради всех живых существ.
• Бодхичитта — это желание достичь Просветления, а не просто мысль о нем.
• Бодхичитта универсальна и проявляется через отдельных людей.
Путь бодхисаттвы
• Путь начинается с принятия обета бодхисаттвы.
• Обет бодхисаттвы включает в себя освобождение всех живых существ и достижение состояния Будды.
• Для принятия обета необходимо пройти большой путь духовной практики.
Шесть совершенств бодхисаттвы
• Бодхисаттва практикует шесть парамит: даяние, честность, терпение, усердие, медитацию и мудрость.
• Даяние включает в себя материальные вещи, бесстрашие, образование и культуру, а также готовность помочь.
Жертва и даяние
• Жертва жизнью и конечностями ради убеждений редка в наши дни, но в прошлом люди умирали за свои принципы.
• Бодхисаттва готов отдать все свои заслуги, накопленные через благие действия.
• Дар Дхармы — величайший дар, ведущий к Просветлению.
• Даяние себя — высшая форма даяния, включающая все остальные.
Нравственность
• Нравственность в буддизме — это искусное действие, свободное от страстного желания, ненависти и неведения.
• В буддизме есть различные модели нравственного поведения, такие как пять, десять или шестьдесят четыре наставления.
• В сфере еды важно питаться для поддержания здоровья, а не для удовлетворения желаний.
• Работа должна соответствовать "правильному добыванию средств к существованию" и не причинять вреда другим.
• Брак в буддизме рассматривается как отношения между двумя людьми, которые могут закончиться без споров, если это в интересах всех.
Терпение и энергия следования благому
• Кшанти — терпение, включающее мягкость, послушание, любовь и терпимость.
• Вирья — энергия следования благому, направленная на Просветление всех живых существ.
Энергия и духовная жизнь
• Энергия необходима для духовной жизни, особенно эмоциональная.
• Многие люди испытывают недостаток энергии, что может быть связано с болезнями или блокировкой энергии.
• Способы освобождения энергии включают осознанность, творческую работу, медитацию и веру.
Медитация и мудрость
• Медитация является пятым совершенством бодхисаттвы и включает три уровня: сосредоточение, восхождение к высшим состояниям сознания и созерцание реальности.
• Мудрость, шестое совершенство, означает интуитивное восприятие реальности и включает пять знаний: знание Дхармадхату, зерцалоподобное знание, знание беспристрастности, всеразличающее знание и всесвершающее знание.
Уравновешивание совершенств
• Шесть совершенств бодхисаттвы можно разделить на три пары: даяние и честность, терпение и энергия, медитация и мудрость.
• Бодхисаттва синтезирует и уравновешивает эти пары противоположностей в своем Просветленном уме.
Продвижение бодхисаттвы
• Бодхисаттва проходит десять ступеней духовного прогресса, начиная с зарождения бодхичитты и заканчивая достижением Высшего Просветления.
• Этот процесс занимает длительный период времени, возможно, три кальпы или три эона.
• Бодхисаттва проживает множество уделах и планов существования, держась за свою волю к Просветлению.
Космическое значение бодхисаттвы
• Идеал бодхисаттвы имеет космическое значение, не ограниченное временем и пространством.
• Бодхисаттва посвящает себя достижению Просветления на благо всех живых существ, включая не только земные существа.
Буддизм и вселенское учение
• Буддизм рассматривает все существа всех миров как часть одного учения.
• Практика метта-бхаваны развивает любовь ко всем существам, включая другие планеты и галактики.
Спор католических теологов
• Вопрос о применимости христианского искупления к существам других миров.
• Буддизм утверждает, что учение применимо ко всем разумным существам.
"Лотосовая сутра"
• "Лотосовая сутра" описывает проповедь Будды Шакьямуни на вершине Пика Коршуна.
• В сутре присутствуют боги, люди, демоны и другие существа.
