Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Десять Совершенств и десять уровней

В начале последнего раздела мы отметили, что Путь Шести Совершенств является просто видоизмененной версией Трехчленного пути Нравственности, Медитации и Мудрости, а оба эти пути соответствуют последовательным этапам Благородного восьмеричного пути. Эти факты не только демонстрируют фундаментальное тождество Махаяны и Изначального Учения с точки зрения Метода, но и подтверждают справедливость принятия идеала Бодхисаттвы в качестве воплощения практического аспекта всей буддийской традиции и, по сути, фактора, объединяющего различные школы.

 

Теперь перед нами встает вопрос относительно меры, в которой можно соотнести с Шестью или Десятью Совершенствами и, следовательно, с Трехчленным и Восьмеричным путями, различные уровни (бхуми), по которым, как изображают тексты Махаяны, восходит Бодхисаттва в своих достижениях. Систематизируя и до некоторой степени усложняя Изначальное Учение, схоластика Хинаяны (которую Махаяна, безусловно, унаследовала и включила в собственную традицию) утверждала, что существует четыре этапа духовного или, говоря точнее, запредельного восхождения по пути – соответственно «пути» Вошедшего в Поток (шротапанна), Однажды Возвращающегося (сакридагамин), Невозвращающегося (анагамин) и Архата. С этими четырьмя этапами соотносился Трехчленный путь. Согласно традициям и Тхеравады, и Сарвастивады, практикуя нравственность совершенным образом (адхишила), можно достичь путей Вошедшего в Поток и Однажды Возвращающегося, практикуя медитацию (адхичитта) – пути Невозвращающегося, а практикуя мудрость (адхипраджня) – путь Архата. Сопоставляя эту схему с одиннадцатью обителями (вихарами) «Бодхисаттвабхуми-шастры» и десятью этапами «Дашабхумика-сутры», основными источниками Махаяны относительно этапов пути Бодхисаттвы, мы обнаруживаем, что вихары 4-8 и бхуми 2-6 соответствуют Трехчленному пути и, следовательно, не только друг другу, но и четырем запредельным путям Хинаяны. Эти соответствия можно обозначить следующим образом:

 

Адхишила (Шротапанна, Сакридагамин)

4) Адхишила-вихара

2) Вимала-бхуми

Адхичитта (Анагамин)

5) Адхичитта-вихара

3) Прабхакари-бхуми

Адхипраджня (Архат)

6) Адхипраджня-вихара

I 4) Арчисмати-бхуми

7) 〃–

II 5) Судурджая-бхуми

8)〃–

III 6) Абхимукхи-бхуми

 

В эту сложную схему можно включить и шесть парамит, по крайней мере, частично. Ведь, как мы видели, они, по сути, соответствуют Трехчленному пути. Однако совершенство терпения и совершенство рвения, будучи более поздним дополнением, не попадают в этот перечень. Прямое соотнесение шести парамит с первыми шестью бхуми (совершенство даяния соответствует прамудите, первому бхуми), если принять, что на каждом этапе практикуется одно совершенство, означало бы отказ от соответствия с нравственностью, медитацией и мудростью, а также от соответствия их самих – с четырьмя этапами Запредельного Пути. Этобыполностьюразрушилосхему, приведеннуювыше. Ноименноэтимизанимается «Дашабхумика». По сути, она заходит еще дальше. Принимая существование четырех дополнительных парамит, которые лишь мельком упоминались в более ранних трудах, и увеличивая число этапов, признаваемое «Махавасту» и «Шатасахасрикой», она утверждает собственную схему, наиболее поразительная особенность которой – параллели между десятью совершенствами и десятью уровнями, где практика одной парамиты преобладает на каждом бхуми. На основе этих параллелей воздвигается величественная многоуровневая система, в которую удается включить все важные категории вероучения, и махаянские, и хинаянские. Ученые видят в этих изменениях влияние десятичной системы, которая была изобретена примерно во времена создания великих сутр Махаяны. Это объяснение кажется удачным в случае с Десятью Совершенствами. Но для изначальной схемы, включающей десять уровней, должна была существовать более глубокая причина.

 

Как мы постоянно подчеркиваем, различие между Махаяной и Хинаяной, в конечном счете, оказывается различием в настрое ума. Все великие категории вероучения являются едиными для обеих школ, но в то время как для Хинаяны они истинны в абсолютном смысле, для Махаяны они истинны лишь относительно. Следовательно, с точки зрения Махаяны каждая из этих категорий обладает двойным смыслом, хинаянским и махаянским. Чем дальше две великих традиции отходили друг от друга, тем реже они придавали соотносимые значения одним и тем же терминам. Праджня как мудрость Архата довольно сильно отличалась от праджни как мудрости Бодхисаттвы. Само слово «Архат», изначально близкое по духовной сути слову «Будда», в силу того, что последователи Хинаяны понимали его в узком, индивидуалистическом ключе, стало обозначать для приверженцев Махаяны идеал, бесконечно низший по сравнению с идеалом Бодхисаттвы.

 

Вместо того чтобы отвергнуть Хинаяну и все ее категории и тем самым разрушить непрерывность традиции, Махаяна решила эту проблему, сначала более или менее удвоив этапы Пути, а затем – разместив два ряда терминов, полученных таким образом, так сказать, друг за другом, чтобы сформировать непрерывную последовательность. Первый ряд терминов, соответствующий бхуми 1-6 «Дашабхумики», принадлежал Хинаяне и приводил искателя к состоянию Архата, а второй ряд был махаянским и приводил к Высочайшему состоянию Будды. Согласно этой пересмотренной схеме, шестая парамита понималась не как мудрость в махаянском смысле (одна была перемещена на десятый уровень и названа джняной), а просто как мудрость Архата. В силу простоты и великолепия этой общей схемы, а также искусности, с которой в нее включили все немыслимое разнообразие буддийской традиции, изложение десяти этапов пути Бодхисаттвы в «Дашабхумике» получило признание в качестве лучшего и самого авторитетного истолкования этого жизненно важного вопроса. Следовательно, мы закончим наше исследование идеала Бодхисаттвы перечислением этих десяти этапов.

 

Но сначала мы должны просто описать четыре дополнительных парамиты, которые, изначально будучи почти незаметной группой, в «Дашабхумике» включаются в двадцать великих категорий, подобно колоннам дорического храма, величественно поддерживающим тяжеловесную доктринальную и методологическую надстройку.

 

Четыре дополнительные парамиты таковы: упая-каушалья, пранидхана, бала и джняна.

 

1) Упая-каушалья-парамита или совершенство искусных средств объясняется Харом Дайялом как «искусность или мудрость в выборе или применении средств или приемов для обращения других или помощи им»1. Хотя только на пятом этапе Бодхисаттва становится полностью квалифицированным учителем, включение Дхарма-даны в совершенство даяния показывает, что с самого начала своего пути он развивает практику разделения с другими всего, чего он достигает. Поскольку мудрость и сострадание нераздельны, как систола и диастола сердца Бодхисаттвы, он точно так же не может получать без даяния, будь то на материальном, интеллектуальном или запредельном плане, как физическое сердце не может сжиматься без расширения, а легкие не могут совершить вдоха, не сделав выдоха. На самом деле, в Тантре упая – термин, с технической точки зрения означающий сострадание. Ряд сутр и шастр Махаяны дает длинные перечисления нравственных, интеллектуальных и духовных качеств, которыми должен обладать Бодхисаттва как идеальный проповедник Дхармы. В гораздо более буквальном смысле, чем предписывалось апостолам по отношению к язычникам, он должен был «для всех сделаться всем». Японская буддийская традиция часто изображает Фугэна Босацу (Бодхисаттву Самантабхадру) в форме прекрасной юной куртизанки, которую он принимает для проповеди погрязшим в плотских утехах. Не все проповедники должны доходить до такого. Некоторые из самых важных требований для успешного распространения Дхармы классифицируются как четыре «элемента обращения» (санграха-васту), четыре «аналитических знания» (пратисамвиды) и «магические формулы» (дхарани).

 

«Элементы обращения» таковы: даяние (дана), которое мы уже обсуждали; любящая речь (приявадита); совершение благого (артха-чарья или артха-крия), в строгом смысле – побуждение и воодушевление других вести святую жизнь; служение примером (саманартхата) или практика добродетелей, которые мы советуем нашим ближним.

 

«Аналитические знания» таковы: аналитическое знание феноменов (дхарма-пратисамвид), как в их видимости, так и в реальности (согласно «Дашабхумике», это включает знание того, что различные пути (буддийской традиции) встречаются в Едином Пути); аналитическое знание смысла (артха-пратисамвид), под которым понимается знание характеристик явлений и различных категорий Учения; аналитическое знание этимологии (нирукти-пратисамвид), что, помимо определения знания этимологии, включает и доскональное владение такими предметами, как лингвистика, публичная речь и литературное сочинение, что позволяет Бодхисаттве избежать искажения буквы и духа учения, а также давать полные и непредвзятые наставления во всех янах; аналитическое знание бесстрашия, под которым подразумевается «смелость и прямота в речи, готовность к проповеди».

 

«Магические формулы» – это цепочки слогов, часто лишенных смысла, постоянное повторение которых запускает мощные защитные вибрации, которые охраняют проповедника от вреда, наносимого врагами и нечеловеческими существами. Такие дхарани обычно преподносятся Бодхисаттве благожелательно настроенными божествами, которые стремятся защитить его от опасности.

 

2) Пранидхану или Обет мы уже обсуждали в четвертом разделе. Его возведение в ранг отдельной парамиты указывает на невероятную значимость, которую он со временем приобрел в глазах последователей Махаяны.

 

3) Бала-парамита, совершенство мощи или силы. Она двухчленна и состоит из двух групп из пяти и десяти сил. Пять сил – это все те же пять духовных способностей в их динамическом аспекте. Десять сил (существует два различных перечня) не стоит описывать детально, поскольку они представляют чисто теоретический интерес. Нигде необходимость тем или иным образом подойти к полному обретению десяти Совершенств не видится более очевидной, как в случае с этой парамитой.

 

4) Джняна-парамита, совершенство знания, четвертое и последнее из дополнительных Совершенств, отличается от совершенства мудрости лишь названием и не нуждается в отдельных пояснениях.

 

Кратко и понятно, но в то же время верно описать десять уровней пути Бодхисаттвы сможет, если это вообще реально, лишь тот, кого поддерживают своей силой все Будды. «Дашабхумика» и другие сутры не только описывают каждый из бхуми с огромным количеством деталей, сбивающих с толку, но и расточают одну за другой все те же превосходные степени, все то же невероятное, чрезвычайное изобилие духовных качеств, так что иногда читатель не в состоянии понять, как отличить одно от другого. Есть звезды, которые в силу огромного расстояния от Земли кажутся невооруженному глазу не большими, чем те, что в тысячи раз меньше, но гораздо ближе к нам. Так и с бхуми. Язык не способен качественно провести различия между ними. Хотя мы можем говорить о четвертом, пятом и шестом измерениях, на деле мы множим бессмысленные слова, поскольку не можем сформировать понятия об этих измерениях. Подобно этому, хотя мы можем воспроизвести традиционные описания бхуми, они будут бессмысленны для нас, поскольку в нашем опыте нет ничего аналогичного им. Они находятся исключительно в сфере запредельного. Поэтому мы лишь перечислим основные вероучительные и методологические категории, связанные, согласно «Дашабхумике», с каждым из десяти уровней. Те, чье интеллектуальное любопытство не будет удовлетворено нашим сжатым рассказом, могут обратиться к «Буддизму Махаяны» Налинакши Дутта и «Учению о Бодхисаттве в буддийской санскритской литературе» Хара Дайяла в поисках дальнейшей информации.

 

1) Прамудита, Радостный. На этот уровень вступают сразу после Порождения Мысли о Просветлении. По мере того, как вновь возникший Бодхисаттва думает о Высочайших Просветленных и о пути Бодхисаттвы, он понимает, что он не только свободен от страха дурных перерождений, но и уверен в обретении состояния Будды на благо всех живых существ, и его сердце заполняет всеохватная радость. Помимо других благородных качеств, он развивает семь факторов Просветления и дает десять Великих Обетов. На этом бхуми он особенно посвящает себя практике даяния, что одновременно является первым Совершенством и первым из средств обращения.

 

2) Вимала, Безукоризненный. Этот уровень достигается благодаря совершенной чистоте поведения. На нем Бодхисаттва тщательнейшим образом соблюдает десять путей благотворных деяний и побуждает других следовать ему. Не отрицая остальные Совершенства, он уделяет особое внимание совершенству нравственности и практикует второе средство обращения, любящую речь.

 

3) Прабхакари, Освещающий, означает, что на этом уровне естественное свечение ума Бодхисаттвы не затемняется случайными омрачениями. Осознавая, что его тело охвачено огнем похоти, ненависти и неведения, он развивает отвращение и отторжение от всего мирского. Сильнее, чем когда-либо, он жаждет Высочайшего Просветления и посвящает себя ежедневно и еженощно изучению писаний и практике медитации. Он ощущает четыре дхьяны, четыре «бесформенных достижения», четыре брахма-вихары и шесть абхиджня. Хотя в тексте описывается, что он сосредоточивается на совершенстве терпения, очевидно, что на этом бхуми Бодхисаттва более занят совершенством медитации. Этот разрыв, очевидно, возник в силу длительного влияния категорий Трехчленного пути. На этом уровне Бодхисаттва практикует третье средство обращения, совершение благого.

 

4) Арчисмати, Пылающий, называется так, потому что на этом бхуми Бодхисаттва сжигает двойные «покровы» (аварана) омрачения и неведения посредством лучей бодхипакшья-дхарм, тридцати семи принципов, способствующих обретению Просветления. Он вступает в Свет Учения (дхармалока), обретая проникновение в сферу живых существ (саттвадхату), миров (локадхату), вселенной (дхармадхату), космоса (акашадхату), сознания (виджнянадхату), желаний (камадхату), форм (рупадхату), бесформенности (арупьядхату), благородного намерения и устремления (ударадхьяшаядхимуктидхату) и великодушного намерения и устремления (махатмьядхьяшаядхимуктидхату). Стоит отметить, что, хотя он уже достиг великих духовных высот на предыдущих бхуми, только на этом этапе Бодхисаттва способен избавиться от ложных идей, основанных на представлении о постоянном атмане. Сосредоточиваясь на развитии совершенства рвения, Бодхисаттва на этом бхуми излучает энергию, как солнце излучает жар и свет. Он также практикует служение примером, четвертое средство обращения.

 

5) Судурджая, Труднопокоримый, относится скорее к Бодхисаттве, нежели к самому уровню: Мара теперь вряд ли способен победить его. Он развивает чистоту и равностность (читташая-вишуддхисамата) по отношению к дхармам прошлых, настоящих и будущих Будд, морали, медитации, устранению ложных воззрений и сомнений, знанию верного и ложного пути, практике принципов, способствующих Просветлению, и «взращиванию» всех существ. Посредством этого он обретает способность понять не только Четыре истины, но и различные иные аспекты Истины, от относительной истины и абсолютной истины до истины о возникновении знания Татхагаты. Это, в свою очередь, позволяет ему осознать пустотность явлений и бесполезность жизни в потакании мирскому. Он жалеет тех, кто остается рабами похоти и гордости. На этом уровне он особенно развивает совершенство медитации, практикует все четыре средства обращения, обретает знание всех искусств и наук и получает от девов различные дхарани для его защиты во время проповеди Учения.

 

6) Абхимукхи, Стоящий Лицом к Лицу, называется так, потому что на нем Бодхисаттва стоит, так сказать, лицом к лицу с Реальностью. Он осознает абсолютное тождество всех явлений десятью различными способами, а именно, в отношении того, что они все «лишены знаков» (анимитта), лишены характеристик (алакшана), не имеют источника (аджата), обособлены (вивикта), чисты с самого начала (адивишуддха), невыразимы (нишпрапанча), ни принимаемы, ни отвергаемы (анаюханирьюха), подобны сну, оптической иллюзии, отражению луны в воде и эху (маясвапна-пратибха-сапратиштукопама), и тождественность (буквально «недвойственность») существования и несуществования (бхавабхавабвая). Посредством этого десятичленного постижения формулы взаимозависимого возникновения, которая показывает, что семена омрачений возникают в нашем собственном сознании, он постигает, что древо страданий растет без того, кто делает или ощущает, а три мира – в реальности не что иное, как Абсолютный Ум (читтаматра). Он постигает Реальность в трех ее модусах – Беззнаковости, Лишенности Желаний и Пустоте – и достигает соответствующих Освобождений. На этом бхуми, как изображается, Бодхисаттва обретает в дополнение к качествам Бодхисаттвы все качества Архата и особенно практикует совершенство мудрости. Но там, где кончается Хинаяна, начинается Махаяна.

 

7) Дурангама, Далеко Идущий, называется так, что начиная с этого уровня Бодхисаттва, выходя за пределы Хинаяны, движется в направлении Высочайшего Просветления, к цели Единого Пути Махаяны. Начиная с этого момента, все наши попытки описать этапы, которые он проходит, неизбежно приведут нас к определенному недопониманию. Обретая Освобождение, но не вступая в личную Нирвану, как происходит на этом этапе, Бодхисаттва больше не движется по личному пути. Теперь он безличная космическая сила, а его деятельность – часть вездесущей запредельной активности дхармакаи. Нам кажется, что он действует как индивидуальное существо, просто в силу наших омрачений ума. Согласно утверждению сутр, которое, конечно, не стоит понимать буквально, «Бодхисаттва» вступает на особый махаянский путь с помощью десяти видов знаний искусных средств (упаяпраджняджяна). Он ни на мгновение не отрывается от деятельности, соответствующей пути, и активностей, соответствующих Знанию. Он воплощает Десять Совершенств, четыре средства обращения, четыре решимости и тридцать семь принципов, способствующих Просветлению. Идя по десяти путям благотворных деяний Высочайшего Будды, он спонтанно совершает функции, связанные с различными искусствами и науками, которыми он овладел на пятом этапе, и становится учителем трех тысяч миров. В соответствии со своим Великим Обетом он появляется на различных уровнях мирского существования для того, чтобы помочь живым существам и освободить их. Хотя обычно он появляется во всей своей подлинной духовной славе, его сострадание столь велико, что он, не колеблясь, принимает при необходимости форму шраваки, пратьекабудды и даже преступника или последователя небуддийского учителя. На этом бхуми он особенно развивает совершенство искусных средств.

 

8) Ачала, Недвижимый, – это бхуми, на котором Бодхисаттва, не затрагиваемый двойственными концепциями причинности и непричинности, развивает кшанти, известное как анупаттика-дхарма-кшанти, безмятежность перед лицом безначальности всех явлений. Будды, напоминая ему о Великом Обете, раз и навсегда лишают его возможности соскользнуть в личную Нирвану и вдохновляют его обрести, подобно им, неизмеримое тело, миры, лучезарность, чистоту речи и членов, проникновение в десять миров, поле Будды, существ и разнообразие дхарм десяти направлений, поскольку все это неотделимо от Высочайшего Просветления. Он в подробностях знает развитие и угасание вселенной, сочетание ее элементов и природу всех существ. Теперь он обладает всеми качествами Будды, в соответствии с чем возможность скатывания вниз совершенно отсутствует. Этот уровень, на котором совершенство обетов получает основное внимание, столь важен, что его называют уровнем совершенства, рождения и окончательности.

 

9) Садхумати, Благие Мысли, называется так, потому что на этом уровне Бодхисаттва овладевает благими мыслями на основе обретенного им аналитического знания. Он подлинно знает отличительные характеристики всех дхарм; он знает обязанности шравак, пратьекабудд, Бодхисаттв и Будд; он полностью знает все мысли и желания людей во всех их сиюминутных подробностях; он способен проповедовать им в соответствии с их темпераментом. На этом бхуми он постоянно пребывает в видении Будд и практикует совершенство силы.

 

10) Дхармамегха, Облако Учения, согласно одному из свидетельств, назван так, потому что он пронизан различными самадхи и дхарани, как небо облаками. В результате таких самадхи появляется великолепный украшенный драгоценностями лотос, бесконечный по размеру и свечению, на котором Бодхисаттва с не менее великолепным телом появляется сидящим в Самадхи, Освященном Всезнанием. Он окружен бесчисленными Бодхисаттвами, принадлежащими девяти этапам, и глаза всех постоянно сосредоточены на нем. Лучи света, испускаемые его телом, даруют счастье всем живым существам. В то время как он сидит на драгоценном лотосе, лучи исходят из всех Будд и освящают его как Татхагату, обладающего всезнанием. Поэтому этот этап называют этапом освящения. Бодхисаттва, ставший Высочайшим Буддой, достиг «бесконечного конца» своего пути. Завершив на этом этапе практику совершенства знания, он совершает чудеса сверхъестественной силы и испускает бесчисленные запредельные формы, посредством которых, выполняя свой изначальный обет, он с этих пор работает ради освобождения всех живущих.

 

1 «Учение о Бодхисаттве в буддийской санскритской литературе», с. 248.