Пророчества и видения
• Будда дает пророчества своим ученикам, предсказывая их будущее как Будд.
• В конце сутры появляется ступа с телом Будды Изобильные Сокровища, который подтверждает истинность учений.
Возвращение Будд
• Будда Шакьямуни собирает всех Будд, чтобы они вернулись в мир Саха.
• Это действие очищает мир для принятия учения.
Преобразование Земли и прибытие Будд
• Земля преображается в синее сияние с драгоценными деревьями.
• Боги и люди переносятся в любое место.
• Пять сотен Будд прибывают и занимают места на тронах.
Действия Будды Шакьямуни
• Будда Шакьямуни очищает и преображает миллионы миров.
• Он открывает врата ступы и показывает нетленное тело Будды Изобильные Сокровища.
• Будда Шакьямуни поднимает собрание в небо и задает важный вопрос.
Сравнение с научной фантастикой
• "Лотосовая сутра" напоминает научную фантастику.
• Оба жанра выходят за пределы этой планеты и показывают путешествия во времени и пространстве.
Космическая значимость бодхисаттвы
• Бодхисаттва перемещается между мирами и планами существования.
• Авалокитешвара появляется в разных формах, соответствующих нуждам существ.
• Бодхисаттва Кшитигарбха спускается в глубины ада для облегчения страданий.
Идеал бодхисаттвы
• Идеал бодхисаттвы не ограничен временем и пространством.
• Он символизирует потенциал Просветления человечества и силу, действующую во всех мирах.
• Бодхичитта и Дхарма направляют все существующее к более высоким уровням существования.
Источники и переводы
• Дхаммапада, 20, 279, пер. Сангхаракшиты
• Махамангала-сутта, 11, 11
• Ангуттара-никая, 8, 5
• Висуддхамагга, 22, 51
Палийский канон и его переводы
• Полностью переведен на английский Обществом палийских текстов
• Другие переводы: Дигха-никая Мориса Уолша, Маджхима-никая Бхикку Бодхи
• Отсылки к Палийскому канону по книге "Жизнь Будды" Нанамоли
Сутра и сутта
• Сутра переводится как "проповедь"
• Длина сутры колеблется от нескольких строк до нескольких томов
• Большинство сутр - записи учений Будды
История и мифы
• История Ангулималы, рассказанная Нанамоли
• Жизнь Миларепы, описанная Л. Лхалунгпой
• Легенда о короле Ашоке, переведенная Дж. С. Стронгом
Колесо Жизни и ниданы
• Первоначально разрабатывалось школой Сарвастивады
• Многочисленные отсылки к двенадцати циклическим ниданам в Палийском каноне
• Позитивные ниданы перечислены в Самьютта-никае
Скандхи и три лакшаны
• Скандха означает "охапка" или "совокупность"
• Будда учил о пяти "совокупностях": рупы, веданы, самджни, самскар, виджняны
• Три лакшаны: непостоянство, неудовлетворительность, отсутствие самобытия
Тибетская книга мертвых и линии доказательств
• Тибетское название "Бардо Тходол"
• Текст составлен Падмасамбхавой в VIII в.
• Линии доказательств Саткарьявады и Асаткарьявады
Привязанности и три освобождения
• Упоминание о четырех типах привязанности в Самьютта-никае
• Три освобождения упоминаются в Абхидхарма-питаке и Висуддхимагге
Нирвана и блаженство
• Ниббанам парамам сукхам, "нирвана - это высочайшее блаженство"
• Клеша-нирвана и скандха-нирвана
Дзен-буддизм и сутры Совершенства Мудрости
• "Великая смерть" тождественна абсолютному самадхи
• Сутры Совершенства Мудрости доступны в английском переводе
Татхагатагарбха и Благородный Восьмеричный Путь
• Последователи доктрины Татхагатагарбхи
• Благородный Восьмеричный Путь включает тричленное деление
Три Драгоценности и Три Прибежища
• Будда, Дхарма и Сангха известны как Три Драгоценности и Три Прибежища.
• Эти понятия восходят к первым дням существования буддизма.
Наставления и покаяние
• Наставления Будды перечислены в Палийском каноне.
• Покаяние в буддизме отличается от христианской практики.
Три тела Будды
• В махаянской доктрине Будда проявляется на материальном, архетипическом и нематериальном уровнях.
• Подробное описание можно найти в книге Вессантары.
Обращение и освобождение ума
• Обращение в буддизме связано с освобождением ума и мудростью.
• Эти понятия описаны в Палийском каноне и книгах Сангхарашиты.
Ашравы и випарьясы
• Три ашравы и четыре випарьясы перечислены в Палийском каноне.
• Випарьясы связаны с практикой и мудростью.
Восьмеричный путь и уровни осознанности
• Восьмеричный путь делится на сверхмирской и мирской.
• Четыре уровня осознанности описаны в книгах Сангхарашиты.
Око Дхармы и бодхьянг
• Око Дхармы символизирует достижение проникновения.
• Семь бодхьянг перечислены в Палийском каноне.
Абхидхарма и энергия
• Абхидхарма систематизирует учения Будды.
• Энергия в буддизме связана с искусными действиями.
Срединный Путь и неприкасаемые
• Срединный Путь помогает избежать крайностей чувственных удовольствий и умерщвления плоти.
• Неприкасаемые в Индии обратились в буддизм благодаря примеру доктора Амбедкара.
Преданность и дхьяны
• Преданность в буддизме важна для сосредоточения.
• Дхьяны описаны в Палийском каноне.
Мантры и сангха
• Мантры защищают ум и поддерживают связь с запредельным.
• Сангха включает арья-сангху и маха-сангху.
Небеса и ады
• Некоторые буддисты верят в буквальное существование небес и адов.
• Другие воспринимают учение символически.
Буддагхошу и его комментарии
• Буддагхошу комментирует Дхаммасангани, первую книгу Абхидхарма-питаки.
• Комментарий содержит ссылки на различные тексты и книги, включая работы Фрэнсиса Г. Кука и Сангхаракшиты.
Реакция на учение Будды
• В палийском каноне используются выражения для описания реакции людей на учение Будды.
• Приводится пример из "Длинных проповедей Будды" Мориса Уолша.
Медитация и практика
• Медитация описывается Буддагхошей в Висуддхимагге.
• Практика медитации повторяет процесс, который Будда прошел до достижения Просветления.
Алая-виджняна и практика шести элементов
• Объяснения по поводу алая-виджняны можно найти в книге Сангхаракшиты "Значение обращения в буддизме".
• Каноническое упоминание о "практике шести элементов" можно найти у Нанамоли.
Праджня и мудрость
• Праджня сравнивается с мечом, который можно использовать как для спасения, так и для убийства.
• Три уровня мудрости перечисляются в Дигха-никае.
Бодхисаттвы и архетипические фигуры
• Проводится различие между "историческими" и "архетипическими" бодхисаттвами.
• Перечисление архетипических фигур приводится в Панчавимсатисахасрику.
Пять Будд мандалы и "Сутра белого лотоса"
• Информация о пяти Буддах мандалы можно найти в книге Вессантары "Встречая Будд".
• Дальнейшая информация о "Сутре белого лотоса" доступна в книге Сангхаракшиты "Театр космического просветления".
Кшитагарбха и другие темы
• Более подробно о Кшитагарбхе можно прочесть в книге Вессантары "Встречая Будд".
Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания
Читать на PDF
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания
Читать целую книгу: Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды
Содержание книги «Что такое Дхарма? - Сущность учения Будды» в формате PDF
Купить буддийские книги в интернет-магазине
Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:
«Благородный Восьмеричный Путь Будды»
«Медитация: Буддийский путь покоя и прозрения»
«История Триратны – взгляд изнутри»
Где их купить в России? Напишите на е-майл: